Закон о платежной системе кратко

ФЗ № 161 о национальной платежной системе

161-ФЗ о национальной платежной системе является основой правовой регламентации современных форм платежей в РФ. Эта статья посвящена основным положениям закона и последним внесенным в него изменениям.

Национальная платежная система РФ

С целью совершенствования отечественного банковского сектора и финансового рынка, учитывая необходимость обеспечения международных стандартов, в конце 2010 года началась разработка законопроекта о национальной платежной системе.

Принятый закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ систематизировал принципы работы существующей платежной системы и обозначил вектор ее развития. С введением в действие закона о национальной платежной системе 161-ФЗобрели жизнь такие понятия, как:

  • национальная платежная система (далее — НПС);
  • субъектный состав НПС, а также основополагающие нормы в области регулирования порядка перечисления денег.

Федеральный закон о национальной платежной системе

Закон № 161-ФЗ регламентирует правоотношения, возникающие по поводу:

  • правовых и организационных основ НПС;
  • предоставления платежных услуг, в том числе с применением электронных средств платежа;
  • создания и работы платежных систем и т. д.

Платежная услуга выражается в перечислении денег, приеме платежей и почтовых перечислениях. Организации, объединенные для предоставления таких услуг, как следует из закона № 161-ФЗ, являются платежной системой. Структура последней формируется:

  • Из операторов НПС, разрабатывающих правила системы и контролирующих их выполнение. Ими являются организации, отвечающие требованиям ФЗ о национальной платежной системе.
  • Операторов услуг платежной инфраструктуры, занимающихся перечислением денег (включая сопутствующие услуги).
  • Участников платежной системы, присоединившихся к системе для работы по ее правилам и пользующихся ее инфраструктурой.

Перечисленные субъекты являются основой НПС. Согласно закону о национальной платежной системе 161-ФЗ в нее в качестве участников входят также:

  • организации-операторы, совершающие перевод денег (в т. ч. электронных) через банковский счет или без такового;
  • федеральные почтовые организации — при предоставлении ими услуг почтового перевода;
  • платежные, банковские платежные агенты — предприниматели, выполняющие функции, связанные с приемом и выдачей наличности, а также с обеспечением функционирования электронных средств платежа.

Законопроект о внесении изменений в закон о национальной платежной системе

В конце 2016 года в целях дальнейшей модернизации отечественной платежной системы, включая национальную систему платежных карт, были разработаны поправки в закон о национальной платежной системе.

Концепция законопроекта — развитие национальной системы платежных карт (НСПК), расширение областей применения национальных платежных инструментов как на территории РФ, так и за рубежом. Наиболее перспективным на данный момент направлением развития является оказание процессинговых услуг на основе отечественных ресурсов.

Начало данному процессу было положено 01.04.2015. С этой даты внутренние операции по картам всех платежных систем, в том числе международных, проводятся через процессинг операционного и платежного клирингового центра АО «НСПК».

Поправки к закону о национальной платежной системе

Поправки в федеральный закон 161-ФЗ о национальной платежной системе, внесенные законом «О внесении изменений» от 01.05.2017 № 88-ФЗ и вступившие в силу 05.05.2017, коснулись в том числе следующих положений:

  • Изменены критерии признания платежных систем значимыми.
  • Дополнен список участников НСПК за счет иностранных банков и международных финансовых организаций.
  • Установлены сроки выполнения всеми кредитными учреждениями обязанностей по приему национальных платежных инструментов (карт «Мир»), а также перехода на использование этих карт при получении физическими лицами выплат за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
  • Зафиксирован уровень участия в уставном капитале АО «НСПК»: минимальный (50% плюс 1 акция) — для Банка России, максимальный (5%) — для других участников.

Таким образом, закон о национальной платежной системе 161-ФЗ вместе с последними изменениями достаточно полно и четко урегулировал вопросы, связанные с предоставлением платежных услуг и осуществлением денежного оборота в РФ.

rusjurist.ru

Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Федеральный закон «О национальной платежной системе» (НПС) устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг, в т. ч. проведения переводов электронных денежных средств, и осуществления надзора.

В документе дано определение НПС. Вводится понятие «значимые платежные системы».

В законе обозначены все участники НПС, обеспечивающие ее деятельность, установлены их функции и обязанности.

Описан порядок оказания платежных услуг: общие правила перевода денежных средств, особенности перевода по требованию получателя средств и перевода электронных денежных средств, порядок исполнения распоряжения клиента, порядок использования электронных средств платежа, в т. ч. при переводе электронных денежных средств, идентификация клиентов.

В документе впервые даны определения таких понятий, как «электронные денежные средства» и «электронное средство платежа».

Надзор в национальной платежной системе осуществляет Банк России. В законе прописано, как он выполняет эту функцию, а также указаны действия и меры принуждения, применяемые им в случае нарушения поднадзорной организацией требований, установленных законом.

Следует отметить, что закон «О национальной платежной системе» вступил в силу 29 сентября 2011 года, но ряд его положений еще не действует. В частности:

• пп. 12-16 ст. 3, ст. 5, 6 и 8 вступают в силу по истечении 180 дней после дня официальной публикации закона;

• ст. 1, 2, пп. 1, 6–11, 20-25 ст. 3, ст. 15 и 16, ч. 1-7 ст. 17, ст. 18-25, 27-37 – по истечении одного года;

• ч. 2, 4-8, 11-16 ст. 9 – по истечении 18 месяцев после дня официальной публикации.

www.banki.ru

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

Национальная платежная система создана для поддержания национальной безопасности. Также она необходима для осуществления платежей, без использования иностранных сервисов. Она создана для обеспечения безотказного проведения расчетов по пластиковым картам. Весь процесс проведения денежных транзакций регулируется ФЗ № 161.

Описание закона

Работники Государственной Думы 14 июня 2011 года приняли ФЗ «О национальной платежной системе». 22 июня того же года, закон был одобрен Советом Федерации. И в законную силу вступил 27 июня.

161 ФЗ регламентирует бесперебойность проведения денежных транзакций через пластиковые карты. Предметом регулирования являются правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС). Законопроект также контролирует:

  • порядок предоставления услуг;
  • проводит реализацию перевода денежных средств с помощью национальной электронной платежной системы;
  • осуществляемые действия субъектов НПС;
  • выполнение законодательных требований по функционированию национальных платежных систем;
  • процедуру по осуществлению надзора.
  • Глава 1 заключает в себе общие положения закона — основные понятия, предмет регулирования и т.д.;
  • Глава 2 указывает на порядок действий при оказании платежных услуг;
  • Глава 3 содержит требования, предъявляемые к действиям субъектов национальной платежной системы;
  • Глава 4 закона № 161 характеризует перечень требований, которые необходимо выполнять для исправной работы платежной системы;
  • Глава 4.1 указывает на нюансы работы национальной системы платежных карт (НСПК);
  • Глава 5 содержит требования проведения контролирования и надзора за НПС;
  • Глава 6 оформлена из заключительных положений законодательного акта № 161.

В ФЗ № 161 в 11 статье указаны субъекты НПС, которые осуществляют бесперебойность работы системы. В качестве субъектов выступают:

  • Банк России;
  • Кредитные учреждения, которые вправе осуществлять электронные переводы денег;
  • Корпорация «Внешэкономбанк».

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

ФЗ «О национальной платежной системе» содержит множество аспектов по использованию и применению электронных переводов. Чтобы детально изучить все нюансы НПС, можно скачать весь закон в последней редакции по ссылке.

Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ

Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве. В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года. Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.

Статья 19.1 закона 161

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты. Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:

  • закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
  • Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
  • Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.

При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.

Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:

  • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
  • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
  • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
  • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
  • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
  • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
  • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
  • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
  • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
  • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
  • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.

Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.

210fz.ru

Федеральный закон «О национальной платежной системе». Досье

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты РФ», принятый Госдумой 25 апреля и одобренный Советом Федерации 29 апреля.

В целях обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств документом предусмотрено создание национальной системы платежных карт (НСПК) с участием Банка России. Кроме того, закон ввел новые требования к платежным системам, выделив из них национально значимые — к ним отнесены платежная система Банка России и система, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

Согласно закону, с 1 июля 2014 г. оператор платежной системы, не являющейся национально значимой (в первую очередь закон коснется платежных систем Visa и MasterCard), должен вносить на спецсчет в ЦБ РФ обеспечительный взнос в размере 25% от среднедневного оборота. Предполагается, что средства должны вноситься ежеквартально в размере 1/4 от общей суммы. Первый транш необходимо перевести до 30 сентября, а полная сумма должна быть выплачена к 1 июля 2016 г., после чего взносы будут корректироваться в зависимости от изменений оборота. До 1 июля 2016 г. операционные центры и платежные клиринговые центры, привлекаемые операторами для осуществления перевода денег, должны быть перенесены на территорию России.

Предполагается, что из обеспечительного взноса будет выплачиваться штраф в том случае, если оператор платежной системы в одностороннем порядке прекратит оказывать услуги участникам системы и их клиентам. Размер этого штрафа составит до 10% обеспечительного взноса за каждый день.

В середине мая 2014 г. аналитики американского банка Morgan Stanley заявили, что размер обеспечительных взносов по новому закону для Visa и MasterCard составит $1,9 млрд и 1 млрд соответственно, без учета затрат на создание процессинговых центров. Как отметили эксперты, чистая выручка MasterCard в России составляет около $160 млн в год, а Visa — $350-470 млн, и платежным системам выгоднее уйти с российского рынка, чем выполнить условия нового законодательства.

19 мая генеральный директор Visa Чарли Шарф (Charlie Scharf) заявил на бизнес-конференции в Берлине, что его платежная система может закрыть бизнес в России, если размер обеспечительного взноса не будет изменен. Исполнительный директор MasterCard Аджай Банга (Ajay Banga), в свою очередь, заявил, что ждет разъяснений от российского правительства. 20 мая, комментируя эти заявления, министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал журналистам, что Россия не может отказаться от услуг Visa и MasterCard, так как с ними работают 90% российских пользователей. При этом около 80% транзакций по картам Visa и MasterCard — внутрироссийские.

21 марта 2014 г. из-за наложенных США санкций крупнейшие Visa и MasterCard без уведомления заблокировали операции по картам банка «Россия», его дочерней организации Собинбанк, а также СМП банка. С проблемами в обслуживании карт столкнулись Инвесткапиталбанк и банк «Инвестиционный союз», использующие процессинг СМП банка, а также «Финсервис» и Русский ипотечный банк. 23 марта ограничения были сняты со всех кредитных организаций, за исключением банка «Россия». Однако в апреле уже отдельные санкции были введены против Собинбанка, Инвесткапиталбанка и СМП Банка, после чего операции по картам этих банков были снова заблокированы.

По итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 22-24 мая 2014 г. стало известно о компромиссе: Visa и MasterCard обязались в короткий срок (предварительно назывались даты 31 октября 2014 г. и 1 января 2015 г.) обеспечить процессинг внутрироссийских операций на территории России, а правительство России и Центробанк обещали снизить или отменить обеспечительные взносы.

4 июня правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 825 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который позволял устанавливать размер обеспечительных взносов правительству при согласовании с ЦБ РФ. 20 июня законопроект был принят Госдумой, а 25 июня — Советом Федерации.

25 июня Минфин РФ опубликовал постановление, позволяющее платежным системам не перечислять до 31 октября 2014 г. обеспечительный взнос. Параллельно MasterCard объявил о проведении тендера на поиск поставщика на обеспечение клиринга, авторизации и расчетов по внутрироссийским операциям.

tass.ru

161 ФЗ о национальной платежной системе

Для регламентирования порядка осуществления платёжных услуг и использования электронных средств для денежных переводов на территории Российской Федерации был принят закон о национальной платёжной системе.

Общие положения закона

Федеральный закон № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” был принят Государственной Думой в третьем чтении 14 июня 2011 года, и утверждён Советом Федерации 22 июня 2011 года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 27 июня 2011 года.

ФЗ-161 регламентирует порядок предоставления платёжных услуг, проведение денежных переводов, эксплуатацию электронных платёжных средств, а также деятельность субъектов национальной системы. В том числе закон устанавливает требования к порядку организации и работе платёжных систем и способы надзора за соблюдением требований в сфере указанных систем, установленных настоящим законодательством и другими нормативными актами Российской Федерации.

Полезная информация о законе №143 в новой редакции тут:

Настоящий закон состоит из 36 статей, объединённых в 6 глав. Краткое содержание законодательства:

  • Глава 1 — Общие положения — определяет области действия закона, предмет регулирования и нормативно-правовые основы;
  • Глава 2 — Порядок оказания платёжных услуг — устанавливает единые правила предоставления услуг денежных переводов и особенности использования электронных средств, включая порядок осуществления денежных транзакций с их помощью;
  • Глава 3 — Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности — предусматривает требования к деятельности операторов, осуществляющие денежные переводы и управляющие электронными денежными переводами, а также порядок работы операторов различных центров платёжной системы;
  • Глава 4 — Требования к организации и функционированию платежных систем — определяет правила функционирования платёжной системы, её участников, и особенности её использования;
  • Глава 4.1 — Национальная система платежных карт — устанавливает порядок организации и функционирования НСКП, а также полномочия её участников и пользователей в процессе осуществления соответствующих услуг;
  • Глава 5 — Надзор и наблюдение в национальной платежной системе — предусматривает порядок осуществления надзора за работой системы национальных денежных переводов, а также меры наказания за нарушения ответственности и положений настоящего законодательства;
  • Глава 6 — Заключительные положения — определяет особенности вступления настоящего закона в силу.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ-161 “О национальной платёжной системе” были незначительными и произошли 18 июля 2017 года. Федеральный закон № 176-ФЗ внёс ряд изменений в законодательство об осуществлении клиринговой деятельности и контрагентах, поэтому в ряде статей настоящего законодательства, а именно: ч.2 ст.18, ч.5 ст.19, п.2 ч.1 и ч.7 ст.21, слова “О клиринге и клиринговой деятельности” были заменены выражением “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.

Однако предыдущие изменения, состоявшиеся первого мая 2017 года, внесли ряд существенных изменений в ФЗ о национальной платёжной системе. ФЗ-88 осуществил следующие поправки в настоящем законодательстве:

  • Часть 8 статьи 20 была переизложена в новой редакции. Таким образом, оператор системы оплаты при внесении каких-либо изменений, касающихся увеличения или уменьшения тарифов, обязан уведомить Центральный Банк Российской Федерации о предстоящих корректировках за 30 дней до их осуществления;
  • Часть 2 статьи 22 была полностью изложена в новой редакции. Ст.2 перечисляет следующие критерии социальной значимости платёжной системы:
    • В рамках системы осуществляются денежные переводы в течении трёх месяцев подряд в объёмах, установленных Банком России;
    • В течении года с помощью системы осуществляются денежные переводы с использованием карт в объёме, который соответствует установленному банком диапазону;
    • В рамках платёжной системы в течении календарного года производятся денежные переводы без открытия банковского счёта в существенном объёме, который контролируется Банком России;
    • Осуществление большого количества денежных переводов на счета физических лиц, кроме транзакций с использованием электронных карт.

Читайте также о ФЗ 102 в новой редакции по ссылке:

  • Статья 30.1 была дополнена частью 2.1, предусматривающей при размещении на инструменте национальных выплат товарного знака иностранного оператора, на территории Российской Федерации он будет использоваться в соответствии с правилами НСПК настоящего закона.
  • Статья 30.5 об участниках национальной системы платёжных карт претерпела самое большое количество изменений:
    • Часть 1 была дополнена четырьмя участниками НСПК:
      • внешэкономбанк;
      • иностранный банк;
      • иностранный центральный банк;
      • международная финансовая организация;
    • Часть 3 была изложена в новой редакции. Она обязует все кредитные организации в установленный срок организовать приём национальных платёжных средств во всех принадлежащих им технических устройствах, а также организаций и предпринимателей, которые по соответствующему договору используют данные технические инструменты;
    • Часть 5, устанавливающая обязанности кредитных организаций при осуществлении выплат из бюджета Российской Федерации, была полностью переизложена в новой редакции;
    • Были добавлены следующие части 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6 и 5.7, которые корректируют соблюдения обязанностей кредитных организаций и наступления ответственности за их нарушение.

Статья 2, устанавливающая нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе, состоит из следующих положений:

  • Законодательство о национальной платёжной системе основывается на Конституции РФ и международных договорах.
  • Правительство Российской Федерации вправе принимать законодательные акты, регулирующие работу системы, в установленных текущим законодательством случаях;
  • Центральный Банк России в соответствии со своими полномочиями, вправе регулировать систему национальных денежных транзакций в предусмотренных настоящим законом случаях.

Статья 9 в следующих положениях определяет правила использования электронных платёжных средств:

  • Электронные средства платежа используются только на основании соответствующего договора между оператором, переводящим денежные средства, и клиентом;
  • Оператор, осуществляющий переводы денежных средств, может отказать клиенту в оформлении соглашения об использовании соответствующего электронного оборудования;
  • Оператор обязан обязан проинформировать клиента перед заключением договора об особенностях использования электронного платёжного средства;
  • Оператор должен информировать клиента о проведении любых действий с помощью электронного средства, оговорённого в договоре способом;
  • Оператор по проведению операций с денежными средствами обязан обеспечивать возможность клиента уведомлять его о потере электронного платёжного средства или использования без согласия;
  • Уведомления, направленные клиенту и полученные от него, должны фиксироваться оператором на протяжении трёх лет;
  • Клиенту должны быть предоставлены документы и информация об использовании электронного средства платежа;
  • Заявления клиента должны рассматриваться оператором в течении 30 дней;
  • Оператор может остановить использование электронной карты при заявлении клиента или при нарушении условий договора;
  • Если до прекращения использования электронного платёжного средства между клиентом и оператором возникли обязательства по осуществлению денежной транзакции, они должны быть исполнены;
  • Если клиент теряет электронную карту или она используется без его согласия, тогда клиент обязан сообщить о данном факте оператору в установленной договором форме;
  • При совершении транзакции с электронного платёжного средства клиента без его согласия, оператор обязан возместить утраченную сумму в течение 11 часов с момента получения соответствующего уведомления;
  • Если оператор не выполняет свои обязанности по уведомлению клиента, он обязан возместить потерянную клиентом сумму, которая была списана с его клиента без согласия. Однако при этом клиент должен направить соответствующее уведомление, без него оператор не должен ничего возмещать.

Оператор возмещает денежные средства клиенту, которые были списаны с его счёта без согласия, при условии что не докажет нарушение клиентом условий использования электронного платёжного средства, которые повлекли за собой несанкционированные транзакции.

Скачать действующую редакцию 161 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 161 от 27.06.2011 “О национальной платежной системе”, можно скачать его текст в действующей редакции, с последними изменениями, по ссылке ниже.

lawlinks.ru

Популярное:

  • Светловский суд Светловский суд Светловский городской суд Калининградской области перерыв на обед Врио председателя суда Кузнецов Виктор Михайлович – назначен на должность Указом Президента РФ № 849 от 14 июня 2012 года. тел.: 8 […]
  • Приказом фтс от 25102011 2199 Приказ Федеральной таможенной службы от 25.10.2011 № 2199 «Формы документов для целей таможенного контроля (досмотр, осмотр)» На основании части 5 статьи 161 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном […]
  • Состав приказов по основной деятельности Приказы по основной деятельности - это какие приказы? Приказы по основной деятельности - это какие приказы, из какой классификации вытекает подобное деление распорядительной деятельности компании, кто отвечает за их составление […]
  • Единый социальный налог на 2014 Единый социальный налог в 2014 году возвращается? Ставки ЕСН в 2014 году Недавно, на заседании правительства РФ был поднят вопрос о возможности возврата к единому социальному налогу (ЕСН) в 2013 году, а также передаче контроля […]
  • Правила вывоза ребенка за границу с родителями Правила пересечения границы с детьми Правила пересечения границы с детьми до 18 лет в Российской Федерации регламентируются: Федеральным законом №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую […]
  • 1451 уголовный кодекс Новые нормы в Уголовном кодексе по невыплате заработной платы сотрудникам. Будут ли они работать на практике? Последствия экономического кризиса в России постепенно идут на спад, но до сих пор остаются нерешенные задачи. Одной […]
  • Военная ипотека и увольнение Особенности военной ипотеки при увольнении Ипотека для военнослужащих – явление относительно новое, начало которому было положено в 2005 г., но реально эта программа заработала лишь в 2010 г. К сожалению, далеко не все военные […]
  • Гаи томск штрафы Штрафы ГИБДД Томск Бесплатный онлайн сервис проверки штрафов ГИБДД и оплаты. Мы сообщим вам о появлении новых штрафов в кратчайшие сроки так, что вы успеет оплатить их с 50% скидкой Штрафы ГИБДД - гарантия оплаты После […]