Закон хаммурапи обязательственные отношения

Право собственности и обязательственное право в Законах Хаммурапи

Законы Хаммурапи не содержат общего понятия права собственности. Но их содержание свидетельствует о том, что существовали и охранялись правом различные формы права собственности, в частности: царская, храмовая, общинная, частная. Объектами права собственности могли быть: земля, сад, дом, рабы и другое имущество. Особый правовой режим был в так называемого имущества. Такое имущество (поле, сад, дом) придавал царь воинам ш условий их обязательной службы. Воин владел и пользовался имуществом «илку», но не имел права его продать, обменять, завещать, оплачивается-им долги, использовать как выкуп из плена и т.п.. Согласно Законам X аммурапи, если кто-то купил поле, сад, дом, волов, овец, подаренных рсдуму, баируму (т.е. воину) царем, то такая покупка считалась недействительной, проданное имущество возвращается обратно воину, а покупатель теряет заплачено за него серебро (статьи 35-37).

Значительное внимание уделялось собственности на раба. Человек, вывела Иа городские ворота чужого раба или спрятала беглого раба, осуждалась на смерть (ст. 15). Цирюльнику, что удалил рабу клеймо, отрезали пальцы (ст. 226). За причинение вреда рабу надлежало уплатить половину, а за убийство — полную его стоимость (ст. 199).

Многие статьи (статьи 232,241,244,247,254,259 и др..) Посвящены нихисту частной собственности. Усиленными санкциями защищалась царская собственность (статьи 6,8 и т.д.).

Поскольку в Древнем Вавилоне существовал интенсивный гражданский оборот, то в Законах Хаммурапи было много норм, которые регулировали обязательственные отношения, их содержание свидетельствует И Ира, что существовало две основные основания для возникновения обязательств-заключения договора и ущерба. Законы регулирующие И аки виды договоров: купли-продажи, аренды, займа, мены, найма, поклажи, поручения, перевозки и др.. Все сделки делились на две группы:

1) связанные с отчуждением вещи (купля-продажа, дарение, наследство и т.д.), которые требовали обязательного соблюдения определенных И Иравил (письменная форма, клятва, показания свидетелей и т.п.);

2) без отчуждения вещи.

Сборник законов содержал также признаки некачественных соглашений, в частности, противоречивость их закону, заключение путем обмана, шантажа, насилия или с лицами, имеющими ограниченную дееспособность и право-Идатнисть, пьяницами.

Основным средством обеспечения выполнения договорных юбовьязань было заведение, суть которого заключалась в том, что кредитор в случае невыполнения договора мог удовлетворить свои требования за счет 1.1 возложенных вещи. Предметом заведения могли быть: золото, серебро, зерно, оудивли, рабы и т.п..

Значительное количество постановлений Законов Хаммурапи касается порядка Иа доволення имущественных претензий вследствие причинения вреда (статья-П53 -60 и др.)..

estnauki.ru

Вещное и обязательственное право по Законнику Хаммурапи.

Гражданское право делилось

· Вещное (собственности- земельный вопрос)

Вещи делились на :

1) Царскую собственность ( В качестве дарения, подарка, дара земли воину за службу. Землей обладал только воин и его семья. Прекращение службы- прекращение владения вещью )

2) Общинные земли ( Могли быть у любого крестьянина )

3) Общего пользования ( Луга, пастбища )

4) Частная собственность ( Приусадебные участки, сады.Земли можно было передавать только общиннику(соседу) ).

Обязательственное право знает :

1) договорные обязательства ;
2) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам ( формулярам ) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращение в твердую таблетку.
Законодательству Хаммурапи известны договоры :
— аренды ;
— имущественно найма ;
— личного найма ;
— займа ;
— купли – продажи ;
— хранения ;
— товарищества ;
— мены ;
— поручения.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей ветеранов, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального ) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировал следующие положения :
— ограничение максимального срока отработки долга тремя годами ;
— стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения :
— ограничение процентов, взимаемых ростовщиком ;
ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли- продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля – продажа регламентировалась следующими положениями :
— продажа ценных предметов ( земли, построек, рабов, скота ) осуществлялась в письменной форме при свидетелях ;
— продавцом мог быть только собственник вещи ;
— продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Семейное и наследственное право по Законнику Хаммурапи.
В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи; представляет ее в деловых отношениях; ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить. Жену, которая «позорит» своего мужа или «расточает его имущество», разрешается «отвергнуть» и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены (только три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности). Жена вправе: распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось: расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.
Брачный возраст:

В браке жен практически не имела прав (могла учувствовать в суде в качестве свидетеля)

если она изменяет и об этом узнаю, то она с возлюбленным в воду, если изменяет муж- все законно.

Если муж изменяет длительно, то есть возможность развестись, в другом случае только через суд. Развод по инициативе мужа- простыми словами что он не хочет с ней жить.

В браке если нет детей, то муж мог привести наложницу на правах 2 хозяйки.

Если муж на войне, а женщина не может его дождаться то она может выйти замуж 2 раз, но если 1 муж возвращается то жена обязана вернуться к нему, дети со 2 брака остаются с отцом.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 283 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Законы Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления, когда царь «установил право стране», и не сохранилась.

Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования; они были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На верху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом солнца Шамашем – покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты, и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Вместе с тем, все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от многих других кодификаций, характеризует почти полное отсутствие сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в ответственности общины, сохранении принципа талиона, применении ордалий.

Вещное право

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным но своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше. Воинский надел, выделенный царем, полностью исключался из торгового оборота, а всякая сделка с таким имуществом считалась недействительной.

Дворцовое имущество, передаваемое за службу жрецу, могло быть продано «за серебро», но на покупателя при этом переходили обязанности службы.

studme.org

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

При рассмотрении тех норм Законов Хаммурапи, которые по современным представлениям относятся к гражданскому законодательству, выделим три их категории: право собственности, обязательственное право и семейно-брачные отношения.

Право собственности

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Важнейшим источником доходов царя были именно доходы с земельных владений. Во времена Хаммурапи царские и храмовые земли сдавались в аренду издольщикам. Значение хозяйства царского двора было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи было отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объёму: крупные землевладельцы использовали труд рабов и батраков, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, переходить по наследству; о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов («имущество илку»), о чём говорилось выше.

Обязательственное право

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле обычно равнялась одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдавший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась ещё не освоенная земля. Законы Хаммурапи, определяя отношения между хозяином земли и арендатором, способствовали развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объёма урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, повозок, судов, рабов. Законы устанавливают не только плату за наём вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Широко был распространён договор личного найма. Кроме рабочих для сельскохозяйственных работ, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы Хаммурапи определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, ответственность врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработке долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника-заложника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась с заключением письменного договора (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку), считалась недействительной.

Кроме названных, Законы Хаммурапи знают договоры хранения (поклажи), товарищества, меры, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несёт тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан был возместить стоимость всего погибшего.

Семейное право и наследование

вавилонский право закон хаммурапи

Брак, согласно Законам Хаммурапи, был действительным только при наличии письменного договора между женихом и отцом невесты. Выкуп за невесту мог заменяться многолетними отработками жениха в пользу отца невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Измена жены сурово наказывалась, но Законы Хаммурапи допускают её с согласия мужа, причём особо оговаривается случай такого согласия для спасения своей жизни.

Бездетность жены допускала применение нормы, использованной при составлении брачного договора семьи Тегаптилли, найденном в архиве среди развалин дома богатого купца в Нузу. В договоре есть такой пункт: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у неё детей не будет, она сама выберет мужу наложницу из числа рабынь, а детей, рождённых от этого союза, воспитает как своих собственных». Актом формального признания сына рабыни законным наследником рода было то, что наложница рожала на коленях у жены. Отметим, что Законы Хаммурапи всё же допускают за замужней женщиной на наличие собственного имущества, право развода и наследования.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников на долги, за клевету или оскорбление родителей — отрезать язык. Тем не менее, законодательство ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступление.

В случае бездетности Законы Хаммурапи допускают также усыновление детей.

Право наследования в Законах Хаммурапи предусматривает наследование как по закону, так и по завещанию, причём первое является основным. Только по закону могло наследоваться имущество илку. Наследование по завещанию существовало только с известными ограничениями. В качестве наследников выступали: дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. В то же время при наследовании по завещанию действовали узаконенные нормы обычного права. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства, при этом другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы божку. Эти изображения домашних богов упоминаются и в Законах Хаммурапи: зять, обладающий такой статуэткой, принадлежавшей тестю, имел право наследовать имущество наравне с сыновьями.

studbooks.net

Собственность и обязательственные отношения по Законнику Хаммурапи и законам Ману

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинов — имущество, которая считалась основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров, также получили земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общиной землей и водой определялся органами управления. Законы Хаммурапи не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждением продажей. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

Законы Хаммурапи, в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.49, 52, 66). Ст. 48 Законов Хаммурапи спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.

Крупные земледельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее (ст.45).

Интересы общины, охрана его пахотного поля системой орошения отражены в ст.42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.45-48). Штраф с виноватого за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу, взыскивался не в казну, а пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.

«Закон охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью и рассмотрений в суде, кроме свидетельских показаний должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительность не занимались. Бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

По закону Хаммурапи крестянин-общиник был вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины, се эти правомочия утрачивались, если он выходил их общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности, как землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте оригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус. Из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законник Хаммурапи особенно карал тех, кто покушался на собственность дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст.6). Такое же наказание грозило тем, кто скроет в своем доме чужого раба. (ст.16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму карались штрафом в 30-кратном размере. Если виноватый не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст.8).

Заслуживает внимание положения, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В Законах Хаммурапи нет статей, уполномочивающие царских чиновников давать указания, когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой сбывать продукцию сельского хозяйства.

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды, найма».

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категории потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого влекло ответственность для обоих сторон.

Древняя Индия знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (гоны) и частную.

В состав собственности входили скот, зерно, инвентарь, рабы, земля. Что касается последнего, то земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».

Существовало семь законных способов приобретения имущества (X. 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (только для жрецов-брахманов).

Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

После смерти отца и матери братья собирались и делили между собой в равных долях отцовское имущество, на которое они не имели права при жизни родителей.

Имущество, приобретенное ученым трудом или в виде дара от друга, а также свадебный подарок считались неделимыми.

К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: ученый труд, механические ремесла, работа за плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов на деньги.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров.

«Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Древней Индии широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время».

В Древней Индии также был известен и договор аренды земли.

В законах Ману упоминается также договор купли-продажи. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах Ману договор дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

studwood.ru

Популярное:

  • Указ о уходе на пенсию Пенсионный возраст повысят: как это будет Мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 63 года. Сейчас пенсионный возраст равен 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Начнется повышение с 2019 года, но оно не […]
  • Правила 656 ростехнадзора Приказ Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на […]
  • Переехал суд В Череповце мировой суд переехал в здание на улице Металлургов 02.03.2018 17:39 4511 43 Все 15 судебных участков разместились в трехэтажном здании на улице Металлургов, 42, где ранее находился социально-бытовой комплекс […]
  • Методы разрешения конфликтов в коллективе Конфликты в коллективе и их регулирование В самом общем виде конфликт можно определить как столкновение, серьезное разногласие, предельный случай обострения противоречия. Конфликт — это многогранное явление, относящееся к самым […]
  • Как оформить работника на ип Как ИП принять на работу сотрудника Итак, Вы - Индивидуальный предприниматель и у Вас отлично идут дела! Когда обороты индивидуального предпринимателя увеличиваются, ему одному становится тяжело продолжать развивать свой бизнес, […]
  • На какой счет относить штрафы налоговой На какой счет относить штрафы налоговой Вашей организации выписали административный штраф. Как же оформлять оплату данного штрафа в бухгалтерской отчетности. У многих возникает дилемма: штрафы за нарушения условий хозяйственного […]
  • Унифицированные формы приказов приема Как оформить приказ по личному составу На каждом предприятии, где имеются наемные работники, все рабочие моменты, связанные с их трудовой деятельностью, фиксируются в приказах. Прием на работу и увольнение, командировка и […]
  • Налог на доходы физических лиц счет Начислен НДФЛ (бухгалтерская проводка) Отправить на почту Начислен НДФЛ - проводка по налогу должна появиться в бухгалтерском учете организации. Как ее правильно записать? Какие счета учета будут задействованы? Давайте с этим […]