В законах царя хаммурапи в качестве платы

Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Класс: 5.

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;
  • подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи;
  • защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;
  • развивать логическое мышление; продолжить работу по формированию исторических понятий.

Новые понятия: закон, суд, судить.

Организационный момент

  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

Учащиеся уже познакомились с Междуречьем, шумерской культурой (богами солнца, воды, плодородия), клинописью.

I. Постановка учебной задачи

Учитель: В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.

Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения версий, учащиеся должны придти к выводу, что для исторической науки данный столб ценен все же содержанием текста.

– Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Предполагаемый ответ учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо, касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.

Учебная задача: Узнать, о чем этот текст?

II. Решение учебной задачи

Учитель (на фоне музыки): Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

(Слайд с изображением столба)

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Учащиеся высказывают свои предположения (бог и царь Хаммурапи)

Учитель: Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (Следующий слайд)

«Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа».

Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? (Чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого)
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране? (С помощью законов)

Решение задачи: Текст на столбе – это могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Работа в группах.

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

7. Если человек купит из руки сына человека полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату. кирпичного мастера. плату ткача. плату камнереза. плату столяра. плату кожевника, плату плотника. плату корзинщика. плату строителя. В день он должен давать».

Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Статьи законов для второй группы:

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.

Вопросы к статьям: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Статьи законов для третьей группы учеников:

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков

Статьи законов для четвертой группы учеников:

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?

Статьи законов для пятой группы учеников:

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.
6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: «око за око, зуб за зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. По ходу ответов на доске оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

IV. Рефлекствно-оценочный этап

Слайд: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Законы Хаммурапи

Указанная политика нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, которые сложились и были сформулированы на основе более ранних аналогичных предписаний. Смысл регламентов был в том, чтобы четко определить права и обязанности населения, в частности ограничить и поставить под строгий контроль сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации статей нет). В них нашли отражение различные и в большинстве, видимо, опиравшиеся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых дает представление о вавилонском обществе XVIII в. до н.э. В судебнике не выделены четко не только статьи, но и разделы, однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвященных разным вопросам. Это общие принципы отправления правосудия, охрана собственности царя, храмов и населения, статус имущества, полученного от царя за службу, операции с недвижимостью и торговля, семейное право, наказание за телесные повреждения, ситуации с распоряжением движимым имуществом.

Пример

Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых обычно обретали более высокий статус мушкенумов. На развод право имели обе стороны, но жена за неверность наказывалась строже. Приданое жены принадлежало ее детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей.

В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенумы и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные проступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он обходился виновному еще дешевле, а в случае правонарушений, допущенных им самим, применялись наиболее строгие и жестокие меры наказания. Вообще же рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев. Беглых ловили, укрывателей сурово наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас также и должность, да и достаточно высокий административный статус.

Группа статей, касающихся собственности, – едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи свода обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.

Наибольшего внимания заслуживают те из статей, которые касались условий кредита и ростовщичества. Все они были направлены на ограничение произвола заимодавцев и стремились дать должнику максимальные шансы. При неурожае его долг откладывался. Когда за долг человек был вынужден отдать в рабство кого-либо из своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника, и если последний умирал от дурного обращения, кредитор наказывался. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет. По истечении этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента – он не должен был превышать 20% при денежном и 30% при натуральном займе.

Наказания за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний – талион, т.е. воздаяние по принципу «око за око, руку за руку, сына за сына, раба за раба».

Вообще же чтение всех 282 статей судебника показывает, что лейтмотивом его была защита традиционных прав и имущества собственного, т.е. вавилонского, населения, особенно в тех случаях, когда вавилонянин или его имущество оказывались под угрозой. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, необходимую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой. Вообще все свое, вавилонское, население и особенно полноправные общинники обеспечивались максимальной поддержкой закона, бывшего как бы гарантом неприкосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны его потенциальных противников, от неприятеля, который мог взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.

Что касается мушкенумов, то они имели меньшую правоспособность не потому, что были более эксплуатируемым слоем населения. Очень похоже на то, что в этом смысле они были наравне с полноправными, а в административном плане часто стояли выше их. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что царские люди второго слоя чаще всего не имели корней в общинах Вавилонии и в силу этого не могли считаться полноправными.

Что касается рабов, то многое в судьбе их и их потомков зависело, видимо, от случая. Есть основания считать, что рабы-чужаки достаточно быстро могли приобрести статус мушкенума, особенно если их сажали на храмовые земли. Рабы, оказавшиеся во владении общинников, обычно включались в состав семьи на правах ее младших членов со всеми вытекавшими из этого последствиями. Иными словами, во втором поколении рабы, как правило, рабами быть переставали. Таким образом, это была как бы временная, переходная категория (напомню, что речь идет о рабах-иноплеменниках, рабах- пленниках, рабах-чужаках, только о них, – о долговых рабах речь только что шла особо).

Подводя итоги, еще раз обратим внимание на динамику исторического развития очагов урбанистической цивилизации в ее шумеро-вавилонском варианте. Сначала возникает группа соседних и параллельно развивающихся шумерских городов-государств с характерной для них храмовой формой администрации. Такого типа адинистративно-политическая структура благоприятна для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции, поскольку параллельно с налогами от общин казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества храмовых, а позже царско-храмовых земель в рамках укрупненных государств Саргона или правителей третьей династии Ура создает условия для упрочения сильной централизованной власти, причем этому же способствуют процесс приватизации и появление в рамках социума немалого количества обезземеленных вчерашних общинников, вынужденных арендовать храмовые и царские земли. Обилие неполноправных арендаторов на царско-храмовых землях времен третьей династии Ура привело к возникновению здесь системы колхозов-псевдолатифундий с массовым использованием лишенных собственности и находившихся под жестким контролем администрации зависимых людей, полурабов и невольников, о статусе и образе жизни которых свидетельствуют массовые документы хозяйственной отчетности, создающие впечатляющую картину коммунистической казармы.

Неэффективность казарменного коммунизма в форме труда подневольных выявилась достаточно быстро, так что в Вавилонии времен Хаммурапи от этой формы хозяйства отказались. Царско-храмовые земли вновь были отданы служащим, включая неполноправных мушкенумов, в качестве платы за их труд или в виде аренды. Общинники, сохранившие земли, стали по-прежнему платить налоги в казну. Возникшие частные собственники тоже платили налоги. Но, хотя статус частнособственнических земель выгодно отличался от статуса общинных земель тем, что их можно было продать, это преимущество не было столь бесспорным, как могло бы показаться. Вспомним, в частности, об обязанности общин выкупать воинов и возвращать им их наделы – чьими они, эти наделы, в момент их возврата скорее и чаще всего бывали?

Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности, так что их вариант политогенеза и развития форм хозяйства и собственности заслуживает особого внимания. Он во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними (а это весь Ближний Восток, кроме разве что Египта).

В заключение несколько слов о том вкладе, который внесли жители древнего Двуречья в мировую культуру. Это, во-первых, шумерское протоиероглифическое письмо, достаточно быстро трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что впоследствии сыграло решающую роль в возникновении алфавитной системы. Во-вторых, постоянно развивавшаяся усилиями жрецов система календарного счисления, тесно связанного с астрономическими наблюдениями, а также элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятеричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к древнему Двуречью. Религиозные представления с множеством богов и храмов в их честь, интереснейшие мифы с описанием жизни, приключений и похождений богов и героев, наиболее знаменитым среди которых считался Гильгамеш, развитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, культура архивного дела, первые в истории географические карты и путеводители – вот далеко не полный перечень того, что осталось в памяти потомков и внесло свой вклад в развитие мировой культуры.

studme.org

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной дисциплине (стр. 2 )

Толковый словарь С. Ожегова

1.«Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

2. Современная мировая культура.

3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

БСЭ (Большая советская энциклопедия)

1) Синоним культуры

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Толковый словарь В. Даля

Общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Термин «Цивилизация» произошел от латинского «civilis» гражданский – государственный.

Все авторы словарей, прежде всего, отождествляют цивилизацию с развитием культуры, но имеются и некоторые разночтения, например, Ожегов предполагает наличие внеземных цивилизаций, а Даль – превращение народа из дикого в гражданственный.

Моя позиция близка к определению БСЭ «Цивилизация — уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры», т. е обновление общества в сравнении с предыдущей ступенью развития.

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: записи в тетради, устное сообщение

Критерии оценки: обоснованность и четкость изложения подготовленных сообщений, заполнение тетради

Контроль выполнения: устный опрос

Самостоятельная работа №2

Тема: « Первобытный мир».

Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

Задание 1: пользуясь конспектом на контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, записать их названия

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

1.

Пример стоянки Давлеканово показан на карте

Стоянки на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Удалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг — Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко — Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических венер.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз— водить 8—7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Задание 2:. Ответить на вопросы в тетради:

1. Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?

2. Почему в этих местах заселялись первые древние люди?

Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: Отметки на контурной карте, записи в тетради, устное сообщение

Критерии оценки: аккуратность и правильность нанесения стоянок на контурной карте, обоснованность и четкость ответов, заполнение рабочей тетради

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Самостоятельная работа № 3

Тема: « Ранние цивилизации, их отличительные черты».

Цель: сформировать представление о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

Задание: Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах».

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Рабочий конспект урока

1. Начертить в рабочей тетради таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.

(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)

pandia.ru

Разработка урока в 10 классе «Восточная деспотия»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Египет.docx

Фараон – глава государства и общества, «вместилище Бога», обладал высшей властью духовной, законодательной, административной, военной и судебной. Начиная, с III династии фараоны обожествляются и объявляются равными богам. Разрабатывается ритуал поклонения богу-фараону, строятся грандиозные сооружения, подчеркивающие их величие. От фараона-бога (как считалось) зависел урожай, справедливость и безопасность. Любое преступление против фараона — являлось преступлением против религии и богов. Фараону принадлежало верховное право на землю в стране. Он мог жаловать землю и титулы. Его власть, начиная с Древнего царства, являлась наследственной.

Фараону принадлежала вся полнота законодательной власти, он осуществлял законодательство единолично, ему помогали лишь высшие сановники страны. Все обязаны были слепо повиноваться его приказаниям. Фараон стоял также во главе всего административного аппарата. Ему принадлежала высшая судебная власть и высшая военная власть. Как потомок богов, как посредник между богами и людьми фараон был также и верховным жрецом.

Титул фараона: «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы» , божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта, одарённый жизнью. Да живет Гор золота, родной сын Ра , возлюбленный им, владыка Обеих Земель, одарённый жизнью, вечностью, счастьем навечно».

Всеобщим уважением и почитанием были окружены жрецы. Только они хранили в своей памяти тексты молитв и заклинаний, обращений к богам. Жрецы умели вычислять и площади земельных участков, следили за движением светил на небосклоне, занимались врачеванием, возводили грандиозные архитектурные сооружения.

Регионы в Египте назывались «номами». Ном простирался на десятки километров вдоль берега Нила; в него входило несколько десятков поселений. Высший уровень власти был представлен компетентными чиновниками.

Глава «дома оружия» был руководителем военного ведомства; он отвечал за вооружение и снабжение армии, строительство крепостей и кораблей. Был и особый «Заведующий тем, что дает Небо, производит Земля и приносит Нил». Он являлся хранителем государственных амбаров и складов, управляющим царско-храмовых хозяйств. Начальник «шести великих домов» возглавлял судебное ведомство, отвечал за судопроизводство по всей стране. «Хранитель печати» был ответственен за организацию заморских экспедиций.

Особенностью социальной структуры Древнего Египта является отсутствие общины. Большие поля, урожай с которых шел в государственные амбары, обрабатывались отрядами работников, именовавшихся «слугами царя» (их снабжали орудиями, скотом, посевным зерном, кормили за счет казны). «Слугами царя» были и ремесленники различных специальностей.

Число рабов возрастало, в том числе и частных. Но последних было немного, стоили они очень дорого. Порабощение соплеменников-египтян («долговое рабство») было очень редким и официально не допускалось.

Выбранный для просмотра документ Задание.docx

Прочитайте предложенные отрывки из исторических источников и тексты описания стран. Составьте социальную иерархию, сложившуюся в данном государстве, по предложенной схеме.

Докажите, опираясь на текст, что государства Древнего Востока по форме правления были «восточными деспотиями». Выявите особенности государства, которые не вписываются в концепцию «восточной деспотии».

Выбранный для просмотра документ Индия.docx

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась полным произволом монарха, бесправным положением подданных и наличие централизованного бюрократического аппарата. В индийском государстве также имелось три ведомства, выполнявших основные функции рабовладельческого государства. Как в небольших государствах Индии, так и в огромнейших империях, созданных на ее территории, существовала деспотическая власть царей.

По учению брахманов, в царской власти получает отражение внешне единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющемуся в религии. Цари в Индии сосредоточивали в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти, однако, царь не являлся верховным жрецом.

Царь стоял во главе огромного бюрократического аппарата. При царе существовал совет, состоявший из представителей рабовладельческой аристократии. Компетенция этого органа была крайне ограниченной: он выполнял лишь совещательные функции.

«Царь и государственное управление».

«Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, Владыка создал царя для охраны всего этого [мира]. Так как царь был создан из частиц лучших богов, он блеском превосходит все живые существа. Как солнце, он жжёт глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть на него».

Законы Ману. II в. до н. э. — I в. н. э.

«Разделение на варны».

«Ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшья и шудру. Брахманы, кшатрии и вайшьи – три варны дважды рождённых, четвёртая же – шудры – рождённые один раз… Во всех варнах только те [сыновья], которые рождены от жён равных, должны считаться рождёнными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению. Из живых существ наилучшими считаются одушевлённые, между одушевлёнными — разумные, между разумными — люди, между людьми — брахманы. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он [Брахма] установил для брахманов…

«Земледелие добродетельно» — так думают многие, но такой образ жизни порицается благочестивыми, ибо дерево с железным наконечником ранит землю и [существа], живущие в земле… Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение… и неприверженность к мирским утехам он [Брахма] указал для кшатрия… Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие [Брахма установил] для вайшья. Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью, и особенно разведением скота…

Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим [дважды рождённым] варнам со смирением… Шудра чистый, послушный высшим, мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает [в новой жизни] высшее рождение».

Законы Ману. II в. до н. э. — I в. н. э.

Выбранный для просмотра документ Китай.docx

Иньское государство (древний Китай), особенно в конце своего существования, имело форму восточной деспотии. Политическая власть была сосредоточена в руках вана-царя. Обожествленный, признанный «сыном неба», царь был одновременно и верховным жрецом государства. Он же был командующим армией и высшей судебной инстанцией.

В государственном строе Чжоу (западное государство Китая) власть вана приобретает еще большее значение, и сам он окончательно причисляется к богам.

Из надписи на стеле в честь Цинь Шихуана.

«На двадцать шестом году царствования Цинь Шихуан приступил к управлению Поднебесной. Навёл порядок в стране, ввёл единое законоположение и единую новую систему управления страной. Отныне всевозможные дела можно решать, исходя из этих установлений. Уже сейчас видно, что отношения между людьми стали подобны отношениям между отцом и детьми. Император умён, добродетелен и справедлив, его принцип правления ясен для всех. Заслуга императора состоит в том, что он заставил население заниматься основным делом (земледелием). Весь народ Поднебесной сосредоточил свои желания, помыслы и стремления на одном. Все орудия и оружие производились по единому образцу. Установил единую систему написания иероглифов. Всюду, где светит солнце и луна, всюду, куда доплывают корабли, — везде идёт размеренная, спокойная жизнь, нет ни одного человека, чьи бы желания не осуществились. В заботах о черноголовых император трудился утром и ночью не покладая рук. Почитаемые и низкие, знатные и ничтожные — все находились в определённых рамках и не должны переходить сами из одного сословия, ранга в другие. Запрещалось творить преступления, все должны совершать правильные и хорошие поступки».

В Китае деспот — император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств.

Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей.

Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена.

Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо. Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 году до н.э. Цинь Шихуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сохранил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии.

Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция.

Выбранный для просмотра документ Месопотамия.docx

Во главе древнешумерийских государств – патесиатов – стоял патеси, наместник бога на земле. Ему присваивался титул лугаля, когда его господство начинало простираться, помимо одного города, на значительную часть всей страны. Патеси – это преемник родоплеменных старейшин. С расколом общества на классы и образованием государства эти старейшины превратились в органы политического господства, и так как сохранение общины и потребности ирригации обусловили возникновение сильной централизованной власти, то их власть приняла характер деспотии. Патеси вместе с тем выполнял жреческие обязанности. Патеси – главный жрец местного бога. Правитель обладал высшей законодательной и судебной властью. Монархическая власть опиралась на чиновничество и войско.

«Я – Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем , скопивший богатство и изобилие, сделавший всё для Ниппура, связи небес и земли… Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость…»

Политическая структура Месопотамии состояла из трех категорий: царя, должностных лиц и граждан. Обязанностью царя было обеспечение безопасности, поддержание ирригационной системы, обеспечение справедливого суда. Должностные лица занимали главные посты в государстве: визирь, хранитель драгоценностей, наместники в провинциях. Все они происходили из аристократических родов. Главной обязанностью высокопоставленных чиновников было сообщение воли правителя гражданам и контроль за выполнением царской воли. Граждане должны были служить царю, платить налоги, предоставлять свою помощь в области сельского хозяйства и войны.

Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными силами. Жрецы — прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этой же богине служили и жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.

Месопотамское общество делилось на три слоя: аристократию, свободных граждан и рабов. К аристократическим семьям принадлежали высокопоставленные светские чиновники, жрецы и военачальники. Жители городов и крестьяне составляли слой свободных граждан. Земледельцы, скотоводы, садовники, рыбаки и охотники снабжали продовольствием города, в которых жили ремесленники: каменщики, плотники, горшечники, пекари, мясники, ткачи, пивовары, кожевенники и кирпичники.

«ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ»

О все видавшем до края мира,

О познавшем моря, перешедшем все горы,

О врагов покорившем вместе с другом,

О постигшем премудрость, о все проницавшем,

Сокровенное видел он, тайное ведал,

Принес нам весть о днях до потопа,

В дальний путь ходил, но устал и смирился,

Рассказ о трудах на камне высек,

Стеною обнес Урук огражденный,

Светлый амбар Эаны священной. —

Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,

Погляди на вал, что не знает подобья,

Прикоснись к порогам, лежащим издревле,

И вступи в Эану, жилище Иштар, —

Даже будущий царь не построит такого, —

Поднимись и пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай:

Его кирпичи не обожжены ли

И заложены стены не семью ль мудрецами?

Велик он более всех человеков,

На две трети он бог, на одну — человек он,

Образ его тела на вид несравненен.

Выбранный для просмотра документ Историки. Задание.docx

Прочитайте предложенные теории о происхождении государства. Сформулируйте основные принципы, каждой из теории.

Можно ли назвать царя Хаммурапи деспотом? Ответ аргументируйте.

К какой теории о происхождении государства можно отнести государства Древнего Востока? Почему?

Выбранный для просмотра документ Историки.docx

Государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории – Фома Аквинский, Жак Маритен, Дезире Мерсье , выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле.

Основоположники этой теории – Аристотель, Платон, Роберт Филмер, Н.К. Михайловский , считали, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

По мнению представителей договорной теории ( Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Гуго Гроций, А.Н. Радищев ), государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Причину происхождения государственности представители этой теории: Людвиг Гумплович, Карл Каутский, Евгений Дюринг , видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

По мнению, основоположников этой теории Карла Маркса, Фридриха Энгельса и В.И. Ленина , важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

infourok.ru

Популярное:

  • Налог который взимается по прогрессивной ставке Налог который взимается по прогрессивной ставке Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) - один из самых выразительных критериев "левизны и правизны" или "социалистичности и либеральности" […]
  • Оформление субсидии по новому Субсидии по-новому. Что изменится В правительстве пересмотрели правила предоставления субсидий. О чем нужно знать и на что обращать внимание? Кабинет министров внес изменения в программу предоставления субсидий. Таким образом в […]
  • Что такое kei в кей коллекторе Что такое kei в кей коллекторе Если вы не знаете, с чего начать процесс настройки программы, то советуем вам обратить внимание на данный раздел. Здесь мы рассмотрим общие принципы настроек и покажем как их правильно применять в […]
  • Обязанности гражданина рф кратко Обязанности гражданина рф кратко Обязанности неотделимы от прав, поскольку лишь в совокупности они составля­ют основу правового статуса личности. Основные обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и […]
  • Категория дел районных судов 2. Районный (городской) суд, его компетенция Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Их организация предусмотрена ст.21 Федерального закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе […]
  • Преимущественное право проживания Статья 1168. Преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства 1. Наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь (статья 133), доля в праве на которую входит в состав […]
  • Какой налог на земля приходит Не приходит налог на землю - что делать? Как узнать налог на землю Каждый человек должен заботиться о своевременной уплате различных налогов. При отсутствии перечислений ФНС применяет к должникам разные меры воздействия, […]
  • Независимая экспертиза мсэ Медико-социальная экспертиза Согласно Постановлению правительства РФ от 20.02.2006 года при несогласии с решением МСЭ подаются заявления в Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ. Как показывает опыт все отрасли стоят горой […]