Закон о безграмотности

Закон-против безграмотности

Закон – против безграмотности

К сожалению, тотальная безграмотность среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов давно уже стала нормой жизни. Грамматические ошибки десятками допускаются в решениях, постановлениях, приговорах и других официальных документах. Причём высшее образование, которое имеет большинство государственных и муниципальных служащих, не устраняет изъяны в обучении, допущенные ещё в начальной и средней школе, что и приводит к ситуациям, когда во фразах, схожих со знаменитой «казнить нельзя помиловать», запятая ставится совсем не в том месте.

Часть 1 статьи 68 Конституции гласит, что государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Статус русского языка регулируется Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», который, в частности, предусматривает обязательность использования русского языка в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и устанавливает запрет на использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка. Сами же Правила русской орфографии и пунктуации официально утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году и применяются до настоящего времени.

Таким образом, чиновникам необходимо помнить, что наличие безобидных с виду грамматических ошибок в официальных документах – это не просто стыдно и некультурно, но в действительности является не чем иным, как прямым нарушением требований федерального законодательства и Конституции Российской Федерации.

www.gagino.ru

Закон о безграмотности

«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране,

где царит безграмотность и невежество,

должна поставить своей целью борьбу против этого мрака.

Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».

А. В. Луначарский (Петроград, 1917)

26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали русские писатели М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, поэты В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев. В 1920–1924 гг. были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова и «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.

Осуществление государственной программы ликвидации безграмотности проходило в период сложных экономических условий. Однако восстановление народного хозяйства России настойчиво требовало повышения общеобразовательного и культурного уровня народа. Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.

Всесоюзная перепись 1939 г. показала, что грамотность среди населения в возрасте от 8-ми лет и старше в масштабах всей страны приближалась к 90%.

Лит.: Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М., 1964; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. М., 1973; Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 г. ГАРФ . Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 1. Л. 38-40; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarchives.ru/statehood/08-41-dekret-bezgramotnost-1918.shtml; Пергамент Л. И. Массовый поход за ликвидацию неграмотности в Вологодской губернии (1918–1922 гг.) // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вологда, 1973. С. 73–90; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . booksite . ru / education / main / likvid /2. htm ; Петрова Я. И. Ликбез как социальный проект (на материалах Самарской губернии, 1920-1930-е гг.) // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 4. С. 519-540; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// ecsocman . edu . ru / data /314/626/1219/ Petrova ._ Likbez _ kak _ socialqnyj _ proekt . pdf ; Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917–1929). Л., 1941; Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917–1936). М., 1985.

См. также в Президентской библиотеке:

www.prlib.ru

«Такой степени абсурда и правовой безграмотности я давно не встречал»

Закон Милонова о запрете соцсетей без паспорта раскритиковали власти, соцсети, эксперты и даже однопартийцы.

10 апреля депутат Госдумы из Санкт-Петербурга Виталий Милонов внёс законопроект о регулировании соцсетей и единых правилах их использования. Парламентарий в числе многих других предложений хочет запретить регистрироваться детям до 14 лет и создавать аккаунты под вымышленными именами.

Внесение законопроекта в Госдуму не означает, что его автоматически поддержат и примут. Тем более инициативу уже раскритиковали представители власти и ведущих соцсетей. Но на фоне ряда запретительных инициатив могло показаться, что нет ничего невозможного.

Что предлагается

— В законопроекте говорится, что в соцсетях нужно будет регистрироваться по паспорту или другому документу. Использовать соцсети детям до 14 лет категорически запрещается.

— Нужно будет раскрыть имя, фамилию, отчество (при наличии) и возраст. Другие персональные данные Милонов разрешил предоставлять на добровольной основе.

— Закон запрещает фейковые страницы и использование псевдонимов. Регистрироваться можно будет только под настоящим именем и фамилией. Владеть сразу несколькими страницами запрещено.

— Пользователю соцсетей будет запрещено распространять материалы, в том числе тексты, картинки или песни, которые могут причинить вред детям, их здоровью или развитию. Например, речь идёт о произведениях, где есть мат.

— Пропаганда алкоголя, курения и наркомании, национальной и классовой нетерпимости, жестокости и «нетрадиционных сексуальных отношений» запрещена. Такую информацию разрешат публиковать только при «явном осуждении», указал автор инициативы.

—Также нельзя будет распространять сведения о несогласованных акциях. Запрещено распространять заведомо недостоверную информацию.

— Бюджетникам запретят пользоваться соцсетями в рабочее время. Пользователям младше 18 лет запретят вступать в сообщества, где есть запрещённая к распространению среди детей информация.

— Нельзя будет спамить.

— В соцсетях создадут единые правила благотворительности, а в России появится координационный орган для контроля за использованием соцсетей.

— В соцсетях запретят рекламу оккультно-магического характера, народной медицины и курительных смесей.

— Нарушителям предлагается выплатить денежный штраф. Обладателю более чем одного аккаунта придётся отдать 3-5 тысяч рублей, а соцсеть, зарегистрировавшая ребёнка до 14 лет, получит взыскание на сумму до 300 тысяч рублей.

Как Милонов объяснил свою идею

1. Cоцсети оказывают влияние на большую часть граждан, потому нужно их регулировать.

2. В последнее время участились сообщения о самоубийствах подростков, а несовершеннолетние часто проводят время в соцсетях.

3. «Трудные» подростки «тлетворно» влияют на сверстников. Например, Диана Шурыгина.

4. Фейковые страницы — это опасно, потому что на них можно опубликовать компромат на реального человека.

5. В соцсетях организуют несогласованные митинги.

6. В соцсетях вербуют в террористы. Например, Варвару Караулову.

7. Работодатели не могут бороться с тем, что соцсети поработили офисных сотрудников.

8. Закрепить правила «репостов» нужно, потому что некоторые дела приводили к трагедиям. Например, случай Евгении Чудновец.

9. В соцсетях есть много мошенничества, связанного как с рекламой, так и с благотворительностью.

Что не так

Помимо обилия запретительных мер документ во многом дублирует уже существующие правила соцсетей или российские законы.

В документе есть целых две статьи про сообщества в соцсетях и обязанности администраторов. Например, там говорится о том, что «могут быть созданы открытые и закрытые сообщества», а у группы могут быть «несколько администраторов и создателей».

Также сообщается о том, что будут недопустимы публичные призывы к террористической деятельности или её оправдание. За это в России уже судят и наказывают реальными сроками.

Сомнения также вызывает то, как стало известно об этом законопроекте. Изначально об инициативе 5 апреля написала газета «Известия», однако её автором назывался депутат Законодательного собрания Ленобласти Владимир Петров.

Что нужно, чтобы закон вступил в силу

Сейчас законопроект зарегистрировали в Госдуме и направили на рассмотрение спикеру Вячеславу Володину. Затем документ отправят в профильный комитет нижней палаты парламента.

Следующим шагом будет первое чтение в Госдуме. Скорее всего, если закон пройдёт его, то от идеи уже вряд ли откажутся. Основное чтение — второе, в это время вносятся правки. Третье — заключительное. Затем наступит черёд одобрения Совета Федерации и президента.

Публично Милонову не оказали поддержку ни соцсети, ни представители власти, ни коллеги по Госдуме, ни даже однопартийцы. На стороне парламентария оказался только опрос ВЦИОМ, согласно которому 62% россиян высказалась за его инициативу.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал законопроект далёким от реальности.

Не видели суть этого законопроекта и только читаем в СМИ о тех положениях, которые, возможно, в нём содержатся. Эти положения малореалистичны. Вряд ли здесь [Кремлю] надо занимать какую-то позицию.

Однопартиец Милонова, депутат Евгений Ревенко сообщил, что автор идеи не совещался ни с кем из «Единой России».

Данная инициатива ни с кем не обсуждалась: ни в комитете Госдумы по информационной политике, ни во фракции.

Излишние барьеры приведут к тому, что очень быстро найдутся иные способы коммуникации.

Как правило, меры подобного рода требуют тщательной проработки, всестороннего обсуждения, в том числе и с подрастающим поколением. Считаю эту инициативу вредной, так как она способна только оттолкнуть молодежь.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Леонид Левин окрестил законопроект почти нереализуемым.

С учётом общественного резонанса и внимания СМИ к этой теме подобные идеи, к сожалению, будут множиться как грибы. Сама по себе инициатива труднореализуема и говорит о непонимании авторами самой сути интернета и механизмов его работы.

Пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников уверен, что в документ необходимо внести несколько дополнительных пунктов.

Документ необходимо дополнить запретом на употребление мороженого большими кусками, запретом просмотра ТВ после 21:00, а также запретом на выход из дома без шапки.

В пресс-службе «Одноклассников» намекнули, что автору инициативы необходимо разобраться, как работают соцсети.

Для принятия такого закона нужно сначала очень хорошо разобраться в том, что нужно самим детям и как они пользуются интернетом.

Глубоко уважаем желание сделать технологии более прозрачными, но пока всерьез комментировать инициативу не готовы.

Глава проекта «Роскомсвобода» Артём Козлюк назвал закон абсурдным.

Такой степени абсурда и правовой безграмотности, как в тексте этого законопроекта, я давно не встречал — он насыщен огромными количествами рисков для оборота информации в сетевом пространстве.

Например, абсурдно обязать предоставлять соцсетям официальные документы — здесь есть риск утечки этих данных, они попадут на черный рынок. Законопроект не соотносится ни с конституционными нормами, ни с другими нормами права.

Советник президента России по развитию интернета Герман Клименко подчеркнул, что закон выглядит «сыро».

Я не юрист, но определение социальной сети выглядит очень расплывчато и под него подпадают все ресурсы с коммуникацией между зарегистрированными посетителями. Но что делать с незарегистрированными? Регистрация под своим именем без псевдонимов также порождает много вопросов.

Мне кажется, что законопроект имело бы смысл предварительно обсудить с индустрией. Площадок, обладающих профессиональной и юридической компетенциями, достаточно.

Директор по внешним коммуникациям Rambler & Co (владелец Livejournal) Матвей Алексеев пояснил, что «и сейчас всё прекрасно регулируется».

У нас есть СОРМ [система оперативно-разыскных мероприятий в телекоммуникациях], есть Уголовный и Гражданский кодексы. Если проект станет законом, это будет ударом по отечественным проектам и соцсетям. При этом в документе нет ограничений на пользование иностранными соцсетями и блог-платформами.

Комментировал ли свою идею автор

Милонов вступил в дискуссию под записью в Фейсбуке журналиста РБК Андрея Захарова. Депутата спросили, будут ли введены требования к аватарке: «Как на паспорт? Чёрно-белая? Одежду светлых тонов можно? Фото для финской визы пойдет?».

Милонов пообещал разобраться в индивидуальном порядке.

Но снимки с ЛГБТ-акций, кажется, не подойдут.

tjournal.ru

Ошибки есть даже в учебниках! Учитель русского языка о росте безграмотности

Имидж России как «самой читающей» и «самой образованной» страны постепенно падает. Виной тому компьютер и интернет. Они, с одной стороны, развивают детей, учат самостоятельно искать информацию, с другой — отучают от книги.

По статистике, треть населения России в прошлом году не прочли ни одной книги. В среднем человек в России читает всего 9 минут в день. Корреспондент АиФ.ru Алина встретилась с учителем русского языка краснодарской средней школы № 20 Людмилой Бородиной и узнала, почему сегодня становится всё меньше грамотных людей и какие типичные ошибки делают школьники в письме и речи.

Ложу вместо кладу и звОнит вместо звонИт

Алина Менькова, АиФ.ru: Какие типичные ошибки встречаются сейчас у учеников?

Людмила Бородина: Грамматика — вообще сложная вещь. Хорошо, если у человека есть врождённая грамотность. Был у нас ученик, который часто болел, много пропускал, но на диктантах всегда писал грамотно. А есть такие дети, которые старательно учат правила, но не могут применять.

Самая распространённая ошибка — непроверяемая безударная гласная в корне слова, то есть словарные слова. Например, привилегия, президент. Я бы сказала, что такие ошибки — бич всех школьников, с 5-го по 11-ый класс. Есть слова, которые сложно запомнить. но и, плюс ко всему, дети сейчас действительно мало читают. Также часто неправильно ставят «не» с разными частями речи. Мягкий знак в инфинитиве пропускают.

Удвоенное «н» в разных частях речи — довольно частая ошибка, особенно в отглагольных прилагательных и причастиях, потому что их сложно отличить. Наример, когда мы говорим «раненый боец», пишем одну букву «н», когда «раненный в голову боец» — уже две, так как в этом случае раненный — уже причастие, потому что здесь есть зависимое слово. Жареный картофель — «н» одна, жаренный на сковороде — уже две. Кстати, сейчас по телевидению транслируют рекламу сериала «Меч», и внизу бегущей строкой идёт текст — «хирург, которая лечит бойцов, раненных во время операции». Так вот, « раненных » написано с одной «н». И это центральный канал!

Помимо орфографических ошибок, есть и другие. Пунктуация — это вообще тёмный лес для многих. Наш язык сложный, есть и обособленные члены предложения, и вводные конструкции — иногда дети там, где нужны запятые, их не ставят, а иногда ставят, наоборот, лишние. Орфоэпия. там тоже много делают ошибок. Как научить ребёнка правильно произносить слова, когда он тебе парирует: «Все так говорят»? Школьникам часто говорю — вы должны ориентироваться не на всех, а на нормы языка. И как часто режет слух « звОнит » , « лОжит » . вместо « звонИт » , « кладёт » . Никогда не забуду, как мой папа мне говорил: «Я ложу сюда». Я ему: «Пап, надо говорить «кладу»». Он: «Куда покласть?». Я: « А тут правильно «положить»! ». Он только в ответ: «Тебя не поймёшь!». Но что с него взять — 6 классов образования. А современная молодёжь, мне кажется, совсем этому значения не придаёт — где какое ударение ставить, как правильно произносить слово. Проблема в том, что детям не на кого ориентироваться. Неправильно говорят порой и журналисты, и радиоведущие. Я вот сомневаюсь, что такой словарь есть в радиостудиях.

Людмила показывает мне орфоэпический словарь для работников телевидения и радио, который сама использует в своей учебной программе.

Порой неправильно говорят и пишут сами учителя. Недавно видела фотографию в интернете, где был дневник с записью учителя: «Два за повИдение».

— Есть такое. Когда берём на работу, мы же не устраиваем тестирований — хотя надо бы. Смотрим образование, опыт работы. Да, стыдно, когда коллега делает ошибку. Сейчас детки встречаются умненькие, которые многим интересуются, в курсе всего, что происходит, и они подмечают ошибки. Приходят и рассказывают об ошибках моих коллег. Бывает сложно выйти из этого положения — чтобы и авторитета учителя не принизить, но и в то же время не согласиться с таким замечанием невозможно, ведь это факт.

Часто вы слышите, чтобы люди говорили « скуШно » ? А ведь правильное произношение этого слова именно такое. Точно так же, как « сквореШник » , « булоШная » . Чаще всего люди сейчас подписывают « договорА » , хотя правильно « договОры » . У нас сейчас идёт не повышение уровня грамотности до нормы литературного языка, а снижение нормы литературного языка до уровня безграмотного населения. Ошибки есть даже в учебниках!

— Мой учитель 10 лет назад мне говорил, что к 20152020 годам основной проблемой будет именно огромное количество безграмотных с высшим образованием. Что вы думаете по этому поводу?

— Соглашусь с вашей учительницей. Большая часть людей с высшим образованием не имеют того уровня грамотности, который необходим. На улице Ставропольской висел огромный баннер, где было написано «Доверьте нам. » что-то, не помню, и слово «доверьте» было написано без мягкого знака. Казалось бы — в рекламе работают люди с образованием. Выходит, с образованием, но не образованные.

«Дети мало читают — поэтому неграмотно пишут»

— В чём, по вашему мнению, причина безграмотности?

— Дети мало читают классические произведения — предпочитают смотреть фильмы по известным произведениям, читать краткое содержание.

Сегодняшним детям трудно читать художественные произведения прошлых веков. Особенно длинные. Их постоянно приходится поправлять — они теряются в них, много не понимают. Для них Болконский — это просто Андрей, а не князь Андрей. Поэтому приходится их знакомить с современными книгами — у нас даже есть полка с рассказами последних лет. Именно с рассказами, потому что для детей важен объём. Согласитесь, это первое, на что смотрит школьник, когда берёт книгу.

Многие с удовольствием эти небольшие произведения читают. Они по духу им ближе, ведь там описаны понятные для них вещи. Да и для ЕГЭ такие рассказы пригождаются, ведь в задании-рассуждении порой речь идёт о компьютерах и интернете, и аргументы нужно приводить из современной литературы, где есть об этом упоминания. А Толстой и Тургенев, при всём уважении к ним, об этом не писали.

Сейчас студенты относятся к учёбе не так, как ещё 20 – 25 лет назад, а более легкомысленно. Но не все, конечно.

— Встречается ли так называемая функциональная безграмотность? Каковы причины её развития?

— Встречается, безусловно. Не все дети могут понять содержание текста, потому что у них маленький словарный запас, а он мал, потому что они мало читают.

Функциональная безграмотность встречается и у взрослых. Сейчас даже в магазинах многие ленятся сами прочитать инструкцию к таблеткам, обращаются за помощью к продавцу.

«Кому-то интернет помогает, кому-то мешает»

— Как влияют на грамотность современные технологии? Я о том, что молодёжь сейчас часто сокращает слова в переписке, а встроенные в текстовые редакторы, браузеры и смартфоны спелл-чекеры освободили детей от необходимости писать грамотно и внимательно.

— Кому-то современные технологии помогают. Есть дети, которые используют интернет в учебных целях, многим интересуются, пополняют багаж знаний, а есть те, кто просто бесцельно сидит в соцсетях. Я уверена, что если человек грамотный, он будет писать грамотно везде — в сообщении и в сочинении. Описки всегда видно — ну, допустим, соскочил палец на сенсорной клавиатуре вправо или влево. Сокращают слова порой. Ребята говорят мне так: «Что заморачиваться, мы же друг друга понимаем!». Но это неправильная позиция.

— Школьники часто используют иностранные понятия, хотя равнозначные слова существуют и в русском языке. Одновременно с этим всё чаще с экранов телевизоров мы слышим — менеджер, дедлайн, фриланс, шопинг. Куда делся наш могучий русский язык?

Используя иностранные слова, ребята хотят выглядеть более современными, как я думаю. Но если вспомнить прошлые века, иностранные слова всегда были одним из ресурсов пополнения нашего языка. Одно дело, когда в нашем обиходе появляются новые вещи, а с ними новые слова. Но совсем другое, когда мы заменяем наши слова иностранными. Ведь менеджер — это тот же управленец, дедлайн — крайний срок. Михаил Осоргин в своей книге «Заметки старого книгоеда» в одном из рассказов писал о сорном языке — о том, как в 1769 году смешивали наши слова с французскими, и это выглядело смешно.

— Ваш рейтинг особенно стыдных ошибок в русском языке?

— «ЛОжит», «звОнит», «пОняла», «восем, сем» вместо «восемь, семь». Думаю, последнее — диалектное, так у нас на Кубани говорят. «ЦЕпочка» вместо «цепОчка», «тортЫ» вместо «тОрты». Раздражает, когда так говорят. Ещё я заметила, что в последнее время даже на телевидении стали говорить «шедисят» — странно, почему.

www.aif.ru

19 июня 1920 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности

Как ни ностальгируй по хрусту французской булки, а придется смириться с фактом из советских учебников: дореволюционная Россия была страной темной и неблагополучной. То была прежде всего страна массовой неграмотности: число тех, кто знал грамоту, составляло около трети населения империи, и это даже без учета Средней Азии и других глухих уголков, где количество грамотных было еще ниже. Именно из этого отсталого общества большевики собирались «делать» образцовую социалистическую республику.

Правительство озаботилось ликвидацией безграмотности в самый напряженный год Гражданской войны. «Нам нужно громадное повышение культуры», — писал председатель первого советского правительства Ленин. 26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров принял знаменитый декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», обязавший всех граждан страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевших читать и писать, учиться грамоте. На русском или родном языке — по выбору (сказалась дань интернационализму).

Обучение должно было вестись в системе государственных школ. Беда заключалась лишь в том, что такой системы в те годы попросту не существовало: не было ни самих школ, ни достаточного числа учителей, которые могли бы вести уроки. Эту систему предстояло создать, что называется, из подручных материалов. 19 июня 1920 года Совнарком сформировал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (Ликбез). Ликбез подчинялся Наркомату просвещения, которым руководил Анатолий Луначарский. «Чрезвычайка» должна была готовить учителей, издавать учебники, налаживать курсы, подыскивая для них подходящие помещения.

Декрет разрешал использовать для проведения уроков церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах. За уклонение от учебы неграмотные привлекались к уголовной ответственности, равно как и их родственники или наниматели, решившие им воспрепятствовать. Впрочем, декрет предусматривал для желающих обучаться не только кнут, но и пряник: им сокращали рабочий день на два часа с сохранением заработной платы. Наркомпрос наделялся правом привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всех грамотных людей — профессоров и писателей обязали учить рабочих и крестьян в порядке трудовой повинности.

К осени 1920 года Ликбез наладил в 26 губерниях курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. В каждом селе с числом неграмотных более 15 должен был создаваться «ликвидационный пункт», где велось обучение. Когда Гражданская война в стране пошла на спад, первоочередным стал вопрос о восстановлении хозяйства — требовалось готовить квалифицированных рабочих, внедрять передовые методы производства. Вот почему прошедший в 1922 году 1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности признал приоритетным обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других представителей молодого пролетариата (18–30 лет). Отныне каждый рабочий должен был 6–8 часов в неделю уделять учебе. Курс обучения устанавливался в 7 месяцев.

Борьба с неграмотностью превратилась в движение энтузиастов, охватившее всю страну. В 1925 году активисты-просветители объединились в добровольное общество «Долой неграмотность». Среди его членов было немало тех, кто сам еще недавно не умел читать. Они в полной мере могли оценить ценность знаний, которые им подарили другие. Правительство же понемногу превращало ликпункты в центры идеологической пропаганды: в середине 1920-х в программы ликбеза в качестве обязательного был введен курс политической грамоты.

Однако добиться быстрой ликвидации безграмотности не удалось — в годы военного коммунизма было легко отправлять рабочих, трудившихся на национализированных предприятиях, на курсы, а вот в годы нэпа частные наниматели вовсе не испытывали радости от того, что их персонал трудится на два часа в день меньше. Да и сами неграмотные видели в умении читать и писать куда меньше плюсов, чем в постоянной работе. В результате СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности в Европе лишь 19-е место. Особенно много не умеющих читать и писать было в селах.

Переломить ситуацию удалось лишь в 1930-е — во многом за счет естественной смены поколений. Введение всеобщего начального образования в 1930-е годы позволило стране перейти к цивилизованной системе обучения детей школьным предметам. К концу десятилетия молодежь читала уже практически поголовно, среди людей среднего возраста число грамотных превышало 96%. Необходимость в принудительных методах распространения знаний наконец отпала. Тем не менее высоким уровнем образования и науки советские люди были обязаны именно «чрезвычайке», давшей миллионам доступ к книге.

rusplt.ru

Популярное:

  • Как оформить работника на ип Как ИП принять на работу сотрудника Итак, Вы - Индивидуальный предприниматель и у Вас отлично идут дела! Когда обороты индивидуального предпринимателя увеличиваются, ему одному становится тяжело продолжать развивать свой бизнес, […]
  • Минтранс Приказ 152 Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152"Об утверждении […]
  • Налог на доходы физических лиц счет Начислен НДФЛ (бухгалтерская проводка) Отправить на почту Начислен НДФЛ - проводка по налогу должна появиться в бухгалтерском учете организации. Как ее правильно записать? Какие счета учета будут задействованы? Давайте с этим […]
  • Техносила оформить кредит Новинки в сетях Эльдорадо, Техносила, М-ВИДЕО, Неоторг, Санрайз и Техношок Одна их крупнейших компаний-ритейлеров бытовой электроники и техники «М Видео», объявила окончательный ценовой диапазон акций равных $68 за одну […]
  • Районные суды города белгорода Свердловский районный суд г. Белгорода Белгородской области До образования Белгородской области в г. Белгороде было два судебных участка: судебный участок №1 и судебный участок №2 . Судебный участок №1 располагался по адресу : […]
  • Штрафы гибдд бухучет Учет пеней и штрафов по налогам Актуально на: 13 апреля 2017 г. Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную […]
  • Налоги снт по упрощенке Ведение бухгалтерского и налогового учета садоводческого товарищества Вопрос-ответ по теме Бухгалтерские проводки по СНТ (некоммерческое использование земли, только садоводы): 1. взнос членских взносов на расчетный счет, 2. […]
  • Пособие рождение ребенка смоленск Пособие рождение ребенка смоленск Изменения законодательства, регулирующего предоставление ежемесячной денежной выплаты гражданам, которым присвоено звание «Ветеран труда Смоленской области» В соответствии со статьей 2 […]