Закон о декларировании доходов и имущества

PUBLICATIONS

Новая редакция Закона о декларировании физическими лицами доходов и имущества

Закон о декларировании физическими лицами доходов и имущества изложен в новой редакции. Рассмотрим прядок декларирования доходов и имущества с учетом изменений, которые вступят в силу 15 июля.

Необходимо отличать декларацию о доходах и имуществе и декларацию по подоходному налогу. Декларацию по подоходному налогу физлица должны подавать самостоятельно за истекший календарный год (до 1 марта следующего года) при наличии дохода, подлежащего декларированию, после чего должны уплатить подоходный налог с указанного дохода (до 15 мая). Декларация о доходах и имуществе (далее – декларация) подается только по требованию налоговых органов.

Когда нужно подавать декларацию?

Как и ранее новая редакция Закона не устанавливает закрытый перечень оснований, по которым может быть истребована декларация.

Первым основанием является наличие у налоговых органов информации о превышении расходов на доходами на 250 базовых величин (на данный момент – 5 750 руб.). Например, совершение крупных покупок, особенно тех, которые фиксируются в различных реестрах (недвижимость, транспортные средства и т.д.), не останется незамеченным.

Вторым основанием является поступление запроса силовых структур (органов КГК, внутренних дел, госбезопасности, прокуратуры, СК) в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях.

Отметим, что по решению Министра по налогам и сборам (его заместителям) декларация может быть затребована и по иным основаниям.

Какое имущество нужно декларировать?

Уточнен перечень имущества, которое подлежит декларированию:

1) земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части, а также доли в праве собственности на указанное имущество;

2) транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, воздушные суда, а также доли в праве собственности на указанное имущество;

3) доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую 2 000 базовых величин на дату приобретения, а также доли в праве собственности на указанное имущество, которые превышают указанный размер (на данный момент 46 000 руб.). Отметим, что в старой редакции Закона указанный «стоимостной ценз» указан в размере 15 000 базовых величин;

4) иное имущество, стоимость единицы которого превышает 2 000 базовых величин на дату приобретения, а также доли в праве собственности на указанное имущество, которые превышают указанный размер (на данный момент 46000 руб.).

Указанное имущество необходимо отразить в декларации, только если оно принадлежит физлицу на праве собственности. Если физлицо получило указанное имущество в аренду или безвозмездное пользование, его не нужно указывать в декларации.

Существенно расширен перечень имущества, которое не подлежит декларированию, независимо от размера:

— денежные средства, в том числе размещенные на счета или во вклады (депозиты) в белорусских банках (включая проценты по ним), их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в белорусские банки;

— вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания (например, интернет-банкинг), в т.ч. в виде процентов (например, мани-бэк и др.);

— товары, полученные в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (т.е. если при получении таких призов физлицо не сообщает свои паспортные данные);

— доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;

— скидки с цены товаров, работ, услуг;

— облигации (включая купонный или процентный доход по ним), векселя и другие ценные бумаги (кроме указанных выше акций).

За какой период могут потребовать декларацию?

Налоговые органы могут потребовать подать декларацию как за полный предшествующий календарный год, так и за полные предшествующие календарные месяцы. При этом периодичность запросов декларации не ограничивается. Т.е. при наличии оснований налоговые органы могут потребовать подавать декларацию хоть ежемесячно (естественно, не за тот же, а за разные периоды).

В какой срок нужно подать декларацию?

Физлицо должно подать декларацию в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования о представлении декларации. Напомним, что требование вручается физлицу лично под роспись или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. До вступления в силу новой редакции Закона налоговые органы устанавливали данный срок непосредственно в уведомлении, при этом срок также не должен был быть менее 10 рабочих дней).

Физлицо вправе ходатайствовать о переносе (т.е. увеличении) срока подачи декларации в случаях, установленных Правительством. Соответствующее постановление Совмина на данный момент не принято, полагаем, это будут объективные уважительные причины, например, болезнь, нахождение за границей и т.д.

Как и ранее физлицо может подать декларацию лично, через представителя или по почте. В последнем случае днем подачи декларации является дата почтового отправления.

Какие последствия непредставления декларации?

Если физлицо нарушит установленный срок подачи декларации, в т.ч. если оно вообще не подаст декларацию после получения требования налогового органа, а также если физлицо укажет в декларации неполные или недостоверные сведения, в соответствии с КоАП на физлицо может быть наложен штраф до 50 базовых величин.

Однако уплата штрафа не «спасет» от проведения проверки. Так, если физлицо не подало декларацию в течение 30 дней после истечения установленного срока, налоговый орган вправе провести проверку без истребования декларации на основании на основании имеющейся в налоговом органе информации о доходах, имуществе и расходах этого физлица (в этом случае порядок проведения самой проверки в целом такой же, когда декларация подана).

В какие сроки налоговая осуществляет проверку декларации?

Главной новацией в новой редакции Закона, на наш взгляд, следует считать порядок и сроки проведения проверок деклараций, что позволит исключить необоснованное затягивание проверок

Во-первых, установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган должен провести проверку декларации: не более 30 рабочих дней после представления декларации, а если физлицо не представило декларацию – по истечению указанного выше 30-дневного срока после наступления срока подачи декларации. Ранее общий срок проведения проверки не был установлен.

Во-вторых, установлен закрытый перечень оснований, по которым налоговый орган вправе приостановить проведение проверки (не более чем на 3 месяца в совокупности):

— направлении физлицу требования о представлении пояснений об источниках доходов;

— направлении запроса в государственные органы, иные организации, в т.ч. в компетентные органы иностранных государств;

— отсутствие проверяющего или проверяемого лица в связи с болезнью, а проверяемого лица и по иной причине, если это влечет невозможность проведения проверки.

О приостановлении проверки физлицо должно быть уведомлено письменно.

В-третьих, налоговому органу предоставлено право однократно продлить срок проведения проверки не более чем на 15 рабочих дней при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

Ранее указанные сроки (основания) не были установлены законодательством, и нередкими были неоднократные запросы налоговыми органами дополнительных сведений как у проверямого лица, так и у иных органов и организаций, что влекло затягивание сроков проверки.

В каком порядке проводится проверка?

Проведение проверки декларации означает сопоставление налоговым органом суммы доходов и расходов физлица за проверяемый период (полный месяц или несколько месяцев текущего года), а также за 10 полных предшествующих лет. А если физлицо получило доходы ранее указанного 10-летнего периода, налоговый орган сопоставляет суммы доходов и расходов начиная с года, в котором были получены такие доходы.

Отметим, что согласно старой редакции Закона налоговый орган вправе был требовать представление декларации только за период до 10 полных лет, предшествующих году, в котором направлено требование.

Если в результате проверки будет выявлено превышение расходов над доходами, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Как и ранее, если физлицо желает представить такие пояснения, срок для их представления составляет 30 дней после вручения соответствующего требования. Данный срок может быть продлен на период болезни физлица или нахождения его за границей при наличии документального подтверждения указанных обстоятельств. Нововведением является то, что при пропуске данного срока пояснения физлица не принимаются.

Представление указанных пояснений не является обязательным. Т.е. физлицо вправе проигнорировать данное требование налогового органа или отказаться от представления пояснений, при этом оно не будет привлечено к ответственности.

Если физлицо не представило пояснения или представленные пояснения не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в установленном порядке.

Каковы последствия доначисления налога в результате проверки?

Если в результате проверки будет выявлено, что доходы физического лица превышают расходы, налоговый орган исчисляет подоходный налог (13%) от суммы такого превышения и направляет физлицу соответствующее извещение.

Физлицо должно уплатить налог не позднее 30 дней со дня вручения данного извещения. Извещение вручается лично под роспись или путем направления его по почте письмом, при этом извещение считается врученным плательщику по истечении 10 календарных дней со дня направления письма.

Также обращаем внимание, что если по результатам проверки к уплате был начислен подоходный налог, уплата подоходного налога не освобождает физлицо от административной или уголовной ответственности за неуплату налогов (вид и размер ответственности зависит от суммы неуплаченных налогов).

Директор ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ»

www.verdict.by

ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Opera /10.5

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Почему нужно поменять браузер Opera /10.5 на другой?

Браузер Opera /10.5 является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Opera /10.5 не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.

Ignore and continue

СAUTION! You are using the out-of-date browser Opera /10.5

This site is built on the advanced, modern technologies and does not support Opera /10.5.

It is insistently recommended to you to choose and establish any of modern browsers. It is free of charge and also will take only some minutes.

collegia.by

Помощь: Декларирование доходов и имущества

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы декларирования доходов и имущества, является Закон РБ от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» (далее — Закон). Обязательному декларированию в порядке, установленном Законом, подлежат доходы физических лиц, полученные в течение календарного года от источников в Республике Беларусь, а также доходы граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, полученные за этот период от источников за пределами Республики Беларусь.

Декларирование доходов и имущества осуществляется путем представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе по письменному требованию органов Комитета государственного контроля РБ, налоговых органов, органов внутренних дел, органов государственной безопасности или прокуратуры (далее — уполномоченные органы), а также в случаях, предусмотренных ст.6-1 Закона (примечание). При этом уполномоченный орган вправе требовать представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе за любой календарный год (несколько календарных лет). Указанное требование составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр вручается физическому лицу лично под роспись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Второй экземпляр требования хранится в уполномоченном органе, истребовавшем декларацию о доходах и имуществе. При этом декларация о доходах и имуществе может быть представлена физическим лицом лично, через своего уполномоченного представителя либо по почте.

Декларация о доходах и имуществе представляется в уполномоченный орган, истребовавший декларацию о доходах и имуществе, в срок, установленный этим органом. В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2003 № 641 «О некоторых вопросах представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе и об источниках денежных средств» (далее — постановление № 641) срок представления декларации о доходах и имуществе не может быть установлен менее 5 рабочих дней, за исключением случаев, когда декларация истребуется по поручению Президента РБ, Комитета государственного контроля РБ. Расходы на изготовление бланков, необходимых для декларирования доходов и имущества, производятся за счет средств республиканского бюджета. Бланки деклараций о доходах и имуществе, об источниках денежных средств выдаются лицам, декларирующим доходы и имущество, источники денежных средств, бесплатно.

Министерство по налогам и сборам РБ в постановлении от 20.11.2003 № 103 «Об утверждении Инструкции о порядке организации деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» по вопросу представления декларации о доходах и имуществе пояснило налоговым органам, что в случае отсутствия физического лица на территории Республики Беларусь на дату, указанную в требовании, врученном ему в установленном порядке, срок представления декларации о доходах и имуществе переносится на 4-й рабочий день после прибытия на территорию Республики Беларусь; при этом для целей декларирования доходов и имущества не является прибытием на территорию Республики Беларусь прибытие и нахождение физического лица на территории Республики Беларусь исключительно в выходные дни, а также в дни государственных праздников и праздничные дни, объявленные нерабочими.

В соответствии с постановлением № 641 в случае невозможности представления декларации о доходах и имуществе в установленный срок физическое лицо обязано не позднее чем за 3 дня до наступления указанного в требовании срока подать в уполномоченный орган, истребовавший декларацию, заявление с указанием причин ее непредставления, а также с указанием срока, к которому декларация может быть представлена. Должностное лицо органа, истребовавшего декларацию, делает отметку на 2 экземплярах требования о продлении срока представления декларации либо письменно уведомляет физическое лицо о новом сроке представления декларации.

Согласно предписаниям ст.6 Закона, если состав ранее декларированного имущества не изменился, об этом сообщается во всех последующих декларациях о доходах и имуществе, представляемых по требованию одного и того же уполномоченного органа либо в один и тот же иной государственный орган, другую государственную организацию (должностному лицу), без декларирования этого имущества.

Декларации о доходах и имуществе представляются в форме и порядке, устанавливаемых Советом Министров РБ. Эти форма и порядок определены постановлением № 641.

Днем представления декларации является:

— при представлении лично или через уполномоченного представителя — дата регистрации (поступления) декларации о доходах и имуществе в уполномоченном органе;

— при направлении по почте — дата почтового отправления.

Должностное лицо уполномоченного органа при приеме декларации о доходах и имуществе обязано удостоверить личность физического лица, представляющего декларацию. Декларация о доходах и имуществе регистрируется в установленном уполномоченным органом порядке в журнале (книге) учета деклараций о доходах и имуществе, а также проверяется на полноту и правильность заполнения декларации (заполнение всех реквизитов, наличие подписи физического лица, правильность указания итоговых сумм). При этом физическому лицу разъясняется установленная законодательством ответственность за нарушение порядка декларирования доходов и имущества.

Обязательному декларированию в порядке, установленном Законом, подлежат находящиеся в собственности физических лиц на момент представления декларации:

— жилые дома с надворными постройками, гаражи, иные строения, квартиры, а также их части (доли), земельные участки;

— транспортные средства, за исключением мопедов, велосипедов и гужевого транспорта;

— произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает 1 000 базовых величин или общая стоимость которых превышает 2 000 базовых величин;

— строительные материалы, за исключением предназначенных для строительства и (или) реконструкции жилых помещений, общая стоимость которых превышает 2 000 базовых величин;

— иное имущество, стоимость единицы которого превышает 2 000 базовых величин;

— акции, доли (вклады) в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ, паи в производственных и потребительских кооперативах, объекты, не завершенные строительством, их части (доли), предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую 15 000 базовых величин;

— доли в праве долевой собственности на вышеперечисленное имущество, если их стоимость превышает пределы, установленные для соответствующего вида имущества.

Не подлежат декларированию денежные средства, облигации, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, за исключением акций в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ на сумму, превышающую 15 000 базовых величин.

Определение стоимости декларируемого имущества производится в ценах на момент представления декларации в порядке, установленном постановлением № 641. Следует обратить внимание на то, что стоимость декларируемого имущества определяется самим физическим лицом и используется для определения необходимости включения соответствующего вида имущества в декларацию о доходах и имуществе.

Так, физические лица самостоятельно определяют стоимость декларируемого имущества следующим образом:

— в отношении акций — по цене приобретения, но не ниже их номинальной стоимости или по рыночной котировке;

— в отношении долей (вкладов) в уставных фондах хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, паев в производственных и потребительских кооперативах — по балансовой стоимости имущества юридического лица, приходящегося на декларируемые доли (вклады), паи в соответствии со сведениями юридических лиц, в уставном фонде (имуществе) которых имеется доля (вклад), пай, на 1-е число квартала, предшествующего заполнению декларации;

— в отношении объектов, не завершенных строительством, их частей (долей) — по стоимости затрат на строительство с учетом их корректировки на индекс потребительских цен;

— в отношении стоимости предприятий как имущественных комплексов — по балансовой стоимости имущества предприятия на 1-е число квартала, предшествующего заполнению декларации;

— в отношении земельных участков — по их кадастровой стоимости;

— в отношении иного имущества, подлежащего в соответствии с Законом обязательному декларированию, по выбору физического лица:

по цене на аналогичное (идентичное) имущество на момент представления декларации с использованием сведений организаций изготовителей, организаций торговли, сведений об уровне цен на данное имущество, опубликованных в средствах массовой информации и специальной литературе;

путем корректировки цены приобретения имущества на коэффициент, учитывающий изменение индекса потребительских цен за 2 месяца, предшествующих месяцу заполнения декларации, по сравнению с месяцем приобретения имущества; по имуществу, приобретенному до 1 января 1991 г., — на коэффициент, учитывающий изменение индекса потребительских цен за 2 месяца, предшествующих месяцу заполнения декларации, по сравнению с декабрем 1990 г.;

путем пересчета цены приобретения имущества (или цены на аналогичное (идентичное) имущество) в иностранной валюте в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на день, предшествующий дню заполнения декларации.

Физические лица при определении стоимости декларируемого имущества вправе использовать заключение об оценке (по рыночной стоимости) декларируемого имущества, выданное оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки.

Контроль за соблюдением порядка декларирования доходов и имущества, в т.ч. за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях, проводят уполномоченные органы.

Так, если налоговым органом установлено, что сумма сделки или стоимость приобретенного имущества (расходы) превышают сумму, заявленную физическим лицом в декларации (доходы), либо факт получения дохода не подтверждается или выявлен доход, ранее сокрытый от налогообложения, то этот налоговый орган направляет физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках денежных средств, за счет которых были произведены расходы. Пояснения в письменной форме должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения письменного требования.

При отказе физического лица от дачи пояснений об источниках денежных средств либо недостаточности представленных пояснений или в случае, если представленные пояснения не позволяют однозначно установить источник получения денежных средств, сумма превышения расходов над доходами подлежит налогообложению в порядке, установленном законодательством. Исчисленный налог подлежит уплате в течение 30 календарных дней со дня вручения физическому лицу сообщения налогового органа о необходимости уплаты налога.

Иные уполномоченные органы при установлении факта превышения расходов физического лица над его доходами, а также в случаях, если факт получения дохода не подтверждается или выявлен доход, ранее сокрытый от налогообложения, в течение 15 дней направляют об этом сообщение в налоговый орган по месту жительства физического лица в целях принятия им вышеназванных мер.

Лица, виновные в нарушении требований Закона и иных законодательных актов, регулирующих вопросы декларирования, несут ответственность в соответствии с законодательством. Такие меры ответственности предусмотрены частями первой и второй ст.23.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В частности, непредставление физическим лицом декларации о доходах и имуществе в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией имущества, подлежащего декларированию, либо имущества, подлежащего декларированию, но не указанного в декларации о доходах и имуществе и (или) в отношении которого в декларации о доходах и имуществе указаны недостоверные сведения, либо без конфискации.

Вместе с тем в случае обнаружения физическим лицом в представленной им декларации неполноты и (или) недостоверности сведений до их выявления органами, проводящими проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, оно вправе заявить об этом в соответствующий орган и внести необходимые изменения в декларацию. При этом физическое лицо в соответствии с частью четвертой ст.12 Закона освобождается от ответственности за нарушение законодательства о декларировании.

Следует также обратить внимание на то, что в случае непредставления декларации о доходах и имуществе Комитет государственного контроля РБ и его территориальные органы вправе вынести решение о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках.

Наталья Давыдко, начальник управления подготовки и экспертизы проектов
законодательных актов Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

Примечание. Статья 6-1 Закона определяет порядок ежегодного декларирования доходов и имущества отдельными категориями лиц, их супругом (супругой) и совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство, в частности государственными служащими.

www.busel.org

Закон о декларировании доходов и имущества

Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции в государственной сфере является ужесточение мер финансового и иного контроля к лицам, уполномоченным на выполнение государственных и других, приравненных к ним функций. В настоящее время такие меры хоть и в недостаточной степени, но все же предусмотрены в рамках действующего законодательства.

Госслужащие в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в обязательном порядке должны подавать декларацию о своих доходах имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей [1].

Установление такой обязанности для государственных служащих имеет целью воспрепятствовать занятию государственными служащими предпринимательской и иной, несовместимой с государственной службой деятельностью. Государство обязано знать о доходах своих чиновников и, если доходы эти несоизмеримы с реальным заработком государственного служащего, то есть все основания предполагать об их незаконном происхождении. Декларирование доходов, кроме того, способствуют своевременному и правильному налогообложению государственных служащих.

Впервые положение о декларировании доходов государственного служащего и членов его семьи, в целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, было закреплено в указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществ» [2].

Со временем, это положение, а также порядок предоставления указанных сведений изменился, что связано с усилением антикоррупционной деятельности государства и проблемами практического характера, не позволяющими эффективно проконтролировать предоставляемые сведения. Этому не способствовало и то, что такая информация носила служебный характер, что значительно снижало потенциал данного инструмента воздействия на служащих, так как не обеспечивало обществу возможности участвовать в данном виде контроля. В печати публиковались декларации только некоторых должностных лиц государства. Однако, на сегодняшний день декларирование доходов как инструмент противодействия коррупции требует своего дальнейшего совершенствования, так как существующие правила о предоставлении декларации и механизм проверки достоверности указанных в ней сведений по — прежнему не позволяет реализовать потенциал данной меры в полном объеме.

Так, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, на которых распространяется действие статьи 8 указанного закона, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

На наш взгляд, такой контроль должен осуществляться независимым органом, а не представителем нанимателя. Таким органом может быть, например, Ассоциация юристов России, общественная палата Российской Федерации, которая создана в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти, или представители гражданского общества, специально привлекаемые для осуществления выборочной проверки представленных государственными служащими сведений, вызывающие сомнение.

Норма закона, обязывающая предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах несовершеннолетних детей государственного служащего представляется нам несовершенной, так как исключает из этого перечня совершеннолетних детей государственного служащего, тем самым оставляя достаточно широкие возможности сокрытия доходов и перевода имущества и имущественных обязательств на ближайших родственников, каковыми являются совершеннолетние дети. Целесообразно расширить этот круг и за счет таких ближайших родственников как родители, братья и сестры. Обосновывается это тем, что обязанные декларировать доходы лица стремятся перевести на своих ближайших родственников фактически принадлежащее им имущество либо источники доходов. Кроме того, они протежируют своим родственникам, создают им благоприятные условия для коммерческой и иной деятельности, а отсутствие возможности осуществить проверку доходов ближайшего окружения лиц, представляющих сведения о доходах, не позволяет выявить незаконность характера такого содействия в продвижении бизнеса в силу латентного характера таких действий.

Следует обратить внимание, что в законе появилась норма о необходимости предоставления сведений о доходах не только действующими чиновниками, но и претендентами на эти должности. Однако, было бы правильным распространить данные нормы и на госчиновников, ушедших со службы. Такая обязанность должна быть увеличена до 5 лет. Повод для этого есть. Многие чиновники, едва заканчивается двухгодичный срок, с момента ухода со службы и прекращается действие требования о представлении сведений о доходах, тут же без всякого опасения обнаруживают свои припрятанные накопления, переоформляют принадлежащее им и оформленное на подставных лиц имущество. Безусловно, что информация эта не должна получить широкой огласке, и введение законодателем положения об ограничительном характере указанных сведений является справедливой. Однако при проведении проверки достоверности представляемых сведений в декларации должна быть легко доступной для проверяющих и представляться им по первому требованию в порядке, установленном законодателем.

По-прежнему остается не проработанным вопрос о взаимодействии с зарубежными организациями, в частности банковскими и кредитными учреждениями относительно счетов российских государственных служащих, а также имуществе, находящемся за границей.

Организация контроля над доходами и расходами должностных лиц должна составить одну из первоочередных и ближайших задач в организации системы общесоциального предупреждения коррупции в органах государственной и муниципальной власти, а соответственно необходимо использовать любой способ предупреждения и устранения коррупционных рисков. Следует заметить, что во всем цивилизованном мире контроль над доходами и расходами является общепринятой нормой.

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21 .11.11 г. N 329-ФЗ) // Парламентская газета от 31 декабря. — 2008. — №90.

2. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 12.01.2010) // Российская газета. — 20.05.2009. — №89, (утр. силу).

www.natural-sciences.ru

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 января 2003 года №174-З

О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов

(В редакции Законов Республики Беларусь от 16.05.2006 г. №111-З, 16.05.2006 г. №115-З, 17.07.2006 г. №146-З, 03.12.2009 г. №64-З, 13.12.2011 г. №325-З, 04.01.2014 г. №101-З, 31.12.2014 г. №228-З, 09.01.2017 г. №16-З)

Принят Палатой представителей 4 декабря 2002 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2002 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы декларирования гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь (далее, если не установлено иное, — физические лица), доходов и имущества по требованию налоговых органов и направлен на обеспечение защиты экономических интересов государства, выявление доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

декларируемый период — период, за который физическим лицом представляется декларация о доходах и имуществе;

доходы — любые денежные средства, в том числе займы (за исключением коммерческих займов), а также иное имущество, полученные физическими лицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций;

имущество — недвижимые и движимые вещи (включая денежные средства и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством;

объект, не завершенный строительством, — капитальное строение (здание, сооружение) и иное имущество, строительство которых разрешено в соответствии с актами законодательства, но не завершено (строительство которых продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано) или строительство которых завершено, но эти объекты не зарегистрированы в порядке, установленном актами законодательства;

расходы — любые денежные средства и иное имущество физических лиц, направленные ими на приобретение имущества, оплату работ, услуг, а также использованные на иные цели.

Статья 2. Законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов

Законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов (далее, если не установлено иное, — декларирование).

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при:

декларировании доходов и имущества физическими лицами, выдвинутыми кандидатами в Президенты Республики Беларусь, их супругами и совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство;

base.spinform.ru

Популярное:

  • Штраф за превышение скорости литва Дороги в Литве. ПДД Литвы. Автомобильные дороги в Литве Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Литвы составляет 21,826 км. Из них с твёрдым покрытием — 13,584 км. Платные автодороги В Литве плата за […]
  • Исполнение брачного договора Почему брачные договоры не работают: ВС объяснил, как нужно делить имущество Супруги заключили брачный договор, по которому мужу доставались машина и гараж, а жене – квартира и долг по ипотеке. Через месяц пара развелась, после […]
  • Расход на транспорт и проживанием Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. […]
  • Материнский капитал 500 Материнский капитал 500 Напомним, что точная сумма материнского капитала ежегодно индексируется: в 2007г. она составляла 250 тыс. руб., к началу 2010г. - увеличилась до 343,4 тыс. руб., к 2013г. - 408,9 тыс. руб. В настоящее […]
  • 333 лошадиных сил налог Налог на роскошные автомобили С 2015 года все собственники дорогих автомобилей будут обязаны платить повышенный транспортный налог (налог на роскошь). Посчитаем, сколько нужно уплатить в казну города. Согласно закону, ставка […]
  • Таможенные правила в польшу Таможня Польши Для пересечения границы требуется заграничный паспорт, срок действия которого истекает не менее, чем через 3 календарных месяца, считая с даты выезда из Польши. Также необходимо наличие шенгенской визы. Об […]
  • Очередность платежа для налогов в 2014 Очередность платежа в платежном поручении 2018 ндфл Очередность платежа в платежном поручении УИН в платежном поручении с 2018 года Образцы заполнения платежных поручений 2018 У Сбербанка обработка платежного поручения стоит […]
  • Увеличение размера пенсии инвалидам Статья 16. Увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам Информация об изменениях: Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ статья 16 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 […]