Закон коммуникаций

3.2. Законы коммуникации.

Установить контакт с аудиторией, организовать ре-чевое взаимодействие между говорящим и слушающими можно лишь на основе коммуникативных законов. Зако-ны эти объективны и универсальны, они действуют все-гда и везде, независимо от того, знаем мы о них или нет, соблюдаем мы эти законы или нарушаем

Первый закон коммуникации гласит: сообщение воспринимает не говорящий, а слушающий. В этой связи оратор должен постоянно «оглядываться» на аудиторию, говорить с ней на понятном и доступном ей языке и кон-тролировать процесс восприятия прозвучавшей информа-ции

Второй закон коммуникации определяет, что ответ-ственность за неправильно понятое сообщение несет не слушающий, а говорящий. Следовательно, не аудитория виновата в том, что тема лекции или доклада оказалась недоступной. Причиной тому – неопытный и неумелый оратор, не сумевший или не пожелавшей донести до слу-шателей приготовленную информацию в полном объеме

Из первых двух законов вытекает третий: хочешь добиться успеха как оратор – учись правильно строить процесс выступления, старайся почувствовать состояние, настроение аудитории. Оратор должен уметь сформиро-вать, организовать необходимый ему настрой аудитории для восприятия всех аспектов речи

Согласно четвертому коммуникативному закону любая речь включает в себя два аспекта: содержательный ( он формирует уровень понима-ния звучащей информации) и чувственный ( он определя-ет то отношение, которое оратор вызывает у аудитории). Причем следует иметь в виду, что именно уровень отно-шений влияет на уровень понимания, а не наоборот. Вот почему ораторский успех во многом определяется не столько процессом передачи информации, сколько теми взаимоотношениями, которые ему удалось установить с аудиторией во время своего выступления. Интерес, вни-мание и доверие слушателей зависят от трех взаимосвя-занных компонентов: 1. от степени искренности оратора (эффективное начало); 2. от доминанты личности как устойчивой неосоз-нанной линии поведения (интуитивное начало); 3. от осознанной намеренной линии поведения ( на-чало, подчиненное самоконтролю)

Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это личность, важны все эти три аспекта, помогаю-щие завоевать аудиторию и отдельного слушателя

Пятый закон коммуникации обозначает неравномер-ность и прерывность взаимодействия между оратором и аудиторией. Качество восприятия информации зависит от степени внимания слушателей, а оно постоянно меняется. Оратор должен позаботиться, чтобы начало его речи воз-будило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. И все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а усиливался. Здесь оратор действует подобно режиссеру в театре: плох тот спектакль, в котором актеры все свое мастерство из-расходовали в первом акте…К финалу зал опустеет

Слушателей может заинтересовать неожиданное на-чало речи ( об этом подробно будет рассказано в 5 моду-ле пособия). Признаки усталости или снижения интереса аудитории (а они наступают каждые 15 – 20 минут речи) подсказывают оратору, что нужно оживить выступление. Для этого можно использовать различные приемы: 1. вопросы, обращенные к аудитории, — они акти-визируют внимание и мышление, объединяя слушателей, 2. примеры – они обращены к чувственному по-знанию, жизненному опыту и дают интеллекту необходи-мую передышку; 3. шутки – они снимают усталость, возбуждают положительные эмоции, вызывают смех

Знание и правильное использование перечисленных нами основных коммуникативных законов помогает ора-тору достичь своим выступлением желанных целей, ув-лечь аудиторию и удерживать ее внимание и интерес.

club-energy.ru

Законы теории коммуникации (часть 2)

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» — коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает: всегда существует большая или меньшая зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является еенеобходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуникацию невозможной.

У данного закона есть одно важное в теоретическом и практическом плане следствие: «Чтобы установить коммуникацию, сигналы должны содержать какой-то элемент непредсказуемости, хотя бы какую-то степень неожиданности, иначе передача их означает пустую трату времени» (Черри К. Человек и информация. М., 1972. С. 36). Так, книга, по ошибке сшитая из одинаковых страниц, пластинка, которую «заело», представляют собой циклический или периодический сигнал: первый его период выполняет коммуникативную функцию, остальные достоверно известны получателю заранее. В этой ситуации коммуникация прерывается. Отсюда следует, что в первую очередь внимание привлекают редко встречающиеся слова, фразы, жесты и другие сигналы. Именно они придают значимость сообщениям. Остальные знаки можно легко предсказать. Огромное количество явлений повседневной жизни, зрительных и звуковых сигналов, воспринимаемых нами дома и на улице, мы чаще всего игнорируем, поскольку они привычны. Можно сформулировать следующую закономерность: количество передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.

its-journalist.ru

Законы теории коммуникации. Их специфика

Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых теорией коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер — объективность законов социальной коммуникации обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;

б) эти законы выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях;

в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных), первые характерны для природных коммуникативных процессов, вторые — для социальной коммуникации;

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами— экономическими, психологическими, политическими, техническими и пр.;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.

Эти законы-условия гласят:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон — участников коммуникационного взаимодействия.

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»);

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика;

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» — коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает: всегда существует большая или меньшая зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является еенеобходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуникацию невозможной.

studbooks.net

Законы теории коммуникации

Наука как форма человеческой деятельности, связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности, ориентирована на открытие и формулирование законов природы и общества. Отражая мир в его многообразии и развитии, она образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Только опираясь на законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений, ученые имеют возможность объяснять многообразные факты и явления реального мира, предсказывать новые события.

Конечная цель исследования коммуникации – выявление ее законов. Специфика законов, формулируемых теорией коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется особенностями сложившихся информационных связей в природе и обществе. Эта специфика заключается в следующем:

1. Законы коммуникации носят объективный характер. Вместе с тем, законы социальной коммуникации (например, закон рефлексивного образования информационных потребностей) реализуются через мышление и деятельность людей. Поэтому их выявление и формулирование немыслимы без учета связи объективного и субъективного. Объективность законов социальной коммуникации обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникативных потребностей, интересов и действий людей.

2. Законы коммуникации выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе и его частях. К общенаучным мы можем отнести закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации, согласно которому разрыв коммуникационных связей неизбежно приводит к дезорганизации любой системы – природной и социальной. Его частные проявления можно обнаружить в законе устойчивого воспроизводства коммуникационных связей в природе (отражает застывший характер коммуникации в природной среде) и в законе расширенного воспроизводства коммуникационных связей в обществе (отражает развитие социальной коммуникации).

3. Есть законы коммуникации динамические, отражающие жестко детерминированную связь явлений, и статистические, отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных. Динамические законы характерны для природных коммуникационных процессов, статистические – для социальной коммуникации. Например, можно с высокой долей вероятности предсказать реакции на определенный стимул в природной среде. Бихевиористская формула S—R («стимул – реакция») вполне применима для описания коммуникационных связей в природе. Куда более проблематично предсказать поведение человека. Здесь в формулу «стимул – реакция» необходимо включать саму личность и, следовательно, учитывать прошлый опыт людей, традиции, культурный компонент, групповые ценности и установки, т. е. социокультурные и психологические факторы, влияющие на коммуникативные позиции, установки и поведение человека. Значительно проще выявить закономерные связи и предсказать (статистически) поведение большой массы людей, нежели отдельно взятого человека.

4. Законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами – экономическими, психологическими, политическими и др. Это важно учитывать в практической деятельности. Например, прогнозирование потребностей людей в технике, в информации невозможно осуществить без всеобщего закона возвышения потребностей.

5. Информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Их невыполнение делает коммуникацию заведомо неосуществимой. Необходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:

1. Всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон – участников коммуникативного взаимодействия. Этот закон может быть проиллюстрирован любой моделью коммуникативного акта, в каждом из которых присутствуют две стороны: источник и получатель, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т. п.

2. Всякая коммуникация основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта (закон обратной связи).

3. Всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.

4. Закон минимального основания: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и получателя основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и отправителя.

5. Закон гетерогенности коммуникативных систем – коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает: всегда существует зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является ее необходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуникацию невозможной.

4. Категории «коммуникативное пространство» и «коммуникативное время».

Любой коммуникативный акт осуществляется в рамках определенных пространственно-временных координат. Поэтому к числу базовых категорий теории коммуникации относятся категории «коммуникативное пространство» и «коммуникативное время».

В коммуникативном пространстве реализуются все коммуникативные взаимодействия. Однако не следует понимать под коммуникативным пространством некую протяженную среду, в которой происходят взаимодействия. Коммуникативное пространство не есть чистая протяженность, отделенная от коммуникации сущность. Наоборот, оно существует постольку, поскольку осуществляются коммуникативные взаимодействия; оно возникает там и тогда, где и когда возникают коммуникативные связи. Поэтому коммуникативное пространство можно определить как систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными субъектами коммуникации. Общество создает свое коммуникативное пространство – социальное коммуникативное пространство, субъектами которого выступают отдельные люди, группы людей, социальные институты. Многочисленные связи, возникающие между отдельными людьми, людьми и группами, группами и институтами, людьми и институтами и т. д., формируют социальное коммуникативное пространство. Его основными параметрами являются плотность и протяженность. Плотность означает, что пространство неоднородно. Плотность в различных местах неодинакова и зависит от количества и интенсивности взаимодействий. Протяженностью коммуникативного пространства является коммуникативная дистанция. Близкая дистанция означает непосредственный контакт, возникающий в условиях межличностной коммуникации или коммуникации в малых группах. Напротив, большая дистанция характерна для массовой коммуникации, где обычно непосредственного контакта между источником и получателем информации не существует, а их связь опосредованна специальными техническими средствами коммуникации. Несомненно, коммуникативная дистанция оказывает большое влияние на выбор стратегии и средств коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативное время – это длительность и последовательность самих коммуникативных актов, а не чистая длительность, внутри которой осуществляются коммуникативные акты. Проблема коммуникативного времени всегда была одной из самых актуальных проблем теории и практики коммуникации. На протяжении всей истории человечество стремилось решить задачу максимального ускорения прохождения информации от источника до получателя. С технической точки зрения, сегодня эту проблему можно считать решенной: современные средства связи позволяют практически мгновенно передавать информацию в любом объеме и в любую точку планеты и даже за ее пределы. Вместе с тем было бы преждевременным считать проблему коммуникативного времени закрытой, поскольку решение технических задач еще не означает решения проблем человеческих. Напротив, в связи с колоссальным ростом коммуникативных возможностей резко обостряются проблемы определения границ человеческих возможностей получения, восприятия и понимания сообщений в условиях все более сокращающегося коммуникативного времени и все более увеличивающегося объема передаваемой информации.

Особую актуальность проблема коммуникативного времени приобретает в кризисных ситуациях. Как правило, такие ситуации возникают неожиданно. В нестандартной кризисной ситуации даже предварительная подготовка к разного рода чрезвычайным обстоятельствам может оказаться малоэффективной. Кроме того, сложность кризисной ситуации обусловлена ее динамичностью, вследствие чего всегда ощущается нехватка времени для принятия и реализации решений. В этих условиях быстрота и точность прохождения информации чрезвычайно важны, так как позволяют исключить возможное непонимание, конфликты и, главное, своевременно и оперативно принять необходимые меры для предотвращения и дальнейшего обострения кризисной ситуации.

Основные положения лекции:

1. Коммуникация – сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ. Этим объясняется пристальное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социальные, гуманитарные, естественные и технические науки.

2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникационного знания, в которой каждый из уровней обобщает и интегрирует теоретические результаты исследований коммуникационных процессов в природе и обществе, достигнутые другими науками.

3. Теория коммуникации является самостоятельной наукой со своим предметом, категориальным аппаратом, законами и методами исследования коммуникационных процессов.

4. Любой коммуникативный акт осуществляется в рамках определенных пространственно-временных координат. Поэтому к числу базовых категорий теории коммуникации относятся категории «коммуникативное пространство» и «коммуникативное время».

studopedia.org

3)Законы теории коммуникации.

Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых теорией коммуникации определяется ее предметом и ха­рактеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер. Объективность обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно суще­ствующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;

б) законы отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях.;

в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому ос­нованные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных);

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами— экономическими, психологическими, техническими и пр;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Эти законы-условия гласят:1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон — участников коммуникационного взаимодействия (источник и приемник, оратор и слушатель);2) Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует.;4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи;

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» — коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.

4.Категориальный аппаратТк.

В комм.пространстве реализуются все К Взаимодействия-Это некая протяженная среда, оно сущ постольку осущ. ком. взаимодействие, т.е возникает там где и возникает комм. связи. Комм. пространство это система многообразных комм связей , возник. между различными агентами К. Общ-во создает соц комм пространство ( это многочисленные связи между людьми, между группами и отдельными людьми, между институтами ) . основными параметрами соц пространства является плотность и протяженность комм дистанции. Плотность означает ,что это пространство неоднородно,неодинароно и зависит от интенсивности и кол-ва взаимод-ий. Протяженностью явл. ком. дистанция. Близкая дистанция означает непосредственный контакт между отправителем и получателем, возникшей в целях меж К или в К в малых группах. Большая дистанция хар-на для массовой К, где обычно, непосредственного контакта, между отправителем и получателем не сущ,а их связь опосредственная техн сред-ми. Под комм. временем понимается длительность и последовательность самих комм. актов , а не чистую длительность внутри контактов осущ. эти

5)Общенаучные методы, используемые в теории коммуникации.

Метод-это совокупность приемов, приметаемых исследователем для получения опред. результата. В соврем.науке чаще всего использ. уровневая система методологического знания. Все методы могут быть разделены на общенаучные и частнонаучные. Общенаучные методы — это совокупность исследов.приемов и процедур, широко применяемых в различных обл. науч. знания, как соц-гуманитар., так и естественнонауч.. К общенаучным методам, использ.при изучении комм.процессов, могут быть отнесены моделирование, системный подход, сравнение. Моделирование – изуч.объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с опред.сторон, интересующих исследователя. Модель — аналог реального объекта. Под моделью понимается либо конкретный образ изуч.объекта, либо др.объект, реально сущ., сходный с изуч. в отношении некоторых опред.свойств и структурных особенностей. Выделяются вербальные (текстовые), математические, информационные, графические модели. В ТК рассматр.социологические, психолог. модели, модели имиджевой, массовой К и и многие др. Системный подход-один из основных способов научного познания.Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой и образ. Опред.целостность, единство. При системном подходе объект рассматр.как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное,интегральное св-во данного множества. Системный хар-р комм. позволяет установ. уровни ком. систем,выявить соц.-культ. Разновидность и вариотивность ком. ср-в. Подход основан на таких методах, как анализ, т.е. разложение целого на разноуровневые по степени сложности составляющие (подсистемы, компоненты, элементы и т.д.), и синтез, т.е. рассмотрение свойств целостности. В ТК в кач.сист. могут рассматр. текст, СМИ, комм.акты и т. д. Сравнение — метод, основанный на суждениях о сходстве и различии объектов и позволяющий выявить их количественные и качественные хар-ки. Главное условие применения данного метода состоит в наличии общ. основания, по которому сравниваются объекты. Одним из широко используемых методов сравнения является сравнительно-исторический, который позволяет опред. тенденции развития изуч. явления.

studfiles.net

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Пособие по хиромантии для начинающих Обсуждения КНИГИ ПО ХИРОМАНТИИ 15 сообщений Законы научного чтения руки___________________________ Автор: Вильям БенхамПереводчик: С. ВойцеховГод выпуска: 1998 г.___________________________ Книга представляет собой полноценный […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]