Возврат ндс сроки возврата

Порядок возмещения НДС в 2017-2018 годах

Возмещение НДС всегда вызывает особый интерес со стороны контролирующих органов и часто приводит к налоговым спорам. Какие пути возврата НДС предлагает Налоговый кодекс и каковы их особенности, вы узнаете из нашей специальной рубрики.

Что такое возмещение НДС

Возмещение НДС предполагает процедуру, связанную с возвратом этого налога.

Следует отметить, что осуществить возмещение НДС компания или ИП вправе одним из 2 предлагаемых в НК РФ способов:

  • в общем порядке;
  • заявительном порядке.

При этом, несмотря на выбранный способ возмещения, сам возврат осуществляется путем:

  • перечисления суммы возмещения на банковский счет налогоплательщика;
  • направления суммы на оплату налогов будущих периодов.

Однако данные варианты использования денег от возмещения НДС возможны только при выполнении условия, рассмотренного в статье «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».

Далее рассмотрим важнейшие элементы по каждому из методов возмещения НДС.

Когда налогоплательщик применяет общий порядок возмещения НДС

Общий порядок возмещения НДС регулируется ст. 176 НК РФ. Запускается механизм данной процедуры со дня подачи в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Получив отчет, налоговый орган начинает камеральную налоговую проверку обоснованности возмещения сумм НДС. Срок проведения камеральной проверки декларации не должен превышать 3 месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако есть возможность этот срок сократить.

Подробнее о том, кто может рассчитывать на сокращенный срок проверки декларации, читайте в материале «Срок камералки на возмещение НДС может быть сокращен».

По результатам проверки принимается решение в пользу налогоплательщика либо отказ.

Более подробно о содержании процедуры, времени, выделенном на проверку, оформлении решения и перечислении суммы читайте в материале «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Особое внимание следует обратить на то, чем обусловлено появление права на возмещение НДС в компании. Это может быть:

  • осуществление отгрузок на экспорт (по причине применения ставки 0%);

Как осуществляется подтверждение возмещения НДС по экспортным операциям, подробно рассмотрено в статьях:

  • превышение суммы вычетов над суммой НДС от реализации.

Возврат НДС в такой ситуации осуществляется с использованием следующего перечня обоснований:

  • контракта;
  • первичных документов;
  • счетов-фактур.

Кроме того, компании могут возместить НДС на основании уточненной декларации.

Как налоговый орган осуществляет возврат в данной ситуации, рассказывается в статье «Каков порядок и особенности возмещения «входного» НДС?».

Как возместить НДС в заявительном порядке в 2017-2018 годах

Заявительный порядок предусмотрен ст. 176.1 НК РФ. Такое возмещение НДС характеризует собой ускоренный процесс принятия решения по возврату налога.

Воспользоваться заявительным порядком может организация, уплатившая в бюджет за 3 календарных года, предшествующих применению заявительного порядка, общую сумму налогов не меньше величины, установленной законодательно.

Также правом на заявительный порядок возмещения НДС обладают налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечена договором поручительства.

Договор поручительства должен быть составлен по определенной форме.

Сроки, в течение которых налоговый орган принимает решение, а также документооборот, осуществляемый для подтверждения возврата, отражены в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

В ст. 176.1 НК приведены условия использования ускоренного способа возмещения НДС, одним из которых является наличие банковской гарантии.

По вопросу банковской гарантии следует выделить такие моменты:

  • В определенных случаях банковская гарантия подлежит возврату налогоплательщику.
  • Период действия выданной гарантии имеет временные ограничения.

О последствиях возмещения НДС при отсутствии права на это возмещение читайте в материале «За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф» .

Если НДС в заявительном порядке был возмещен, а затем была подана уточненка, то узнать, при каких обстоятельствах можно избежать налоговых последствий, можно из материала «Заявительный порядок возмещения: когда уточненка не повлечет уплату процентов» .

Почему может быть отказано в сумме НДС к возмещению

В связи с тем, что возмещение НДС зачастую предполагает возврат довольно крупных сумм, налоговые органы достаточно тщательно подходят к вопросам проверки всех моментов, имеющих значение для обоснования возврата. Наличие спорных вопросов в них порой дает право ИФНС отказывать или частично отказывать в возмещении.

Тем не менее очень часто компаниям удается обжаловать отказ, в результате чего у налогоплательщика появляется возможность возместить НДС.

В статье «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?» рассмотрен пример возмещения НДС, в котором налоговый орган отказался осуществить возврат, но налогоплательщику удалось данный отказ оспорить.

Бывает и так, что сами налогоплательщики намеренно пытаются воспользоваться возмещением неправомерно, т. е. когда компания или ИП заявляет вычет, не имея на то оснований. В случае необоснованного применения вычета НК РФ предусмотрена ответственность.

НДС принят к вычету необоснованно, если это было сделано:

  • по товарам, которые не нашли отражения в учете налогоплательщика;
  • услугам иностранного лица, если ни услуги, ни соответствующий НДС не оплачены;
  • в прочих аналогичных ситуациях.

Отметим, что ответственность также может наступить и в ситуации, когда НДС был возмещен по решению налогового органа в заявительном порядке. Но позже, по окончании налоговой проверки, были выявлены факторы, свидетельствующие о незаконности такого возврата.

Помимо наказания налогоплательщика за нарушение порядка возврата НДС ответственность предусмотрена и для налоговых органов. Основанием для наступления данной ответственности является несоблюдение сроков возврата сумм НДС.

О том, какие меры в этом случае предусмотрены, читайте здесь.

Как при занижении суммы налога налогоплательщиком, так и при просрочках в его оплате, а также при задержке возврата налога налоговым органом НК РФ предусматривает расчет пени за каждый день просрочки с даты возникновения задолженности с использованием ставки рефинансирования.

О значении этой ставки можно узнать здесь.

Как возместить НДС, если 3-летний срок истек

Вопрос в отношении сроков возврата НДС всегда являлся неоднозначным. 3-летний срок, установленный ст. 78 НК РФ, не регулирует четкий промежуток между началом и концом указанного периода. Для того чтобы точно определиться, с какого момента начинать отсчет указанного срока — с даты, установленной для представления в налоговый орган декларации по НДС, или со дня окончания налогового периода, — предлагаем вам ознакомиться со статьями, в которых представлены позиции:

Не успели возместить НДС? Возможно ли его отразить в этом случае в затратах при расчете налога на прибыль?

Как видим, процесс возмещения налога является очень непростым действием во взаимоотношениях налогоплательщиков и налогового органа. Соблюдение всех его особенностей, рассматриваемых в нашей рубрике «Возмещение НДС», поможет осуществить возврат налога грамотно и без лишних нареканий со стороны контролирующих органов.

nalog-nalog.ru

Возмещение НДС: условия и порядок возврата налога из бюджета

Профессиональное сопровождение процедуры возмещения НДС может помочь снизить риски и решить целый спектр практических задач:

  • подготовить налоговую декларацию;
  • обжаловать отказ в возмещении НДС;
  • найти способы получения банковской гарантии по возмещению НДС.

Подробнее.

Одно из обязательных условий для возмещения НДС — наличие счетов-фактур с указанной стоимостью налога.

Консультация специалиста при подаче декларации об уплате НДС дает возможность разобраться во всех тонкостях начисления и возмещения налога, формах отчетности, особенностях заполнения документов.

Юридическое сопровождение налоговых споров может быть необходимо в ситуациях, когда получен отказ в возмещении НДС или возникли необоснованные требования погасить штрафы.

Чтобы исключить риски финансовых потерь и юридической ответственности, важно довериться опытным специалистам, принимающим решения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Практически каждая компания, занимающаяся покупкой и продажей какого-либо товара, работы или услуги, сталкивается с необходимостью подачи декларации на уплату НДС. Но при этом существует и возможность воспользоваться правом на возмещение этого налога. В изложении Налогового кодекса Российской Федерации процедура кажется достаточно простой, но на практике в ней имеется ряд нюансов, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в возмещении НДС.

Какие организации имеют право на возмещение НДС

Основным нормативным документом, регулирующим процедуру возмещения НДС, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), в частности статья 176 («Порядок возмещения налога») и статья 164 («Налоговые ставки»). Для того чтобы получить право на возмещение НДС из бюджета, предприниматель или организация должны соблюсти несколько условий:

  • Быть плательщиками налога на добавленную стоимость. Применение ЕСХН, УСН и других налоговых режимов недопустимы.
  • Товар, работа или услуга, по которым предполагается вычет налога, должны быть приобретены для предпринимательской деятельности. Другими словами, нельзя за счет компании приобрести квартиру для проживания и получить возмещение НДС.
  • Обязательно наличие счетов-фактур с указанной суммой налога.
  • Товар, работа или услуга, на основании покупки которых планируется возмещение НДС, должны быть оприходованы.
  • В счете-фактуре должны быть оригинальные подписи руководителя и главного бухгалтера.
  • Сделка (поставка товара) должна быть реальной.
  • Продавец также должен быть реальным, зарегистрированным в ЕГРН и регулярно предоставляющим налоговую отчетность.

Согласно НК РФ, процедура возмещения НДС из бюджета производится в двух случаях:

  1. Если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму НДС (при необходимости увеличенную на суммы восстановленного налога), «входной» НДС подлежит возмещению (пункт 2 статьи 173 НК РФ). Такая ситуация может возникнуть у компаний и предпринимателей в тех ситуациях:
    • когда объемы реализованных ими товаров, работ, услуг ниже, чем объемы приобретенных;
    • когда при реализации товаров, работ, услуг применяется ставка НДС 10%, при этом приобретались товары, работы и услуги с применением ставки НДС 18%.

    Этот порядок регламентирован статьей 176 НК РФ.
    Например, некое фермерское хозяйство приобрело горюче-смазочные материалы для проведения уборочной кампании на сумму 1 000 000 рублей, в том числе НДС 18% — 152 542 рубля. В налоговой декларации фермер имеет право заявить к вычету 152 542 рубля. В этот же период хозяйство продало зерно также на сумму 1 000 000 рублей, при этом ставка НДС составила 10% (в соответствии со статьей 164 НК РФ) — 90 909 рублей. Эта сумма исчисляется к уплате в бюджет.
    Но по правилам вычета НДС эта сумма может быть уменьшена, поскольку хозяйство приобрело горюче-смазочных материалов на 152 542 рубля. Отсюда возникают основания для возмещения НДС в размере разницы между вычетом и суммой к уплате в бюджет. В данном случае она составляет 61 633 рубля, а причиной ее стала разница ставок НДС — 18% и 10%.

  2. Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые налогом по ставке 0%. Перечень таких операций определен статьей 164 НК РФ. В частности, к ним относятся:
    • услуги по транспортировке природного газа, вывозимого за пределы РФ или ввозимого на территорию РФ для переработки;
    • услуги по управлению общероссийской электрической сетью при поставке электроэнергии в иностранные государства;
    • услуги по международной перевозке товаров;
    • услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том числе в морских, речных портах;
    • услуги по перевозке и хранению товаров, перемещаемых через границу России;
    • услуги по перевозке экспортируемого товара железнодорожным и морским транспортом, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
    • услуги по перевозке пассажиров и багажа, в том случае если пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами РФ;
    • работы и услуги в области космической деятельности;
    • товары для официального использования международными организациями на территории РФ;
    • товары и услуги для официального или личного пользования дипломатическими представительствами или их персоналом;
    • топливо и горюче-смазочные материалы, вывезенные за пределы РФ для обеспечения эксплуатации морских и воздушных судов.

Способы возмещения налога

Возмещение НДС может осуществляться двумя способами:

    Зачет — операция по погашению задолженности налогоплательщика, уплаты недоимки, пени или налоговых санкций. Налоговая инспекция сама засчитывает сумму налога, подлежащую возмещению в счет недоимок или штрафов, если у налогоплательщика имеется задолженность по федеральным налогам. При отсутствии задолженностей суммы перечисляются по просьбе налогоплательщика на его расчетный счет или направляются в счет уплаты предстоящих налогов. Погасить можно как платежи по НДС, так и любые другие федеральные налоги (пункт 4 статьи 176 НК РФ).

Решение о способе возмещения принимается налоговыми органами одновременно с решением о возмещении суммы налога.

Порядок возмещения НДС

Порядок возмещения НДС из бюджета также регламентируется статьей 176 НК РФ и состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Подготовка декларации и документов, подтверждающих право на возмещение НДС

На этом этапе налогоплательщик заполняет налоговую декларацию по установленной форме, проверяет соответствие всех документов требованиям налоговых органов, наличие счет-фактур, кассовых и товарных чеков и подает пакет документов в налоговый орган.

Этап 2. Прохождение проверки в ИФНС

После предоставления налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Для этого проводится камеральная проверка (без выезда в проверяемую организацию) в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. Срок проведения проверки не должен превышать трех месяцев. Налоговые органы имеют право запросить дополнительную документацию для подтверждения легальности проведенных операций, полноты и правильности оформления документов. Если налогоплательщик отказывается предоставлять дополнительную информацию, налоговыми органами это будет расцениваться как нарушение законодательства и повлечет за собой штраф.

В зависимости от конкретной ситуации, например, когда обнаружены ошибки или противоречивые сведения в декларации, нет сопутствующих документов, представлена убыточная или уточненная декларация либо декларация с заявленными налоговыми льготами и т.д., в процессе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить те или иные дополнительные документы (пояснения), о которых говорится в:

  • Пунктах 3–9 статьи 88 НК РФ (документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации; обосновывающие размер убытка или уменьшение суммы налога; по которым применены налоговые льготы и подтверждающие право на эти льготы, правомерность вычетов по НДС; относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия).
  • Статье 165 НК РФ (документы, подтверждающие нулевую ставку НДС).
  • Подпункте 2 пункта 2, подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС).
  • Письме Минфина России от 13 октября 2015 года № 03-02-07/1/58461.
  • Письмах ФНС:
    • от 22 декабря 2016 года № ЕД-4-15/24737;
    • от 6 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19395.
    • от 27 ноября 2014 года № ЕД-4-15/24607;
    • от 16 сентября 2015 года № СД-4-15/16337;
    • от 10 августа 2015 года № СД-4-15/[email protected]
  • Пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.
  • Постановлении Президиума ВАС от 15 марта 2012 года № 14951/11.

Но бывают ли ситуации, когда налоговый орган не имеет права требовать документы или пояснения от налогоплательщика? Да, бывают: они возникают на следующий день после окончания камеральной проверки (т.е. спустя 3 месяца после ее начала), а также вследствие того, что у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять НДС, поскольку нет объекта налогообложения (товар или услуга реализованы за рубежом) или ставка 10% применяется не в качестве налоговых льгот. Почему? Эти правила распространяются не на отдельные категории налогоплательщиков, а на всех хозяйствующих субъектов. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 сентября 2015 года № 03-05-05-01/50668.

Кроме того, налоговый орган не имеет права оштрафовать за непредставление пояснений и документов:

  • ранее представленных в ИФНС для камеральной или выездной проверки (кроме подлинников, возвращенных обратно или утерянных налоговой инспекцией в результате форс-мажора);
  • не относящихся к проверяемой декларации;
  • которые налогоплательщик вообще не обязан составлять или иметь в наличии по действующему законодательству (наподобие объяснений низких зарплат или причин убытков, аналитических справок).

Аргументы в пользу этого представлены в постановлениях Президиума ВАС от 17 ноября 2009 года № 10349/09 и от 8 апреля 2008 года № 15333/07, а также подробно изложены в письмах Минфина от 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75 и ФНС от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/[email protected]

Этап 3. Принятие решения и оформление акта

В течение 7 дней с момента завершения камеральной проверки налоговыми органами принимается решение о возмещении НДС, если в ходе проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Возмещение НДС при этом может быть полным или частичным.

Если были выявлены нарушения, то проверяющими составляется акт (статьи 100 и 101 НК РФ), который передается на рассмотрение руководителю налогового органа вместе с представленными налогоплательщиком возражениями. По результатам рассмотрения материалов выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства. Одновременно выносится и решение о возмещении НДС (полностью или частично) либо об отказе в возмещении НДС (пункт 3 статьи 176 НК РФ).

Налоговый орган сообщает о принятом решении налогоплательщику в письменной или электронной форме в течение 5 дней.

Этап 4. Возврат средств

После принятия положительного решения о возмещении НДС налоговый орган обязан не позднее чем на следующий день направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога. Федеральное казначейство, в свою очередь, в течение 5 дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику необходимые средства и уведомляет налоговые органы о дате возврата и суммах к перечислению.

Если заявление о возврате налога предоставлено в налоговый орган до вынесения решения о возмещении НДС, то ИФНС должна осуществить возврат в течение 3 месяцев и 12 рабочих дней со дня подачи декларации, а если после — то в течение 1 месяца со дня подачи заявления. Об этом говорится в пункте 6 статьи 78, а также в пунктах 8 и 11.1 статьи 176 НК РФ.

При несоблюдении указанного срока по правилам статьи 78 НК РФ начиная с 12-го рабочего дня на невозвращенную сумму начисляются проценты согласно ставке рефинансирования Банка России (с 27 марта 2017 года — 9,75%). При этом, если речь идет о несвоевременно проведенном зачете НДС, проценты на его сумму не начисляются.

При возмещении НДС ваш бухгалтер о произведенных операциях сделает, например, такие записи:

  1. Сумма НДС, подлежащая возмещению, зачтена в счет недоимки по налогу на прибыль:
    Проводка: Д 68 «Налог на прибыль» — К 68 «НДС»
  2. Сумма НДС, излишне уплаченная в бюджет, возвращена на расчетный счет:
    Проводка: Д 51 «Расчетный счет» — К 68 «НДС»
  3. Начислены проценты за несвоевременный возврат НДС:
    Проводка: Д 68 «Проценты» (76 «Расчеты с бюджетом») — К 91 «Прочие доходы и расходы»
  4. Получены проценты за несвоевременный возврат НДС:
    Проводка: Д 51 «Расчетный счет» — К 68 «Проценты» (76 «Расчеты с бюджетом»).

Следует не забывать, что суммы процентов за несвоевременный возврат НДС не могут быть учтены в доходах, о чем сказано в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Особенности заявительного порядка возмещения налога

Пунктами 7, 8 и 11 статьи 176.1 НК предусмотрен особый порядок возмещения НДС, называемый заявительным. Он представляет собой зачет или возврат налога, заявленного в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки.

При этом право на возмещение НДС с применением такого порядка имеют не все организации, а только те, которые указаны в пункте 2 статьи 176 НК:

  1. Крупные налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, предшествующих году подачи декларации, составляет не менее 7 000 000 000 рублей. При этом налогоплательщик вправе претендовать на заявительный порядок возмещения НДС только в том случае, если со дня создания организации до дня подачи декларации прошло не менее 3 лет.
  2. Налогоплательщики, которые вместе с налоговой декларацией предоставили действующую банковскую гарантию, на основании которой банк-гарант обязуется уплатить в бюджет за налогоплательщика выплаченные или зачтенные ему суммы в том случае, если налоговые органы по завершении проверки вынесут отрицательное решение по возмещению НДС.
  3. Налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, которые вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС предоставили договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ на основании закона «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации». Такой договор предусматривает обязательство управляющей компании, как и в предыдущем случае, уплатить за налогоплательщика суммы возмещенного НДС при отказе налогового органа после проверки выплатить организации эти суммы. Обязательство управляющей компании возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.
  4. Налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток при условии предоставления ими вместе с налоговой декларацией договора поручительства от управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ.
  5. Налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечивается поручительством в соответствии со статьей 74 НК РФ. Согласно этому поручительству поручитель обязан уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне начисленную последнему сумму налога в случае, если решение о возмещении НДС будет отрицательным. Обязательство поручителя также возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.

Для возмещения расходов по НДС в заявительном порядке налогоплательщик должен вместе с налоговой декларацией или в течение 5 дней после ее подачи направить в налоговый орган заявление вместе с банковской гарантией или договором поручительства. В заявлении должны быть указаны банковские реквизиты для возмещения, а также обязательство вернуть излишне полученную сумму.

Причины отказа в возмещении НДС

Отказ в возмещении НДС — достаточно распространенная проблема. Основные причины, по которым это происходит, можно разбить на несколько групп.

  1. Ошибки при заполнении документации, допущенные как при заполнении заявления, так и при оформлении других документов:
    • указание неправильного адреса компании, по которому она осуществляет свою хозяйственную деятельность;
    • ошибки в кодировках и реквизитах;
    • несоответствие количества и цены товара в счет-фактурах с данными, указанными в договоре на поставку;
    • внесение изменений и исправлений в документы после отгрузки товара;
    • отсутствие важной информации, например, кода валюты, в которой осуществляется учет товаров;
    • факсимильные подписи на документах;
    • часть текста в документах составлена на иностранном языке.
  2. Отсутствие необходимой документации, подтверждающей факт совершения купли-продажи.
  3. Нарушение федерального законодательства.
  4. Иные причины:
    • отсутствие подтверждения сделки от контрагента налогоплательщика;
    • перевод налогоплательщика в другую налоговую инспекцию из-за изменения юридического адреса;
    • наличие признаков фиктивности сделки;
    • сделка переквалифицирована в заемное обязательство (на основе действующего законодательства);
    • отсутствие в декларации объекта налогообложения;
    • определение момента возмещения НДС по полученным с опозданием счетам-фактурам;
    • возмещение НДС по ненормативным рекламным расходам.

Для минимизации рисков при подаче декларации на возмещение НДС, необходимо тщательно проверять не только правильность ее составления и наличие всех необходимых документов, но и добросовестность контрагентов, чтобы налоговые органы не смогли признать сделку фиктивной.

Помощь в организации процедуры возмещения НДС

Процедура по возмещению НДС — достаточно сложный процесс, и нередко для достижения положительного результата требуется помощь специалистов. Как и к кому обратиться, чтобы получить такую помощь, мы попросили рассказать Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя налоговой практики КСК групп:

«Нередко клиент, столкнувшись с необходимостью возмещения НДС, начинает искать способы решения этой проблемы, обращаясь к весьма сомнительным специалистам, которые гарантируют «совершенно безопасные» способы возмещения налога. На деле же оказывается, что эти способы отнюдь не безопасны, а, скорее, полулегальны или даже нелегальны и выявить их может даже самый поверхностный аудит. Какими в этом случае будут последствия? Самыми неприятными — от доначисления сумм НДС до возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество», предусматривающей лишение свободы сроком до 10 лет. Разве одни риски в такой ситуации способны перекрыть другие?

Процедура по возмещению НДС при участии компании КСК групп актуальна для наших клиентов на всех этапах: подготовки и подачи налоговой декларации, сопровождения налоговой проверки после подачи декларации и подачи апелляционной жалобы в вышестоящие налоговые органы в случае отрицательного решения.

Благодаря высокому профессиональному уровню наших специалистов большинство поданных заявлений на возмещение НДС рассматривается положительно.

Наши специалисты могут подключиться к делу на любом этапе его рассмотрения, при этом возможно привлечение нескольких юристов разной специализации. Известно, что налоговые органы не стремятся рассматривать заявления о возврате НДС в пользу налогоплательщиков, но мы имеем богатый опыт работы с необоснованными отказами в возмещении НДС и знаем проблему изнутри, поэтому выбираем наиболее эффективные пути ее решения.

Кстати, первичная консультация у нас — совершенно бесплатна».

www.kp.ru

Возмещение НДС: порядок возврата, камеральная проверка, заявление

Если налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию, в которой НДС отражен к возмещению, он имеет полное право на возврат заявленной суммы после ее подтверждения проведенной инспекцией камеральной проверкой. Порядок возврата таких сумм регламентируется ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ и в широком смысле слова может быть назван заявительным, т.к. на практике налоговыми органами такой возврат производится только после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. В узком же смысле заявительным является только порядок возврата, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ, что прямо следует из ее названия.
Как показала практика применения данных норм НК РФ, процедура возврата заявленных к возмещению сумм НДС непроста и вызывает множество споров между налоговиками и налогоплательщиками. Рассмотрим, как же правильно применять все эти положения.

Примечание. Возмещение НДС налогоплательщик имеет право осуществить как зачетом по другим налогам, так и возвратом данных сумм. Можно также заявить о зачете такого НДС в счет будущих платежей по этому же налогу. Поэтому налоговые органы всегда желают видеть соответствующее письменное заявление налогоплательщика по данному вопросу.

Общий порядок возврата

Под ним в данной статье будем понимать порядок возврата, предусмотренный ст. 176 НК РФ. Данная процедура растянута во времени (только камеральная проверка декларации длиться до трех месяцев) и содержит много подводных камней. Большинство таких трудностей связаны прежде всего с тем, что результат рассмотрения декларации с налогом к возмещению может оказаться не только строго положительным или отрицательным, но и частичным.
В общем виде процедура возмещения выглядит так. Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС принимается инспекцией по результатам рассмотрения в рамках обязательной камеральной налоговой проверки декларации, в которой он заявлен.

Ошибки и нарушения не выявлены

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения, то в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять два решения — о возмещении и возврате соответствующих сумм налога (п. п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). После этого ими оформляется поручение на возврат, которое на следующий день направляется в территориальный орган Федерального казначейства. В течение 5 дней со дня получения поручения он возвращает плательщику суммы налога на счет в банке (п. 8 ст. 176 НК РФ). При этом согласно п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении данных сроков возврата (т.е. считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) в пользу налогоплательщика начисляются проценты.

«Камералка» выявила нарушения

Если налоговый орган выявит нарушения законодательства о налогах и сборах, то он сначала составит акт камеральной налоговой проверки. На это ему отводится 10 рабочих дней плюс еще пять на вручение акта налогоплательщику. После его получения у налогоплательщика будет 15 рабочих дней для подготовки своих возражений по акту и исправления тех недостатков, которые обнаружили инспекторы. Спустя еще 10 рабочих дней после рассмотрения акта и возражений на него налоговый орган примет решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС. Причем решение может быть принято как на всю сумму, так и на ее часть.

Как видно, срок принятия окончательного решения о возмещении в случае претензий налоговиков существенно увеличивается. После окончания камеральной проверки он отодвигается еще минимум на 40 рабочих дней, т.е. почти на два месяца! Здесь-то и находится первый подводный камень порядка возмещения НДС.

Дело в том, что налоговики были убеждены, что если по итогам камеральной проверки декларации выявлены нарушения хотя бы в части сумм, на возврат которых претендует плательщик (и неважно, что претензии есть только к 100 руб. заявленного к возмещению налога, а миллион подтвержден!), то весь налог, заявленный к возмещению, не перечисляется ему, пока не приняты решения, указанные в п. 3 ст. 176 НК РФ. По их мнению, данное правило распространяется и на ту часть НДС, в отношении которой замечания не предъявлялись и, соответственно, не имеется оснований говорить, что сроки возврата нарушаются и налогоплательщику причитаются проценты за несвоевременный возврат.

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 12.04.2011 N 14883/10) счел такое толкование ошибочным. Он указал, что п. 3 ст. 176 НК РФ действительно предусматривает, что в случае, когда в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, НДС возмещается в специальном порядке на основании решения налогового органа, выносимого с соблюдением процедуры материалов проверки, определенной ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Однако это не дает оснований утверждать, что предусмотренная п. 3 ст. 176 Кодекса процедура рассмотрения материалов проверки затрагивает эпизоды, в отношении которых нарушений не обнаружено. Следовательно, налоговый орган не вправе по окончании проверки со ссылкой на п. 3 ст. 176 НК РФ откладывать возврат части НДС, в отношении которой не выявлено нарушений, до изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога. В части данной суммы должны применяться п. п. 2, 7 и 8 ст. 176 НК РФ, и ее возврат должен быть осуществлен в 12-дневный срок (семь дней отводится на принятие решения о возмещении и возврате соответствующей суммы налога и пять дней — на исполнение поручения казначейством).

Причем в Постановлении N 14883/10 прямо было указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В 2012 г. для тех налоговиков и судей, которые не захотели прислушаться к его мнению, Президиум ВАС РФ еще раз напомнил, что его позиция по данному вопросу является неизменной.

Так, в его Постановлении от 20.03.2012 N 13678/11 говорится, что положения п. 3 ст. 176 НК РФ не должны распространяться на ту часть суммы налога, заявленного к возмещению, в отношении которой не было выявлено нарушений налогового законодательства и, соответственно, не имелось реальных препятствий к ее возврату. Следовательно, нет оснований, чтобы откладывать возврат этой величины до того, как будет изготовлен акт проверки либо принято решение о возмещении в порядке п. 3 данной статьи.

Нужно ли подавать заявление для возврата НДС?

Еще недавно этот вопрос показался бы по меньшей мере странным. Ведь про наличие такого заявления прямо говорится в п. 6 ст. 176 НК РФ, и налоговые органы никогда без такового возврат не производили. Но оказалось, что это не так. Рассматривая спор налогоплательщика и инспекции о процентах за несвоевременный возврат налога, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 отверг довод налоговиков о том, что период просрочки возврата надо считать только с даты получения соответствующего заявления самого налогоплательщика.

Примечание. Напомним, в п. 6 ст. 176 НК РФ говорится, что при отсутствии недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Достаточно часто такое заявление налогоплательщики подают не сразу с декларацией, в которой отражен налог к возмещению, и даже не в период до завершения ее камеральной проверки, на что они имеют полное право, а только после получения решения инспекции об отказе в возмещении НДС. И если после обращения налогоплательщика в арбитраж такое решение признается судьями недействительным, то встает вопрос, с какого момента надо считать период просрочки возврата для расчета полагающихся налогоплательщику по п. 10 ст. 176 НК РФ процентов.

В Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 был сделан революционный вывод, согласно которому ст. 176 Кодекса (в действующей редакции) осуществление возврата налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Высокий суд разъяснил, что указание в п. 6 ст. 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате НДС, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.

Следовательно, доводы инспекции о том, что до получения от общества заявления о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, у налогового органа не возникает обязанности ее возвратить, противоречит нормам действующего законодательства.

Ранее вся судебная практика исходила из обратного: возврат налога, в отличие от зачета, возможен только по заявлению самого налогоплательщика, а срок в 12 дней, установленный для возврата НДС, исчисляется со дня подачи соответствующего заявления, если оно подано спустя три месяца, отведенных Кодексом на камеральную проверку (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 28.11.2006 N 9355/06, от 27.02.2007 N 13584/06, ФАС Московского округа от 23.03.2011 N Ф05-1605/2011, Дальневосточного округа от 24.02.2011 N Ф03-439/2011, Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 N А53-12222/2010 и др.).

Чем же был вызван такой поворот в точке зрения судей Президиума ВАС РФ? Объяснение простое: с 1 января 2007 г. изменилась редакция ст. 176 НК РФ. Ранее п. 3 ст. 176 НК РФ в ред. от 29.12.2000 гласил, что «по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику. «.

Это, безусловно, означало, что без заявления организации решение о возврате налоговики принять просто не могли. Теперь же такое решение принимается налоговым органом без привязки к заявлению налогоплательщика в четко установленные Кодексом сроки, выраженные в днях.

Свою правовую позицию о том, что положения п. 6 и других пунктов ст. 176 НК РФ не являются взаимосвязанными и налоговая инспекция должна принимать решение о возврате в установленный законом срок независимо от наличия заявления налогоплательщика на возврат НДС, Президиум ВАС РФ подтвердил в своем новом Постановлении от 21.02.2012 N 12842/11.

Соответственно, исходя из смысла указанной статьи проценты за несвоевременный возврат начисляются на сумму, подлежащую возврату, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.

Кроме того, Президиум ВАС РФ своему Постановлению, в отличие от более раннего и аналогичного по смыслу, придал большую силу, указав в нем, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Таким образом, в настоящее время налогоплательщики могут сегодня использовать выгодную для них вышеизложенную позицию Президиума ВАС РФ и взыскивать с инспекции суммы налога, заявленные к возмещению, и проценты без подачи заявления на возврат.

Однако для облегчения взаимодействия с инспекцией, в частности для скорейшего решения вопроса о процентах в случае задержек с возвратом, не доводя дела до суда, налогоплательщикам можно порекомендовать подавать заявление о возврате НДС одновременно с декларацией, содержащей суммы налога к возмещению, или до момента окончания ее камеральной проверки.

Пишем заявление на возврат

Если для снижения риска возникновения спора с налоговиками налогоплательщик примет решение подать заявление на возврат, то составить его он может в произвольной форме.

Однако, чтобы инспекторы не отказали в его рассмотрении по формальным основаниям, заявление должно содержать полное наименование организации, ИНН и ее почтовый адрес, подпись руководителя и ее расшифровку (при подписании другим сотрудником — ссылку на доверенность с приложением ее копии), печать организации, если письмо-заявление составлено не на бланке компании. При отсутствии данных реквизитов налоговая, скорее всего, просто откажет в рассмотрении такого заявления (пп. 3 п. 12 Административного регламента ФНС России, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н).

Если оформляется заявление на полный или частичный зачет возмещаемого НДС в счет уплаты другого федерального налога, то в заявлении помимо КБК налога на добавленную стоимость нужно указать КБК того налога, в счет уплаты которого засчитывается НДС. Кроме того, отражается та сумма НДС, которую налогоплательщик хочет зачесть в счет уплаты такого налога. Оставшуюся сумму незачтенного НДС налогоплательщик может попросить не возвращать ему, а направить в счет уплаты будущих платежей по НДС. Если все же в заявлении указывается требование о возврате НДС, то в нем нужно обязательно указать реквизиты расчетного счета, на который инспекция должна перечислить деньги, особенно если счетов у налогоплательщика несколько и какой-либо из них находится в проблемном банке.

Примечание. Если заявление на возврат не подано, налоговики, чтобы не подпасть под санкции, могут произвести возврат НДС на любой известный им расчетный счет налогоплательщика. Так что возвращенные деньги вполне могут (неважно, случайно или сознательно) попасть на незакрытый расчетный счет в банке-банкроте и раствориться в общей массе его имущества, подлежащего распределению между всеми кредиторами. Иными словами, налогоплательщик их попросту потеряет.

Сколько должны вернуть?

Но налоговики даже при наличии заявления налогоплательщика могут вернуть не всю указанную в нем сумму налога. Дело в том, что п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает, что при наличии у налогоплательщика недоимки по самому НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Чтобы ускорить возврат налога, избежать неожиданностей и понять, какую сумму можно вернуть на свой расчетный счет, целесообразно проверить суммы недоимки, которые могут быть зачтены налоговиками. Для этого надо к моменту истечения трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку, произвести с инспекцией сверку расчетов. Для этого надо самостоятельно обратиться в инспекцию с заявлением в произвольной форме.

Все те недоимки по налогам, пеням и штрафам, которые будут выявлены налоговиками непосредственно на момент принятия решения о возмещении подтвержденных ими сумм НДС, они могут зачесть. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление от 19.01.2010 N 11822/09). При этом, по мнению арбитров, даже если при возврате НДС ИФНС принимает решение о зачете каких-то сумм недоимки до истечения срока на их добровольное исполнение, то это не влечет нарушения прав налогоплательщика, не приводит к необоснованному взысканию либо изменению его налоговой обязанности или ущемлению его прав и законных интересов.

Проведение зачета в такой ситуации не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 277/11).

Проценты за несвоевременный возврат

Как отмечалось выше, если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). С какого момента следует начислять такие проценты, мы также уже разобрались.

Однако на практике применение данной нормы зачастую приводит к разногласиям между налоговыми органами и налогоплательщиками и по другим нюансам ее применения. Разберем основные моменты, связанные с исчислением таких процентов.

Начнем со ставки процентов, которая принимается равной ставке рефинансирования. Но для того чтобы верно рассчитать сумму процентов, нужно определить «ежедневную» процентную ставку, про правила расчета которой в НК РФ ничего конкретно не говорится. Налоговые органы пытаются использовать данное обстоятельство в свою пользу, указывая, что ставку Банка России нужно разделить на количество дней в году (365 или 366). При этом они чаще всего ссылаются на п. 3.2.7 своих же Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]), а иногда и на п. 3.9 Положения Банка России от 26.06.1998 N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками», согласно которым именно такое количество дней в году принимается в расчет.

Вместе с тем если порядок расчета «ежедневной» ставки не предусмотрен НК РФ, то следует руководствоваться п. 1 ст. 11 НК РФ и использовать порядок, установленный для расчета процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами гражданским законодательством.

Речь идет о ст. 395 ГК РФ. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 разъяснено, что в этом случае годовую ставку Банка России нужно делить на 360 дней. Большинство арбитров поддерживают этот вывод, указывая, что из системно-правового анализа положений НК РФ следует, что законодатель не предполагает применения иной ставки рефинансирования, кроме как в размере 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Это подтверждается Определениями ВАС РФ от 15.10.2009 N ВАС-11232/09, от 21.10.2009 N ВАС-13648/09, а также Постановлениями ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/124-11, от 01.06.2009 N КА-А40/4548-09, от 29.05.2009 N КА-А40/4573-09, от 16.10.2009 N КА-А40/10973-09, ФАС Поволжского округа от 03.11.2009 N А65-24431/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2010 N А53-27429/2009, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А52-245/2009 и др.

Другой хитростью налоговиков является их попытка при расчете процентов учитывать не все дни просрочки, а только рабочие. Однако суды пресекают такие попытки, указывая, что проценты, являясь компенсацией потерь налогоплательщика в результате задержки возврата налога, начисляются за каждый календарный день, поскольку из содержания ст. 6.1 НК РФ (В ней сказано, что срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях) не следует, что при расчете периода просрочки возврата налога следует исключать выходные и праздничные дни (Постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 N КА-А40/342-11, от 04.02.2011 N КА-А40/18231-10, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 по делу N А56-43355/04).

Согласно позиции арбитров период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления органами Федерального казначейства соответствующих сумм налогоплательщику (Постановления от 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05, ФАС Московского округа от 16.02.2009 N КА-А40/489-09, ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 N А65-5922/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2008 N Ф08-6988/2008, ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2008 N А05-10302/2007).

Однако налоговики часто отказывают в выплате процентов за несвоевременный возврат налога на том основании, что их вины в такой просрочке нет.

Они утверждают, что если они своевременно исполнили свою часть работы (приняли решение и передали в казначейство поручение на возврат), то за несвоевременное перечисление денег казначейством они уже не в ответе. Однако арбитры при рассмотрении разногласий между налоговиками и хозяйствующими субъектами по данному вопросу придерживаются иной точки зрения.

Они считают, что именно налоговый орган одновременно с возвратом из бюджета суммы НДС обязан обеспечить выплату налогоплательщику процентов и с любыми претензиями по вопросам процентов налогоплательщикам следует обращаться исключительно к ним (Постановления ФАС Московского округа от 19.09.2007 N КА-А40/9580-07 и от 17.12.2007 N КА-А40/13021-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-39965/2007 и др.).

Следует учитывать, что такие проценты начисляются только в случае нарушения сроков возврата НДС.

Если налоговики нарушают сроки зачета НДС по заявлению налогоплательщика, проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ, не начисляются (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5351/04).

При этом в случае нарушения налоговым органом установленных законом сроков возврата НДС последующее обращение налогоплательщика с заявлением о зачете спорных сумм не освобождает инспекцию от обязанности выплатить ему проценты за нарушение срока возврата путем зачета (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 11484/06 и от 27.02.2007 N 13584/06).

В заключение отметим, что для получения процентов за несвоевременный возврат налога налогоплательщик никакого самостоятельного заявления писать не должен. Такие проценты налоговики должны выплатить самостоятельно одновременно с возвратом неправомерно задержанной суммы самого налога. Хотя на практике это происходит весьма редко.

Кроме того, напомним, что проценты, выплачиваемые налоговым органом за несвоевременный возврат НДС, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ, не облагаются налогом на прибыль (Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/101, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

Заявительный порядок возмещения

Согласно нормам ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, сутью которого является осуществление возмещения налога до завершения камеральной проверки.

Для этого им необходимо представить в инспекцию соответствующее заявление в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Если налоговики одобрят заявление, уже через 11 рабочих дней после его подачи сумма НДС, подлежащая возмещению, поступит на расчетный счет налогоплательщика.

Однако если у него есть задолженность по налогам, пеням и штрафам, то НДС, подлежащий возмещению, как и в общем случае возврата по ст. 176 НК РФ сначала будет направлен на погашение задолженности (п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

При нарушении этих сроков возврата налоговики должны выплатить налогоплательщику проценты по тем же правилам, что и в обычном случае возврата.

Несмотря на уже произведенный возврат сумм налога на добавленную стоимость, указанных в декларации к возмещению, ее камеральная проверка происходит в обычном порядке.

Если она покажет, что в заявительном порядке возмещена сумма НДС большая, чем следовало, тогда одновременно с вынесением решения по материалам камеральной проверки инспекция отменяет:

  • решение о возмещении НДС в заявительном порядке;
  • решение о возврате (полностью или частично) суммы НДС в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки;
  • решение о зачете НДС, заявленного к возмещению, в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки.

Об отмене прежних решений инспекторы сообщат налогоплательщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней (п. 16 ст. 176.1 НК РФ) и одновременно направят коммерсанту требование о возврате в бюджет сумм НДС, поступивших на расчетный счет или зачтенных в счет погашения задолженности коммерсанта по налогам, пеням и штрафам (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Заявительный порядок возмещения НДС, с одной стороны, является более льготным по сравнению с обычным, но с другой — возлагающим на налогоплательщика большую материальную ответственность.

Кроме того, воспользоваться им могут не все плательщики НДС.

Такое право предоставлено: во-первых, налогоплательщикам-организациям, существующим более трех лет и у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб., а во-вторых, налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию банка, включенного в специальный перечень, обеспечивающую возврат полученных из бюджета по заявительному порядку сумм НДС, если такое решение будет отменено.

Нормы ст. 176.1 НК РФ не препятствуют налогоплательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, так и в отношении части заявленной суммы.

Соответственно, в последнем случае представлению в налоговые органы подлежит банковская гарантия только на часть суммы налога, заявленной к возмещению в декларации и указанной в заявлении о применении упрощенного порядка возмещения (Письма ФНС России от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3906, от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17588 и Минфина России от 24.06.2012 N 03-07-08/214).

www.pnalog.ru

Популярное:

  • Минимального страхового стажа Что значит повышение минимального трудового стажа для будущих пенсионеров Правительство рассматривает возможность повышения минимального трудового стажа, дающего право на получение пенсии по старости, сообщила газета […]
  • Приказ о назначении ответственного за сохранность имущества Примерная форма приказа о назначении материально-ответственного лица (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо назначении материально-ответственного лица [ место издания приказа ] [ число, месяц, год ] В целях […]
  • Приказ 340н минздрава рф Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 г. N 340н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам […]
  • Услуги юриста по взысканию долга Юридические услуги по взысканию задолженности (Москва). В большинстве случаев клиенты интересуются такими вопросами как: Стоимость услуг по взысканию задолженности. Последовательность действий по взысканию. Как долго […]
  • Федеральный закон 213 фз от 21072014 Федеральный закон 213 фз от 21072014 Мурманская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах разъясняет положения Федерального закона от 21.07.2014 N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и […]
  • Правила внутреннего распорядка стоматологии Правила внутреннего распорядка для потребителей услуг стоматологической поликлиники «Дента» для потребителей услуг стоматологической поликлиники «Дента» 1. Общие положения 1.1. Правила внутреннего распорядка для потребителей […]
  • Расписка при получении аванса при покупке квартиры knightsofhonor Расписка В Получении Аванса За Квартиру Образец • Friday, April 15th, 2011. В недавней статье «Про квартиру с натяжными потолками арт » рассказала, к чему может привести отсутствие проверки квартиры, а также […]
  • Приказ мвд россии 600 от 2011 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 20.08.2010 N 600 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА СОТРУДНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ […]