Закон милости

Закон милости

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу …»

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Этот стих является продолжением предыдущего стиха, потому что в этом стихе дается продолжение речи Спасителя. В этом стихе Спаситель, продолжая разговаривать с фарисеями, говорит им о том, что они неверно понимают Закон Божий. Это неправильное понимание видно из незаслуженного упрека, который сделали фарисеи в адрес Спасителя, заявив в 11-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея о том, что якобы Спаситель виновен в том, что «ест и пьет с мытарями и грешниками». Спаситель в разбираемом стихе говорит им: «пойдите, научитесь«. Куда в этом стихе Спаситель отсылает фарисеев и чему советует научиться? Он советует им отправиться в синагогу, или Иерусалимский храм чтобы они там научились Закону Божьему. Правильность этих рассуждений подтверждается тем, что Спаситель отсылает фарисеев научиться правильному пониманию цитаты из Закона Божьего. В данном случае из книги пророка Осии (Ос.6:6). А поскольку правильному пониманию Закона Божьего можно научиться только в специальном учреждении (каким является храм или синагога), то поэтому Спаситель и посылает фарисеев именно в эти заведения.

Более того, в древнееврейском государстве лучше всего Закон Божий толковался именно в Иерусалимском храме. А синагоги, при которых изучался Закон Божий, в первую очередь предназначались для обрядовой деятельности. Поэтому Спаситель советует фарисеям сперва научиться правильно понимать Закон Божий для того, чтобы в дальнейшем не допускать незаслуженных упреков и неверных его трактований.

Чему же советует научиться фарисеям Спаситель Своими словами «что значит: милости хочу, а не жертвы«? Спаситель конкретно указывает на определенное место из Закона Божьего, взятое из книги пророка Осии (Ос.6:6). В этой книге пророка Осии говорится: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6). В этом месте Библии устами пророка Осии Господь Бог говорит о том, что Он хочет получить от израильского народа. Он хочет, чтобы еврейский народ не ограничивал свое служение Богу только обрядностью, что проявлялось в виде приношения жертв. Господь хочет от людей и духовного служения, которое должно проявляться в любви к ближнему. Ведь когда человек оказывает помощь своему ближнему, прощает ему его недостатки и обиды и помогает избавиться от грехов, то таким образом проявляет милость к ближнему. Именно об оказании милости к ближнему (а не к Богу, Который в милости не нуждается) и призывает Господь людей. Господь также говорит, что Он хочет «Боговедения более, нежели всесожжений». Всесожжение представляет собой приношение жертв в виде сожжения жертвенных животных. То есть является исполнением обрядов. Боговедение представляет собой духовное познание Законов Божьих. Под Богопознанием имеются ввиду не только теоретические знания о Боге, но и применение этих знаний в жизни. В этом месте Библии Господь также противопоставляет обрядность духовному служению. И указывает на то, что для Бога важно не механическое исполнение обрядов, обозначенное словом всесожжение, а более важно Боговедение, то есть духовное познание Бога с претворением этих знаний в жизни.

Спаситель не зря ссылается на слова пророка Осии. Потому что Осия говорил об обстановке, в которой люди «подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос.6:7), то есть Богу. Упомянув именно это место из Библии, в котором говорится о прегрешениях людей против Бога, Спаситель тем самым намекает на то, что фарисеи также нарушают Закон Божий, при этом лицемерно прикрываясь именем Божьим. Таким образом, Спаситель изобличил ложный упрек фарисеев цитатой из книги пророка Осии. И указал на то, что, как и во времена, описанные Осией, царило искаженное толкование Закона Божьего, так и в это время фарисеи, ложно прикрываясь авторитетом богословов, искажают Писание, приводя свой упрек, который противоречит Закону Божьему.

В данном стихе Спаситель, отослав фарисеев научиться правильному толкованию Закона Божьего и слов пророка Осии, цитирует эти слова «милости хочу, а не жертвы». И спрашивает перед этой цитатой фарисеев «что значит: милости хочу, а не жертвы?». Слово «милость» означает «1 доброе человеческое отношение; 2 благодеяние; 3 благосклонность» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., с.348). То есть Господь Бог, указывая людям на то, чтобы они были милостивы друг к другу, говорит о том, чтобы люди соблюдали заповедь Божью о любви друг к другу. И если Господь Бог хочет «Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6), то это значит, что Бог также желает, чтобы и другие заповеди Божьи и постановления Закона Божьего исполнялись людьми. То есть Бог указывает на то, что Он желает от людей не механического исполнения обрядов, а того чтобы люди жили согласно правилам, данным Богом. А люди вместо этого свое служение Богу видят в жертвоприношениях, что является соблюдением и исполнением религиозных обрядов. Поэтому раньше Господь Бог устами пророка Осии, а теперь устами Спасителя взывает к людям и говорит о том, что в первую очередь хочет не жертвоприношений, а милостивого, то есть доброжелательного отношения людей друг к другу как соблюдение заповеди Божьей о любви к ближнему. Наряду с этим и соблюдения остальных заповедей Божьих. Но в первую очередь исполнения заповеди о любви к ближнему. Для того чтобы научить людей исполнять Закон Божий, и в первую очередь любить ближнего и помочь им искупить прежние (ранее совершенные ими) грехи, Спаситель и пришел к грешникам. Об этом Он и говорит во второй части разбираемого стиха «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию«. Эти слова очень важны для понимания деятельности Спасителя как Мессии. В этих словах Он кратко сформулировал и высказал Свою программу действий как Спасителя, Который пришел в мир людей. Согласно этим словам Спаситель пришел призвать грешников к покаянию. Слово «покаяние» означает «1 добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке; 2 то же что исповедь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.540). То есть Спаситель пришел для того, чтобы помочь грешникам признать свои грехи и покаяться в них. Потому что когда человек искренне признал греховность (неправильность) своего поступка и раскаялся искренне в нём, то он уже не повторит грешный поступок. Иными словами искренне покаявшийся человек закрыт для зла. Потому что впредь (в будущей части своей жизни) он уже не будет грешить, то есть не будет совершать зло. Поэтому Спаситель и сказал каявшейся блуднице «иди и впредь не греши» (Иоан.8:11).

Слова о том, что Спаситель пришел призвать к покаянию грешников нужно понимать следующим образом. Спаситель пришел для того, чтобы пробудить в грешных людях совесть, разум и логику, показать им ту истину, что грех делать невыгодно и глупо. Потому что за грех грешника обязательно ждет наказание Господне в виде закона воздаяния Божьего за поступки людей. Именно об этом и пишется в Библии «воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч.12:14), «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). И поскольку грешный человек наделен разумом и волей, то он может понять бессмысленность совершения греха, добровольно откажется от совершения злых поступков и осудит себя за ранее совершенные им злые дела. То есть покается и впредь не станет на путь зла, греха и порока. В итоге деятельность Спасителя, направленная на призвание грешников к покаянию, приведет к тому, что такой раскаявшийся грешник будет недоступен для зла, потому что перестанет быть орудием зла, так как больше не будет совершать злые (греховные) поступки. Через призвание к покаянию Спаситель отвоюет грешников у мира зла и направит покаявшихся грешников на путь истинный. Потому что счастливо человек будет жить только тогда, когда совершает добрые поступки «зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Ефес.6:8). А так как Бог является воплощением Добра, Разума и Света, то добрые поступки угодны Ему. И человека, делающего добрые поступки, Господь возьмет под Свою защиту и будет оберегать его от зла, и поможет решить все трудности и жизненные заботы этого человека. «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петр.5:6-7). И добродетельному человеку Господь дает счастливую жизнь. «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Петр.3:10-11). Более того, покаявшийся грешник, ставший праведником, имеет возможность для спасения. Вот для того чтобы спасти людей и через покаяние в их прежних грехах, отвратить их от зла и наставить их на путь праведной жизни и пришел Спаситель к грешникам с проповедью покаяния.

На протяжении веков многие толкователи-богословы писали о том, что именно этот стих вызывает у них затруднение и даже недоумение. «По поводу слов: Я пришел призвать. некоторые церковные писатели задают следующие вопросы: Христос пришел ко всем,– почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы?» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.182).

Одни богословы говорили о том, что судя по этому стиху выходит, что Спаситель пришел только к грешникам для того, чтобы спасать их. Другие богословы говорили о том, что вопреки разбираемому стиху Спаситель пришел ко всем людям, жившим в древнееврейском государстве. Третьи толкователи говорили о том, что Спаситель пришел не только к Своему избранному народу – древним евреям, но и ко всем людям мира. Так как учение Спасителя в дальнейшем должно распространиться по всему миру.

Как же в таком случае эти рассуждения примирить с разбираемым стихом, в котором сказано, что Спаситель пришел к грешникам? Вот как можно ответить на этот вопрос.

Слова Спасителя о том, что Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13) нужно понимать именно в прямом и буквальном смысле. Так как Господь Бог является Отцом Небесным всех людей на земле – Ему не безразлична их судьба. Живя на свете и сталкиваясь с искушениями и трудностями жизни, человек грешит, поддается соблазну. Зная об этом, Бог и дал возможность человеку искренне раскаяться в грехе, чтобы простить грех. Поэтому Он и послал на землю Сына Своего возлюбленного с проповедью о покаянии. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). Проповедь Спасителя о покаянии, как видно из этой цитаты, обращена ко всем людям-грешникам. Фарисеи же ошибочно полагали, что им не в чем каяться, потому что они якобы праведники. Фарисеи неверно считали, что праведность состоит в принесении жертв Богу, предписанных Законом Божьим. Спаситель указывает на неправильность такого понимания и говорит им «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Матф.9:13). Спаситель указал фарисеям этими словами на то, что Господу Богу угодней не формальное исполнение Его законов в виде совершения обрядов, а проявление милости, то есть доброго человеческого отношения и благодеяния к людям, что является также исполнением Закона Божьего. Как известно, заповедь о любви к ближнему настолько значительна и важна, что занимает второе место и идет сразу после заповеди о любви к Богу. А фарисеи, нарушив эти и остальные заповеди Божьи, и подменив их обрядностью в виде жертвоприношений, на самом деле не были праведниками. Более того, они были более грешными людьми, чем мытари и их товарищи. Потому что не хотели каяться, считая себя и так праведными, не принимали Спасителя, как Мессию и не откликнулись на призыв Спасителя о покаянии.

Далее в Своей речи Спаситель уточняет то, именно к какой категории грешников Он пришел. Он пришел именно к тем грешным людям, которые откликнулись на проповедь Спасителя о покаянии. Спаситель пришел именно к тем грешникам, которые, осознав свою греховность, искренне раскаиваются в своих грехах и просят у Бога милости и прощения. И поскольку Бог-Отец хочет именно милости, а не жертвы, то есть выше ценит не жертвоприношение, как исполнение обрядности, а именно проявление милости и милосердия, то Спаситель в первую очередь и идет к таким грешникам, которые ищут Божьей милости и прощения и способны на покаяние. Поэтому Спаситель и говорит, повторив слова пророка Осии, о том, что «Я пришел призвать. грешников к покаянию» (Матф.9:13). То есть тех грешников, которые способны покаяться и жаждут милости Божьей и прощения своих грехов.

Другая же категория грешников, которые частично исполняют Закон Божий в виде жертвоприношения, то есть в виде формального исполнения обрядности, которые за то считают себя праведниками (что им не в чем каяться), и которые не откликнулись на призыв Мессии о покаянии, осуждается Спасителем. Поэтому Спаситель, повторяя слова пророка Осии, и выражает волю Бога о том, что Он хочет милости, а не жертвоприношений, сделанных формально мнимыми праведниками «милости хочу, а не жертвы» (Матф.9:13).

Из речи Спасителя становится видно, что Он говорит о двух категориях грешников. К первой категории грешников относятся такие люди, которые каются в своих грехах, и откликнувшись на призыв Спасителя, жаждут Божьей милости и прощения. Именно к ним Спаситель и пришел. К другой категории грешников принадлежат люди, которые ложно считают себя праведниками, и из-за своей мнимой праведности не способны на покаяние, и на то, чтобы принять Спасителя. Поэтому одной из главных идей Евангелий является мысль о том, что одни грешники через Иисуса Христа придут к спасению, а другие грешники спастись не сумеют. Все нераскаявшиеся грешники, как дети зла, будут наказаны. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Матф.25:41). Вот как в Библии говорится об участи грешных и праведных людей. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46).

Внимательно изучая и вдумываясь в слова Спасителя «ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», можно прийти к выводу о том, что Спаситель указывает на существующие в мире две категории людей: праведников и грешников. Но если по утверждению Спасителя в разбираемом стихе всё же есть праведники, то как же это утверждение (о праведниках, всё же имеющихся среди людей) согласовывать с утверждениями Библии о том, что «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). «Как написано: нет праведного ни одного» (Рим.3:10). Сопоставляя эти утверждения из Библии, атеисты сказали бы о том, что это библейское противоречие. И аргументировали бы это тем, что не может быть одновременно присутствия и отсутствия праведников в жизни. На самом деле никаких противоречий нет. Просто нужно уметь правильно понимать выше приведенные места из Библии. В этой Великой книге утверждается то, что по сравнению с Богом, Который Свят и Безгрешен, каждый человек, даже праведник, в чём-либо (даже в незначительном) всё равно согрешил. Именно о сопоставлении человека с Богом и говорится о том, что «нет праведного ни одного» (Рим.3:10). «Ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44). Абсолютно безгрешным является только один человек на свете. Это Мессия, Иисус Христос – «Агнец Божий» (Иоан.1:29). «Имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1Иоан.2:1). Но в Библии имеется также и сопоставление людей друг с другом в отношении святости и совершения злых и добрых поступков. В этой книге делается вывод о том, что людей в отношении их служения Богу (по их поступкам, злым или добрым) можно разделить на две большие категории: грешников и праведников. При сравнении людей друг с другом (а не с Богом) к грешникам относятся люди, нарушающие Закон Божий. Причем грешников имеется две категории. К первым относятся грешники, которые не способны каяться и закостенели в своем грехе. Ко второй категории грешников относятся те люди, которые нарушали Закон Божий, но осудили свою греховность и способны к покаянию. При сравнении людей друг с другом (а не с Богом) в Библии и выделяется категория праведников. Это те люди, которые соблюдают Закон Божий, в отличие от грешников. Таковы воззрения на праведников и грешников, отраженные в Библии.

В 13-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея Спаситель ясно сказал о том, что «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Обдумывая эти слова Спасителя, читатель может прийти к выводу о том, что Мессия указывал на то, что среди людей существуют как грешники, так и праведники. И может возникнуть вопрос о том, почему Спаситель не пришел к праведникам? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим, кто же является праведником. Вот как понятие праведника характеризуется в научных книгах. «Праведный – по евр. «яшар», т.е. прямой, искренний, справедливый ( Иов1:1)» (Э. Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979г., с.343). «Праведник в православии – святой, который прославился своими подвигами и святой жизнью в обычных условиях, а не в монастыре (святых из монастырствующих называют преподобными)» (Христианство, словарь под. ред. Л.Н. Митрохина и др., М., издат. «Республика», 1994, с.363). «Праведник: 1 у верующих человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов; 2 человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., изд. «Азъ», 1994, с.560).

Не будем забывать, что праведник, описанный в Библии, это человек (по сравнению с другими грешными людьми) совершающий богоугодные поступки. В Библии дается подробная характеристика тех людей, которые являются праведными. И говорится, почему они называются праведными. Например, в Библии сказано «Ной был человек праведный» (Быт.6:9), или «был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный» (Лук.2:25). Далее в Библии говорится о том, что «очи Господа [обращены] к праведным» (1Петр.3:12), «с праведными у Него общение» (Притч.3:32). Для того чтобы понять, почему «Господь любит праведных» (Пс.145:8), нужно посмотреть на то, как Библия связывает праведность с Богом. Об этой связи в Библии сказано так. «Господи Боже Израилев! праведен» (Ездр.9:15). «Отче праведный!» (Иоан.17:25). «Благ и праведен Господь» (Пс.24:8). «Милостив Господь и праведен» (Пс.114:5). Предписания и заветы Бога тоже праведны. «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12). Из этих характеристик сам собой вытекает вывод о том, что «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс.10:7). А праведник, также как и Господь, любит правду. «Праведник ненавидит ложное слово» (Пр. 13:5). «Промышления праведных — правда» (Пр.12:5). «Праведный да творит правду» (Откр.22:11). «Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду» (Пс.36:30). О праведниках говорится. «Желание праведных [есть] одно добро» (Пр.11:23). «Путь праведных — уклонение от зла» (Пр.16:17). Поскольку Господь Бог и праведники любят правду и творят добро, «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс.33:16). Почему же Господь Бог заботится о праведниках? И на этот вопрос дается ответ в Библии. Кто «поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез.18:9). В Библии подчеркивается мысль, что праведник служит Богу. «И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3:18).

В Библии говорится и о поведении праведника. «Праведник возвеселится о Господе» (Пс.63:11). «Праведник дает и не жалеет» (Пр.21:26). За то, что праведники ведут богоугодный образ жизни, Бог им помогает жить и воздает добром. «Дом праведных стоит» (Пр.12:7). «Корень праведных тверд» (Пр. 12:12). «Молитва праведных благоугодна Ему» (Пр. 15:8). «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс.54:23). То есть за богоугодный образ жизни Божьи «благословения — на голове праведника» (Пр.10:6). Таким образом, из всего выше сказанного становится понятно, что Бог пришел на землю с призывом о покаянии не к праведникам. Потому что они и так принадлежат Ему. Потому что они, уже покаявшись в прежних своих прегрешениях, богоугодным образом своей жизни служат Богу, творя добро. Поэтому Библия и пишет о «праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7). Потому что праведники, благодаря своей праведности, принадлежат Богу, являясь людьми Божьими. Однако Господь Бог заботится не только о праведниках, но и не оставляет без внимания всех остальных людей и старается их направить на истинный путь жизни и сделать из них праведников. Поэтому Мессия пришел в мир людей, чтобы грешников призвать к покаянию, открыть перед ними возможность спасения. А праведники, благодаря своему богоугодному образу жизни, получат спасение. И Господь Бог с радостью приветствует исправление грешников и их уход от зла. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7). Об этом говорится в Библии так: «Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно» (Прит.2:7). «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117:20). «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс.36:29). Поэтому к праведникам Спасителю приходить не надо. А для того чтобы перед грешниками открылась возможность спасения Иисус Христос и пришел именно к ним, чтобы призвать грешников к покаянию и наставить их на путь истинный.

blagovest.al.lg.ua

Волитель милости

Бог – Волитель милости, желает людям всегда оказывать милости. Но люди ведут себя так, что не всегда и помилуешь. Святой пророк Михей это разъясняет народу Божию – честно и нелицеприятно. Так часто ветхозаветные пророки выходили с обличениями, что сама речь пророка воспринимается прежде всего как нелицеприятная речь предсказателя грядущих событий и обличителя грехов. Как встречали пророков? Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ.

Когда умножается в народе грех, Господь посылает Своего пророка. Не всегда ведь люди понимают, что грешат. Наша жизнь нам представляется вполне обычной, поведение – в пределах допустимого. Пророк показывает людям, как смотрит на их жизнь Господь. Пророк называет грехи своими именами. Предупреждает о гневе Божьем на грешников. Призывает к покаянию, к исправлению жизни. А если люди к пророку не прислушаются? Если грешники не покаются перед Богом, и гнев Божий прольется на них, то пророк призывает: безропотно терпеть Божий гнев. Тогда рано или поздно Господь сменит гнев на милость, и милость Его будет великой и щедрой.

Подобные пророческие призывы к народу Божию мы можем найти не только у святого Михея, у других ветхозаветных пророков тоже.

Еще раз кратко перечислим, что делает пророк: обличает грехи, предупреждает о гневе Божьем, призывает покаяться и жить по воле Божией, терпеливо переносить наказание Господне, обещает тем, кто будет искать пути примирения с Богом, – небесную милость.

Последнее нельзя упускать из виду. Милость Божья не менее значима, чем гнев Божий, чем обличение греха. Речь пророка не заканчивается на будущем гневе – она простирается до будущей милости.

Это не случайно: Господь – Волитель милости. Пророк выходит к людям сказать, что жизнь их зашла в тупик, что в этом тупике их ждет гнев Божий и погибель. Но если они вернутся на путь Божий, то они спасутся из гибельного тупика. Господь зовет их на простор, к свету и настоящей жизни.

В краткой книге пророка Михея мы всё перечисленное найдем.

Обличение грехов. В чем виноват народ Божий? Народ делает ставку на союз с язычниками, на их политическую силу и на помощь их богов, народ развел на Святой земле идолов, поклоняется истуканам, про Того, Кто вывел из египетского рабства, стали потихоньку забывать. Что касается внутренних дел, здесь тоже неблагополучно: влиятельные люди добиваются несправедливых судебных приговоров, погрязли в коррупции. Не только высокопоставленные лица подвергаются обличениям, и среди простого народа царят раздоры.

Заглянем в книгу пророка: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки. посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего» (Мих. 7: 2-7). Пророк в самых сильных выражениях обличает греховность, однако не погружает людей в беспросветное уныние, он указывает выход – уповать на Бога: именно Божья сила спасает.

Предупреждение о гневе Божьем за грехи. Михей предсказывает в качестве наказания за грехи – Вавилонский плен. Ни больше, ни меньше. Святой храм будет разрушен, храмовая гора будет распахана и Святой город уподобится овощехранилищу : «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12). Наступает посещение Господне, великое и грозное, политические союзы не смогут его предотвратить.

Призыв к покаянию и жизни по Божьим заповедям. Призыв заявлен не только на словах: призывать будет крепкая рука Всевышнего и ощутимое наказание за грехи. Пророк и народ Божий рассуждают так: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями. Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое. за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия (евр. хесед) и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 6-8).

Призыв терпеливо переносить наказание Господне, обещание небесной милости. Если народ Божий осознает свои грехи, то свое бедственное положение народ будет воспринимать уже иначе – как епитимью от Бога. Поэтому провозглашает Михей пророк: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7: 9). Кто стерпит гнев Божий, тот призовет и милость Божию.

Да, за грехи храм Соломонов подвергается разрушению, Иерусалим уподобляется овощехранилищу. Да, людей насильно переселяют в Вавилон. Но страшное наказание Божие не навсегда. Посетит людей всевеликая милость Господня, восстанет Спаситель: «И будет в последние дни. пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. перекуют они мечи свои на орала. В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века». (Мих. 4: 1-3, 6-7). Мы верим: исполнилось обетование милости. В полноту времен Божие Слово стало плотью, Христос наставил остаток Израиля на путь Божий, заключил с народом Новый Завет, ценою крестных страданий искупил грехи мира, воскрес в нетленной славе, и Его Царствию не будет конца.

Что же видим мы в пророчествах святого Михея? Видим обличение греха, призыв покаяться и потерпеть Господа, когда Он гневается за грехи, пророчество о милости Господней, ведь Он – Волитель милости.

pravoslavie.ru

Закон 13. Прося о помощи, взывай к своекорыстию людей и никогда — к их милости или великодушию

Формулировка закона

Если вам пришлось обратиться к союзнику за помощью, не трудитесь напоминать ему о вашем былом участии в добрых делах. Он найдет способ вас проигнорировать. Вместо этого в своей просьбе или в своем договоре с ним дайте ему увидеть нечто такое, что будет выгодно ему, и подчеркивайте это без меры. Он с воодушевлением поддержит предложение, сулящее выгоду ему самому.

Нарушение закона

В начале XIV столетия юноша, именуемый Каструччо Кастракани, возвысился из простых солдат, став правителем крупного итальянского города Лукка. Его продвижению (совершившемуся в результате предательства и кровопролития) способствовало одно из наиболее могущественных семейств в городе — Поджио. Но едва их протеже пришел к власти, они поняли, что забыты им. Его честолюбие полностью перевесило благодарность, если он вообше ее испытывал. В 1325 году, воспользовавшись отъездом Каструччо, который сражался с основным врагом Лукки — Флоренцией, Поджио сговорились с еще одним дворянским семейством города избавиться от властолюбивого князя, приносившего им только беды.

Подняв мятеж, заговорщики напали на наместника, оставленного Каструччо для управления городом, и убили его. Поднялись волнения, силы сторонников Каструччо и сторонников Поджио были примерно равны. В момент наивысшего напряжения, однако, глава семьи Поджио, Стефано, вмешался и заставил обе стороны сложить оружие.

Стефано был миролюбив и не принимал участия в заговоре. Он все время уговаривал семью положить конец бесполезному кровопролитию. Теперь он настаивал на том, чтобы выступить от имени своего семейства и уговорить Каструччо выслушать их жалобы и удовлетворить требования. Стефано был старшим и мудрейшим в клане, так что семья согласилась довериться его дипломатии, а не своему оружию.

Услышав о восстании, Каструччо поспешил назад. Но к моменту его прибытия стычки прекратились благодаря тайным действиям Стефано, и правителя поразили мир и спокойствие, царившие в его городе. Стефано предполагал, что Каструччо будет благодарен ему за его роль в усмирении восставших, поэтому он нанес правителю визит. Он объяснил, каким образом добился мира, а затем воззвал к милости Каструччо. Стефано объяснил, что бунтовщики из его семьи люди молодые и пылкие, хотят власти, но не имеют опыта. Он напомнил и о былом великодушии и помощи, оказанной Каструччо его семьей. По всем этим причинам, сказал он, правитель должен простить Поджио и выслушать их жалобы. Это, сказал он, было бы единственным верным решением, ведь семья охотно сложила оружие, а в прошлом всегда поддерживала его.

Каструччо терпеливо слушал. Казалось, он ничуть не рассержен и не обижен. Напротив, он в ответ призвал Стефано не сомневаться, что справедливость восторжествует, и попросил пригласить всю его семью во дворец, чтобы обсудить взаимные претензии и прийти к соглашению. При расставании Каструччо сказал, что благодарен Богу за дарованную возможность проявить снисходительность и доброту. В тот вечер все семейство Поджио явилось во дворец. Каструччо сразу же приказал схватить их, а через несколько дней все они были казнены, включая Стефано.

Крестьянин и яблоня

В саду у крестьянина росла яблоня, которая не давала плодов, а по ее ветвям прыгали воробьи и кузнечики. Крестьянин решил срубить ее и, взяв в руку топор, с силой ударил по корням. Кузнечики и воробьи умоляли его не рубить дерево, которое давало им приют, и пожалеть его. Они обещали, что за это станут своим пением облегчать человеку его труды. Не обращая внимания на их мольбы, крестьянин нанес второй и третий удар топором. Когда он добрался до дупла в дереве, то обнаружил в нем улей, полный меда. Отведав медовых сот, крестьянин отбросил топор и стал заботливо ухаживать за деревом, словно оно было священным.

Эзоп, VI век до н.э. «Басни»

Толкование

Стефано является олицетворением всех тех, кто верит в торжество правосудия и благородства. Конечно, в истории известны случаи, когда обращения к правосудию и напоминания о благодарности увенчивались успехом, но значительно чаше это приводило к страшным последствиям, особенно при попытке договориться с людьми, подобными Каструччо. Стефано было известно, что путь князя к власти пролегал через предательство и безжалостную жестокость. Наконец, было известно, что этот человек приказал убить близкого и преданного ему друга. Когда Каструччо сказали, что он совершает ужасную ошибку, убивая старого друга, он ответил, что казнит не старого друга, а нового врага.

Человек, подобный Каструччо, понимает лишь силу и корысть. Когда вспыхнул мятеж, наиболее опасным шагом из всех возможных было погасить его и отдать себя на милость правителя. Но даже когда эта роковая ошибка совершилась, у Стефано еще был шанс подкупить Каструччо деньгами или посулами золотых гор в будущем, намекнуть, что для поддержания власти Каструччо по-прежнему не обойтись без Поджио — благодаря их связям с самыми влиятельными родами Рима или хотя бы возможности устроить ему выгодную брачную партию.

Вместо этого Стефано стал ворошить прошлое, вспоминая о долгах, которые не были возвращены. Никого нельзя заставить насильно быть благодарным, а часто благодарность ложится тяжким бременем, которое человек счастлив был бы сбросить. Каструччо уничтожил свои обязательства перед Поджио, избавившись от самих Поджио.

Большинство людей столь неистово субъективны, что ничто на самом деле не занимает их, лишь они сами. Любое сделанное кем-то замечание наталкивает их на размышления об их собственных делах, а всё их внимание поглощено и захвачено малейшим шансом перевести разговор на свою личность, сколь бы отдаленной ни была тема.

Артур Шопенгауэр, 1788-1860

Соблюдение закона

В 431 году до н.э., перед самым началом Пелопоннесской войны, остров Керкира (впоследствии получивший название Корфу) и греческий город-государство Коринф находились на пороге конфликта. Обе стороны направили послов в Афины, стараясь привлечь афинян в союзники. Ставки были высоки, поскольку иметь Афины на своей стороне означало победить. И кто бы ни стал победителем, проигравшей стороне не приходилось рассчитывать на его милость.

Остров Керкира взял слово раньше. Посол начал с признания того факта, что острову в прошлом не приходилось оказывать помощь Афинам, а вообще-то, Керкира чаще союзничал с неприятелями Афин. Керкира и Афины не были связаны ни дружбой, ни благодарностью. Да, признал посол, сейчас он явился в Афины из-за страха и озабоченности будущим своей родины. Единственное, что он мог предложить, был взаимовыгодный союз. Керкира располагал военным флотом, по силе и численности уступавшим только афинскому. Союз двух государств способствовал бы развитию невероятно мощного флота, который служил бы для устрашения неприятельского государства Спарты. Ничего другого остров Керкира, к сожалению, не мог предложить.

Представитель Коринфа выступил затем с блестящей, страстной речью, являвшей резкий контраст сухому, бесцветному выступлению островитянина. Он вспомнил все былые заслуги Коринфа перед Афинами. Он вопрошал, что сказали бы другие союзники Афин в случае заключения городом союза с бывшим врагом против теперешнего друга, который преданно служил интересам Афин: пожалуй, эти союзники могли бы разорвать свои соглашения с Афинами, увидев, что их верность не ценится. Он апеллировал к законам Эллады и напоминал, что пришло время Афинам платить Коринфу за все сделанное добро. Под конец он перешел к долгому перечислению услуг, когда-либо оказанных Коринфом Афинам, и напомнил о том, как важно быть благодарными по отношению к друзьям.

После обоих выступлений афиняне приступили к дебатам. Когда пришло время голосования, они единогласно отдали голоса в пользу союза с Керкирой против Коринфа.

Толкование

История превосходно помнит афинян, которые известны как самые трезвомыслящие люди во всей классической Греции. Для них вся риторика мира, все взывания к эмоциям не могли перевесить убедительного практического аргумента, особенно такого, какой увеличивал бы их могущество.

Коринфский посол не учел того, что его взывания к былым заслугам Коринфа перед Афинами лишь раздражали афинян, заставляя их испытывать чувство вины и напоминая, что они многим обязаны Коринфу. Афинян менее всего заботили прежние заслуги и дружеские чувства. В то же время они знали, что, даже если другие союзники сочтут их неблагодарными за отказ поддержать Коринф, все же эти города-государства едва ли пойдут на разрыв отношений с Афинами, самыми могущественными в Греции. Афинская империя управлялась с помощью силы, и любые проявления неодобрения попросту были бы подавлены.

Когда люди выбирают между разговорами о прошлом и обсуждением будущего, прагматик всегда тяготеет к будущему и забывает прошлое. Политики Керкиры понимали, что с трезвыми реалистами лучше быть прагматиками. И наконец, большинство людей действительно прагматичны — редко кто из них станет действовать вопреки собственным интересам.

Всегда было законом, что слабый должен повиноваться сильному, а кроме того, мы считаем, что достойны властвовать. Вплоть до сего момента ты полагал так же, но теперь, подсчитав собственные выгоды, начинаешь рассуждать в терминах добра и зла. Заключениями подобного рода никогда не удавалось отвратить людей от стремления к власти, предоставляемой превосходством силы.
Фукидид (ок.465-395 до н.э.) «Пелопоннесская война»

Ключи к власти

В своем продвижении к власти вам предстоит не раз попадать в положение просящего помощи у тех, кто обладает большей властью. Просить помощи — это искусство, а успех зависит от вашей способности понять того, с кем вы имеете дело, и не перепутать свои нужды с его нуждами.

Большинство людей никогда не добиваются в этом положительного результата, потому что ослеплены собственными желаниями и потребностями. Они исходят из допущения, что те, к кому они обращаются, бескорыстно заинтересованы в оказании им помощи. Они разговаривают так, будто их нужды имеют значение для этих людей, заботят их, тогда как на самом деле, возможно, ничто не волнует их меньше. Иногда они обращаются к высоким материям: возвышенным мотивам или таким чувствам, как любовь или сострадание. Они рисуют масштабные полотна, в то время как простая, обыденная реальность могла бы оказаться более притягательной. Они не отдают себе отчета в том, что даже обладающий самой большой властью человек находится в тисках собственных нужд, так что, если не воззвать к его интересам, он в лучшем случае воспримет вашу просьбу как ненужную трату времени.

В XVI веке португальские миссионеры предпринимали многолетние попытки обращения в католицизм жителей Японии, при этом Португалия обладала монополией на торговлю Японии с Европой. Хотя миссионеры и добились некоторых успехов, однако им никак не удавалось договориться с правящей элитой страны. К началу XVII столетия их деятельность вызывала резко отрицательное отношение у императора Японии Иэясу. Когда в Японию стали прибывать голландцы, император испытал облегчение. Он очень нуждался в европейцах из-за их огнестрельного оружия, познаний в навигации, а это были к тому же европейцы, которые не докучали навязыванием религии — голландцы хотели только торговать. Иэясу быстро распорядился изгнать португальцев из страны. С тех пор он имел дело только с практичными голландцами.

Япония и Голландия — страны с совершенно разными культурами, но обе разделяли вечный и универсальный идеал: корыстные интересы. Любой человек, с которым вы имеете дело, — это как бы другая культура, чужая земля, и его прошлое не имеет ничего общего с вашим прошлым. Все же вы можете преодолеть различия между ним и вами, взывая к его эгоизму. Здесь не нужна излишняя тонкость, будьте внятны: вы обладаете ценной для него информацией, вы можете наполнить его чемоданы золотом, вы сделаете так, что он будет жить дольше и счастливее. Вот язык, на котором все мы говорим и который понимаем.

Самое важное — понять психологию другого человека. Он честолюбив? Озабочен своей репутацией или положением в обществе? Есть ли у него враги, которых вы могли бы помочь победить? Может, его попросту интересуют деньги или власть?

Когда в XII веке монголы заняли Китай, они создали опасность для существования культуры, процветавшей в течение двух тысячелетий. Их вождь, Чингисхан, видел в Китае лишь страну, где не хватало пастбищ для его лошадей, так что он решил разрушить ее, сравняв с землей города, потому что «так будет легче завоевать китайцев и растить траву». Китай был спасен от разорения и опустошения не солдатом, не полководцем и не королем, а человеком по имени Елюй Чуцай. Сам Чуцай был иностранцем, но признавал превосходство китайской культуры. Ему удалось стать доверенным советником Чингисхана и внушить тому, что можно лучше воспользоваться богатством страны, если не разрушать ее, а начать взимать дань с каждого ее жителя. Чингисхан счел совет мудрым и поступил так, как предложил Чуцай.

Когда Чингисхан в результате долгой осады завоевал город Кайфэн, то намеревался уничтожить всех его обитателей (так он поступал с жителями городов, которые оказывали сопротивление). Чуцай сообщил ему, что именно этот город дал Китаю лучших ремесленников и инженеров и что полезнее использовать их, чем лишить жизни. Никогда прежде Чингисхан не проявлял милосердия, хотя на самом деле не милосердие спасло город. Чуцай хорошо изучил вождя монголов. Это был варвар, крестьянин, не интересовавшийся культурой, да и ничем другим, что не имело отношения к военным действиям и практическим результатам. Чуцай поэтому предпочел воззвать к единственному чувству, которое могло быть развито в таком человеке: к алчности.

Эгоизм, корыстный интерес — рычаг воздействия на большинство людей. Дайте им увидеть, каким образом вы можете содействовать удовлетворению их потребностей, — и ваша просьба о помощи магическим образом не встретит сопротивления с их стороны. Проходя каждый шаг по дороге к достижению власти, вы должны учиться прокладывать путь в мыслях окружающих, видеть их нужды и интересы, избавляться от пелены своих собственных чувствований, затмевающих истину. Овладейте этим искусством — и ваши возможности станут безграничными.

Образ: веревка. Веревка милости и благодарности истерта и порвется при первом ударе. Не доверяйте ей свою жизнь. Веревка взаимного эгоизма сплетена из множества волокон, ее не так просто разорвать. Она прослужит долгие годы.

Авторитетное мнение. «Кратчайший и лучший путь добиться удачи — дать людям ясно понять, что это в их собственных интересах способствовать продвижению ваших» (Жан де Лабрюйер, 1645-1696).

Оборотная сторона

Найдутся и такие люди, которые сочтут, что взывать к их корыстным интересам некрасиво и неблагородно. Они предпочитают проявлять милосердие, быть справедливыми и таким образом чувствовать себя выше вас. Обращаясь к ним с просьбами о помощи, вы подчеркиваете их власть и положение. Они достаточно сильны, чтобы ничего не желать от вас, кроме возможности ощутить превосходство. Это вино, которое их пьянит. Они костьми ложатся, чтобы продвинуть ваш проект, представить вас влиятельным людям, — постаравшись, конечно, чтобы все происходило на публике и, разумеется, совершенно бескорыстно (обычно, чем больше при этом публики, тем лучше). Поэтому, цинично апеллируя к эгоистическим интересам, вы сможете найти подход не к каждому. Кое-кому это придется не по душе — они не хотят, чтобы казалось, будто их интересуют такие низменные мотивы. Им нужна возможность продемонстрировать добросердечие.

Не скромничайте. Предоставьте им такую возможность. Прося их о помощи, вы не делаете их жертвой обмана — им нравится отдавать и нравится, чтобы видели, как они отдают. Научитесь различать тип влиятельных людей и понимать, какой подход сработает. Если они источают алчность, не взывайте к их милосердию. Если же они стремятся выглядеть милосердными и благородными, не обращайтесь к их жадности.

eusi.ru

Популярное:

  • Закон об образовании в ивановской области 2013 Закон Ивановской области от 5 июля 2013 г. N 66-ОЗ "Об образовании в Ивановской области" (принят Ивановской областной Думой 27 июня 2013 г.) (с изменениями и дополнениями) Закон Ивановской области от 5 июля 2013 г. N 66-ОЗ"Об […]
  • Приказ минфина российской федерации о формах бухгалтерской отчётности ПРИКАЗ №66н О формах бухгалтерской отчётности организаций МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДКРЛЦИИ от 20.07.2010 г. 66н О формах бухгалтерской отчетности организаций (с изменениями, внесенными приказами Минфина России от […]
  • Приказ департамента по тарифам нсо 41-в Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 19 марта 2015 г. N 41-В "О внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 16.08.2012 N 170-В" (утратил силу) Приказ Департамента по тарифам […]
  • Срок полномочия судей районного суда Статья 11. Срок полномочий судьи Информация об изменениях: Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения Статья 11. Срок полномочий судьи Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Приказ о возложение обязанностей по ведению трудовых книжек образец Приказ о возложении обязанностей по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек работников Приказ обязателен в любом случае, поскольку трудовые книжки никто не отменял и обязанность работодателя оформлять трудовые […]
  • Купля продажа квартир в кривом роге Продажа квартир в Кривом Роге (Криворожский район, Днепропетровская область) м-н Солнечный, 30, Саксаганский р-н По курсу НБУ - 316 017 грн / 4 648 грн/м² Срочная продажа 3-х комн. квартиры м-н Солнечный 6 этаже в 9 этажном […]
  • 5 статьи 66 закона 44-фз Образцы заявок и документов для закупок по 44-ФЗ Образец заполнения «согласия» первой части заявки на участие в электронном аукционе В ч. 3 ст. 66 44-ФЗ установлено требование к содержанию первой части заявки. Ниже приведен […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]