Закон и его признаки учебники

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Закон — нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества /непосредственно народа/), который регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает, что:

— закон является непререкаемым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить либо изменить;

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 343

— все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся «под» законом, являются подзаконными. Они основаны на законах и не противоречат им.

1.Акт строго определенных, высших по статусу субъектов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (в Украине — Верховная Рада) или гражданского общества (непосредственно народа) (референдум);

2. Акт, который может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права);

4. Акт, принятый в строгом соответствии с конституцией и ранее принятыми законами, и не нуждающийся в дополнительном утверждении;

5. Акт, который может быть заменен, как правило, только законом и проверен на соответствие конституции только Конституционным судом;

6. Акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; все иные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

7. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательный процесс.

lawbook.online

Закон — понятие, основные признаки

Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права;

закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) — парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом);

закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном Конституцией и регламентом парламента (см. п.4 ст.82 Конституции Украины);

закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.

Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) — Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.

закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;

закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов.

yurist-online.com

Правоведение. Бошно С.В.

М.: Право и закон, 200 2 . — 416 с.

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Правоведение» для неюридических вузов, соответствующей Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

В учебнике достаточно подробно (и в то же время кратко) рассматриваются основные юридические институты: право, закон, государственность, ответственность, наказание и многие другие. Для лучшего усвоения материала каждая тема иллюстрируется примерами (например, актами судебной практики) и толкованиями законов. Каждая тема заканчивается контрольными вопросами для самопроверки.

Книга предназначена для студентов неюридических вузов, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами права.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ ПРАВА
§ 1. Значение определения права 12
§ 2. Естественно-правовые теории правопонимания 14
§ 3. Позитивистское понимание права 15
§ 4. Современный тип правопонимания: поиски сущности 17
Контрольные вопросы 20
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
§ 1. Социальные нормы в первобытнообщинном обществе 21
§ 2. Закономерности возникновения права 24
§ 3. Основные теории происхождения права 28
§ 4. Теории происхождения государства 31
Контрольные вопросы 35
Тема 3. СУЩНОСТЬ ПРАВА
§ 1. Понятие и признаки права 36
§ 2. Функции права: понятие, виды 39
§ 3. Понятие и классификация принципов права 40
§ 4. Право в системе социальных норм. Социальная роль и ценность права 43
Контрольные вопросы 47
Тема 4. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие и назначение государства 48
§ 2. Функции государства 51
§ 3. Типология государств 58
Контрольные вопросы 60
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие формы государства 61
§ 2. Форма правления: понятие, виды 64
§ 3. Форма государственного устройства: понятие, виды 69
§ 4. Политический режим: понятие, виды 71
Контрольные вопросы 72
Тема 6. ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Исторические корни и условия формирования правового государства 73
§ 2. Сущность и признаки правового государства 74
§ 3. Понятие, признаки, институты гражданского общества 79
§ 4. Социальное государство 81
Контрольные вопросы 82
Тема 7. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
§ 1. Понятия формы и источника права, их соотношение 83
§ 2. Виды форм права 85
Контрольные вопросы 105
Тема 8. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
§ 1. Понятие правовой системы, ее структура 106
§ 2. Типология современных правовых систем 107
Контрольные вопросы 117
Тема 9. СИСТЕМА ПРАВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие системы права. Предмет и метод правового регулирования 118
§ 2. Отрасли права: понятие, виды 120
§ 3. Институты права: понятие, виды 123
§ 4. Понятие и виды систематизации 124
Контрольные вопросы 126
Тема 10. НОРМЫ ПРАВА
§ 1. Понятие и признаки правовой нормы, ее специфика 127
§ 2. Классификация норм права 130
§ 3. Структура нормы права 137
§ 4. Соотношение нормы права и статьи закона 140
Контрольные вопросы 141
Тема 11. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. Понятие и признаки правового отношения 142
§ 2. Виды правоотношений 143
§ 3. Содержание правового отношения 144
§ 4. Субъекты правоотношений 146
§ 5. Объекты правовых отношений 147
§ 6. Юридические факты: понятие, виды. Фактические составы 149
Контрольные вопросы 151
Тема 12. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
§ 1. Понятие реализации правовых норм. Основные формы реализации права 152
§ 2. Применение права 155
§ 3. Стадии правоприменительной деятельности 158
§ 4. Акты применения права 160
§ 5. Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права 163
Контрольные вопросы 164
Тема 13. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Понятие и виды правомерного поведения 165
§ 2. Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений 169
§ 3. Состав правонарушения 173
§ 4. Понятие, признаки и виды юридической ответственности 175
Контрольные вопросы 177
Тема 14. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
§ 1. Правотворчество и процесс образования права 178
§ 2. Виды правотворчества 179
§ 3. Законодательный процесс, его содержание и стадии 182
§ 4. Юридическая техника 188
Контрольные вопросы 192
Тема 15. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
§ 1. Понятие и сущность законности 193
§ 2. Понятие правового порядка 195
§ 3. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка 197
Контрольные вопросы 199
Тема 16. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
§ 1. Понятие политической системы общества 200
§ 2. Структура политической системы общества 202
§ 3. Типы политических систем 204
§ 4. Государство в политической системе общества 206
§ 5. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы 209
Контрольные вопросы 214
Тема 17. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
§ 1. Конституция: понятие и роль в правовой системе 215
§ 2. Принципы и юридические свойства
Конституции РФ 217
§ 3. Развитие Конституции Российской Федерации. Поправки и пересмотр Конституции России 219
Контрольные вопросы 220
Тема 18. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО РФ
§ 1. Правовой статус личности 221
§ 2. Гражданство Российской Федерации 223
§ 3. Личные конституционные права и свободы 225
§ 4. Политические права и свободы 226
§ 5. Социально-экономические и культурные права 227
§ 6. Гарантии конституционных прав и свобод 228
§ 7. Конституционные обязанности 229
Контрольные вопросы 230
Тема 19. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие государственного устройства. Правовой статус субъектов Федерации 231
§ 2. Принципы федеративного устройства Российской Федерации 235
§ 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации 237
Контрольные вопросы 240
Тема 20. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
§ 1. Понятие органа государственной власти 242
§ 2. Конституционные основы системы органов государственной власти Российской Федерации 244
§ 3. Принцип разделения властей 246
Контрольные вопросы 248
Тема 21. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ
§ 1. Конституционный статус главы государства 249
§ 2. Полномочия Президента Российской Федерации по формированию и руководству исполнительной властью 252
§ 3. Формы взаимодействия главы государства с федеральной законодательной властью 252
§ 4. Полномочия Президента России в области обороны и безопасности и иные полномочия 254
§ 5. Правовые акты Президента
Российской Федерации 256
Контрольные вопросы 257
Тема 22. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА И СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Структура и принципы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации 258
§ 2. Полномочия, порядок деятельности и роспуск Государственной Думы 261
§ 3. Компетенция Совета Федерации 265
Контрольные вопросы 267
Тема 23. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Судебная система и конституционные гарантии правосудия 268
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации 269
§ 3. Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции 271
§ 4. Система арбитражных судов Российской Федерации 272
Контрольные вопросы 273
Тема 24. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ
§ 1. Место гражданского права в системе российского права 274
§ 2. Источники гражданского права 276
§ 3. Понятие гражданского правоотношения 277
§ 4. Субъекты гражданских правоотношений: понятие, виды 279
§ 5. Объекты гражданских правоотношений 281
§ 6. Правовой режим коммерческой и служебной тайны 287
Контрольные вопросы 289
Тема 25. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ -ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
§ 1. Собственность и право собственности: понятие, содержание 290
§ 2. Формы собственности 294
§ 3. Приобретение права собственности 295
§ 4. Прекращение права собственности 303
Контрольные вопросы 304
Тема 26. ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
§ 1. Понятие и значение гражданско-правового договора 305
§ 2. Виды гражданско-правовых договоров 307
§ 3. Система гражданско-правовых договоров 313
Контрольные вопросы 326
Тема 27. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
§ 1. Понятие и содержание обязательства 327
§ 2. Условия исполнения обязательств 329
§ 3. Способы обеспечения обязательств 331
§ 4. Ответственность за неисполнение обязательств 333
Контрольные вопросы 334
Тема 28. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
§ 1. Законодательство о наследстве. Понятие наследования 335
§ 2. Понятие и принципы наследования 336
§ 3. Наследование по закону 338
§ 4. Наследование по завещанию 343
Контрольные вопросы 347
Тема 29. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. Понятие, источники и основные принципы семейного права 348
§ 2. Семейные правоотношения: субъекты, основания возникновения и прекращения 352
§ 3. Порядок заключения и прекращения брака 354
Контрольные вопросы 356
Тема 30. ВЗАИМНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
§ 1. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор 358
§ 2. Права и обязанности родителей и детей 359
§ 3. Алиментарные обязательства других членов семьи 363
§ 4. Ответственность в семейных правоотношениях 363
Контрольные вопросы 365
Тема 31. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР И ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА
§ 1. Трудовой договор — основной институт трудового права 366
§ 2. Понятие и виды дисциплины труда 367
§ 3. Дисциплинарные взыскания и порядок их применения 368
Контрольные вопросы 370
Тема 32. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Административное правонарушение: признаки, состав 371
§ 2. Содержание административной ответственности 373
§ 3. Виды административной ответственности 375
Контрольные вопросы 377
Тема 33. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
§ 1. Уголовное право: понятие, система 378
§ 2. Задачи и принципы уголовного права 379
§ 3. Уголовный закон: понятие, структура 382
Контрольные вопросы 384
Тема 34. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
§ 1. Преступление: признаки, состав, виды 385
$ 2. Понятие уголовной ответственности 388
§ 3. Классификация уголовных наказаний 389
Контрольные вопросы 390
Тема 35. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
§ 1. Понятие и источники экологического права 391
§ 2. Субъекты и объекты экологического права 394
§ 3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 396
Контрольные вопросы 399
Тема 36. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ПРАВА
§ 1. Международное право: понятие, принципы 400
§ 2. Отрасли международного права 402
§ 3. Основные институты международного права 405
Контрольные вопросы 408
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 409

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Закон и его признаки учебники

Уголовный закон – это принятый высшими органами государственной власти нормативно-правовой акт, нормы которого устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и какие виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за них следуют. Признаки уголовного закона:

1. Уголовный закон – это федеральный закон. В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации, текстуально включенным в Конституцию России, уголовное законодательство отнесено к ведению федеральных органов власти. Согласно ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. По всем остальным вопросам, отнесенным к ведению феде-

ральных органов государственной власти, в том числе и по уголовно-правовым, принимаются федеральные законы. Никакие другие органы не вправе принимать уголовно-правовые акты. Уголовный закон, как и любой другой федеральный акт, не должен противоречить Конституции. Таким образом, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК) является федеральным законом, имеющим юридическую силу на территории всей России.

2. Уголовный закон принимается высшими органами государственной власти по процедуре, строго регламентированной Конституцией. Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Принятые Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, либо если в результате повторного голосования квалифицированным большинством голосов (двумя третями) Дума преодолела отклонение Советом Федерации данного закона. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. Президент в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует его в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания'».

3. Уголовный закон обладает высшей юридической силой. Юридическая сила есть свойство нормативного акта действовать, порождать юридически правовые последствия. Высшая юридическая сила заключается в том, что: а) ни один другой орган не вправе отменять или изменять закон; б) все другие нормативные акты не должны противоречить закону; в) в случае противоречия закону иных нормативных актов приоритет должен принадлежать закону.

4. Следующий признак уголовного закона – его нормативность. Уголовный закон содержит нормы права, т. е. общеобязательные правила поведения людей, рассчитанные на неопределенное количество случаев подобного рода и неопределенный круг субъектов.

‘ См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, № 8, ст. 801.

В теории права принято выделять материальные и формальные источники права. Под материальными источниками понимаются те силы, которые творят закон, те истоки, которые питают нормы права, те материалы, которые положены в основу того или иного законодательства.

Вопрос о материальных источниках уголовно-правовых норм является достаточно спорным. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу, отметим, что прежде всего материальным. источником уголовно-правовых норм является государственная власть. Нормы права создаются в процессе правотворчества, которое является направлением государственной деятельности. Согласно Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только органам законодательной, исполнительной или судебной государственной власти Российской Федерации, а также законодательным органам ее субъектов. Законодательными функциями обладают лишь органы государственной власти. Таким образом, содержание норм права представляет собой властное веление государства, поддерживаемое и обеспечиваемое силой государственных органов.

Законотворческая деятельность основана на таравосоз-нании, которое также можно рассматривать в качестве одного из материальных источников уголовно-правовых норм. Правосознание– это относительно самостоятельная форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет значительную роль в процессе правотворчества, ибо прежде, чем создавать государственно-властные правовые предписания, следует осознать закономерности общественного развития, необходимость их правового регулирования. Правосознание включает в себя два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Формальные источники права представляют собой внешний образ правовых норм. Если материальные источники характеризуют содержание уголовно-правовых норм, то формальные – их форму. Единственным источником уголовного права является уголовный закон. Данный вывод вытекает прежде всего из содержания ч. 1 ст. 1 УК, согласно которой: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в на-

стоящий Кодекс». Об этом же свидетельствует ст. 3 УК: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». Тезис о том, что уголовный закон является единственным источником уголовного права, общепризнан в теории уголовного права. Между тем это положение, на наш взгляд, требует доказательств.

В общей теории к числу источников права относят нормативные подзаконные акты, обычай, нормы международного права и судебную практику.

В современный период не является формальным источником уголовного права обычай. В истории уголовного права обычай предшествовал писаному праву. Как отмечал Н. С. Та-ганцев, «в первичную эпоху это обычное право составляет единственный источник правообразования; целые века живет оно в форме устного неписаного права, но и закрепленное в письменной форме, не теряет своего основного характера». В более позднюю эпоху формирования государства и выделения самостоятельной законодательной власти обычное право составляет главный материал, из которого черпает законодатель. Обычай перерастает закон’. Таким образом, обычай становится источником уголовного права лишь тогда и постольку, когда и поскольку он был признан и санкционирован государством. Следовательно, обычай – это материальный источник уголовно-правовых норм, но не его формальный источник.

На наш взгляд, к числу материальных, но не формальных источников уголовного права следует отнести Конституцию РФ. Согласно ч.1 ст. 15 Конституции она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Указание на прямое действие Конституции привело к тому, что судебные органы при вынесении приговоров напрямую руководствовались положениями Конституции. Так, Белгородским областным судом И. была осуждена по ст. 180 УК РСФСР 1960 г. за недонесение об убийстве с особой жестокостью, совершенном ее мужем и двумя братьями. Поводом для убийства послужили личные неприязненные отношения между осужденной и потерпевшей. Следовательно, сообщая о совершенном преступлении правоохранительным органам,

‘ См.: Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. С. 68.

И. вынуждена была бы свидетельствовать не только против своего супруга, близких родственников, но и против самой себя. Ст. 67 Конституции освобождала ее от этой обязанности. Однако нормы уголовного права (в то время) не делали никаких исключений для близких родственников. Белгородский областной суд разрешил дело на их основе и осудил И. за недонесение о совершенном преступлении. Верховный суд Российской Федерации, основываясь на Конституции, прекратил уголовное дело в отношении И.

Таким образом, решение по уголовному делу было вынесено на основе норм Конституции. Это дает некоторые основания считать нормы Конституции источниками уголовного права. Между тем это не так. Конституция не содержит уголовно-правовых норм, и вообще норм охранительного характера. Однако согласно ч. 2 ст. 1 УК уголовный закон основывается на Конституции Российской Федерации. Так, именно закрепленный в Конституции приоритет защиты интересов личности определил во многом структуру Особенной части УК, где на первое место были поставлены преступления против личности, а не против государства, как это было в УК 1960 г., и даже не против мира и безопасности человечества, которые по характеру и степени общественной опасности несоразмерны с любыми, даже самыми тяжкими преступлениями против конкретных индивидов. Положения Конституции РФ повлекли за собой многие новеллу уголовного законодательства, касающиеся, в частности, действия закона в пространстве., по кругу лиц, ответственности за недонесение о совершенных преступлениях и целый ряд других. Сказанное позволяет сделать вывод, что, не являясь формальным источником уголовного права, Конституция России служит тем материальным источником, из которого уголовно-правовые нормы черпают свое содержание.

Таким же источником выступают общепризнанные принципы и нормы международного права. В процессе подготовки уголовного кодекса предпринимались попытки рассматривать международно-правовые нормы в качестве формальных источников уголовного права. В частности, согласно одному из проектов УК ратифицированным Российской Федерацией нормам международного права предоставлялся приоритет над российским уголовным законодательством. Однако данная ситуация была бы возможна только в том случае, если бы нормы международного права имели прямое действие на территории Российской Федерации, т. е. являлись формальным источником уголовного права. На первый взгляд данное положение соответствовало Конституции РФ, ст. 15 которой устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Между тем международные договоры, содержащие нормы уголовно-правового характера, в силу своих особенностей и специфики в принципе не могут иметь прямого действия на территории Российской Федерации по следующим причинам. Во-первых, далеко не все международные конвенции определяют деяние, признаваемое международным сообществом в качестве преступного. Нередко в них лишь выражается намерение государств-участников бороться с теми или иными общественно опасными явлениями. Во-вторых, даже если конвенции определяют объективные и субъективные признаки преступления, они не устанавливают санкции. Так, Конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. устанавливает, что «каждое договаривающееся Государство обязуется применять в отношении такого преступления суровые меры наказания». В-третьих, даже указывая меру воздействия, они никогда не конкретизируют ее. Так, в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. «серьезные преступления будут подлежать соответствующему наказанию, в частности, тюремному заключению или иному способу лишения свободы». Применение же любой уголовно-правовой нормы требует хотя бы относительно-определенной санкции.

Таким образом, даже ратифицированные Российской Федерацией международные договоры и конвенции, содержащие нормы уголовно-правового характера, не могут быть составной частью российского уголовного законодательства, иметь прямое действие на территории России и соответственно являться формальным источником уголовного права.

Между тем нормы международного права весьма существенно влияют на формирование норм национального уголовного права. Прежде всего, согласно ч. 2 ст. 1 УК, Уголовный кодекс РФ основан на общепризнанных принципах и нормах международного права. Другими словами, нормы национального уголовного права должны соответствовать международно-правовым обязательствам Российского государства в сфере борьбы с преступностью.

Далее, международные конвенции служат непосредственной причиной разработки и введения в национальное уголовное законодательство конкретных правовых норм. Так, присоединение к Единой конвенции о наркотических средствах и Конвенции о психотропных веществах предопределило введение в УК целой группы преступлений, связанных с оборотом наркотиков; подписание Конвенции о защите ядерного материала повлекло за собой установление уголовной ответственности за незаконное обращение с радиоактивными материалами и т. д.

Наконец, многие нормы уголовного права прямо отсылают к нормам международного права, например, ч. 3 и 4 ст. II, ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 2 ст. 13 УК. Все преступления, предусмотренные главой 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества», а также некоторые статьи из других разделов Особенной части УК содержат подразумеваемые отсылки.

Сказанное позволяет сделать вывод, что, не являясь формальным источником уголовно-правовых норм, международное право служит их материальным источником.

И общая теория, и теория уголовного права отвергают судебный прецедент в качестве источника права. Это бесспорно. Но до сих пор дискутируется вопрос о правовой природе руководящих разъяснений высших судебных инстанций страны, в частности постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Наиболее распространенной является позиция, что они представляют собой исключительно акты толкования закона. В самом деле, полномочия творить нормы в соответствии с Конституцией предоставлены только законодательным органам власти. Верховный суд, с одной стороны, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а с другой – обладает правом законодательной инициативы для устранения тех законодательных пробелов и коллизий, которые выявлены судебными органами в процессе правоприменительной деятельности.

Следовательно, с точки зрения теории уголовного права, Конституции РФ и действующего УК уголовный закон является единственным формальным источником уголовно-правовых норм.

Действующее уголовное законодательство представляет в настоящий момент один кодифицированный закон – Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г. и введенный в действие с 1 января 1997 г.

www.pravoznavec.com.ua

§ 5.2. Понятие и виды законов

§ 5.2. Понятие и виды законов

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Роль закона, как акта, имеющего приоритетное значение в правовой системе государства, являющегося основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах, неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.

В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, его права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, борьба с преступностью, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые другие.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию. Будучи основным законом государства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Установление конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать нормам конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.

Особый характер конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находит свое выражение в особой усложненной процедуре её принятия, а также изменения и дополнения

Второй вид — федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (в России это законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они носят название — федеральные законы и считаются принятыми, если за их утверждение подано более 1/2 голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации.

Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:

1) в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой, действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность закона кодификационного во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования непосредственно отражающий и цементирующий научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона — это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ). Ныне большинство отраслей российского федерального законодательства кодифицировано в виде кодексов, периодически подвергаемых существенным изменениям. Например, начиная с 2001 г. были приняты Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).

Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам, как актам, непосредственно отражающим систему права.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации. Ныне субъектами РФ осуществляется интенсивная работа по принятию региональных законов.

Отдельным видом закона является так называемый модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав Федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.), либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно используется практика подготовки и издания модельных законов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

Роль закона в жизни общества и государства велика. Закон активно влияет на все сферы жизнедеятельности, способствует укреплению законности, охраняет и обеспечивает права личности, создает преграды произволу и усмотрению чиновников государственного аппарата и т.д. Лишь тот закон признается верховным, который устанавливает в государстве основы справедливости, гуманизма и демократии, основывается на общечеловеческих моральных ценностях.

law.wikireading.ru

Популярное:

  • Науки 23 нотариус Нотариус Пашин С.Г. Адрес: 195220, г. Санкт-Петербург, Науки пр-т, д. 17, корп. 6 Телефон: +7 (812) 491-01-20 Часы работы: Пн, Вт, Чт, Пт, Сб, с 10.00 до 17.00 Нотариус оказывает все услуги в Санкт-Петербурге, относящиеся к […]
  • Сернурский суд Сернурский суд о проведении конкурса для формирования кадрового резерва для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы в Сернурском районном суде Республики Марий Эл 1. Сернурский районный суд Республики […]
  • Приказ министерства здравоохр Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации (Введите номер и/или часть названия или дату документа. ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг») "О допуске специалистов к осуществлению медицинской или […]
  • Урегулирование задолженности по налогам Урегулирование задолженности по налогам Просмотров научной работы: 12101 Комментариев к научной работе: 0 Поделиться с друзьями: В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой […]
  • Правила 656 ростехнадзора Приказ Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на […]
  • Приказ по егэ 2012 Нормативно-правовые документы Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» - СКАЧАТЬ Приказ […]
  • Актив деньги жалобы Займы компании Актив Деньги Актив Деньги условия займов Без залога и поручителя Микрозайм "Актив Деньги" в компании "Актив Деньги". Рекомендуемые займы с онлайн заявкой Подайте несколько заявок и это гарантирует принятие […]
  • Справка об отсутствии несовершеннолетних детей Основные документы Справка об отсутствии судимости: какие судимости препятствуют принятию ребенка в семью, где и как получить справку об отсутствии судимости. Судимость за какие преступления является препятствием для принятия […]