Закон для граждан евросоюза

Приватность по-европейски

В чем отличие нового законодательства ЕС о защите персональных данных от практики российской цензуры и почему оно не решит проблем европейских пользователей интернета

25 мая 2018 года вступает в силу Регламент ЕС 2016/679 «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных» (сокращенно ОПЗД, Общие правила защиты данных), который заменяет рамочную Директиву о защите персональных данных 95/46/ЕС от 24 октября 1995 года.

Новый закон получил статус Регламента, поэтому в отличие от Директивы он подлежит непосредственному принятию всеми государствами-членами Евросоюза. ОПЗД вступят в силу незамедлительно уже 25 мая и реально сотрясут основы всего международного рынка информационных технологий.

За традиционно возвышенной риторикой, подчиненной, разумеется, «защите прав граждан», кроется столь могучий репрессивный и разрушительный потенциал, что российским коллегам евробюрократии впору обзавидоваться.

Читайте также

Ритуальная борьба с интернетом. О конфискации смартфонов как действенном методе поддержания стабильности

Регламент ОПЗД устанавливает цели, принципы и правила защиты физических лиц в отношении обработки персональных данных и их свободного перемещения в рамках Евросоюза, включая трансграничную передачу данных.

Персональные данные впредь будут собираться и обрабатываться «правомерно, справедливо и прозрачно в отношении субъекта данных»; цели сбора информации должны быть «определенными, четкими и законными»; сбор данных должен «ограничиваться целями, для которых они обрабатываются», а сами данные должны «соответствовать действительности» и потому регулярно «обновляться и корректироваться без задержки».

Условия обработки данных призваны защитить «цифровые права граждан», под которыми в ОПЗД понимается право на доступ к собранным личным данным, право требовать удаления данных, право переносить данные из одной процессинговой системы в другую, право на защиту данных по дизайну системы по умолчанию, и право на ознакомление с логом манипуляций с данными.

Иными словами, все те, кто занимаются сбором информации в мировой компьютерной сети, отныне смогут делать это только с полного ведома и согласия тех, чьи данные собираются.

Вроде пока все красиво.

Красота начинает вянуть как только мы переходим к анализу конкретных мер по защите «цифровых прав граждан».

Один из фундаментальных принципов ОПЗД — запрет на выведение и хранение персональных данных граждан ЕС за пределы Евросоюза. Напоминает российский ФЗ от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ, не правда ли? Спешу успокоить читателя — совпадение сугубо формальное.

Принципиальное отличие ОПЗД от многочисленных российских законодательных инициатив, направленных против свободного развития интернета: в РФ «заботу» о «правах граждан» инициирует государство. Проблема в том, что никто государству эти хлопоты не делегировал. Дума сама решила всех окутать своей заботой, причем разговоры о «защите прав граждан» ведутся явно для красного словца: подлинный пафос российских законов — обеспечение «безопасности государства» и «борьба с терроризмом».

В европейском ОПЗД любимых российских жупелов, слава богу, нет в помине. Формально Евросоюз исходит именно из интересов частных граждан, поэтому правомерность или неправомерность сбора данных определяет не Роскомнадзор, а сами граждане, чьи данные собирают в интернете. Именно частные граждане в каждом конкретном случае должны дать прямым текстом собственно согласие (или не дать) на сбор информации о них самих.

Роль государства в ОПЗД сводится к проверке доказательств предоставления согласия гражданами, которая делегируется специально создаваемой бюрократической структурой: информационным контролером каждой страны-члена ЕС. Если структура или лицо, собирающее информацию о гражданах ЕС, не может предоставить весомых доказательств ранее полученного согласия, информационный контролер вправе запретить такую деятельность.

ОПЗД делегируют гражданам ЕС целый букет новых прав. Скажем, отныне можно потребовать объяснения от собирателя данных, зачем и с какой целью он это делает. В случае, если гражданина не устраивают эти цели, у него есть право отказать в предоставлении личной информации.

И вот тут мы вплотную подходим к репрессивной природе ОПЗД, которую не в силах скрыть даже благородная риторика. Проблема в том, что существующие собиратели данных (давайте не будем строить иллюзий: новый закон ЕС направлен почти исключительно против американских монополистов информационных технологий: Google, Facebook, eBay, Amazon, Twitter и пр.!) давным-давно все моменты, связанные с делегированием прав на сбор данных, оговаривают в соглашениях, с которыми пользователи обязаны выразить согласие до того, как им предоставляются услуги.

Можно возразить, что в существующих соглашениях утаиваются «некрасивые» варианты использования персональных данных, вроде передачи их третьим лицам для последующего задействования в целевой рекламе.

Все верно, однако ОПЗД ровным счетом ничего не изменят в сложившемся статус-кво на мировом рынке IT-услуг: Google сотоварищи просто добавят в текст пользовательских соглашений пункты о разрешении передавать личные данные третьим лицам, использовании этих данных в целевой рекламе, и всем остальном, чего только не пожелает Евросоюз.

После добавления новых пунктов перед европейским пользователем сохранится, однако, все та же старая дилемма: либо соглашаться и получать услуги, либо не соглашаться и отправляться на все четыре стороны!

Хотите собирать впредь лайки в Facebook и лепить селфи в Instagram? Не вопрос: подпишите согласие о передаче данных третьим сторонам.

Не подпишите, не будет вам лайков и селфи. Вот и весь разговор.

То, что Google сотоварищи именно так и поступит, можно не сомневаться — у онлайн-сервисов банально нет иного выхода: они вынуждены собирать информацию о пользователях и передавать ее третьим лицам, потому что иначе они лишатся рекламы, на которой строится вся их модель бизнеса. Патология очередной законодательной инициативы Евросоюза, направленной против американских онлайн-сервисов, заключается в том, что прежде, чем что-то запрещать и диктовать условия, необходимо создать собственные альтернативы.

Именно так поступил Китай, который воздвиг Великий файрвол не ради сохранения чистоты идеологии, как популярно заблуждаются в мире, а для защиты собственных сервисов, которые сегодня дают технологическую фору американским конкурентам: Baidu занял место Google Search, Taobao — eBay, Aliexpress вытеснил Amazon, WeChat — WhatsApp, QZone — Facebook, Weibo — Twitter, iQiyi — YouТube.

У Евросоюза ничего даже отдаленно похожего в рукаве нет, поэтому они и пребывают в плане развития интернета в каменном веке. Последние 20 лет, вместо того, чтобы создавать хоть какие-то собственные конкурентоспособные альтернативы в сети и, тем самым, лишать американские компании монополии, ЕС предпочитает бороться с этими монополиями с помощью штрафов.

Вот краткий послужной список:

  • в 2004 году ЕС оштрафовал Microsoft на 497 млн евро за нарушения антимонопольной политики (можно подумать, что в Европе есть какая-то своя альтернатива Windows);
  • в 2006 году ЕС добавил еще 280 млн евро штрафов и поставил на счетчик (1,5 млн евро за каждый день просрочки);
  • в 2008 году ЕС наказал Microsoft на очередные 899 млн «за отказ подчиниться решению 2004 года»;
  • в 2009 году ЕС оштрафовал Intel на 1,06 млрд евро (!) за «незаконное предоставление скидочных купонов покупателям»;
  • в 2014 году ЕС потребовал с Amazon 250 млн евро за оптимизацию налогов с помощью законодательства Люксембурга;
  • в 2017 году ЕС оштрафовал Google на 2,42 млрд евро за манипуляции результатами поисковых запросов (для справки: на Google приходится 95% поисковых запросов в ЕС);
  • Уже несколько лет ЕС пытается выбить из Apple (разумеется, пока безуспешно) 13 млрд евро за использование вполне законной налоговой лазейки по схеме «Ирландия — Нидерланды — Люксембург».
  • В 2018 году Европейский суд приговорил американского производителя чипов для мобильных устройств компанию Qualcomm к штрафу в 997 млн евро за подкуп компании Apple.

Кроме штрафов в арсенале развития онлайн-бизнеса у Евросоюза есть еще и запретительные таможенные пошлины.

Именно так борются в Европе с китайским Aliexpress, уничтожившим весь европейский IT-ритейл своими волшебными (для конечного потребителя) ценами.

Кстати, российские законодатели европейских коллег услышали и не сегодня-завтра собираются ввести аналогичные репрессии против китайских монополистов онлайн-розницы.

На этом конструктив Евросоюза в плане развития информационных технологий заканчивается: вместо развития местных альтернатив, единственно способных преодолеть американскую монополию в сфере IT — репрессивное законодательство, штрафы и пошлины.

ОПЗД — очередное печальное свидетельство полной оторванности бюрократии ЕС от реальной жизни. Вместо того, чтобы совершенствовать законодательство и направить его на поддержку и стимулирование развития собственных онлайн-сервисов, Брюссель идет по пути примитивного запретительства, сдерживающего цифровую экспансию США и Китая.

О финансовой нагрузке ОПЗД на частный бизнес даже говорить страшно: по предварительным подсчетам дополнительные вложения, которые потребуются для обеспечения соответствия услуг новому Регламенту, составят 200 млрд евро (!) для компаний из стран ЕС и почти 42 млрд для американских предпринимателей.

Самое, однако, катастрофическое последствие внедрения ОПЗД заключено в концептуальной несовместимости Регламента ЕС 2016/679 с сущностью и природой блокчейна, в котором хранение данных осуществляется экстерриториально в распределенной и открытой форме. Запрещая и первое, и второе, и третье, ОПЗД гарантированно будут тормозить развитие самой передовой и перспективной технологии, обладающей потенциалом уже в ближайшем будущем стать основой договорных и финансовых отношений в мире.

Однако рискну предположить, что очередная репрессалия евробюрократии утонет в неспособности довести собственные инициативы до практического воплощения. И будет благополучно спущена на тормозах.

www.novayagazeta.ru

Правила въезда и пребывания

Юридическое основание

Закон от 14 июля 2006 г. о въезде на территорию Республики Польша, пребывании и выезде с этой территории граждан государств-членов Европейского Союза и членов их семей (Законодательный Вестник № 144, поз. 1043 с послед. изменениями) вместе с исполнительными актами.

Определения

Под понятием гражданин ЕС следует понимать иностранца, являющегося гражданином другого государства-члена ЕС/ЕЭП или Швейцарии.

В соответствии с польским законодательством иностранцем является каждый, кто не имеет польского гражданства.

Под понятием член семьи гражданина ЕС следует понимать иностранца, являющегося или не являющегося гражданином ЕС:

  1. супруга гражданина ЕС,
  2. прямого потомка гражданина ЕС или его супруга, в возрасте 21 лет, находящегося на иждивении гражданина ЕС или его супруга,
  3. прямого предка гражданина ЕС или его супруга, находящегося на иждивении гражданина ЕС или его супруга, который присоединяется или пребывает с гражданином ЕС.

Право на пребывание до 3 месяцев

Граждане ЕС и члены их семей, не являющиеся гражданами ЕС, могут находиться в Польше в течение 3 месяцев без необходимости соблюдения каких-либо условий пребывания, других, кроме наличия действительного проездного документа. Гражданин ЕС может иметь другой действительный документ, подтверждающий его личность и гражданство.

Гражданин ЕС, который въехал на эту территорию в поисках работы, может находиться в Польше без необходимости выполнения условий пребывания в течение не более 6 месяцев, разве что по истечении этого строка он докажет, что активно продолжает поиски работы и имеет реальные шансы на трудоустройство. В этот период гражданин ЕС обязан иметь при себе действительный проездной документ или другой документ, подтверждающий его личность и гражданство.

Пребывание свыше 3 месяцев

Если пребывание на территории Республики Польша длится дольше, чем 3 месяца, гражданин ЕС, а также член его семьи, имеющий гражданство ЕС, обязаны зарегистрировать свое пребывание, а член семьи, не являющийся гражданином ЕС, обязан получить карту пребывания (члена семьи гражданина ЕС.

Обязанность регистрации пребывания не распространяется на граждан ЕС, имеющих право проживания в поисках работы, о котором идет речь выше.

Примечание: Обязанность регистрации пребывания гражданина ЕС не является тем же самым, что и обязанность прописки по месту жительства на территории Польши. Компетентным органом по регистрации пребывания гражданина ЕС является воевода по месту его пребывания. А компетентным органом по прописке является соответствующий муниципальный орган (староста, бургомистр, мэр города).

Для регистрации пребывания гражданина ЕС (в том числе членов его семьи, являющихся также гражданами ЕС), а также получения вида на жительство члена семьи гражданина ЕС необходимо, чтобы гражданин ЕС выполнял условия права на пребывание свыше 3 месяцев.

Гражданин ЕС имеет право пребывания на срок свыше 3 месяцев в том случае, если он выполняет одно из следующих условий:

  1. является работником или лицом, работающим по найму на территории Республики Польша;
  2. имеет достаточно финансовых средств для содержания себя и членов семьи на территории Республики Польша, чтобы не стать бременем для системы социального обеспечения, а также имеет соответствующее медицинское страхование;
  3. получает высшее или профессиональное образование в Республике Польша, а также:
    a) имеет достаточно средств для содержания себя и членов семьи на территории Республики Польша, чтобы не стать бременем для системы социального обеспечения, а также имеет соответствующее медицинское страхование,
  4. является супругом гражданина Польши.

Право на постоянное проживание

По истечении 5 лет непрерывного пребывания на территории Республики Польша гражданин ЕС приобретает право на постоянное проживание. Член семьи гражданина ЕС приобретает право на постоянное проживание после 5 лет непрерывного пребывания на территории Республики Польша с гражданином ЕС.

Пребывание на территории Республики Польша считается непрерывным, если перерыв не превысил в общей сложности 6 месяцев в году. Пребывания на территории Республики Польша не прерывает покидание этой территории на срок свыше 6 месяцев по причине:

  1. прохождения обязательной военной службы или
  2. важной личной ситуации, в частности, беременности, родов, болезни, учебы, профессиональной подготовки, служебной командировки, которая требует пребывания за пределами этой территории при условии, что этот период не превышает 12 месяцев подряд.

Гражданину ЕС, который приобрел право на постоянное проживание, представляется документ, подтверждающий право на постоянное проживание.

Член семьи гражданина ЕС, не являющийся гражданином ЕС, который приобрел право на постоянное проживание в соответствии с условиями, указанными в настоящем разделе, обязан получить карту постоянноного пребывания члена семьи гражданина ЕС.

udsc.gov.pl

ГРАЖДАНИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА А ТАКЖЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ

b) иностранец, который находится с гражданином ЕС в постоянных отношениях, аналогичных семейным отношениям и живет с ним в общей семье

c) иностранец, который в государстве, гражданином которого он является, или в государстве, в котором ему было предоставлено разрешение на постоянное или долговременное пребывание, жил с гражданином Европейского Союза в общей семье

d) родитель, если речь идет о гражданине Европейского Союза в возрасте до 21 лет, которого имеет на иждивении и проживает с ним в общей семье

e) ребенок, в возрасте до 21 года или ребенок супруга, гражданина Европейского Союза

f) зависимый прямой родственник по восходящей или нисходящей линии, или такой родственник супруга, гражданина Европейского Союза. Иждивенцем является иностранец, который находится на иждивении гражданина ЕС или его супруга/и

g) т.е. иностранец до 26 лет, который учится, и иностранец, который не может учиться или работать из-за травмы или долгосрочной болезни.

h) иностранец, который является у гражданина Европейского союза на иждивении

i) иностранец с долгосрочным небл агоприятным состоянием здоровья, который о себе не может позаботиться самостоятельно без личного ухода гражданина Европейского Союза.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСТВА ЕС И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА

  • От вступления Чешской Республики в Европейский Союз граждане ЕС представляют особую категорию иностранцев на территории Чешской Республики, которая была введена в Закон № 326/1999 Сб. о пребывании иностранцев. Граждане ЕС вместе с членами их семей находятся в значительно более выгодном положении, чем иностранцы из третьих стран, так как на них распространяются права ЕС, в том числе в особенности права на свободное передвижение на территории ЕС.
  • Закон о пребывании иностранцев § 1, пункт 2 определяет понятие иностранца следующим образом: «Иностранцем является физическое лицо, которое не является гражданином Чешской Республики, в том числе гражданина Европейского Союза.» И закон в данном случае ссылается на определение гражданина ЕС, закрепленное в Договоре о Европейском союзе в статье 9. Институт гражданства ЕС имеет дальнейшее развитие в Договоре о функционировании Европейского Союза в статьях 20 до 25.
  • В рамках права свободного передвижения, граждане ЕС вместе с ближайшими членами семьи могут свободно передвигаться по всей территории Европейского Союза, и для этого достаточно иметь при себе действительный паспорт или удостоверение личности. Право граждан Европейского союза на передвижение применяется независимо от места или цели поездки (частной или деловой, в качестве работника, частного предпринимателя или туриста). Граждане ЕС имеют право въехать и проживать без формальностей в любой стране ЕС сроком до трех месяцев. Правила, которые применяются к членам семьи, которые не являются гражданами ЕС являются более сложными, в зависимости от того, если путешествуют с гражданином ЕС или самостоятельно. Право свободного передвижения установлено и ​​в Хартии основных прав Европейского Союза, в статье 45.
  • Zpět na úvodní stránku

www.migrace.com

ЕС хочет ужесточить процедуру въезда для граждан третьих стран

Депутаты Европарламента одобрили заполнение специального электронного бланка для граждан третьих стран, которым для въезда в ЕС не нужна виза.

Проверка паспорта на границе

Граждане третьих стран, которым для въезда в ЕС не нужна виза, с 2021 года должны будут заполнять специальный электронный бланк, где они будут указывать номера въездных документов, а также личные данные, включая имя, дату и место рождения, пол и гражданство.

Проверка этой информации будет осуществляться с помощью баз Европейской системы информации и авторизации путешествий (ETIAS). Соответствующие предложения в четверг, 5 июля, одобрены депутатами Европарламента.

Нововведение призвано «способствовать обнаружению преступников, террористов и других лиц, представляющих угрозу, — до момента их въезда в ЕС», поясняют в пресс-службе Европарламента.

В настоящий момент документы путешественников из этих стран проверяются непосредственно на границе ЕС, и решения, допускать ли их в Евросоюз, принимаются сотрудниками органов погранконтроля.

Вопросы о судимости и нахождении в зонах конфликтов

Как на границе РФ и Беларуси контролируют болельщиков ЧМ-2018

Год безвизовому режиму ЕС — Украина: изменения на бумаге и в сознании

Ровно год назад граждане Украины получили возможность ездить в страны Шенгенской зоны и почти во все государства ЕС без визы. DW подводит итоги первого года безвизового режима. (11.06.2018)

Почему в Брюсселе не спешат с приостановкой «безвиза» для Грузии

Несмотря на сообщения об использовании безвизового режима представителями организованной преступности Грузии в ЕС, ни Брюссель, ни Берлин не спешат принимать жесткие меры и пока сотрудничают с Тбилиси. (21.05.2018)

Заполнение соответствующего электронного бланка позволить сделать процесс проверки более тщательным. При подаче документа помимо внесения личных данных нужно будет написать о наличии либо отсутствии предыдущих судимостей и нахождении в зонах конфликтов.

За процесс авторизации предстоит заплатить 7 евро, действительно полученное разрешение будет в течение трех лет. Лицам моложе 18 и старше 70 лет оно будет предоставляться бесплатно. Предполагается, что проверка не займет много времени. При этом она не заменяет досмотр на границе при въезде в ЕС.

Вслед за США и Канадой

В случае если ответ на какой-либо из указанных вопросов окажется положительным, рассмотрение займет до четырех недель. При этом риски будут учитываться в индивидуальном порядке. В случае получения отказа заявитель сможет подать апелляцию.

Подобные механизмы проверок уже существуют в США, Канаде и Австралии. Для приобретения силы закона нововведения должны быть еще одобрены Советом Евросоюза.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

Без виз в Евросоюз с 11 июня

22 мая в Официальном журнале ЕС было опубликовано решение о введении безвизового режима для граждан Украины. Через 20 дней после публикации, 11 июня, оно вступило в силу.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

С биометрическим паспортом в 30 стран

С момента введения безвизового режима ЕС с Украиной визы украинцам не требуются для краткосрочных путешествий во все страны Евросоюза (кроме Великобритании и Ирландии), а также для поездок в Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию, не входящих в ЕС. Итого 30 европейских государств. Главное условие — наличие биометрического паспорта.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

Три месяца в ЕС

Находиться на территории стран Шенгенской зоны без визы можно не более 90 дней в течение периода в 180 дней. Например, можно поехать в отпуск на Эгейское море в Грецию (на фото) без визы. Период в 90 дней не закрепленный, а плавающий, поэтому надо обращать внимание на даты поездок, если есть риск превысить разрешенный срок. Нарушение этого правила может привести к запрету на повторный въезд в ЕС.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

Без визы, но с документами

Для въезда в государства Шенгенской зоны украинцам достаточно и одного только биометрического паспорта, но сотрудник иммиграционной службы вправе попросить подтвердить цель и условия поездки, доказать наличие достаточного количества средств для пребывания на территории ЕС и последующего возвращения.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

Работать нельзя, учиться — на краткосрочных курсах

Безвизовый режим не дает права на трудоустройство в странах ЕС. Для этого надо отдельно получить разрешение на работу, а скорее всего, и оформить визу. Зато для участия в семинарах и краткосрочных учебных курсах до 90 дней можно обойтись и без визы. Если же учеба продлится больше трех месяцев, лучше обратиться в посольство или консульство страны, где будет проходить обучение.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

К родственникам или на конференцию?

В случае посещения родственников или друзей следует иметь при себе приглашение и сведения о приглашающем — адрес и телефон. Если цель поездки — участие в деловой или научной конференции, то желательно иметь с собой приглашение на нее. А если речь об учебе, то может понадобиться подтверждение о зачислении в учебное заведение. Дорожная медстраховка не обязательна, но ее рекомендуется оформить.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

Сколько денег нужно иметь при себе?

Для доказательства платежеспособности при въезде могут попросить предъявить дорожные чеки, подтверждение бронирования жилья, наличную валюту и даже проверить лимит кредитной карты. Необходимая сумма зависит от продолжительности и выбора страны (стран) поездки и может сильно варьироваться: например, в Латвии это всего 14 евро в день на человека, а в соседней Эстонии — уже 94 евро в день.

Что нужно знать о безвизовом режиме ЕС для граждан Украины

Экономия времени и денег

Безусловно, гражданам Украины приходится брать с собой в путешествие немало документов, но зато им не нужно обращаться за визами в консульства, платить за них и ждать оформления.

www.dw.com

Закон для граждан евросоюза

Пиркко-Лийc Харкмаа,
ассоциированный партнер/присяжный адвокат,
адвокатское бюро LAWIN

Интерес работодателей Эстонии к найму работников из других государств – не редкость, причем он может быть обусловлен как трансграничным перераспределением рабочей силы между входящими в международные корпорации предприятиями, так и простой необходимостью привлечь в команду высококвалифицированных специалистов, которых нет в нашей стране. Еще одной причиной может быть ситуация, когда в конкурсе на объявленную в Эстонии вакансию (даже без конкретно выраженного желания работодателя нанять на работу иностранца) среди отечественных претендентов принимает участие зарубежный соискатель.

Если на работу принимается гражданин какой-либо страны Европейского союза (далее – ЕС), то работодатель не должен заботиться о соблюдении всех тех иммиграционных правил и формальностей, которые он должен был бы соблюсти, нанимая на работу гражданина страны, не входящей в ЕС. Несмотря на это, относительно принятия на работу граждан ЕС все же существует ряд определенных принципов и правил, которые должен иметь в виду работодатель.

Как известно, свобода передвижения лиц является одной из четырех основных свобод Европейского союза. В ч. 1 ст. 45 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union, далее – TFEU) установлено: внутри ЕС должно быть обеспечено свободное передвижение работников. Из ч. 2 той же статьи следует, что свобода передвижения предполагает отмену любой дискриминации по признаку национального гражданства между работниками государств-членов в вопросах трудовой деятельности, заработной платы и других условий труда. При этом, несмотря на то, что в общем случае вытекающие из TFEU обязанности распространяются только на страны-члены ЕС, Европейский суд в своем решении C-281/98 Roman Angonese v Cassadi Riparmiodi Bolzano SpA подчеркнул, что запрет на дискриминацию, вытекающий из действующей на сегодняшний день ст. 45 TFEU, касается не только государственных структур, но и работодателей из числа частных лиц.

Таким образом, странам-членам ЕС вменяется в обязанность устранение из своего законодательства и ведомственной практики любых ограничений, ставящих граждан других союзных стран в неравное положение с местными гражданами при соискательстве работы и работе, а работодателям – обеспечение гражданам других союзных государств равноправия при приеме на работу и установлении условий труда наравне с местными гражданами. Установление дискриминационных ограничений допустимо лишь в исключительных случаях при наличии серьезного объективного обоснования и при соблюдении иных надлежащих критериев.

Обычно условием приема на работу гражданина другой страны-члена ЕС (за исключением случаев дистанционной работы) является обеспечение прибытия и пребывания такого работника в стране работодателя. Это вполне естественно, поскольку работодатель заинтересован в том, чтобы нанятый им работник смог прибыть в страну местонахождения работы и жить в ней.

В Эстонии перечисленные выше вопросы регулируются Законом о гражданине Европейского союза (Euroopa Liidu kodaniku seadus, далее – ELKS). В значении этого закона гражданами ЕС считаются граждане стран ЕС и Европейской экономической зоны (не являющиеся гражданами Эстонии), а также граждане Швейцарской Конфедерации. В соответствии с ч. 1 § 7 ELKS, гражданин ЕС имеет право находиться в Эстонии на основании действующего проездного документа или удостоверения личности при условии, что этот гражданин ЕС не позднее истечения трех месяцев со дня въезда в Эстонию зарегистрирует свое место жительства (ч. 2 § 7 ELKS). Таким образом, имея на руках действующий проездной документ, гражданин ЕС без особых формальностей может свободно прибыть в Эстонию, и только в том случае, если его пребывание продлится здесь более трех месяцев, он должен будет предварительно зарегистрировать свое местожительство в регистре народонаселения. С момента регистрации своего местожительства гражданин ЕС получает право на временное проживание на пять лет. По истечении пяти лет срок действия права на временное проживание автоматически продлевается на пять лет, если место жительства гражданина Европейского союза будет повторно зарегистрировано в Эстонии и право гражданина Европейского союза на временное проживание не прекратилось или не было прекращено. В то же время у гражданина ЕС уже по истечении первых пяти лет непрерывного пребывания в Эстонии есть право ходатайствовать о праве на постоянное проживание. Как можно заключить из представленного выше запрета на дискриминацию, поступая на работу в Эстонии, гражданин ЕС не должен ходатайствовать о разрешении на работу и выполнять любые иные особые формальности.

Может случиться, что направляющийся на работу в Эстонию гражданин ЕС захочет взять с собой и членов своей семьи. В том случае, если такой член семьи не имеет гражданства ни одной из стран ЕС, то он не сможет так же просто, как гражданин ЕС, въехать в Эстонию и жить здесь. Такой член семьи (учитывая формулировку ELKS) сможет прибыть в Эстонию только на основании проездного документа и – при отсутствии безвизового режима – на основании визы. Кроме того, этот член семьи должен отдельно ходатайствовать о получении права на временное проживание, а поступить на работу в Эстонии сможет лишь при его наличии.

Пиркко-Лийc Харкмаа,
ассоциированный партнер/присяжный адвокат,
адвокатское бюро LAWIN

rup.ee

Популярное:

  • Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя 954 от 25091995 Приказ Министерства энергетики РФ от 27 ноября 2014 г. N 871 "О признании утратившими силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.Н. […]
  • Закон от 4 февраля 2014 Правительство России Об изменениях в порядке замены водительских удостоверений Постановление от 4 февраля 2016 года №65. Медицинское заключение исключено из перечня документов, представляемых гражданином при замене водительского […]
  • Защита права собственности по конституции рф Защита жилищных прав несовершеннолетних Право на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ, и его реаль­ное обеспечение является важной задачей социальной политики не только по отношению к взрослому населению, но и по отношению […]
  • Федеральный закон о детях инвалидах 2014 5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году 3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 […]
  • Как узаконить многоженство Как узаконить многоженство Новости Центральной Азии Многоженство в Таджикистане: мужчинам - праздник, женщинам – способ выжить 27.07.2009 17:50 msk, Тилав Расул-заде На днях в Худжандском городском суде Таджикистана […]
  • Правила возложения цветов Положение о порядке возложения венков на мемориальном комплексе «Чижовский плацдарм» в дни воинской славы и памятные даты России 1. Официальные возложения венков на мемориальном комплексе «Чижовский плацдарм» организуются и […]
  • Приказ 322 от 1995 г Приказ Министра обороны РФ от 5 октября 1995 г. N 322 "Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от […]
  • При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов 5.3. Обеспечение радиационной безопасности населения Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного повышает общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества, и устраняет угрозу […]