Вопросы гражданства рф решаются

Органы по делам гражданства

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность

Государственные органы по делам гражданства

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о гражданстве. В соответствии с Законом Указом Президента РФ (в редакции от 19 августа 2009 г.) утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Последними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от процедуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданства РФ по рождению, за исключением случаев, когда ребенок остался без попечения родителей и не имеется документов, подтверждающих наличие у нею российского гражданства.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд. Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство РФ.

Органы, ведающие делами о гражданстве

Вопросы, связанные с российским гражданством, решают: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ — МВД России), и соответствующие органы субъектов РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ — МИД России); дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В ведении Президента РФ находятся вопросы приема в гражданство в общем порядке; восстановления гражданства в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства. Он издает указы, утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованную деятельность органов, ведающих вопросами гражданства. При наличии особых обстоятельств, по общему правилу препятствующих приобретению российского гражданства (судимость, уголовное преследование, наказание в виде лишения свободы), Президент РФ вправе в порядке исключения рассмотреть вопрос о приеме лица в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ в общем порядке. При Президенте РФ действует совещательный и консультативный орган — Комиссия по вопросам о гражданстве. Согласно Положению об этой Комиссии, которое утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., она представляет предложения Президенту РФ о совершенствовании законодательства о гражданстве, предварительно рассматривает заявления о приеме в гражданство РФ и о политическом убежище, анализирует применение законодательства о гражданстве, вправе направлять разъяснения федеральным органам, занимающимся вопросами гражданства, и др. Она вправе запрашивать данные, касающиеся вопросов гражданства, у федеральных органов, организаций, должностных лиц. Организационной работой ведает

Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Производство по делам о гражданстве

Производство по делам о гражданстве регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства 2002 г., утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., который в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» упрощает процедуры приобретения гражданства РФ для некоторых категорий лиц. Заявление по вопросам гражданства (о приобретении, выходе и др.) подается в двух экземплярах в территориальный орган МВД субъекта Федерации, за границей — в посольство, консульство РФ лично. Предъявляется удостоверение гражданства, другие документы, представляются три фотографии. При выходе из гражданства РФ необходимы справки от органов, ведающих налогообложением, об отсутствии задолженности, документ, свидетельствующий о возможности предоставления выходящему другого гражданства (если заявление о выходе подается за границей, необходим документ о снятии с учета по месту жительства в Российской Федерации). Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности или физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим человеком и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте. В этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяются нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей — консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства РФ (например, согласие другого родителя в случае изменения гражданства детей) излагается в письменной форме и удостоверяется нотариально или должностным лицом дипломатического представительства, консульского учреждения (за границей).

При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

www.grandars.ru

newinspire

Органы РФ, принимающие решение по вопросам гражданства

Ключевые слова: орган, России, РФ, принимающие, решение, вопрос, гражданства

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

ФЗ «О гражданстве РФ» предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В соответствии со ст. 28 ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: 1) Президент РФ; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; 3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются ФЗ «О гражданстве РФ».

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. «а» ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

Полномочия Президента РФ отражены в ст. 29 ФЗ. К ним относятся вопросы (ч.1 ст.29): а) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со статьей 13 ФЗ; б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 ФЗ; в) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 (самого лица) и частью первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ; г) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соот-и со статьей 23 ФЗ.

Также Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением ФЗ; издает указы по вопросам гражданства РФ.

При наличии определенных обстоятельств (в течение пяти лет, предшествовавших обращению выдворялись за пределы РФ; использовали подложные документы; состоят на военной службе, на службе в других ин. гос-ва; имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке компетентными органами; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы) Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 — 15 ФЗ (общий, упрощенный порядок, восстановление).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждается Президентом РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба и её территориальные органы), а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия (ст. 30 ФЗ): а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; з) оформляют гражданство РФ в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 ФЗ; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ.

Некоторые статьи ФЗ «О гражданстве РФ», необходимые для понимания вышеизложенного текста .

Статья 12. Приобретение гражданства РФ по рождению

2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства РФ в случае отмены в соответствии со статьей 22 ФЗ считается недействительным со дня принятия такого решения.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.

В соответствии со ст. 31 ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ относится: а) определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ; б) принятие от лиц, проживающих за пределами РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ; в) проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов и в случае необходимости запрос дополнительных сведений в соответствующих государственных органах; г) направление Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) , заявлений по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключений на данные заявления, документы и материалы; д) исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ; е) рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ, поданных лицами, проживающими за пределами РФ, и принятие решений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведение учета лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства; з) оформление гражданства РФ в соответствии с частью второй статьи 26 ФЗ; и) отмена решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ. . читать далее .

newinspire.ru

Вопросы гражданства рф решаются

Проблемы гражданства составляют один из обязательных элементов внутренней и внешней политики государства. Для Российской Федерации они имеют особую остроту, связанную в особенности с тем, что РФ относительно недавно существует как самостоятельное государство, полноправный субъект международного права и к тому же выступает как правопреемник СССР.

Влияет на решение проблем гражданства реальная ситуация, а она характеризуется такими факторами, как:

проживание теперь уже за пределами РФ миллионов русских и русскоязычных граждан, испытывающих проблемы адаптации к новым государствам и желающих сохранить связи с Россией, в том числе и оформлением российского гражданства, что отнюдь не дружественно воспринимается в ряде бывших республик Советского Союза;

региональные конфликты и межнациональное противостояние — это вызвало потоки беженцев и вынужденных переселенцев, отсюда — переплетение законодательства о гражданстве и о статусе различных категорий мигрантов;

относительно открытые границы, свободный въезд и выезд ставит достаточно остро перед Россией проблему «свободы» и «обязательности» в вопросах гражданства, т.е. соотношение свободы приобретения гражданства и свободы выхода из гражданства с интересами государства.

Принимая во внимание вышеназванные факторы, следует подчеркнуть, что «первыми принимают на себя удар» по решению вопросов гражданства за границей, в практическом плане, консульские учреждения (консульские отделы посольств и самостоятельные консульства) Российской Федерации.

Законодательство (Закон о гражданстве, Консульский устав и др.) налагает на работников российской консульской службы обязанность осуществлять функции, связанные с решением вопросов гражданства РФ в отношении лиц, проживающих постоянно за границей. В частности, российским консулам поручается принимать к рассмотрению различные ходатайства, в ряде случаев они наделены правом самостоятельно принимать решения по вопросам изменения гражданства РФ.

Следует подчеркнуть, что работа по вопросам гражданства является одним из важных направлений в деятельности консульской службы РФ (особенно в странах СНГ, где она составляет 70-80% всей деятельности консульских учреждений). Необходимым условием для принятия правильного решения, качественной обработки документов и квалифицированной подготовки заключений по ходатайствам этими работниками является глубокое знание ими нормативно-правовой базы и руководящих материалов МИД России по вопросам гражданства.

Нормативно-правовая база деятельности консульской службы РФ состоит из двух звеньев: 1) нормативных актов Российской Федерации и 2) международных соглашений РФ с другими странами по вопросам гражданства.

К основным нормативным актам РФ относятся:

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года (вступил в силу 06 февраля 1992 года);

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г.; действующая редакция Положения утверждена Указом Президента РФ от 27 декабря 1993 г.);

Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 17 июня 1993 г.;

Федеральный Закон РФ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации от 18 января 1995 г.;

Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 24 октября 1994 г.;

В число международных соглашений РФ входят:

Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства — с Туркменистаном (1993 г.) и Таджикистаном (1995г.);

Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства — с Казахстаном (1995 г.) и Киргизией (1996 г.);

Конвенции (договоры) о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства — с Монголией (1975 г.), Румынией (1978 г.), Чехией (1980) и Словакией (1980 г.);

Конвенция ООН «О гражданстве замужней женщины» (1957 г.);

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств-участников СНГ (1996 г.);

Европейская конвенция о гражданстве, заключенная в рамках Совета Европы (1997 г.), не вступила в силу.

Основным нормативным актом в деятельности консульской службы является Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с Законом » Гражданство есть устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».

Закон состоит из 9-ти глав и 51 статьи. Представляется целесообразным сосредоточить внимание на тех главах и статьях, которые непосредственно касаются функций консульской службы по вопросам гражданства. Таковыми являются: глава I «Общие положения», глава II «Приобретение гражданства РФ», глава III «Прекращение гражданства РФ» и глава V «Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве РФ, и их полномочия». Следует оговориться, что и другие главы также содержат некоторые положения, затрагивающие в той или иной мере деятельность консульских заграничных учреждений.

Основополагающими статьями Закона являются:

ст. 1, в которой говорится, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство и что в РФ никто не может быть лишен своего гражданства или право изменить свое гражданство;

ст. 3, которая признает за гражданином РФ право иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Вместе с тем в этой статье отмечается, что, за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

ст. 4, предусматривающая сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами РФ;

ст. 5, указывающая, что граждане РФ за пределами РФ пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. В этой статье подчеркивается, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления прав граждан Российской Федерации;

ст. 6, в которой отмечается, что заключение или расторжение брака гражданином РФ не влечет за собой изменение гражданства.

Основания и порядок приобретения гражданства РФ определяются в ст. 12 Закона. В соответствии с этой статьей, гражданство РФ приобретается:

а) в результате его признания;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате восстановления в гражданстве РФ;

е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ;

ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона, гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона (06.02.1992 г.), если они в течение одного года после этого дня не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Для этих лиц подача заявления для оформления приобретения гражданства РФ не требуется.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт с вкладышем, свидетельствующем о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Порядок приобретения гражданства по рождению определен в ст.ст. 14-17 Закона.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения (ст. 14 Закона).

При разном гражданстве родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка решается по ст. 15 Закона следующим образом: если другой родитель — лицо без гражданства , ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения ребенка — здесь российское законодательство исходит из интересов ребенка;

если другой родитель имеет иностранное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории Российской Федерации, ибо иначе он стал бы лицом без гражданства.

Пункт 3 раздела II Положения устанавливает, что родители, имеющие различное гражданство, при выборе гражданства ребенка по рождению подают до исполнения ему одного года в консульское учреждение или в органы внутренних дел по месту жительства копию свидетельства о рождении ребенка и письменное соглашение о выборе для ребенка гражданства Российской Федерации.

Решающее значение в определении гражданства для ребенка может иметь и место его рождения: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства (п. 1 ст. 17 Закона); ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ (п. 2 ст. 17 Закона); находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ (ст. 16).

Гражданство РФ в порядке регистрации, согласно Закона, приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие на территорию Российской Федерации после 06 февраля 1992 года, если они в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (поправка от 17 июня 1993 года).

Пункт «г)» продлен до 31 декабря 2000 года Федеральным Законом «О внесении изменений в Закон Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 06 февраля 1995 года № 13-Ф3. А также к пункту «г)» ст. 18 Закона относится разъяснение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, которое было разослано как циркулярное письмо (06 февраля 1996 года) в консульские загранучреждения России для использовании в работе. Оно гласит, что на лиц, приобретших гражданство одного из государств ближнего зарубежья, а затем вышедших из данного гражданства или утративших его не распространяется действие пункта «г)» статьи 18. В данном случае эти лица становятся лицами без гражданства. Они могут приобрести гражданство РФ по другим основаниям, предусмотренным в Законе — в частности, по пункту «а)» статьи 18 (при наличии соответствующих документов), либо по пункту «а)» части 3 статьи 19, то есть ходатайство на Президента РФ.

Порядок регистрации — это своего рода облегченный порядок приобретения российского гражданства, основанный на связях с Российской Федерацией родственников либо самого ходатайствующего. Если такие связи доказаны, решение о предоставлении российского гражданства в порядке регистрации принимают на местах консульские должностные лица. В Положении приобретение или прекращение гражданства РФ в порядке регистрации названо упрощенным порядком (п. 4 раздела I).

Лица, на которых распространяются положения статьи 18 Закона, при приобретении гражданства Российской Федерации представляют в консульские учреждения по месту жительства следующие документы в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая:

заявление (на имя посла или главы консульского учреждения);

копию свидетельства о рождении;

документ или надлежащим образом оформленные свидетельские показания, подтверждающие принадлежность супруга или родственника по прямой восходящей линии к гражданству Российской Федерации;

документ, подтверждающий принадлежность родителей к гражданству Российской Федерации в прошлом.

При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоятельств, предусмотренных Законом, представляются также:

копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав;

письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Если заявитель не подпадает под упрощенный порядок, то он может приобрести гражданство РФ в результате приема в гражданство (или по ходатайству).

В соответствии со ст.19, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме гражданства РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и социальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием для приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ: для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца (п.2 ст. 19 Закона).

Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство РФ, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований, указанных выше, являются (п. 3 ст. 19):

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б) усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ;

в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией и квалификацией, представляющими интерес для РФ;

г) наличие заслуг перед народами, объединенными в РФ, в возрождении РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

д) получение убежища на территории РФ;

е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Если говорить о вышеназванном пункте в), то следует отметить, что в мировой практике нет однозначного отношения к льготному приему в гражданство лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающих профессией и квалификацией, представляющими интерес для данного государства. Известно, к примеру, что такой способ широко использовали США, обеспечив приток в свою страну иностранных квалифицированных специалистов, в том числе и из России. В принципе такая тактика находит негативную оценку, особенно в странах, пытающихся встать на ноги и обеспечить себя специалистами. И в российских средствах массовой информации постоянно высказывается озабоченность в связи с оттоком наших специалистов в другие страны. Однако, в своем Законе российские законодатели закрепили то же правило, упрощающее приобретение российского гражданского полезными для страны людьми.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лица, которые (п. 4 ст. 19):

а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ;

б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Следует особо отметить одно из оснований отклонения ходатайств о приеме в российское гражданство. Речь идет об отказе лицам, состоящим в партиях и других организациях, «деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ» (п. «б» ч. 4 ст. 19). Приведенная формулировка противоречит ч. 1 той же ст. 19, в соответствии с которой лицо может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от политических и иных убеждений.

В случаях приобретения российского гражданства в результате приема (или по ходатайству) иностранные граждане или лица без гражданства представляют в консульские учреждения или в органы внутренних дел по месту жительства:

ходатайство на имя Президента Российской Федерации;

документ о наличии установленного Законом срока проживания на территории Российской Федерации;

при наличии обстоятельств, дающих право на сокращение установленного Законом срока проживания (3-5) лет вплоть до снятия требований о постоянном проживании на территории России, — документы, подтверждающие факты, указанные в частях второй и третьей статьи 19 Закона (статус беженца, состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка — гражданина РФ и др.).

При наличии несовершеннолетних детей представляются также:

копии свидетельств о браке, рождении детей, лишение родительских прав;

письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Восстановление в гражданстве РФ регулируется ст. 20 Закона. В соответствии с этой статьей, в гражданстве РФ восстанавливаются в порядке регистрации:

а) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

б) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

Пункт «б» ч. 1 ст. 20 перекликается с пунктом «б» ст. 18. Но тем не менее это разные ситуации. По пункту «б» ст. 18 ребенок, хотя и имел на момент рождения одного их родителей — гражданина РФ, сам не был россиянином, поскольку получил гражданство другого родителя. По п. «б» ст. 20 ребенок стал гражданин РФ в силу гражданства родителей, но затем вместе с ними прибрел другое гражданство.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона бывшие граждане РФ, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ.

Это решение касается тех лиц, которые ранее на основе указов Президиума Верховного Совета СССР лишались гражданства и покидали СССР. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на то, что указанные лица считаются восстановленными в гражданстве РФ, «если они не заявили о своем отказе от гражданства» РФ. Последние слова при изменении Закона 17 июня 1993 г. были исключены. Таким образом получается, что мнение самих этих граждан теперь как бы не имеет значения. Но в Положении дается разъяснение, что для оформления восстановления этих лиц в гражданстве РФ все-таки требуются их заявления.

Кроме того, восстановление в гражданстве РФ в порядке регистрации также распространяется на граждан РСФСР, которые проживали на территории Крыма в момент его передачи Украине в 1954 году.

Необходимо добавить, что Указ Президента РФ №2007 от 24 октября 1994 г. предоставляет возможность, возвратившимся в России на постоянное местожительство, быть восстановленными в гражданстве РФ. Согласно Указа, в соответствии с частью первой ст. 13 Закона, считаются гражданами РФ бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» (06.02.92), а в соответствии с частью второй ст. 20 Закона считаются восстановленными в гражданстве РФ бывшие граждане РСФСР, выехавшие за пределы России до 06.02.92 г., утратившие гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившиеся на постоянное жительство в Россию после 06.02.92.

Лица, на которые распространяются положения пунктов «а» и «б» части первой статьи 20 Закона, представляют по месту жительства следующие документы:

копии свидетельств о рождении, усыновлении, установлении опеки или попечительства;

документы, подтверждающие принадлежность заявителя или его родителей к гражданству Российской Федерации в прошлом, а при отсутствии этих документов — надлежащим образом оформленные свидетельские показания.

При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоятельств, предусмотренных Законом представляется:

копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав;

письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до18 лет.

Бывшие граждане Российской Федерации, т.е. граждане бывшего СССР, проживавшие на территории России непосредственно перед выездом на постоянное жительство за пределы бывшего СССР до введения в действие Закона, считающиеся восстановленными в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи Закона, представляют в консульские учреждения или органы внутренних дел по месту жительства для получения паспорта:

заявление с изложением известных заявителю обстоятельств, вызвавших лишение или утрату гражданства;

документ, подтверждающий постоянное проживание на территории России непосредственно перед выездом за пределы бывшего СССР, заверенную копию свидетельства о рождении на территории России.

В случае необходимости сведения о лишении гражданства или утрате гражданства заявителями без их свободного волеизъявления могут быть запрошены в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

В ст. 22 Закона названы основания прекращения российского гражданства, а именно:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

в) путем выбора гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории.

Выход из гражданства РФ согласно ч. 1 ст. 23 Закона может быть:

а) по ходатайству гражданина в порядке, установленным Законом;

б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке, при условии, что отсутствуют препятствия (после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; либо если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда (ч. 3 с. 23 Закона).

Выход из гражданства гражданами РФ, проживающими постоянно за пределами РФ, осуществляется только в порядке регистрации. Эти граждане представляют в консульские учреждения по месту жительства:

копии свидетельств о рождении и браке;

личную декларацию об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации.

Если заявитель просит зарегистрировать одновременно с ним выход из гражданства Российской Федерации несовершеннолетних детей, то в зависимости от обстоятельств, предусмотренных Законом, представляются:

копии свидетельств о рождении детей, установления опеки или попечительства, лишении родительских прав;

письменное согласие сторон на прекращение гражданства ребенка, если один из родителей или опекунов остается гражданином РФ;

письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ, согласно ст. 24 Закона, осуществляется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. При установлении этого факта консульское учреждение выносит заключение, которое вместе с материалами о приеме данного лица в гражданство РФ направляется в МИД РФ.

В соответствии со ст. 32 Закона, государственными органами, ведающими делами о гражданстве, являются:

Президент Российской Федерации;

Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ;

Министерство внутренних дел РФ;

Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

МИД и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ:

а) принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства РФ;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами РФ, к гражданству РФ;

д) ведут учет граждан РФ, проживающих за пределами РФ;

е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами РФ, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных настоящим Законом случаях.

Заявления или ходатайства по вопросам гражданства подаются дееспособными лицами.

Оформление приобретения или прекращения гражданства РФ начинается по месту жительства заявителя:

для лиц, проживающих на территории РФ, — в органах внутренних дел РФ;

для лиц, проживающих за пределами РФ, — в соответствующих дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ.

В случаях, когда приобретение или прекращение гражданства РФ оформляется в порядке регистрации (т.е. в упрощенном порядке), подаются ЗАЯВЛЕНИЯ. В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляются ХОДАТАЙСТВА.

Заявления об изменении гражданства в порядке регистрации и приложенные к нему документы за пределами РФ рассматриваются соответствующими консульскими учреждениями, которые правомочны принимать по заявлениям решения. Ходатайства лиц, проживающих за пределами РФ, вместе с необходимыми документами и заключениями консульских учреждений направляется в МИД РФ, которое представляет их вместе со своим заключением в Федеральную службу безопасности РФ. ФСБ выносит свое заключение и все материалы направляет в Комиссию по гражданству при Президенте РФ. Срок рассмотрения ходатайств в каждом из вышеназванных органов не должен превышать одного месяца.

В целом же срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств — 9 месяцев. На практике, в консульских заграничных учреждениях РФ решения по заявлениям об изменении гражданства в порядке регистрации, при предоставлении заявителем правильно оформленных документов, могут быть приняты в течение одного дня.

В соответствии с ч. V Положения, МИД РФ, по получении Указов Президента РФ о гражданстве уведомляет в недельный срок, а точнее ближайшей дипломатической почтой, консульские учреждения для дальнейшего исполнения.

О решениях, принятых по ходатайствам, заявители информируются в 2-х недельный срок со дня получения соответствующей информации.

Об исполнении Указов Президент РФ о гражданстве МИД РФ представляет в Комиссию сведения за каждое полугодие. Списки лиц, в отношении которых, осуществлена регистрация приобретения или прекращения гражданства РФ Министерство иностранных дел РФ представляет в Комиссии ежеквартально. Естественно, что эти сроки носят обязательный характер для консульских учреждений, которые направляют соответствующие сведения в МИД РФ.

При решении вопросов гражданства важное значение для деятельности российских консульских учреждений в странах СНГ имеют заключенные Россией с этими странами двусторонние международные соглашения.

Прежде всего, следует отметить Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства (между РФ и Туркменистаном от 1993 г., между РФ и Таджикистаном от 1995 г.).

В этих соглашениях необходимо выделить следующие положения:

каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданство, гражданство другой Стороны;

приобретение гражданином одной Стороны гражданства другой Стороны осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством Стороны, гражданство которой приобретается;

если лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из них, переезжает для постоянного проживания на территорию другой Стороны, то такое лицо осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этой другой Стороны, с момента приобретения им статуса постоянно проживающего на ее территории;

лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляется Стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой Стороной, гражданство которой они также имеют.

Российская Федерация заключила с Казахстаном и Киргизией Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства (соответственно в 1995 и 1996 гг.).

В ст. 1 соглашений указываются условия, предоставляющие прибывающим для постоянного проживания гражданам одной из Сторон на территории другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке:

а) если заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или Казахской (Киргизской) ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал постоянно на их территории на 21 декабря 1991 г. (на 15 декабря 1990 г.) и проживает постоянно на день вступления настоящего Соглашения;

б) при наличии у заявителя близких родственников: супруга (супруги), родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестер, братьев, деда или бабушки (для Киргизии — внука или внучки), постоянно проживающих в государстве приобретаемого гражданства и являющихся его гражданами.

Однако следует отметить, что, несмотря на вступление в силу вышеназванных четырех двусторонних соглашений, механизм по их реализации пока до конца не отработан.

Россия предлагала и предлагает государствам-членам СНГ заключить соглашения по вопросам двойного гражданства, подобные тем, которые она имеет с Туркменистаном и Таджикистаном.

Однако предложения РФ не находят понимания со стороны большинства стран Содружества, которые усматривают в институте двойного гражданства, по-видимому, ущемление своего суверенита. Более того, некоторые страны СНГ (Украина, Узбекистан и др.) предлагают подготовить и подписать как на двусторонней, так и на многосторонней основе Соглашения (договоры) о предотвращении случаев двойного гражданства.

В заключение следует отметить, что в практической работе по решению вопросов гражданства нередко возникают сложности, обусловленные несовершенством действующих правовых норм, коллизиями российского законодательства в этой области с соответствующим законодательством других стран (в частности ближнего зарубежья), обширностью сопутствующего инструктивного материала, разнообразием житейских ситуаций, которые приходится рассматривать, и рядом других обстоятельств.

В консульской практике значительное место занимает работа по оформлению документации ходатайств по изменению гражданства. Обработка многочисленных документов, необходимость их срочного направления в Центр зачастую не оставляет времени консульским работникам для углубленного анализа обстоятельств дела, сопоставления их с положениями законодательства и международных соглашений. Отсюда следует необходимость упрощения бумажных процедур, освоения и применения в данной области компьютерной техники, выработки в законодательстве таких норм, которые способствовали бы оперативному решению вопросов на местах.

Действующий Закон о гражданстве, принятый в 1991 г. и вступивший в силу в 1992 г., как показала практика, является весьма несовершенным. В 1992-1996 гг. к нему был принят ряд поправок, дополнений, уточнений, разъяснений. В 1997 г. Россия подписала Европейскую конвенцию о гражданстве, с которой ряд существенных положений Закона не совпадает. Возникла необходимость в серьезной переработке текста Закона. С этой целью в июне 1999 г. была создана рабочая группа, которая состоит из представителей правового департамента Совета Европы, сотрудников Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, Управления Президента по вопросам гражданства, МИДа, МВД, Комитета по законодательству Государственной Думы и независимых юристов. Эта группа должна переработать, а возможно и подготовить новый текст Закона о гражданстве РФ.

Принятие нового Закона может обусловить новые подходы к решению проблем гражданства, изменение процедуры рассмотрения ходатайств и постановку перед консулом новых непростых вопросов в практическом плане.

web-local.rudn.ru

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Таблица штрафов гибдд 2018 страховка Новая таблица штрафов ПДД С начала 2018 года в российской дорожной системе появится множество корректировок, которые затронут и штрафы ПДД. Теперь всем участникам движения – автолюбителям и пешеходам – потребуется проявлять […]
  • Заявление на единый жилищный документ Единый жилищный документ В век информационных технологий бумажная волокита постепенно уходит в прошлое. Наша повседневная жизнь постепенно наполняется разнообразными нововведениями, призванными упростить получение справок и […]
  • Пенсия ребёнку-инвалиду в апреле Пенсия по инвалидности ребенка Государство поддерживает незащищенные слои населения различными методами: пенсиями, льготами. Дети-инвалиды имеют право на получение выплат на федеральном и региональном уровнях, однако в основном […]
  • Образец жалобы директору магазина Как и куда написать жалобу на Евросеть Если по вине магазина удовольствие от приобретения гаджета заканчивается разочарованием от его качества, покупатель имеет право вернуть покупку, обменять ее или получить обратно деньги. […]
  • Займы под расписку в вологде Займы под расписку в Вологде Предложение «займы под расписку в Вологде» — это шанс решить финансовую проблему за несколько часов. Причем речь может идти как о крупных суммах (на покупку нового автомобиля), так и о необходимости […]