Закон о профессиональной тайне

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Особенности понятия профессиональной тайны и ответственность, которую она накладывает на тех, кто ее владеет

Профессиональная тайна – это сведения, которые становятся известными какому-либо лицу в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей и которые он не имеет права ни распространять, ни использовать в своих интересах. Соблюдение тайны способствует защите интересов граждан и ограничению доступа к сведениям, которые они считают конфиденциальными.

Признаки профессиональной тайны

профессиональная тайна — это секретная информация

Владелец сведений называется доверителем, тот, кому он доверил тайну, — держателем. Работники государственных органов называются пользователями, так как законодательство разрешает им пользоваться этими сведениями для выполнения своих служебных обязанностей, при условии что они не доверяют данную информацию третьим лицам.

Чтобы информация считалась профессиональной тайной, она должна соответствовать следующим условиям:

  • Информация действительно секретная, не предназначенная для широкой общественности.
  • Держатель тайны узнал ее для того, чтобы быть в состоянии предоставить профессиональные услуги.
  • Держатель не является государственным или муниципальным служащим (тогда информация классифицируется как служебная тайна).
  • Закон защищает эту информацию, потому что ее распространение может нанести ущерб доверителю.

Таково общее представление об этом понятии, основанное на законах, рассматривающих профессиональную тайну в контексте какой-либо отдельной сферы деятельности. Обобщенное понятие было введено в 2006 г. Законом об информации и ее защите. Федеральный закон, где разъяснялось бы, какие виды профессиональной тайны существуют и каким образом карается нарушение тайны, на данный момент отсутствует в своде законов Российской Федерации.

Различие между профессиональной и служебной тайной

Служебная тайна и профессиональная тайна — это разные понятия

Четкого разграничения между служебной и профессиональной тайной не проведено. Информация относится к одной из этих двух категорий на основании того, была ли она получена служащим муниципального/государственного учреждения или работником организации, оказывающей профессиональные услуги.

В связи с этим возникает много вопросов. Например, судья получил от нотариуса сведения о договоре купли-продажи, представляющие собой профессиональную тайну, и воспользовался ими для принятия решения в суде. Будет ли эта информация считаться служебной тайной, учитывая, что она используется государственным должностным лицом?

Другой пример: в некоторых источниках к профессиональной тайне относится следственная тайна и тайна совещания судей. Первая связана со сведениями о том, как идет расследование. Только уполномоченные лица (следователь, прокурор) имеют право предоставить эту информацию общественности. Учитывая интересы следствия и принимая во внимание свое профессиональное чутье, они могут прийти к выводу, что какие-то сведения не защищаются законом об информации в качестве профессиональной тайны, потому что малозначимы.

Вторая тайна запрещает освещать то, что происходит во время совещания судей, включая мнения, которые они высказывают. Таким образом минимизируется возможное давление на судей и обеспечивается объективность вынесенного решения.

В других источниках эти две тайны определяются как служебные. Как правило, служебными называются все тайны, которые не являются профессиональными. Ввиду отсутствия закона о профессиональной тайне возникает путаница в классификации. Это показывает, что назрела необходимость в разработке закона о профессиональной тайне, проясняющего все вопросы.

Тайна в юридической практике

Закон позволяет выделить следующие виды профессиональной тайны, связанные с оказанием юридических услуг:

Нотариальная тайна

Нотариус и его сотрудники не имеют права раскрывать кому-либо информацию, которую они узнали в процессе выполнения нотариальных действий. Они обязаны хранить молчание, даже когда оставят это место работы. Перед получением полномочий нотариус дает присягу, в которой обязуется хранить профессиональную тайну.

Адвокатская тайна

Адвокат обязан держать в секрете все, что узнает от клиента

Тайной считается все, что сообщит адвокату человек, обратившийся за его помощью, и факты, которые адвокат узнает, оказывая профессиональные услуги. Закон запрещает вызывать его в суд как свидетеля, чтобы задать ему вопросы, так или иначе связанные с этой тайной. Даже если он потеряет свой статус адвоката, он не сможет раскрыть эту тайну.

Если суд вынесет решение об обыске офиса или жилья адвоката и будут обнаружены какие-то материалы, относящиеся к делу лица, нанявшего адвоката, они не могут быть использованы в ходе судебного процесса (исключением является орудие преступления).

Адвокатская тайна – один из наиболее защищенных законом видов профессиональной тайны. Ее нарушение адвокатом приводит к административной и уголовной ответственности в зависимости от степени серьезности нарушения.

Понятие адвокатской тайны и адвокатской неприкосновенности, как гарантии сохранения адвокатской тайны:

Тайна завещания

Завещание – это документ, с содержанием которого заинтересованные лица должны быть ознакомлены после смерти завещателя. Те, кто вместе с ним участвует в подготовке текста завещания, его подписании и заверении (нотариус, иногда свидетели, законный представитель или переводчик), не имеют права предоставлять какую-либо информацию о пунктах завещания, равно и о внесенных дополнениях и исправлениях.

Разглашение этой тайны не карается законом, но заявитель может обратиться с иском, требуя компенсировать ему моральный ущерб за несвоевременное сообщение информации из завещания заинтересованным или посторонним лицам.

Тайна в сфере экономической деятельности

Раскрытие тайны, относящейся к экономической деятельности, может нанести серьезный материальный ущерб интересам доверителя. В этой сфере профессиональная тайна часто граничит с коммерческой.

Аудиторская тайна

Врачебная тайна как профессиональная обязанность врача

Организации и отдельные лица, занимающиеся аудитом предприятий (т. е. проверкой их экономической деятельности) лишены возможности распространять документы, предоставленные им в ходе проверки, и делиться информацией об операциях, которые производятся данными предприятиями. Исключение составляют те случаи, когда руководство предприятия дает им письменное разрешение.

Банковская тайна

Она включает личные данные клиентов банковского учреждения и данные об их операциях и счетах. Работники банка не имею права сообщать количество вкладов клиента, какая сумма находится у него на счету/счетах, как часто он совершает операции перевода/снятия/обмена денег и т. п. Некоторые специалисты относят банковскую тайну к коммерческой тайне, поскольку речь идет о коммерческих интересах клиентов.

Тайна страхования

Гражданский кодекс предусматривает наказание за нарушение этой тайны страховщиком. В нем оговорено, что тайной считаются не только заключенные договора страхования, но также общие сведения о материальном положении заинтересованных сторон, их состоянии здоровья. Данное положение имеет силу, когда страховщик представлен физическим лицом и когда он является организацией.

Тайна, связанная с этическими соображениями

Существует информация, которую не следует распространять скорее по этическим соображениям, чем в связи с нанесением материального вреда. Она затрагивает вопросы совести и межличностные отношения.

Тайна исповеди

Это выражение означает, что священнослужитель не имеет права рассказывать кому-либо то, что он услышал на исповеди. Закон не позволяет опрашивать его как свидетеля на заседании суда, если вопросы касаются содержания исповеди. Священник несет моральную ответственность за соблюдение тайны. Если он нарушит тайну, то юридических последствий не будет, так как наказание за раскрытие тайны исповеди не оговаривается в законе.

Тайна усыновления

Государство учитывает морально-этический аспект усыновления. Цель этой процедуры не просто обеспечить ребенка жильем и пищей, но дать возможность радоваться семейной жизни. За раскрытие тайны усыновления предусмотрена гражданская и уголовная ответственность. От судей, работников органов попечительства, представителей администрации закон требует молчания. Единственные, кто имеет право открыть эту тайну, — это сами усыновители.

Другие виды профессиональной тайн

Эти виды тайны отдельно оговариваются в законодательстве России:

Врачебная тайна

Никто не имеет право вскрывать чужие сообщения!

Врачи дают клятву, в которой обещают сохранить тайну пациента. К этой тайне можно отнести сам факт обращения за помощью в медицинское учреждение. Такого подхода особенно строго придерживаются в организациях, работающих с психически больными людьми, занимающихся искусственным оплодотворением, донорством, трансплантацией органов.

В каком состоянии находится здоровье гражданина, каковы результаты сданных анализов, какой диагноз был поставлен и какой метод лечения был выбран – все это сведения, которые больной считает конфиденциальными. Поэтому медработникам запрещено сообщать об этом посторонним лицам иначе как с разрешения доверителя.

Тайна связи

Соответствующий федеральный закон гарантирует сохранение конфиденциальности любых сообщений, передаваемых по почте, телеграфу, телефону, при помощи электросвязи. Вскрыть сообщение и ознакомиться с его содержимым (или прослушать, если это телефонное сообщение) разрешается только при наличии постановления суда.

Перевод денежных средств и получение информации по этому поводу также является тайной для всех граждан и организаций, кроме отправителя и получателя или лиц, которым они выдали доверенность.

Таким образом, профессиональная тайна присутствует во многих сферах жизни. Она дает гражданам и юридическим лицам право не раскрывать секретные сведения и защищает это право. Понятие профессиональной тайны нуждается в дальнейшем уточнении и введении единых норм наказания за ее нарушение.

juristpomog.com

4.7. Закон Российской Федерации «о государственной тайне»

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 г. №5485-1, регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Положения Закона отражают практическую деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну.

В Законе сохранена преемственность по вопросам защиты большинства сведений нормативного характера, позволяющая в определенной степени сохранить существующие подходы к защите информации, на всех стадиях её существования.

В основу концепции Закона «О государственной тайне» была положена идея переориентации существующей системы защиты информации, на достижение баланса интересов личности, общества и государства, адаптацию её к происходящим изменениям в системе управления в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества, создание механизмов реализации правоотношений, способных развиваться в новых условиях.

Закон регламентирует порядок обработки сведений, составляющих государственную тайну. Согласно этому закону, под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Закон устанавливает государственные органы по организации, защите, и контролю по защите государственной тайны,

4.8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.97 г. № 188, определяет ограничительный перечень сведений, которые составляют конфиденциальную информацию. В этот перечень, в частности включены:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

studfiles.net

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Закон Кыргызской Республики «О коммерческой тайне»

г.Бишкек
от 30 марта 1998 года N 27

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О коммерческой тайне

(В редакции Законов КР от
26 июня 1998 года N 83, 31 июля 2007 года N 125)

Глава I. Общие положения
Глава II. Субъекты и объекты коммерческой тайны
Глава III. Защита коммерческой тайны и доступ к ней

Настоящий Закон определяет правовые основы защиты коммерческой тайны на территории Кыргызской Республики.
Целью настоящего Закона является защита коммерческой тайны и предотвращение недобросовестной конкуренции при осуществлении экономической деятельности.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Понятие коммерческой тайны

1. Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственной тайной сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.
2. Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются собственностью субъекта предпринимательства либо находятся в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных им в соответствии с законодательством.

Статья 2. Требования к сведениям, составляющим коммерческую тайну

Сведения, составляющие коммерческую тайну, должны соответствовать следующим требованиям:
а) иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта предпринимательства;
б) не являться общеизвестными или общедоступными согласно законодательству;
в) обозначаться соответствующим образом с принятием субъектами предпринимательства надлежащих мер по сохранению их конфиденциальности через систему классификации названных сведений, разработку внутренних правил ограничения пользования, введение соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации учета, хранения и применение.

Статья 3. Несанкционированное разглашение коммерческой тайны

Под несанкционированным разглашением коммерческой тайны понимаются умышленные действия работников хозяйствующего субъекта, располагающих сведениями, составляющими коммерческую тайну, или других физических и юридических лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне либо незаконно получивших сведения, составляющие коммерческую тайну, повлекшие за собой их преждевременное открытие и бесконтрольное использование или распространение, в результате чего нанесен или может быть нанесен ущерб интересам хозяйствующего субъекта.
(В редакции Закона КР от 26 июня 1998 года N 83)

Глава II
Субъекты и объекты коммерческой тайны

Статья 4. Субъекты коммерческой тайны

1. К субъектам коммерческой тайны относятся физические и юридические лица Кыргызской Республики, а также других государств, занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории Кыргызской Республики.
2. Государство гарантирует право субъекта коммерческой тайны на ее соблюдение и защиту в предусмотренном законодательством порядке.

Статья 5. Объекты коммерческой тайны

1. Объектами коммерческой тайны являются преднамеренно скрываемые экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
2. Содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются субъектами предпринимательства.
3. К объектам коммерческой тайны не могут относиться:
а) учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию (устав, решение о создании предприятия или договор учредителей, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
б) сведения по утвержденным формам статистической отчетности, а также отчетности о финансово-экономической деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также других обязательных платежей;
в) документы об уплате налогов и других обязательных платежей;
г) документы, удостоверяющие платежеспособность;
е) сведения о численности, составе работников, заработной плате руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;
ж) сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении правил охраны труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью потребителей, а также о других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
з) сведения об участии должностных лиц государственных предприятий в организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
(В редакции Закона КР от 31 июля 2007 года N 125)

Статья 6. Компетенция и ответственность субъектов коммерческой
тайны

1. Порядок защиты коммерческой тайны в соответствии с настоящим Законом определяется субъектом предпринимательства или назначенным им руководителем, который доводит его до работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
2. Нарушение работниками хозяйствующего субъекта, другими физическими и юридическими лицами установленного субъектом предпринимательства или назначенным им руководителем порядка защиты коммерческой тайны влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
3. Субъект предпринимательства несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны.
4. Государство содействует субъекту предпринимательства в создании необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны.

Глава III
Защита коммерческой тайны и доступ к ней

Статья 7. Механизм определения порядка защиты коммерческой тайны

Субъектами коммерческой тайны разрабатываются инструкции, положения по обеспечению сохранности коммерческой тайны, в которых определяются:
а) состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну;
б) порядок присвоения грифа «Секрет предприятия» сведениям, работам и изделиям и его снятия;
в) процедура допуска работников хозяйствующего субъекта, а также лиц, привлекаемых к его деятельности, к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
г) порядок использования, учета, хранения и маркировки документов и иных носителей информации, изделий, сведения о которых составляют коммерческую тайну;
д) организация контроля за порядком использования сведений, составляющих коммерческую тайну;
е) процедура принятия взаимных обязательств хозяйствующими субъектами по сохранению коммерческой тайны при заключении договоров о проведении каких-либо совместных действий;
ж) порядок применения предусмотренных законодательством мер дисциплинарного, материального воздействия на работников, разгласивших коммерческую тайну;
з) возложение ответственности за обеспечение сохранности коммерческой тайны на должностное лицо хозяйствующего субъекта.

Статья 8. Обязательства работников хозяйствующего субъекта по
сохранению коммерческой тайны

1. Работники хозяйствующего субъекта, имеющие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, обязаны:
а) сохранять коммерческую тайну, которая станет им известна по работе, и не разглашать ее без разрешения, выданного в установленном порядке, при условии, что сведения, составляющие коммерческую тайну, не были известны им ранее либо не были получены ими от третьего лица без обязательства соблюдать в отношении их конфиденциальность;
б) выполнять требования инструкций, положений, приказов по обеспечению сохранности коммерческой тайны;
в) в случае попытки посторонних лиц получить от них сведения, составляющие коммерческую тайну, немедленно сообщить об этом соответствующему должностному лицу или в соответствующее подразделение хозяйствующего субъекта;
г) сохранять коммерческую тайну хозяйствующих субъектов, с которыми имеются деловые отношения;
д) не использовать знание коммерческой тайны для занятий деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб хозяйствующему субъекту;
е) в случае увольнения передать все носители информации, составляющие коммерческую тайну (рукописи, черновики, документы, чертежи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки на принтерах, кино-, фотопленки, модели, материалы и др.), которые находились в их распоряжении, соответствующему должностному лицу или в соответствующее подразделение хозяйствующего субъекта.
2. Данные обязательства даются в письменной форме при заключении трудового или иного договора либо в процессе его исполнения.

Статья 9. Специализированные подразделения по охране коммерческой
тайны

1. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на хозяйствующих субъектах могут создаваться специальные режимные подразделения, функции и полномочия которых отражаются в соответствующих инструкциях, положениях, приказах.
2. Правоохранительные и иные государственные органы оказывают содействие режимным подразделениям хозяйствующих субъектов в выполнении возложенных на них функций.

Статья 10. Защита коммерческой тайны при взаимодействии
хозяйствующих субъектов

1. При осуществлении хозяйствующими субъектами торгово-экономических, научно-технических, валютно-финансовых и других деловых связей, в том числе с иностранными партнерами, договаривающиеся стороны специально оговаривают характер, состав сведений, составляющих коммерческую тайну, а также взаимные обязательства по обеспечению ее сохранности в соответствии с законодательством.
2. При заключении договора с иностранными партнерами условия конфиденциальности деятельности должны соответствовать законодательству страны, где заключается договор, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями.

Статья 11. Доступ к коммерческой тайне

1. Доступ к коммерческой тайне имеют работники, круг которых определен субъектом предпринимательства.
2. Государственные контролирующие и правоохранительные органы в соответствии с полномочиями, предоставленными им законодательством по контролю и надзору, имеют право в пределах своей компетенции на основании письменного запроса знакомиться со сведениями, являющимися коммерческой тайной.
3. Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся коммерческой тайной, производится только с санкции прокурора или его заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя.
4. Должностные лица этих органов несут предусмотренную законодательством ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта.

Статья 12. Обязанности физических и юридических лиц, имеющих
доступ к коммерческой тайне

1. Физические и юридические лица, включая должностных лиц государственных органов контроля и надзора, имеющие доступ к коммерческой тайне, обязаны строго соблюдать требования о ее неразглашении, не допускать утечки информации к конкурирующим хозяйствующим субъектам.
2. Передача сведений, составляющих коммерческую тайну, иным лицам может осуществляться по решению либо с согласия руководителя хозяйствующего субъекта безвозмездно или за плату. Лицо, которому передана информация, составляющая коммерческую тайну, может использовать ее без права разглашения третьим лицам, если соглашением не предусмотрено иное.

Статья 13. Пределы ознакомления с коммерческой тайной в суде,
арбитраже

1. В ходе судебного разбирательства различных споров ознакомление суда, арбитража и третьих лиц с объектами коммерческой тайны допускается в части, относящейся непосредственно к существу спора, в котором хозяйствующий субъект выступает в качестве истца или ответчика.
2. Неограниченный допуск суда и арбитража к бухгалтерским книгам и иным коммерческим документам разрешается в случаях:
а) возбуждения дела о банкротстве и ликвидации хозяйствующего субъекта;
б) споров по поводу права наследования или раздела общего имущества супругов;
в) споров между самими учредителями хозяйствующего субъекта.

Статья 14. Основание для определения факта разглашения
коммерческой тайны

Передача третьим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой предусмотренную законодательством дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность при условии, что сведения содержались хозяйствующим субъектом в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение либо сведения получены иным незаконным способом и что разглашением был причинен ущерб.
(В редакции Закона КР от 26 июня 1998 года N 83)

Статья 15. Ответственность за несанкционированное разглашение
коммерческой тайны

1. За нарушение настоящего Закона и иных нормативных актов о коммерческой тайне физические и юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
2. Работники хозяйствующего субъекта, государственных органов, а также лица, незаконно получившие сведения, составляющие коммерческую тайну, или завладевшие ими, обязаны также возместить ущерб, причиненный хозяйствующему субъекту или субъекту предпринимательства.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

Опубликован в газете «Эркин Тоо — Свободные горы», 10 апреля 1998 года, N 43-44

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2 марта 1998 года

medialaw.asia

Популярное:

  • Вышел закон о материнском капитале Законы о материнском капитале Правоотношения, возникающие между гражданами России, иностранными гражданами и уполномоченными органами в сфере возникновения и реализации права на материнский капитал регулируются следующим […]
  • Изменения в закон о миграционном учете 2014 Правительство России О внесении изменений в Правила миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства Постановление от 29 мая 2014 года №491. Устраняются предпосылки для фиктивной регистрации иностранного гражданина […]
  • Референдум законы рф Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ"О референдуме Российской Федерации" С […]
  • 165 приказ мо рф Приказ Министра обороны РФ от 9 июля 2011 г. N 1110 "Об утверждении Положения о ежегодных денежных премиях Министра обороны Российской Федерации, присуждаемых преподавателям военных образовательных учреждений Министерства […]
  • Приказ 416н от 12 августа 2008 г Приказ 416н от 12 августа 2008 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2008 г. N 416н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и […]
  • Включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Вопросы и ответы Общая информация Субъектам малого и среднего предпринимательства Заказчикам товаров и услуг Реестродержателям Общая информация Единый реестр – это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах […]
  • Приказ 279 фсин россии от 04092006 Приказ Минюста РФ от 4 сентября 2006 г. N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" Приказ Минюста РФ от 4 сентября 2006 г. N […]
  • Приказ мз 1341 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1341н "Об утверждении Порядка ведения единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в […]