Закон 323 ст 20

Содержание:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 22 октября, 1, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 30 сентября, 14, 29 декабря 2015 г., 5, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 1, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 101 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О перечне нормативных правовых актов, направленных на реализацию настоящего Федерального закона, см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 ноября 2011 г. N 1377

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
21 ноября 2011 года
N 323-ФЗ

Новый закон призван заменить Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. Он определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических и медработников.

Среди основных принципов охраны здоровья — доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

Региональным органам исполнительной власти с 1 января 2012 г. передаются полномочия муниципалитетов по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медпомощи. На них также с 2014 г. возлагаются федеральные полномочия по обеспечению лекарствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Для их закупки регионам из федерального бюджета выделят субвенции.

Предусмотрено утверждение порядков оказания и стандартов медпомощи. Причем первые с 2013 г. будут обязательны для исполнения всеми медорганизациями страны. Четко разграничены бесплатные виды медпомощи и платные услуги. Вводится понятие паллиативной медпомощи — избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Сохраняется ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия).

Закрепляется право одного из родителей (иного члена семьи) бесплатно находиться вместе с ребенком в стационаре в течение всего времени его лечения. При этом спальное место и питание будут тоже предоставлять бесплатно, если ребенку нет 4 лет либо совместное нахождение с ним обусловлено медицинскими показаниями. Детально регламентированы вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий. Предусмотрены меры по сокращению числа абортов. Женщине будут давать минимум 2 дня на обдумывание своего решения.

Вводятся ограничения для медицинских и фармацевтических работников на общение с представителями фармпроизводителей. С 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации. Последняя представляет собой подтверждение готовности заниматься меддеятельностью по определенной специальности в соответствии с порядками оказания и стандартами медпомощи. С 1 сентября 2017 г. закрывается интернатура.

Лечащий врач выдает больничный единолично на срок до 15 дней (ранее — до 30 дней), дальнейшее продление возможно через врачебную комиссию.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие (в основном — 1 января 2012 г.).

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 101 установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 ноября 2011 г. N 263, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2011 г., в «Парламентской газете» от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г., за исключением пунктов 4 и 5 статьи 4 изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2015 г. N 273-ФЗ

Действие части 4 статьи 80 приостановлено до 1 января 2016 г. в части утверждения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на плановый период

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
09.05.15

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 2 изменений, вступающего в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 314-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Эксперты рассказали, в чем состоит добровольное информированное согласие пациента на получение медицинских услуг

Одним из важнейших принципов соблюдения интересов пациента эксперты называют получение у него добровольного информированного согласия перед любыми медицинскими процедурами. Так, данный принцип закреплен в Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (правда, наша страна в ней не участвует), а также в российском законодательстве (ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – закон об охране здоровья). Ряд принципов выводится в том числе из практики Европейского суда по правам человека.

В первую очередь согласие должно быть свободным и добровольным. Как отметила секретарь Комитета по биоэтике Совета Европы Лоранс Львофф в ходе конференции, посвященной правам человека и биомедицине, это означает отсутствие какого-либо давления на пациента, например, основанного на доверительных отношениях c врачом или предложении денег (в случае согласия на донорство органов). На этот принцип указал и ЕСПЧ, рассматривая дело о принудительном гинекологическом осмотре заключенных (постановление ЕСПЧ от 13 мая 2008 года, жалоба № 52515/99). По его оценке, подобный осмотр недопустим, даже если его целью была защита представителей власти от ложных обвинений в домогательствах. Суд решил, что осмотр, проведенный в таком случае, не был соразмерен данной цели.

Согласие пациента должно быть явно и четко выраженным (в том числе в устной форме) – к такому выводу пришел ЕСПЧ. Так, нарушением прав пациента со стороны врачей он признал случаи, когда к ребенку с тяжелой степенью инвалидности применяли диаморфин (наркотическое средство) для облегчения боли. Его мать в предварительных беседах с медицинскими работниками согласилась на такой способ лечения, но затем отказалась (постановление ЕСПЧ от 9 марта 2004 года, жалоба № 61827/00).

Когда возможно медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя? Узнайте из материала «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Информированность согласия должна заключаться в том, что пациент получает при его предоставлении необходимые сведения о своем здоровье, рисках, сути и последствиях вмешательства, а также о рисках невмешательства, отметили эксперты. Причем информация должна быть изложена доступным языком без обилия медицинских терминов, как обратила внимание директор Правового департамента Минздрава России Светлана Соловьёва. Лоранс Львофф добавила к этому, что иногда пациенту дают слишком большой объем неясной для него медицинской информации и назвала это перекладыванием ответственности с врача на пациента. А старший юрист ЕСПЧ Ирина Яценко подчеркнула, что пациенту нельзя давать искаженную и одностороннюю информацию с целью повлиять на его выбор. В качестве примера был приведен случай, когда нескольких женщин цыганской национальности в Словакии стерилизовали во время кесарево сечения. В процессе родов им пояснили, что последующие роды могут привести к летальному исходу для матери или ребенка. Женщины дали свое согласие, но ЕСПЧ указал, что оно не может считаться добровольным, так как информация представлена практически в искаженном виде (постановление ЕСПЧ от 8 ноября 2011 года, жалоба № 18968/07).

Ирина Яценко также уточнила, что пациенту необходимо предоставить достаточно времени, чтобы спокойно сделать осознанный выбор, а врачи должны убедиться в том, что пациент понял всю информацию, которые они пытаются донести, находясь в здравом уме и трезвой памяти. Так, привела пример эксперт, ЕСПЧ указал, что медицинские работники недобросовестно отнеслись к своим обязанностям, когда приняли отказ пациента от бронхоскопии и внутримышечных инъекций, а в результате он скончался. Оказалось, что пациент страдал параноидальным расстройством, но врачи, несмотря на его неадекватное поведение, принимали его волю.

Что важно, информированное согласие пациента должно быть также предварительным. То есть лицо, как отметили эксперты, заранее получает информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. И соответствующее решение пациент должен принять также до совершения медицинской процедуры.

Кроме того, в соответствии с действующим российским законодательством, информированное согласие или отказ от медицинского вмешательства должны быть оформлены письменно. Такие документы подписываются самим гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и должны содержаться в медицинской документации пациента (ч. 7 ст. 20 закона об охране здоровья граждан). В то же время данный подход подвергла критике профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) Антонина Чупрова, сопоставив законодательные положения и практику.

Она обратила внимание, что бланки о добровольном информированном согласии чаще подписываются уже после процедуры – при оплате услуг, причем их содержание существенно не меняется в зависимости от сложности вмешательства. А врачи при этом, по ее оценке, практически никогда не разъясняют цель процедуры и ее последствия, если речи не идет о сложных операциях. «Медики не тратят лишних слов на просвещение больного, но при этом конкретизируют характер осложнений», – отметила эксперт. – «Больной, не очень интересуясь содержанием документа, дает согласие, не глядя в текст. При этом руководители медицинских организаций наивно полагают, что тем самым они себя обезопасили от исков и преследований, поскольку пациент изначально согласен на все».

Эксперт обратила внимание на то, что с точки зрения гражданско-правовых отношений подобный подход может иметь смысл, но не имеет абсолютно никакого отношения к уголовному праву. В то же время она указала, что вопрос, в каких случаях медицинский риск обоснован, а когда в действиях врача содержатся признаки преступления, настолько сложен, что однозначно ни судебная практика, ни теоретики его не решили.

Напомним, что преступлением, в соответствии с Уголовным кодексом, не является причинение вреда при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск считается обоснованным, если цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, а также когда лицо предприняло достаточные меры для предотвращения вреда (ч. 1-2 ст. 41 УК РФ). Однако, по мнению эксперта, этих условий для регулирования медицинской деятельности недостаточно.

www.garant.ru

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Знаете ли Вы что, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является Ваше согласие, данное на это добровольно? А знаете ли Вы что основанием для дачи такого письменное согласия является полученная от медицинского работника в доступной форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи? Некоторые (основные) ответы на вопросы об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство можно найти в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, а самые важные (практически полезные и интересные) ответы — в нашей настоящей статье ниже.

В каких случаях может встать вопрос о необходимости дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство

Напомним, что согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее — ФЗ об основах охраны здоровья или ФЗ № 323) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Таким образом, комплексное толкование ст. 2 и ст. 20 ФЗ об основах охраны здоровья позволяет сделать вывод о том, что для осуществления по отношению к пациенту любой медицинской манипуляции, затрагивающей его физическое и психическое состояние, необходимо медицинской организации получить его информированное добровольное согласие.

Учитывая, что медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то приведенный выше вывод о необходимости получения от пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство применяется при получении пациентом любых медицинских услуг (как платных, так и бесплатных), в любой медицинской организации (как в частной, так и в государственной).

В общем, если Вы обратились в медицинскую организацию за получением медицинской помощи (далее также – МП), будьте готовы к тому, что перед Вами в любом случае должен быть поставлен вопрос о даче согласия на медицинское вмешательство.

В какой момент дается информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство?

В ст. 20 ФЗ об основах охраны здоровья указывается на то, что наличие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство является необходимым предварительным условием последнего. Это означает, что вопрос о даче информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство должен быть поставлен перед пациентом до начала осуществления в отношении него каких-либо медицинских манипуляций. Обратите внимание на то, что процесс оказания медицинской помощи в настоящее время и в большинстве ординарных случаев начинается именно с подписания пациентом ряда документов, в число которых в обязательном порядке включается и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или вмешательства.

Основание для дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство

Добровольное согласие на медицинское вмешательство, о котором идет речь в данной статье, называется информированным именно потому, что основанием для его дачи пациентом является предоставление ему медицинской организацией в лице ее медицинского работника полной информации о:

  • Целях оказания МП,
  • Методах оказания МП,
  • О риске, связанном с оказанием МП,
  • О возможных вариантах медицинского вмешательства,
  • О последствиях медицинского вмешательства,
  • О предполагаемых результатах оказания МП.

Таким образом, только после того как медицинский работник медицинской организации предоставил Вам всю информацию из перечня выше, Вы можете принять решение о том, чтобы дать свое согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Об остальных обязанностях медицинских работников читайте в статье “Обязанности медицинских работников”.

Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство

В силу ч. 8 ст. 20 ФЗ № 323 порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время во исполнение приведенной нормы приняты 2 официальных нормативно-правовых документа:

  • В отношении некоторых видов медицинских вмешательств — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1177н, которым утвержден порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в отношении определенных видов медицинских вмешательств и его форма (далее также – Приказ № 1177н). Данный порядок распространяется на те виды медицинского вмешательства, которые перечислены в Приказе Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 № 390н “Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи” (далее также – Приказ № 390н).
  • В отношении медицинской помощи в рамках клинической апробации — Приказ Минздрава России от 21.07.2015 № 474н “О порядке дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, формах информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и отказа от медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации”.

Исходя из того, что более актуальная для большинства информация содержится в Приказах № 1177н и 390н, ниже речь пойдет именно о них. Информированное добровольное согласие на оказание МП в рамках клинической апробации в предмет освещения настоящей статьи не входит. Информация о МП в рамках клинической апробации имеется в статье “Медицинская помощь в рамках клинической апробации”.

Приказ № 1177н и Приказ № 390н: случаи применения

Как следует из Приказа № 1177н утвержденный им Порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 390н (далее — виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень).

Перечень, утвержденный Приказом № 390н, включает в себя 14 пунктов – видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, и выглядит следующим образом:

  • Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза.
  • Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование.
  • Антропометрические исследования.
  • Термометрия.
  • Тонометрия.
  • Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций.
  • Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций.
  • Исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы).
  • Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические.
  • Функциональные методы обследования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммы, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, рэоэнцефалография, электроэнцефалография, кардиотокография (для беременных).
  • Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, допплерографические исследования.
  • Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно.
  • Медицинский массаж.
  • Лечебная физкультура.

Кто дает информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень

Ответ на этот вопрос найдем в п. 2 Порядка, утв. Приказом № 1177н. Согласно этому пункту информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, по общему правилу дается гражданином лично.

Такое согласие дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

  • Лица, не достигшего возраста, установленного ч. 2 ст. 54 ФЗ № 323 (несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста шестнадцати лет, и иного несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет),
  • Лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
  • Несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

В какой момент оформляется информированное добровольное согласие

В соответствии с п. 4 Порядка, утв. Приказом № 1177н, информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи. Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден в настоящее время Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 406н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2012 г. N 24278). Подробнее о программе госгарантий читайте в статьях раздела “Бесплатная медицинская помощь”: “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”, “Выбор и замена медицинской организации”, “Программы обязательного медицинского страхования”.

Таким образом, формы согласия и отказа от медицинского вмешательства, утвержденные Приказом №1177н, обязательны к использованию медицинскими организациями только участии последних в реализации программы государственных гарантий. Порядок же оформления и подписания бланка согласия или отказа от медицинского вмешательства для иных организаций пока что не утвержден законодателем, однако это не отменяет необходимости их оформления в соответствии с общими положениями статьи 20 ФЗ № 323, притом на каждое медицинское вмешательство, а не на их комплекс.

Как оформляется и выглядит информированное добровольное согласие

Согласно общим положениям ФЗ № 323 информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Аналогичное правило закреплено и в п. 7 Порядка, утв. Приказом № 1177н. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, утв. Приказом № 390н, оформляется по форме, предусмотренной приложением № 2 к приказу № 1177н. Такое согласие подписывается лицом, названным нами выше в разделе “Кто дает информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень”, а также медицинским работником, оформившим такое согласие, и подшивается в медицинскую документацию пациента. Общие положения о медицинской документации пациента можно найти в статье “Медицинская документация пациента: основные виды и сроки хранения”.

Срок действия информированного добровольного согласия

Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, действительно в течение всего срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации. Это, однако, вовсе не означает, что после дачи согласия на определенный вид (виды) медицинского вмешательства от этого нельзя отказаться полностью или части. Отказаться можно. Смотрите далее.

Если пациент не согласен на медицинское вмешательство / определенный вид медицинского вмешательства

Что делать, если после получения всей информации о планируемом лечении, методах, рисках, вариантах и последствиях медицинского вмешательства пациент принимает для себя решение оставить все так как есть и не прибегать к медицинской помощи? Или если вдруг в процессе получения МП пациент понимает, что хочет отказаться от одного или нескольких видов медицинского вмешательства, на которое ранее он дал согласие? Есть ли у него такие права? Безусловно, такие права у него есть.

Согласно п. 9 Порядка, утв. Приказом № 1177н, лицо, давшее согласие на медицинское вмешательство, по общему правилу имеет право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения. Подробнее об этом читайте в следующей статье данного раздела “Информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства”.

Возможно ли медицинское вмешательство без согласия пациента

Неполным будет разговор о даче информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, если не обозначить ситуации-исключения, когда согласие пациента на медицинское вмешательство не требуется.

Часть 9 ст. 20 ФЗ Об охране здоровья граждан допускает медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя в 5 (пять) нижеследующих случаях:

  • Если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 20);
  • В отношении лиц, которые страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • В отношении лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами;
  • В отношении лиц, совершивших преступления;
  • При проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Не предусматривая в перечисленных выше случаях получения согласия гражданина, законодатель, между тем, регламентирует порядок принятия компетентным лицом (органом) решения о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя.

По общему правилу консилиум врачей принимает решение о медицинском вмешательстве. Подробно см. статью “Врачебная комиссия и консилиум врачей: функции, права и обязанности”.

Если консилиум собрать невозможно, такое решение принимает непосредственно лечащий (дежурный) врач и уведомляет об этом руководителя МО (руководителя отделения МО), а также гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство и/или его законного представителя. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина вносится в медицинскую документацию пациента.

Исключение: такое решение может быть принято судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (например, ч. 5 ст. 20 ФЗ № 323).

Наши рекомендации

Обращаем Ваше внимание на то, что правовая информация, представленная в данной статье, носит преимущественно ознакомительный характер. В особо сложных случаях только своевременное обращение за правовой помощью к специалисту способно обеспечить защиту Ваших прав в сфере охраны здоровья. Будьте бдительны!

www.med-yurist-advokat.ru

Популярное:

  • Закон о защите конкуренции 2006 г Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 […]
  • Новый федеральный закон о судебных приставах Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, […]
  • Федеральный закона от 02072013 n 185-фз Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ"О Фонде содействия реформированию […]
  • Гос проверки закон Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и […]
  • Ст14 закона о некоммерческих организациях Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 […]
  • Закон 3-фз наркотические Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 501-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года Одобрен Советом Федерации 25 […]
  • Федеральный закон 129 фз от 05052014 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N […]
  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]