Взаимодействие подразделений овд при раскрытии и расследовании преступлений

Использование современных компьютерных технологий в раскрытии и расследовании преступлений;

Нетрадиционные средства получения значимой для расследования преступлений информации.

С течением времени они перестают именоваться нетрадиционными и становятся неотъ­емлемой частью криминалистики. Например, за последние тридцать лет перешли из разряда нетрадиционных в собственно криминалистические такие разделы, как криминалистическое исследование веществ и материалов, криминалистическая фоноскопия.

Им на смену приходят все новые методы, которые опять именуются поначалу нетрадиционными и требуют серьезной проверки с точки зрения их пригодности для использования в сфере раскрытия и расследования преступлений, такие, напри­мер, как одорология (наука о запахах) и детекция эмоциональ­ного состояния человека по его психофизиологическим реак­циям на действие словесного раздражителя.

Криминалистическая одорология представляет собой систему знаний о запахах и запахоносителях и научно-обоснованных приемов, технических средств, рекомендаций по обнаружению, анализу, изъятию и хранению запаховых следов с целью последующего их использования в уголовном судопроизводстве.

Говоря об использовании детекции лжи при раскрытии и расследовании преступлений, то необходимо отметить, что речь идет о применении полиграфа в процессе производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Полиграф является техническим устройством, представляющим собой комбинацию медико-биологических приборов, позволяющих синхронно и непрерывно фиксировать динамику психофизиологических реакций лица на вопросы, задаваемые полиграфологом. Прибор является пассивным регистратором процессов, протекающих в организме человека, и не оказывает на них обратного влияния.

К нетрадиционным методам относятся также Гипноз и биоритмология.Под гипнозом необходимо понимать состояние специфического сна или же зауженного осознания реальности с так называемым отключением критического восприятия и повышенной чувствительностью к внешнему внушению. Гипноз применяется в основном при допросе свидетелей и потерпевших, давших добровольное согласие на применение этой процедуры и горячо заинтересованных в расследовании преступления. Гипноз, как правило, не используется при допросе подозреваемых и обвиняемых.

Необходимо упомянуть отаких методов «нетрадиционной криминалистики» как наркоанализ, и использование возможностей экстрасенса путем применения 2 основных видов-биолокации и ясновидения.

В совр-м общ-ве практически не осталось таких областей чело-кой деят-ти, где не нашли бы широкого применения сре-ва выч-ной техники и процессорные сис-мы. Наиболее широкое прим-ние в судопр-ве, в том числе в деят-ти по раскрытию и рассл-ию преступлений, а также в су­дебно-экспертной деят-ти, нашли персональные компы (ПК), на базе кот-х конструируются специализированные компьютеризиро­ванные рабочие места экспертов, след-лей, оперативных сотр-ов. Используются как стационарные ПК, так и портативные компы типа Notebook, которые особенно удобны при составлении протоколов непо­средственно на месте происшествия, при обыске, проверке показаний на месте и пр.Универс-ное программное обесп-ние, применяемое в процессе уг-ного или граж-кого судопр-ва, — это прежде всего опер-ная система Windows и следующее стандартное программное обесп-ние к этой опер-ой сис-ме.Системы подготовки текстовпредназначены для набора и редактирова­ния док-тов. Подготовка текстовых мат-ов на компе позв-т редакт-ть готовый текст, монтировать новый док-т из имеющихся фрагментов, быстро находить нужные разделы, коррект-ть орфографию, вводить в текст графическую инф-ю и многое другое.Различные версии элект-ных таблиц Microsoft Excel предст-т со­бой элект-ные бланки, в ячейки кот-х можно заносить не только тек­стовые символы, но и мат-кие формулы, а расчеты при этом про­изводятся автоматически. Особенно это удобно, если при рассл-нии необходимо проверить точность заполнения фин-вых док-тов.Универсальные программы управления базами данных перерабатывают большое кол-во однотипной инф-ции и систематизируют ее по

нужным признакам. Кроме того, достаточно широкое прим-ние находят сканеры, позво-щие переносить текс-вую и граф-кую инф-ию с бумажных носителей в память компов. Для обработки граф-кой инф-ии используются раз­личные граф-кие редакторы, н-р Adobe Photoshop.Широкое прим-ие в деят-ти след-лей, судей, экспертов, адвокатов находят спра-ные прав-ые сис-мы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Зак-тво России» и др., позв-щие оперативно от­слеживать изм-ния в фед-ном и рег-ном зак-ве, изучать суд-ную практику.

Накопление и обработка инф-ии для оперативно-справочных уче­тов осущ-ся в ГИАЦ МВД РФ — Фед-ом банке криминаль­ной инф-ии (ФБКИ) и в ИЦ МВД, ГУВД, УВД — в Рег-ных банках криминальной инф-ии (РБКИ) с помощью поэтапно внедряе­мых специализ-ных ИПС. ФБКИ и РБКИ представляют собой еди­ную инф-ную стр-ру, являющуюся одним из основных компо­нентов инфор-нно-вычислительной сети общего пользования органов внутр-их дел (ИВС ОВД).

Для ведения систем дактилоскопической рег-ции в Р. исп-ся несколько АДИС, позв-щих осущ-ть идент-цию по отпечаткам пальцев и ладоней рук. Для ввода инф-ии в АДИС ис­пол-ся системы бескраскового дактилоскопирования пальцев и ладо­ней («живой» сканер), а также высокоскоростные сканеры и телекамеры, цифровые фотокамеры. В информационных центрах МВД России действу­ет АДИС «Папилон». В составе АИПС действует «Криминал-И» — учет правонар-ий и преступлений, сов-ых инос-ми граж-ми, лицами без граж­-тва и граж-ми Р., постоянно проживающими за границей.Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта ведется в рамках АИПС «Автопоиск» ФБКИ и РБКИ и АИПС «Розыск» (ГУГИБДД МВД России).Параллельно с ФБКИ продолжается эксплуатация униве-ной сис­-мы АБД, кот. функционирует на двух уровнях: общер-ком (АБД «Центр» в ГИЦ МВД России) и рег-ном (АБД «Республика-Область» в ИЦ МВД—УВД). АБД вкл-т свед-я: об особо опасных преступниках, лицах, осужд-ых к лиш-ю свободы за тяжкие прест-я; нераскрытых прест-х; номерных вещах; предметах антиква­риата; похищенном и угнанном автотранспорте; огнестрельном оружии, боеприпасах, взрывчатых, нарк-ких веществах.Все эти све-я размещаются на четырех типах информационно-поис­ковых карт: И ПК ПЭ — на подучетное лицо; ИПК НП — на нераскрытое прест-е; ИПК-В — на вещь; ИПК-Р — на оружие.

Наиболее трудной является задача информатизации самого процесса расследования.След-ль должен переработать огромный массив инф-и, вы­членить из нее криминалистически значимую и не допустить при этом ошибок, связ-ых как с недостатком этой инф-ии и трудностями в ее получении, так и с дефицитом времени и часто невысоким профес-ным уровнем. При этом весьма значительное время тратится на рутин­ную работу по составлению различных док-тов процесс-го и не­процесс-го характера: протоколов, постановлений, запросов и др.Многие из этих проблем позволит разрешить создаваемая в рамках еди­ной ИВС ОВД Специализированная территориально распределенная автома­тизированная сис-ма Следст-го комитета при МВД России (СТРАС-СК) с банками данных. Информ-ое обесп-е СТРАС-СК разрабатывается в виде ряда подсистем, основные из кот-х след-щие.

1. Подс-ма гибридного интеллекта «Расследование» строится на осно­ве элементов частных криминалистических методик рассл-ния отдель­ных видов прест-ний.При расследовании конкретного дела в компьютер в диалоговом режи­ме вводятся све-я о составе и способе преступления, предмете преступ­ного посягательства, потерпевшем и др. После обработки на экран выда­ются рек-ции, кот-е м.б. использованы в планировании рассл-я, позволяют сгруппировать данные по эпизодам и по участ­никам, подсказывают, как осуществить конкретное следственное действие

2.Сис-ма «Контроль» будет автоматизировать учетно-контрольную и вспомогательную деят-ть след-ля, накопление и использ-ие инф о делах, находящихся в произв-тве и на контроле, ведение «записных книжек», каталогизацию дел и др.3.Сис-ма «Статистика» накапливает инфо о прест-х и использует ее в целях получения данных стат-кого характера, н-р обзорных и аналитических справок о расследовании определенного вида прест-­ний, о работе конкретного след-ля и др.4.Справочная подсистема прав-ой и методической инфо по действующему зак-ву РФ, пост-ям Пленума ВС РФ, ведомственным норм. Актам МВД Р, Минюста Р, прокуратуры и других ведомств, затрагивающих деят-ть следс-ых подразделений.5.Подс-ма связи с ФБКИ и РБКИ для получения инфо из оперативно-справочных и криминалистических учетов.6.Вспомогательные подс-мы для автоматизации работы секретариа­тов и канцелярий, учета кадров следств-х аппаратов и др.

studopedia.su

Взаимодействие подразделений овд при раскрытии и расследовании преступлений

Формы участия общественности в раскрытии и расследовании преступлений делятся на две группы:

— не связанные с проведением следственных действий;

— связанные с подготовкой и проведением следственных действий. Формы, не связанные с производством следственных действий

— по собственной инициативе гражданин может пресекать преступные действия, сообщать в правоохранительные органы о совершенных преступлениях;

— создание общественных формирований — добровольных народных дружин, общественных помощников следователя, государственной автоинспекции, оперативных отрядов при уголовном розыске, подразделениях государственной службы бороть ьбы с экономическими преступлениям.

Представители общественных организаций или отдельные граждане могут по собственной инициативе сообщить органам расследования о преступлениях, выявить и пресечь преступления, выявить и задержать лиц, подозреваемых их в совершении преступлений, разыскать похищенное имущество, орудия совершения преступления и другие вещественные доказательства, выявить потерпевших и свидетелей, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их у сунення. Указанные действия осуществляются представителями общественности или отдельными гражданами без каких-либо процессуальных действий, поскольку их проведение отнесено законом к исключительной компетенции органов ди знания или предварительного следствийа.

Все эти действия граждан или представителей общественности должны быть в дальнейшем процессуально оформлены в предусмотренном законом порядке соответствующими должностными лицами органов дознания и следствия. Эти действия имеют большое значение для успешного расследования преступлений, потому что без активной и сознательного участия граждан и представителей общественности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в органы диз ния и последствия фактически не будет реальной возможности для раскрытия всех преступлений и изобличения виновныхх.

Формы использования общественности, связанные с подготовкой и проведением следственных действий, оперативных мероприятий:

— использование общественности во время воспроизведения или реконструкции обстановки для эффективного осуществления отдельных следственных действий;

— использование лиц и общественных формирований с целью выявления источников информации относительно действий, которые расследуются;

— использование общественности для охраны следственных действий, которые проводятся (например, осмотра);

— использование общественности для выполнения отдельных технических приемов, необходимых для проведения следственного действия, поисковых действий для выявления и изъятия вещественных источников;

— использование общественности для выполнения отдельных организационных мероприятий, профилактики

Тактика привлечения общественности к раскрытию преступлений в большинстве случаев определяется конкретными целями, для достижения которых необходима помощь общественности, характером запланированных с ее участием за аходив и их объема, а также тем, кого именно следователь привлекает для оказания помощи в расследовании — лиц, постоянно оказывают помощь правоохранительным органам (общественных помощников, внештатных сотр обитникив) или других общин.

Эффективность и качество взаимодействия с общественностью достигается соблюдением ряда условий. К ним относятся: точное и неукоснительное выполнение требований. Уголовно-процессуального кодекса, использование помощи гром общественности на сугубо добровольных началах и нравственной основе, кроме того, поручение не должны быть связаны с опасностью для их жизни и здоровьяя.

23 Понятие и основные принципы взаимодействия следователя, оперативных и экспертных подразделений в процессе раскрытия преступлений

Успешная борьба с преступностью на современном этапе невозможна без обеспечения тесного взаимодействия следователя, оперативно-розыскных и экспертных подразделений

Так, следователь наделен полномочиями проводить следственные действия в полном объеме, предусмотренном. УПК Украины, и с их помощью он устанавливает преступников и доказывает их виновность в совершении преступления, собирает другие доказательства по делу, обнаруживает обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Значительными возможностями в борьбе с преступностью наделены оперативно-розыскные подразделения, правовой основой деятельности которых являются. Законы Украины»Об оперативно-розыскной деятельности»,»О правовых основах бы борьбы с организованной преступностью»Уполномоченные законом на проведение широкого спектра оперативно-розыскных действий, они имеют значительные человеческие ресурсы и технические средства, позволяющие осуществлять по. Шук преступников и возможных свидетелей совершения преступлений, вести оперативное наблюдение и оперативную разрабоа оперативну розробку.

Экспертно-криминалистические подразделения, имея в своем штате опытных специалистов, пользуются в своей деятельности современной техникой для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования различных следов и других вещественных доказательств. Экспертно-криминалистические подразделения. ОВД для оказания помощи следователям и работникам органов дознания создают соответствующие криминалистические картотеки и учета (сли дев пальцев рук, пуль, гильз со следами оружия, коллекции оружия, поддельных документов, образцов протекторов автомобильных шин и др.). С помощью этих учетов и коллекций, экспертно-криминалистические шк. Оздил могут предоставлять следственным работникам различную информацию, которая имеет существенное значение для раскрытия и расследования преступлениинів.

Взаимодействие следователей, экспертно-криминалистических и оперативно-розыскных подразделений должна основываться на следующих основных принципах

1. Взаимодействие должна основываться на требованиях. С целью исключения субъективизма в этом вопросе и зависимости взаимодействия от воли отдельных лиц, принимающих в ней участие, основные аспекты взаимодействия регламентируются законом

2. Взаимодействие предполагает выявление инициативы всеми его участниками с целью обеспечения быстрого и полного расследования. С законодательных положений, регламентирующих взаимодействие следователя с оперативно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями усматривается, что инициатива в таком взаимодействии должна исходить от следует дчого. Именно ему предоставляется право с учетом конкретных обстоятельств дела определять, в каких случаях, когда, и работников каких именно служб (подразделений) необходимо привлечь для помощи и с какой цельюю.

3. Взаимодействие должна длиться столько, сколько этого требуют интересы дела. Выявление инициативы для осуществления взаимодействия не должно быть одноразовым, носить эпизодический характер. Взаимодействие должна начинаться, как правило, с момента возбуждения уголовного дела и продолжаться до в полного окончания рассмотрения делі.

4. Взаимодействие должна осуществляться на основе планирования. Как

показывает практика, взаимодействие при раскрытии преступлений бывает конкретной и эффективной, если она построена на плановой основе

5. Знание всеми участниками взаимодействия возможностей каждой из

сторон. Следователь не будет способен в полной мере использовать возможности оперативных или экспертно-криминалистических подразделений, если он не будет иметь о них достаточной воображения

На основании изложенного, взаимодействие можно определить как совместную деятельность следователя, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений по разработке и осуществление мероприятий по комплексному использованию пр роцесуальних, оперативно-розыскных и технико-криминалистических средств с целью успешного раскрытия преступлений, установлению виновных и выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, принятие мер для их устранению.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Понятие взаимодействия в ОВД, формы и методы. Профилактическая деятельность в ОВД: виды и способы осуществления;

Под взаимодействием между подразделениями ОВД понимается основанная на законе и подзаконных нормативных актах согласованная деятельность процессуального, оперативно-розыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющая добиваться высоких результатов в раскрытии, расследовании, профилактике преступлений и правонарушений.

Организация взаимодействия предполагает согласованность действий по целям, месту и времени. Эту деятельность подразделений можно рассматривать в двух аспектах.

В широком смысле — это организация постоянных деловых контактов между подразделениями в борьбе с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих:

— совместную деятельность по выработке стратегии борьбы с преступностью и профилактики правонарушений;

— проведение совместных совещаний на разных уровнях, направленных на повышение оперативности взаимного информирования, использование сил субъектов взаимодействия в мероприятиях, проведение оперативно-профилактических операций;

— регулярный обмен опытом борьбы с правонарушениями и преступлениями;

— использование в профилактике правонарушений возможностей иных государственных органов и негосударственных учреждений и организаций;

— совместное принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений.

В узком смысле — это отношения сотрудников различных подразделений, возникающие в связи с проведением конкретных мероприятий от получения и оценки исходной информации до материального и оперативно-технического обеспечения реализации собранных данных.

Организацию взаимодействия подразделений, в том числе ГИБДД и УУП можно разделить на три основные формы: организационно-управленческая, оперативно-тактическая и профилактическая.

I. Организационно-управленческая форма взаимодействия включает следующие компоненты:

а) совместная информационно-аналитическая работа, которая является составным элементом управленческой деятельности подразделений.

Непосредственный смысл совместной информационно-аналитической работы заключается в том, что взаимодействующие субъекты по своей инициативе определяют ценность информации и круг заинтересованных в ней подразделений, исходя из единства служебных интересов, задач борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Поэтому такое взаимодействие включает в себя знание и оценку конкретными подразделениями оперативной обстановки на обслуживаемой территории, анализ поступающей информации, разработку соответствующих программ по получению и использованию необходимой информации, разработку запросов, по которым другие подразделения ОВД должны собирать информацию для инициаторов (в них следует указывать источники, которые могут содержать необходимые сведения, а также тактические приемы ее получения), создание банков данных общего пользования и их систематическое пополнение, инициативное распространение имеющейся информации и положительного опыта ее получения.

Своевременное получение и систематизация необходимой информации позволяет разрабатывать комплексные оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с правонарушениями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В их основе лежит выявление причин и условий, которые способствуют совершению данных правонарушений. Располагая соответствующей информацией, субъекты взаимодействия могут разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации таких факторов.

б) рабочие встречи сотрудников подразделений, с целью повышение оперативности взаимного информирования и реагирования по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере профилактики правонарушений.

Такие встречи могут осуществляться как в форме проведения семинаров-совещаний и т.п., так и в рабочем порядке, то есть путем регулярных контактов.

II. Оперативно-тактическая форма взаимодействия включает:

а) организацию и проведение совместных комплексных целевых операций по борьбе с правонарушениями, в том числе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Изучение практики показывает, что в деятельности подразделений совместные операции различаются по времени их проведения на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные операции рассчитаны на достаточно длительный период времени (год-два) с последовательным накоплением оперативно-розыскной информации, ее обменом и поэтапным введением необходимых сил и средств органов внутренних дел.

Краткосрочные операции предназначены для нанесения массированных целенаправленных «ударов» по определенным объектам, группировкам с комплексным использованием сил и средств.

Совместные операции могут быть как федерального значения, так и локального, направленные на предупреждение и раскрытие преступлений и правонарушений в конкретном регионе. При подготовке таких операций заранее определяется круг их участников, должностных лиц других государственных учреждений, специалистов, обладающих необходимыми познаниями, целесообразность использования возможностей отдельных граждан. Проведение целевых операций должно в конечном счете служить оздоровлению оперативной обстановки на обслуживаемой территории.

III. Профилактическая форма взаимодействия.

— получение достоверной информации об источниках криминальной опасности на административном участке;

— обеспечение контроля на обслуживаемой территории над местами концентрации возможных правонарушителей;

— выявление конкретных признаков, свидетельствующих о реальной угрозе совершения правонарушений;

— построение объективной модели криминальной обстановки на обслуживаемой территории;

— своевременная нейтрализация причин и условий, способствующих преступности.

Профилактика правонарушений – совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.

Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти, в том числе и через органы внутренних дел.

Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.

Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств[4].

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

— сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

— анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

— прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

— создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

— выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;

— учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;

— осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;

— изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

— формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

— обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

— разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

— привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

— разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений[5].

Mеры индивидуальной профилактики правонарушений:

— профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);

— направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;

— оказание помощи профилактируемому лицу;

— осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);

— привлечение родственников, других лиц к воздействию;

— другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Применение в совокупности мер общей и индивидуальной профилактики преступлений и правонарушений приводит к улучшению состояния оперативной обстановки на административном участке, уменьшает вероятность рецидива и позволяет пресекать вовлечение новых лиц в совершение противоправных действий, прививает населению нетерпимость к нарушению закона, способствует налаживанию обратной связи с жителями и реализации антикриминогенного потенциала общества.

studopedia.su

Вопрос 3. Взаимодействие следователя с работниками служб и подразделений органов внутренних дел при расследовании преступлений против собственности.

Взаимодействие, как необходимое условие коллективной деятельности предполагает согласование действий и специализацию работы ее субъектов, то есть такое распределение и координацию труда, когда каждый участник выполняет определенные функции, требующие постоянной координации в области повторяющихся коллективных работ. В специальной юридической литературе взаимодействие следователя с работниками служб и подразделений органов внутренних дел рассматривали многие авторы.

В общем виде это взаимодействие определяется, как основанная на законе и подзаконных актах совместная, согласованная по целям, месту и времени деятельность, осуществляемая в целях быстрого, полного и всестороннего раскрытия и расследования преступлений.

Следственной практикой выработаны определенные формы взаимодействия следователя с работниками подразделений и служб ОВД на различных этапах расследования преступлений против собственности.

Изучение и анализ форм этого взаимодействия показало, что к ним могут быть отнесены следующие:

– Совместное обсуждение в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела;

– Организация и производство осмотра места происшествия и других первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на стадии возбуждения уголовного дела;

– Согласованное планирование предварительных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

– Создание и работа следственно-оперативной группы на первоначальном и других (последующем, завершающем) этапах расследования;

– Совместное обсуждение собранных на первоначальном этапе сведений и на их основе выдвижение версий, а также определенных мероприятий по их проверке;

– Постоянный обмен информацией о полученных данных;

– Совместное обсуждение последовательности и тактики производства отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

– Оказание работниками органами дознания помощи следователю при производстве отдельных следственных действий;

– Выполнение органом дознания письменных поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнение постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий в порядке п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ;

– Выполнение органом дознания указанных действий в соответствии с ч.1 ст. 152 УПК РФ;

– Непосредственное выполнение работниками органа дознания запланированных совместно со следователем мероприятий по розыску лица, совершившего преступление против собственности, и установление иных обстоятельств, имеющих значение при расследовании преступлений данной категории;

– Уведомление следователя работниками дознания о результатах оперативно-розыскных мероприятий, проведенных как по собственной инициативе, так и по поручению следователя;

– Совместные выезды в другие территориальные органы внутренних дел для выполнения отдельных следственных действий и мероприятий оперативно-розыскного характера;

— Совместное уточнение, корректировка либо дополнение согласованного плана неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

– Установление причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности;

– Совместное планирование и принятие мер по устранению выше указанных причин и условий.

Правильный выбор формы взаимодействия следователя с работниками служб и подразделений ОВД и их реализация обеспечивают успешное раскрытие преступления против собственности и установления всех обстоятельств его совершения. Условиями эффективного взаимодействия при расследовании преступлений указанной категории являются согласованность и надлежащая организованность всех совместных действий, правильное определение целей и задач, способов и методов их достижения и выполнения, а также оптимальное сочетание следственной и оперативно-розыскной работы.

Применительно к рассматриваемым вопросам целесообразно воспроиз­вести те положения Инструкции, которые характерны для расследования преступлений против собственности, прежде всего при реализации оператив­ных разработок и рассмотрении материалов доследственной проверки.

В Инструкции эти позиции изложены следующим образом: «На стадии возбуждения и расследования уголовного дела: оперативный сотрудник, полагая, что в собранных оперативным путем ма­териалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава пре­ступления, по которому предварительное следствие обязательно, докладывает об этом непосредственному начальнику.

Получив согласие на реализацию оперативных материалов, он заблаговре­менно предъявляет их (с соблюдением требований конспирации и в порядке, ус­тановленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности») для ознакомления начальнику следственного подразделения и следователю, ко­торые в 10-дневный срок, а в неотложных случаях — незамедлительно оценива­ют их с точки зрения достаточности имеющихся данных для возбуждения уго­ловного дела.

Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе на время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют при­нять решение о возбуждении уголовного дела, начальник следственного подраз­деления (следователь) возвращает их через начальника горрайлиноргана с пись­менным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения имеющихся пробелов.

Выполнив указания о доработке материалов, оперативный работник при на­личии признаков состава преступления, подследственного следователю, направ­ляет их через начальника следственного подразделения, как правило, тому же следователю для принятия решения в соответствии с требованиями УПК.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу, возвра­щенному для доработки, орган дознания принимает самостоятельно. В тех слу­чаях, когда в ходе дополнительной проверки выясняется, что не требуется обя­зательного производства предварительного следствия, орган дознания возбуж­дает уголовное дело и проводит дознание в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

При несогласии с выводами начальника следственного подразделения (сле­дователя) руководитель органа внутренних дел направляет все материалы со своими письменными возражениями вышестоящему руководителю следственного подразде­ления, который в 10-дневный срок, а при необходимости — незамедлительно принимает решение по существу.

Уголовные дела о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, оперативные работники возбуждают и проводят по ним неотложные следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, когда необходимо пресечь преступление либо следователь не может немедленно приступить к расследованию, а промедление в реагировании на сообщение о подготавливаемом или совершенном преступле­нии может привести к утрате возможности задержания виновных с поличным, получения важных доказательств и обеспечения возмещения материального ущерба. В этих случаях орган дознания несет ответственность за обоснован­ность принятых им решений и объективность собранных доказательств.

О начатом расследовании незамедлительно извещается руководитель след­ственного подразделения (следователь).

Следователь вправе в любой момент принять к производству подследствен­ное ему уголовное дело, возбужденное органом дознания.

По материалам о хищениях ревизии и документальные проверки должны проводиться, как правило, до возбуждения уголовного дела.

Для производства отдельных следственных действий и оперативно-розыск­ных мероприятий следователь направляет руководителю органа дознания пору­чение, обязательное для исполнения. В нем четко формулируются вопросы, подлежащие выяснению, и излагается информация, необходимая для его вы­полнения. Срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток. При не­возможности его выполнения за этот период следователь и руководитель соот­ветствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела. Выбор средств и методов, необходимых для исполнения поручения, является исключительной компетенцией органа дознания.

Наиболее эффективной формой взаимодействия является создание и функционирование постоянно действующих следственно-оперативных групп. Их состав зависит от категории преступлений против собственности так, например, при расследовании таких преступлений как присвоение или растрата или причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверием в состав таких групп в обязательном порядке входят оперуполномоченные ОБЭП. А при расследовании таких преступлений как кража, грабеж, разбой, вымогательство и т.д. в состав СОГ кроме следователя и оперуполномоченного уголовного розыска целесообразно включать участкового инспектора, кинолога и других работников ОВД. Деятельность таких постоянно действующих следственно-оперативных групп должна начинаться с момента возбуждения уголовного дела и заканчиваться окончанием предварительного следствия.

Особое значение, как уже отмечалось, в раскрытии преступления против собственности приобретает постоянно действующие СОГ, которые, как правило, создаются в УВД федерации. Их создание в крупных городах обусловлено значительным количеством совершенных преступлений данной категории, а также тем, что в условиях крупных городов поиск преступников значительно усложняется. Поэтому в таких условиях взаимодействие следователя с работниками служб и подразделений ОВД особенно при расследовании таких преступлений как кражи, грабежи, разбои требуют четкой организации, системности и деятельности.

Целью их организации должно быть не только раскрытие и расследование многоэпизодных преступлений данной категории, но и значительное повышение эффективности деятельности ОВД в борьбе с посягающими на собственность. Поэтому СОГ должны стать своеобразным организационно-методическим центром.

Такого рода группе, как представляется, необходимо обладать информацией всех совершенных преступлениях, для расследования которых они созданы (например, по расследованию квартальных краж, разбойных нападений на водителей автотранспорта и т.п.) на определенной территории, а также своевременно информировать соседние ОВД. Кроме, взаимодействуя с оперативными подразделениями ИТУ, данная группа должна иметь сведения о лицах, совершивших преступление определенной категории (кражи, грабежи, разбой и т.д.), их намерениях, установках на момент освобождения из мест лишения свободы. Таким образом, важными функциями такого рода СОГ являются сбор, обработка и выдача соответствующей информации.

[1] Наряду с термином «комбинация» в литературе используется и термин «операция». Под операцией в русском языке обычно понимают законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение опреде­ленной задачи, под комбинацией — сочетание, взаимное расположение объединенных общим замыслом приемов, дейст­вий, ухищрение, уловку. С точки зрения криминалистической тактики термин «комбинация» предпочтительнее, по­скольку включает в себя весьма существенное указание на объединяющее начало — единый замысел и раскрывает смысл этого замысла — ухищрение, уловка как средство решения задачи

[2] Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — M., 1997. — С.222.

[3] Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — M., 1997. — С.222.

[4] Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — M., 1997. — С.222.

helpiks.org

Популярное:

  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Налог на капитальный ремонт кто не платит Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Заявление в садик электронное Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад — процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Ликвидация предприятий способы "Закрытие фирмы или головная боль?" 04.02.2009 – Баранов В.В. Зачем нужно закрытие предприятия «Всё – пришла пора закрыть фирму!» - такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем. Причины тому […]
  • Закон о больничном по беременности Пособие по беременности и родам в 2018 году Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в […]