Внешние формы проявления налогов

Налоги как экономическая категория

В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической категорией.

Субъекты рыночной экономики в процессе своей хозяйственной деятельности создают продукт, доход, который в масштабе национальной экономики формирует внутренний валовый продукт (ВВП). Уплата налогов означает, что хозяйствующий субъект передает часть своего дохода в собственность государства для формирования доходов бюджета. Таким образом, в процессе уплаты налогов происходит перераспределение ВВП. Часть созданного в индивидуальном хозяйстве дохода переходит из частной собственности в собственность государства. Налоги как экономическая категория представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета государства. В настоящее время посредством налогов перераспределяется значительная часть

ВВП. По данным Минфина России величина налоговых сборов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей) составляет в настоящее время 34,2% ВВП [1] .

Внутренняя сущность налогов как экономической категории имеет внешние формы проявления. С точки зрения государства налоги принимают форму доходов. С позиции другого участника налоговых отношений (налогоплательщика) налоги выступают в форме изъятия части созданного им дохода, т.е. расхода. У каждого участника налоговых отношений формируется свой экономический интерес. Причем эти интересы противоречивы. Государство заинтересовано в росте налоговых доходов, так как это позволит ему лучше выполнять возложенные на него публичные функции, которые расширяются по мере развития общества. Налогоплательщик, наоборот, заинтересован в снижении налогов, так как это позволит ему снизить расходы бизнеса, увеличить ту долю дохода, которая останется в его распоряжении на потребление и накопление.

Указанное противоречие приводит к тому, что каждая сторона формирует собственную систему защиты своих экономических интересов.

Налогоплательщики используют две основные модели поведения, которые направлены на снижение величины налоговых платежей. Первая модель получила название «уклонение от налогов». Суть этой модели поведения состоит в том, что налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство: скрывает доходы и объекты налогообложения, не представляет или несвоевременно представляет в налоговые органы документы, необходимые для исчисления уплаты налогов, незаконно применяет налоговые льготы. Другая модель поведения получила название налоговое планирование. Она является своего рода компромиссом. Налогоплательщик не нарушает налоговое законодательство, по при этом снижает суммы налоговых платежей. Налоговое планирование – это легитимная деятельность налогоплательщика, направленная на снижение его налоговых обязательств. Сложность современного налогового законодательства, неоднозначность трактовки его отдельных норм позволяют налогоплательщику разрабатывать легитимные методы снижения налогов. Можно говорить о том, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

Стремление налогоплательщика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно. Однако практическое воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего интереса государство совершенствует налоговое законодательство, а также создает систему налогового контроля. В Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Они проводят контроль «за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» (п. 1 ст. 30 НК).

Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным. Поэтому система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему налоговых санкций (штрафов) для нарушителей налогового законодательства. С этой целью в НК включен специальный разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

  • [1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

studme.org

Внешние формы проявления налогов

Безвозвратное взимание денег (материальных ценностей)

При уплате налога имеет место только одностороннее движение стоимости от плательщика к государству

Одностороннее установление государства

В юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с народом в целом в лице каких-либо его представителей. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке в силу его собственного волеизъявления, закрепленного в соответствующем правовом акте

Налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, как это пытаются представить некоторые налоговые теории, а выступает безвозмездным изъятием денег

Установление налога порождает налоговое обязательство

Принятие правового акта, посредством которого устанавливается налог, приводит к возникновению у юридических или физических лиц, обладающих статусом налогоплательщика, налогового обязательства

Изменение формы собственности на предмет налогового платежа

Налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налогового платежа с частной на государственную

Носит принудитель­ный характер

Устанавливается и вводится государством против воли и желания налогоплательщиков, т. е. принудительно; при уплате налога его плательщик в принудительном порядке лишается части своей собственности;

если налогоплательщик не выполнит своего налогового обязательства, то государство осуществляет взимание недоимки (неуплаченной в срок суммы налога)

Стабильное отношение с государством

Налог устанавливается не индивидуальным, а нормативным правовым актом, и в случае, если конкретный субъект обладает соответствующим объектом, он становится носителем налогового обязательства, которое будет существовать столько, сколько будет существовать этот субъект и принадлежащий ему объект обложения

Носит правомерный характер

При взимании налога изъятие денег у налогоплательщика происходит против его воли и желания, и на то, что, с другой стороны, налог – это всегда завладение государством чужими деньгами, оно становится их собственником на правомерных основаниях. В силу чего можно считать специфическим прекращением права собственности у одного лица (налогоплательщика) и возникновения этого права у другого лица (государства)

Необходимо также отметить, что налоги не выступают целевыми взносами в государственный бюджет страны. Они являются доходом государства в целом и аккумулируются в централизованных государственных денежных фондах. Органы государственной власти, имея, как правило, организационно-правовую форму государственного учреждения, финансируются за счет непосредственно налога, причем поступив в бюджет, налог прекращает свое существование. В условиях рыночной экономики, расходование государственных денежных фондов предопределяется назначением государства и осуществляемыми им функциями, которые, часто, носят не хозяйственный, а политический характер.

Таким образом, налоги — это обязательные платежи, которые законодательно устанавливаются государством, уплачиваются юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и аккумулируются в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.

Исходя из сущности налогов, данная категория рассматривается не только как экономическая, но и как общественно-социальная. Процесс взимания налогов связан с социальным статусом (уровнем благосостояния) конкретных налогоплательщиков, то есть, после уплаты налогов их реальные доходы понижаются, но при получении от государства общественных благ и трансфертных платежей происходит реальное улучшение их благосостояния. Поэтому, используя налоги как инструмент уравновешивания социального благосостояния, государство должно учитывать общественно-социальный характер налогов и налоговых платежей. Этот характер проявляется при обмене налогов на общественные блага и трансфертные платежи. Причем этот обмен является неэквивалентным для конкретного плательщика на микро- уровне, но на макро- уровне сумма уплаченных налогов и налоговых платежей через бюджет должна перераспределяться для всего количества налогоплательщиков и возвращаться в виде общественных благ и трансфертных платежей (теория Э. Линдаля). Этот обмен в фискальной науке называется «цены по Линдалю».

Таким образом, общественная цена налогов измеряется потерей части личной прибыли конкретными плательщиками, которую через бюджет перераспределяют между всеми членами общества. Эволюция финансового знания об общественном характере налогов неразрывно связана с теоретической концепцией государственных благ. Под государственными благами имеется в виду такие виды благ, источником обеспечения которых являются средства органов государственной власти. Такие блага, которые имеют характер общественных, не производятся частной экономикой, а обеспечиваются только государством. Причем если государство – орган по производству незаменимых общественных благ, то эти блага реализуются потребителям по ценам, уровень которых устанавливается по общественному согласию. Ценой общественных благ являются налоги, а оплата государственных благ – единственно возможное использование налоговых поступлений. В результате между государством – производителем общественных благ и обществом достигается эквивалентное меновое соглашение «блага-налоги».

Таким образом, налоги отображают сложные и постоянно развивающиеся экономические отношения и потому должны быть адекватны этим отношениям. В противоположном случае они не смогут в полной мере выполнять возложенные на них функции.

1.3. Сравнительная характеристика налогов и сборов (обязательных платежей)

В украинском законодательстве к налоговым платежам также относятся и сборы (обязательные платежи).

Как отмечают А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский [121], понятие «сбор» в отличии от налога несет в себе оттенок обязательности и принудительности. Но в то же время это понятие обозначает собой взимание денег на что-нибудь или за что-нибудь, то есть имеет целевой характер. Также нужно отметить, что для налога характерна его универсальность. Понятие «сбор» означает разовость и эпизодичность, а для налоговых отношений характерна стабильность и длительность.

В теории налогообложения существует определенное размежевание категорий налоги и сборы (обязательные платежи). Наиболее полные их отличительные черты с выделенными признаками приведены на рис. 1.5.

studfiles.net

Налоги: экономическое содержание, внешние формы проявления, характерные черты

Налог-это обяз. индив-но безвозм. платежи ,взимаемые гос. с физ. и юр. лиц в гос. и местн.бюджеты.Нал. сост-ют фин. основу сущ-ия гос-ва , с помощью налогооблаж-я происходит принудит-е отчуждение части нац. дохода с целью обр-ия централиз-х фондов ден.ср-в .Источником налога выступает номинальный доход , т.е. вновь созданная ст-ть обр-ая в процессе пр-ва посредством исп-ия труда ,капитала и прир.рес-ов. Налоги явл. эк .категорией, выявл-ют след.признаки налогов: 1)обязательность (принудит-ть) основано на гос.принужд-ии с помощью налог.законод-ва ,наказание за неуплату. 2)Законно-прававой хар-р, 3) безэквивалентность-т.е.инд-я безвозмездность налогов означает что для конкретного налогопл-ка невозможно опр-ть эквивалентность уплач-х налогов и получ-х ч/з систему бюдж. расходов благ. 4)Определенность сроков и размеров платежа. 5)Преимущест-но денежн. Форма платежа — С помощью нал. гос-во может стимулир-ть или сдерживать рост пр-ва.

Функции налогов

Налог — обязат-ный индивид-ный безвозмездный платеж, взываем. с орг-ции и физ.лиц. в форме отчужд принадл им на праве собств хоз ведения или оператив управл ден ср-в в целях фин обеспечения деят-ти гос-ва и муниц образ-ний. Ф-ции: 1. Фискальная (ф-ция, образ бюдж дох) — осн назнач налогов, доля кот в бюджет доходах многих гос-в сост 80-90%. В стр-ре налог бюдж федер: 1 место — НДС 37%; 2 — налог на добычу полезн. ископ — 30%; 3 — налог на прибыль организ. 17%. В доход областного бюджета: 1 место НДФЛ 40%; 2 — налог на при борг; 3 — акцизы 18%. В дох местн бюджетов 1 место — НДФЛ 60%; 2 — нал по спец налог режимам 19%; 3 — местн налоги 11%. С помощью фискальн ф-ции налогов: образ гос ден фонды; созд матер условия для функц-ния гос-ва; созд. предпосылки для вмешат в экон-ку. 2. Регулирующая — появл через совок-ть мер косвен-го воздействия гос-ва на экон процессы: на стимулир или содерж темпы роста обществ воспр-ва; усиление или ослабл накопл гос-ва; расшир или уменьш платежеспос спроса населения.

studwood.ru

Налоги и налогообложение

Налоги: экономическое содержание, внешние формы проявления, характерные черты. Элементы налогообложения и их характеристика. Методы налогообложения и способы уплаты налогов. Права и обязанности налогоплательщиков. Направления налоговой политики в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

История развития налогообложения. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

курсовая работа [81,0 K], добавлен 30.01.2003

Экономическая природа налогов. Основы налогообложения. Экономическое содержание налогов. Элементы налога и принципы налогообложения. Налоговая система и налоговая политика государства. Федеральные налоги и сборы.

конспект произведения [106,5 K], добавлен 24.07.2007

Элементы и функции налогов. Налоговая система Республики Беларусь. Субъект и объект налогообложения. Налоговая ставка как величина налога на единицу измерения налоговой базы. Способы уплаты налогов и сборов. Содержание и структура системы налогов.

реферат [434,6 K], добавлен 22.08.2014

Изучение экономической сущности и объективной необходимости налогов, функций налогов, налоговой политики и механизма исчисления и уплаты. Обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Порядок исчисления и уплаты акцизных сборов.

методичка [22,8 K], добавлен 12.11.2010

Основные направления налоговой политики России. Экономические и правовые основы налогообложения юридических лиц в РФ. Федеральные налоги, уплачиваемые юридическими лицами; специальные налоговые режимы. Анализ методики расчетов налогов; порядок их уплаты.

курсовая работа [101,8 K], добавлен 06.05.2015

Понятие налога и сбора, их классификация. Принципы и методы налогообложения, способы уплаты налога. Понятие налоговой системы и налоговой политики. Виды косвенных налогов. Прямые налоги с организации и физических лиц. Специальные налоговые режимы.

курс лекций [73,2 K], добавлен 12.08.2009

Место налогов с физических лиц в налоговой системе, их социально-экономическое содержание. Виды налогов и их характеристика. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России.

дипломная работа [383,5 K], добавлен 06.04.2012

Сущность налогов. Принципы и концепции налогообложения. Основные налоги. Налоги — основной источник доходов государства. Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Нестабильность налоговой системы. Проблемы налогообложения.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 14.08.2004

Налоги как главная статья бюджетных доходов. Классификация налогов, объекты налогообложения. Сущностные признаки налогов, их элементы и основные методы расчета. Способы взимания: кадастровый, декларационный, административный. Функции и формы налогов.

курсовая работа [149,3 K], добавлен 18.09.2009

Определение места местных налогов в налоговой системе России. Права органов местного самоуправления в области налогообложения. Местные налоги в г. Твери. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

курсовая работа [83,8 K], добавлен 25.04.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

otherreferats.allbest.ru

Налоги: сущность, функции, классификация

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога — императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами виз и регистраций; органами загс и другими органами.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его .элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, источник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога —доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.
Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период нечисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота—снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Важными для понимания налоговых отношений являются также следующие понятия.

Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регламентирующие порядок исчисления, взимания, отмены налога; сроки уплаты; льготы; ответственность плательщиков; порядок обжалования действий налоговых органов.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное н безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):
• исчисление, фиксированной процентной надбавки к цене реализации (классические примеры — налог с оборота н налог с продаж);
• исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (например, в Российской Федерации в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта);
• исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.
1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра — реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.
2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).
3. Декларационный. Изъятие налога после — получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.
4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).
5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).
6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 4.1).

Фискальная функция Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались ч/iscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода, сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» доля налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется’противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может’ столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Контрольная функция Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему н налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении
налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот: Цель последних— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
• снижение налоговой ставки;
• сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56

Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);
• возврат ранее уплаченного налога или его части;
• отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);
• зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение—обеспечение и защита конституционных прав граждан, Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным1. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечня; доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощенная система функций налогов:
• фискальная, на базе которой образуются государственные и муниципальные денежные фонды;
• экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накопление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос;
• социальная, на основе которой происходит некоторое «выравнивание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;
• природоохранная, призванная сохранять и приумножать природные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются па налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

По объекту обложения выделяют налоги: (а) с дохода; (б) с имущества (налог на имущество предприятии, налог на имущество физических лиц и др.); (в) за выполнение определенных действии (передача имущества в порядке наследования или дарения, на следки купли-продажи, займа и др.); (г) рентные (ресурсные); (д) на потребление; (е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:
(а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги; (б) относимые на себестоимость (издержки) продукции;
(в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц); (г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения — подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5.4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. II НК РФ).

При прогрессивной налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы.

При этом могут применяться:
• простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;
• простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По такой системе, в частности, построена логика подоходного налогообложения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимости от разряда облагаемого дохода станки изменяются следующим образом: 15% — 28% — 33% — 28%;
• сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. В частности, по такой системе уплачивался подоходный налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г. (Сложная прогрессия использовалась п России, например, при обложении доходов, полученных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где доплачивалась специальная «северная надбавка». С нес платился минимальный налог в 12% независимо от общей величины налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение- размеров ставки. Например, регрессивным являе-цгя всякое косвенное налогообложение. Приведем пример. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупает импортные туфли, в иене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший тс же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог н распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, Целевые (поступающие во внебюджетные фонды).
По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

psyera.ru

Популярное:

  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Установка тахографа на автомобиль закон 2014 Тахограф и Закон На 1 января 2015 года. На каком транспорте и когда : В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений […]
  • Срок оплаты транспортного налога для физических лиц 2018 В какие сроки нужно оплатить транспортный налог? Законодательство РФ установило отдельные сроки уплаты транспортного налога физическими лицами в 2018 году до 1 декабря года, следующего за тем, за который налог […]
  • Закон гпх Нужно ли применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) в следующих случаях: - при выплате физическим лицам вознаграждения (наличными и безналичными) по договорам гражданско-правового характера за оказанные ими […]
  • Налог на имущество остаток 41 Налог на имущество: будьте бдительны! е так давно представители финансового ведомства обрадовали компании, являющиеся плательщиками налога на имущество. Финансисты сообщили, что такие организации обязаны представлять в […]
  • Закон целители Система добровольной сертификации услуг психологов, целителей, практиков нетрадиционной медицины и эзотериков Система добровольной сертификации зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии […]
  • Как оплатить госпошлину мировым судьям Калькулятор госпошлин Исковое заявление имущественного характера, подлежащего оценке (НК, ст. 333.19, ч. 1, п. 1) Введите ваше ФИО или название организации Введите ваш адрес Выберите ваш судебный участок Введите номер […]
  • Заявления игил по сша Сирия в кривом зеркале США: Минобороны РФ опровергло заявления Пентагона Официальный представитель Министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков ответил на недавние заявления главы Пентагона Джеймса Мэттиса о ситуации в […]