Закон о реабилитированных

Какие льготы действуют для репрессированных и реабилитированных граждан в 2018 году

Наша страна пережила самые различные периоды в своей истории, но одним из самых страшных было время политических репрессий. Еще при существовании СССР, а также после его распада тысячи репрессированных граждан были реабилитированы, и им назначены соответствующие льготы.

Сегодня в Российской Федерации действует ряд послаблений и преференций для данной категории пенсионеров, которые назначены соответствующим законом, принятым в 1991 году. Сегодня поговорим о том, какие же льготы предусмотрены для репрессированных и реабилитированных граждан, а также кто относится к данной категории лиц.

Кому положены послабления в 2017-2018 году

Назвать точное количество лиц, которые имеют право на получение льгот подобного рода очень сложно. Наиболее многочисленной считается группа репрессированных Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД). Советские суды, а также псевдосудебные органы того времени вынесли огромное количество приговоров по подобным делам. Только приблизительные подсчеты говорят о 5 500 000 человек, попавших под репрессии по данной категории. Ко второй по численности группе относят крестьян, которые попали под коллективизацию и раскулачивание. Считается, что в те времена было подвергнуто репрессиям от 3 000 000 до 4 000 000 человек. Основные меры наказания, которые применялись к обеим группам – ссылка, переселение, а также высшая мера – расстрел.

Третьей по численности категорией считаются депортированные народы. В I половине XX века огромное количество народов было принудительно переселено в северные районы, а также в среднюю Азию. Особенно часто данный способ репрессий применялся во время Великой Отечественной войны, тогда представителей малочисленных народов обвиняли в пособничестве немецкой армии. Еще одной категорией, которая также нередко подвергалась преследованиям, являются жители режимных и приграничных населенных пунктов. Достоверно количество жертв преследований неизвестно и, скорее всего, не будет известно никогда. Уже сейчас, по самым скромным данным, оно исчисляется десятками миллионов человек.

В 1991 году был принят закон № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в котором четко описываются лица, подходящие под данную категорию и имеющие право на получение преференций и льгот. Репрессированными и реабилитированными считаются граждане, которые подверглись преследованиям за свои политические убеждения, а также по национальному и религиозному признаку. Формы преследования могли быть следующими:

  • смертный приговор;
  • временное или пожизненное лишение свободы;
  • направление на принудительное лечение в медицинское учреждение психиатрического профиля;
  • отправка в ссылку;
  • депортация из страны;
  • принудительное выселение из дома, конфискация имущества;
  • лишение гражданства;
  • ограничение свободы с принудительными исправительными работами.

Все вышеперечисленные нормы указаны в статье 1 действующего закона. Следует обратить внимание и на нормы статьи 2 того же нормативного документа. В нем указывается перечень лиц, которые приравниваются к репрессированным и реабилитированным, а значит, также имеют право на соответствующие льготы. К данной категории относятся:

  • дети, которые были отправлены вместе с родителями в ссылку, в места лишения свободы или в колонии спецпоселения;
  • дети, которые остались без родительской опеки из-за преследований последних по политическому, национальному, религиозному признаку.

Итак, мы разобрались, кто именно может претендовать на льготы по данному основанию. Далее разберемся, что же нужно для получения преференций, и какие послабления предусмотрены для представителей данной категории населения.

Перечень и порядок получения льгот

Действующим законодательством предусмотрен ряд послаблений и привилегий для реабилитированных лиц. Их количество и объем определяются персонально для каждого гражданина, обратившегося в органы социальный защиты населения, в зависимости от принадлежности к какой-либо категории. Льготы для реабилитированных определяются как федеральным, так и региональным законодательством, соответственно, каждый субъект РФ может увеличивать или уменьшать их список. Зачастую льготы для реабилитированных приравнивают к преференциям для ветеранов труда и ВОВ. Итак, на что могут рассчитывать представители данной категории?

  1. Ежемесячная денежная выплата. Данное право гарантировано реабилитированным Федеральным законом № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Каждый год сумма пересматривается и индексируется, на сегодняшний день представители данной категории получают около 500 рублей ежемесячно.
  2. Компенсация оплаты услуг ЖКХ. Как правило, она составляет половину от общей суммы платежей. Данная норма распространяется не только на лиц, которые относятся к рассматриваемой группе, но и на всех жильцов квартиры или дома, проживающих вместе с пенсионером.
  3. Бесплатный проезд в муниципальном транспорте. Региональная норма, которая действует в некоторых субъектах РФ, гарантирует возможность бесплатного проезда пенсионера в городском автобусе, троллейбусе, трамвае. В некоторых маршрутных такси могут быть предусмотрены специальные льготные места. Также в отдельных регионах действуют скидки на проезд в метро и пригородном транспорте (автобусах или электропоездах). Размер льготы также определяется местным законодательством.
  4. Право на бесплатную установку домашнего телефона (с единовременной выплатой финансовой компенсации в размере стоимости услуги). Реабилитированные лица имеют возможность получить аппарат связи вне очереди. Также во многих регионах действует скидка на оплату услуг телефонной связи в размере 50%.
  5. Льгота на медицинское обслуживание. Все лица, которые относятся к данной категории, имеют право на безвозмездное получение лекарственных препаратов. Кроме того, они получают возможность приобрести и установить зубные протезы со скидкой в размере 50% от стоимости услуги. Оказание медицинской помощи и прием граждан в поликлиниках осуществляется без очереди.
  6. Право на безвозмездный проезд в железнодорожном транспорте дальнего следования и обратно один раз в год.
  7. Оплата стоимости топлива, необходимого для обогрева помещений в случае, если в доме пенсионера отсутствует отопление и централизованная подача газа.

Следует обратить внимание и на то, что от определенных послаблений пенсионер имеет право отказаться. Если данный факт присутствует, он получит денежную компенсацию, которая будет начисляться ему ежемесячно. Для этого нужно прийти в территориальные органы соцзащиты и подать соответствующее заявление.

Для того чтобы оформить льготы, вам необходимо явиться в органы социальной защиты населения и подать пакет документов. Для оформления послаблений и преференций вам потребуется следующий перечень бумаг:

  1. Удостоверение личности пенсионера.
  2. Документ, подтверждающий принадлежность к группе репрессированных и реабилитированных граждан.
  3. Ксерокопия пенсионного свидетельства.

Дополнительно также может потребоваться документ о прекращении перечислений подобного рода, если лицо когда-либо отказывалось от них.

Порядок предоставления также достаточно прост. После того как гражданин явится в органы социальной защиты населения и предъявит удостоверение личности, ему будет предложено написать заявление. Оно пишется по установленной форме, о чем обязаны рассказать сотрудники ведомства. В заявлении обязательно необходимо указать основания, в соответствии с которыми гражданин имеет право на получение льгот. Затем вместе с заявлением подается вышеуказанный пакет документов, после чего дело уходит на рассмотрение. Законом отводится 30 дней на рассмотрение обращения лица, после чего орган социальной защиты населения обязан дать свой ответ.

Заявление и пакет документов подаются различными способами. Вы можете явиться в территориальное управление органа соцзащиты лично, если у вас есть такая возможность. Если ее нет, возможно, обращение через уполномоченного представителя (потребуется дополнительный документ, подтверждающий его полномочия), а также по почте. Через 30 дней орган социальной защиты должен вынести решение о предоставлении льгот, отказе в таковом либо запросить дополнительные документы, если они необходимы. В случае отрицательного решения пенсионер имеет право обратиться в суд и потребовать соблюдения своих прав через органы правосудия.

Оформление льгот – не самое сложное дело, основная проблема здесь заключается в длительном ожидании ответа, а также во всевозможных тяжбах в случае отрицательного решения. Однако если вы подаете все необходимые документы, как правило, никаких проблем с этим не возникает, и территориальные органы социальной защиты населения принимают решение быстро, причем чаще положительное. Важно лишь найти время, чтобы явиться в соответствующее ведомство и подать необходимый перечень бумаг для оформления льгот, что делается также достаточно быстро.

lgotyinfo.ru

Разъяснение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»

Трудно передать словами глубину трагедии, которую пришлось пережить в годы сталинских репрессий нескольким поколениям наших соотечественников.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, наше государство выразило глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявило о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

За время действия Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (введен в действие в октябре 1991г.) органами прокуратуры, проделана колоссальная работа по восстановлению исторической справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Восстановлено доброе имя сотням тысяч граждан, государством приняты меры по устранению иных последствий произвола и обеспечению посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее Закон) предусматривается реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917г.

По смыслу закона политическим репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам. Это могут быть лишение жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судом или других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

-дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

-дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Кроме того, пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.

Необходимо отметить, что в отношении лиц, подвергнутых репрессиям в административном порядке (ссылка, высылка, спецпоселение и т.п.) заявления подаются в органы внутренних дел, а в отношении прочих репрессированных (в том числе незаконно осужденных за государственные и иные преступления, подвергнутых уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции) в органы прокуратуры (уровня субъекта Российской Федерации).

Таким образом, органы прокуратуры рассматривают заявления граждан в тех случаях, когда репрессии в отношении их самих или родственников осуществлялись в порядке уголовного судопроизводства по решениям судов или других внесудебных органов. Важно заметить, что заявления о реабилитации рассматриваются органами прокуратуры по месту хранения уголовных дел.

В прокуратуру области поступают письменные обращения граждан по вопросам, касающимся исполнения Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Срок рассмотрения таких заявлений не может превышать трех месяцев.

Отсутствие в них необходимых сведений зачастую затрудняет разрешение поставленных проблем, вызывает запросы дополнительной информации, соответствующих документов.

Заявления по вопросам реабилитации должны содержать полную информацию о репрессированном: год, место рождения и проживания; год, место, орган репрессии; мера и место отбывания наказания; год возвращения из мест лишения свободы. Но даже отсутствие у заявителей точных данных, не является препятствием для обращений. В таких случаях можно указать примерные данные.

К заявлению прилагаются заверенные нотариусом или органом местного самоуправления копии следующих документов:

супругами репрессированных – свидетельства о браке с лицом, репрессированным по политическим мотивам и реабилитированным посмертно;

детьми репрессированных – свидетельства о рождении; в случае изменения фамилии – свидетельства о браке; судебное решение, устанавливающее факт родства.

Прокуратура, получившая заявление с документами, по материалам дела проверяет достоверность реабилитации и родственных связей заявителя с репрессированным, наличие оснований для признания подвергшимся или пострадавшим от политических репрессий.

По результатам рассмотрения заявителю выдается справка о реабилитации, о признании пострадавшим от политической репрессии либо направляется мотивированный отказ в удовлетворении просьбы.

proc-nn.ru

Архив Александра Н. Яковлева

РЕАБИЛИТАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО. СЕРЕДИНА 80-Х — 1991
Раздел V. Реабилитация в политике государственных органов СССР и РСФСР. Июль 1990 – декабрь 1991

Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О реабилитации жертв политических репрессий»

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Верховный Совет РСФСР выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение и психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.

Статья 2. Настоящий Закон распространяется на всех советских граждан – граждан РСФСР и других республик, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Наряду с лицами, к которым непосредственно были применены меры принуждения, пострадавшими от политических репрессий признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также подвергшиеся другим ограничениям в правах и свободах в связи с репрессированием их родителей. Восстановление прав и предоставление социально-бытовых льгот этим лицам производится в случаях, специально установленных законодательством СССР и РСФСР.

Статья 3. Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

а) осуждены за государственные и иные преступления;

б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;

в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;

г) помещены по решениям судов и внесудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение.

Статья 4. Не подлежат реабилитации лица, перечисленные в статье 3 настоящего закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода военнослужащего на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;

б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

в) организация банд-формирований и участие в совершении ими убийств, грабежей и других насильственных действий;

г) военные преступления и преступления против правосудия.

Статья 5. Признаются не содержащими общественной опасности ниже перечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за:

а) антисоветскую агитацию и пропаганду;

б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй;

в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви;

г) посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов,

то есть по статьям 70 (в редакции, действовавшей до Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1990 года), 190-1, 142 и 227 Уголовного кодекса РСФСР и аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства.

II. ПОРЯДОК РЕАБИЛИТАЦИИ

Статья 6. Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 3 настоящего Закона, – в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных – в органы прокуратуры.

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.

Статья 7. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы или иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и выдают справку о реабилитации.

При отсутствии документальных сведений факт применения репрессии может быть установлен на основании свидетельских показаний в судебном порядке.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Статья 8. Органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с не отмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пп. «а», «б», «г» статьи 3 и статьей 5 настоящего Закона. Порядок указанной работы и распределение обязанностей определяются Генеральным прокурором РСФСР.

По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.

При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют дело с заключением в суд в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

Статья 9. Решения по делам, предусмотренным частью третьей статьи 8 настоящего Закона, принимаются:

а) на осужденных – судами, которыми выносились последние судебные решения. Дела, по которым приговоры, определения, постановления были вынесены упраздненными или расформированными судами, а также военными трибуналами в отношении гражданских лиц, передаются на рассмотрение тех судов, к подсудности которых эти дела отнесены по действующему законодательству. Территориальная подсудность дела определяется по месту вынесения последнего судебного решения;

б) подвергнутых внесудебным репрессиям: в отношении гражданских лиц – Верховными Судами автономных республик, областными, краевыми судами, судами автономных областей, автономных округов, и в отношении военнослужащих – военными трибуналами округов и флотов, на территории которых действовали соответствующие несудебные органы.

В случае спора о подсудности дела могут передаваться из одного суда в другой по распоряжению Председателя Верховного Суда РСФСР.

Статья 10. Дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством РСФСР с изъятиями, предусмотренными настоящим Законом.

В результате рассмотрения дела суд признает лицо не подлежащим реабилитации либо признает, что лицо репрессировано необоснованно, отменяет состоявшееся решение и дело в отношении него прекращает. Суд может внести изменения в ранее состоявшееся решение.

В отношении лица, признанного судом не подлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным – справка о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано прокурором и обжаловано заинтересованными лицами и общественными организациями в вышестоящий суд.

Статья 11. Реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти – родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов непроцессуального характера. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников не допускается и преследуется в установленном законом порядке.

Реабилитированные лица и их наследники имеют право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов.

По ходатайству заявителей органы, осуществлявшие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны сообщить им время, причины смерти и место погребения реабилитированного.

III. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ

Статья 12. Лица, реабилитированные в порядке, установленном настоящим Законом, восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются ордена и медали.

При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Статья 13. Признается право реабилитированных проживать в тех местностях и населенных пунктах, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными. При отсутствии документальных данных факт вынужденного переселения, сопряженного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Статья 14. Восстанавливаются в гражданстве РСФСР все жители РСФСР, лишенные гражданства без свободного волеизъявления. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 15. Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и реабилитированным в соответствии с настоящим Законом, органами социального обеспечения по месту их жительства на основании справки о реабилитации выплачивается денежная компенсация из расчета 180 рублей за каждый месяц лишения свободы, но не более чем 25 тысяч рублей, из средств республиканского бюджета РСФСР.

Выплата компенсации производится как единовременно, так и в ином порядке, установленном Советом Министров РСФСР, при условии, что в течение первых трех месяцев с момента обращения реабилитированного в органы социального обеспечения выплачивается не менее одной трети общей суммы, а выплата остальной суммы производится в течение трех лет.

Выплата компенсации наследникам не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным.

Лицам, на которых распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа.

Статья 16. Лица, подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, ссылки и высылки, реабилитированные в соответствии с настоящим Законом, члены их семей, а также лица, необоснованно помещавшиеся по политическим мотивам в психиатрические лечебные учреждения, имеют право на первоочередное получение жилья в случаях, если они утратили право на занимаемое жилое помещение в связи с репрессиями и в настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий, а также в случаях, указанных в статье 13 настоящего Закона. Тем же категориям лиц, проживающим в сельской местности, предоставляется право на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

Лица, подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, ссылки или высылки, реабилитированные в соответствии с настоящим Законом, а также лица, необоснованно помещавшиеся по политическим мотивам в психиатрические лечебные учреждения, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на:

первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;

бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М при наличии соответствующих медицинских показаний;

бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в сельской местности в пределах административного района проживания;

бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, – водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;

снижение оплаты жилой площади, коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством;

первоочередную установку телефонов;

первоочередное вступление в садоводческие общества и жилищно-строительные кооперативы;

первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с сохранением не менее 25 процентов назначенной пенсии;

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями;

льготное обеспечение продуктовыми и промышленными товарами.

Лица, реабилитированные в соответствии с настоящим Законом, имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией.

Реабилитированным лицам, имеющим право на предусмотренные настоящим Законом льготы, выдается свидетельство единого образца, который утверждается Советом Министров РСФСР.

Статья 17. Действие статей 12 – 16 настоящего Закона распространяется на жертвы политических репрессий, которые были реабилитированы до принятия настоящего Закона.

Статья 18. Списки лиц, реабилитированных на основании настоящего Закона, с указанием основных биографических данных, обвинений, по которым они признаны реабилитированными, периодически публикуются органами печати местных Советов народных депутатов, Верховных Советов республик в составе РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

Работники органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, прокуратуры, судьи, члены комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек», работники других органов, осуществлявших судебные полномочия, судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, несут уголовную ответственность на основании действующего уголовного законодательства. Сведения о лицах, признанных в установленном порядке виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публикуются органами печати.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Для контроля за исполнением настоящего Закона создается Комиссия Верховного Совета РСФСР по реабилитации, которой обеспечивается полный доступ к архивам судов, военных трибуналов, прокуратуры, органов государственной безопасности, внутренних дел и другим архивам, находящимся на территории РСФСР.

Комиссии по реабилитации предоставляется право распространять действие статей 12-16 настоящего Закона на лиц, реабилитированных в общем порядке, когда имеются основания рассматривать факт привлечения их к ответственности и осуждение как политическую репрессию.

Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Б. Ельцин

ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 2875. Л. 64–71. Копия. Машинопись.

Опубликовано: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.

www.alexanderyakovlev.org

О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»

депутатом Государственной Думы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации

«О реабилитации жертв политических репрессий»

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 21; Российская газета, 1993, 15 октября; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) абзац третий преамбулы изложить в следующей редакции:

«Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации — жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории государств — бывших союзных республик СССР, с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.»;

2) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«на граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории государств — бывших союзных республик СССР с 25 октября (7 ноября) 1917 года и не реабилитированных компетентными органами этих государств либо государственными органами бывшего СССР.».

Статья 2

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации

«О реабилитации жертв политических репрессий»

Проект федерального закона разработан в целях реабилитации всех граждан Российской Федерации — жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории государств-республик бывшего СССР с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Положения статьи 2 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» допускают дискриминацию части граждан Российской Федерации в праве на получение статуса жертвы политических репрессий в зависимости от территории , где по отношению к ним применялись политические репрессии.

Тем самым нарушается гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства граждан перед законом.

Согласно абзацу первому статьи 2 данный Закон РФ в части порядка реабилитации распространяется, в частности, на граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

В действительности в Российской Федерации проживают и ее граждане, подвергшиеся политическим репрессиям на территории государств − бывших союзных республик СССР, которые не могут быть реабилитированы в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации всем гарантируется равенство перед законом, фактически допускается дискриминация части граждан Российской Федерации в праве на получение ими статуса жертвы политических репрессий в зависимости от территории их применения.

Возникает парадоксальная ситуация, когда гражданин, например, Узбекистана, подвергнутый политическим репрессиям на территории Российской Федерации, будет реабилитирован и сможет получить компенсацию материального ущерба, а гражданин Российской Федерации, подвергнутый политическим репрессиям на территории Узбекской ССР, может оказаться заложником несовершенства правового регулирования реабилитации жертв политических репрессий.

В Республике Узбекистан законодательство о реабилитации жертв политических репрессий отсутствует, законом Украины лишены права на реабилитацию насильственно переселенные репрессированные народы (крымские татары, немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие).

По сообщению Уполномоченного по правам человека в Самарской области, к нему обратилась гражданка Российской Федерации И., 1926 года рождения, которая вместе с родителями и двумя братьями в 1941 году по признаку их национальной принадлежности (лица немецкой национальности) были подвергнуты административному выселению из места постоянного проживания в Красноармейском районе Сталинской области Украинской ССР с направлением их на спецпоселение в Казахскую ССР, а затем в Таджикскую ССР и Киргизскую ССР, откуда они освобождены в 1956 году.

Из Украины заявительница получила ответ, что согласно п. 4 постановления Верховного Совета Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» данный законодательный акт не распространяется на насильственно переселенные репрессированные народы, поскольку вопрос о реабилитации этой категории граждан якобы решен постановлением Верховного Совета СССР от 07.03.1991 «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав».

В результате правового вакуума тысячи граждан Российской Федерации остаются без гарантированного им восстановления их нарушенных прав.

Нами был изучен опыт правового регулирования реабилитации жертв политических репрессий в государствах-бывших союзных республиках СССР:

1) Закон Республики Армения от 14 июня 1994 года №С-1063-1-ЗР-106 «О репрессированных лицах»;

2) Закон Азербайджанской Республики от 15 марта 1996 года № 44-IQ «Об оправдании жертв политической репрессии»;

3) Постановление Верховного Совета Белорусской ССР от 6 июня 1991 года № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20 — 80-х годов в Республике Беларусь»;

4) Закон Грузии от 11 декабря 1997 года №1160 Ят «О признании граждан Грузии жертвами политических репрессий и социальной защите репрессированных»;

5) Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года № 2143-XII
«О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;

6) Закон Кыргызской Республики от 27 мая 1994 года №1538-XII «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам»;

7) Закон Латвийской Республики от 26 апреля 1995 года «Об определении статуса политически репрессированного лица для пострадавших от коммунистического и нацистского режимов»;

8) Закон Республики Молдова от 8 декабря 1992 года №1225-XII «О реабилитации жертв политических репрессий»;

9) Постановление Президиума Верховного Совета Республики Туркменистан от 30 декабря 1992 года № 1088 «О льготах гражданам,
пострадавшим от репрессий в 20—50 годах»;

10) Закон Украинской ССР от 17 апреля 1991 года № 962-XII «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине»;

11) Постановление Президиума Республики Туркменистан
от 30 декабря 1992 года № 1088 «О льготах гражданам, пострадавшим от репрессий в 20—50 годах».

В большинстве вышеперечисленных законодательных актов право на реабилитацию имеют граждане государства, подвергшиеся политическим репрессиям на территории данного государства.

Однако в ряде бывших союзных республик СССР такое право предоставлено всем гражданам государства вне зависимости от того, в какой части бывшего СССР они были репрессированы.

К числу подобных государств относятся Азербайджан, Грузия, Казахстан и Кыргызстан.

Например, в статье 2 Закона Республики Казахстан
«О реабилитации жертв массовых политических репрессий» установлено, что действие настоящего Закона распространяется на всех без исключения лиц, непосредственно подвергшихся политическим репрессиям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющихся гражданами Республики Казахстан.

Таким образом, прежде чем быть реабилитированными и получить компенсацию материального ущерба граждане Российской Федерации, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, должны стать гражданами соответствующих государств.

Несовершенство правового регулирования было предопределено отсутствием гармонизации правовых актов бывших союзных республик СССР в области реабилитации жертв политических репрессий.

14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР провозгласил Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав».

В Декларации была особо отмечена необходимость принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям.

Через полтора года было принято постановление Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 года № 2013-I «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

Согласно данному постановлению Кабинету Министров СССР совместно с высшими органами государственной власти и управления республик было поручено организовать до конца 1991 года практическое восстановление законных прав репрессированных народов, включая предоставление соответствующих льгот гражданам, мобилизованным в годы Великой Отечественной войны в рабочие колонны, а также установить по мере создания экономических и социальных условий порядок, размеры и механизм материальных компенсаций лицам, непосредственно подвергшимся насильственному переселению.

Кабинет Министров СССР и Верховный Совет СССР так и не смогли обеспечить единообразие в республиканском законодательстве о реабилитации репрессированных народов и других жертв политических репрессий.

В некоторых республиках соответствующие законодательные акты были приняты до распада, а в других после распада Советского Союза.

Как уже было показано, ряд таких законодательных актов содержат правовые нормы, препятствующие реабилитации отдельных категорий жертв политических репрессий.

Возник правовой вакуум: СССР прекратил свое существование, органы власти СССР не смогли обеспечить единообразие в республиканском законодательстве, органы власти государств-бывших республик СССР подошли к вопросу реабилитации жертв политических репрессий избирательно, тысячи граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории государств-бывших республик СССР, не имеют права на реабилитацию.

Принятие данного закона позволит восстановить права граждан, пострадавших вследствие политических репрессий, а также обеспечить выполнение государственных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона

«О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации

«О реабилитации жертв политических репрессий»

В связи с малочисленностью граждан, подпадающих под действие положений данного законопроекта, его реализация потребует незначительных дополнительных затрат из федерального бюджета.

Согласно части 4 статьи 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закона РФ) реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей.

Для реализации законопроекта в части выплаты вышеназванной денежной компенсации потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета в сумме 548 тыс. рублей.

Указанная сумма расходов федерального бюджета определена по следующей формуле: 300 (человек) * 24 (месяца) * 75 (рублей) * 1,0165 = 548 тыс. рублей, где:

300 (человек) – примерное количество лиц, подвергшихся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, на которых распространяется действие проекта Федерального закона;

24 (месяца) – среднее количество времени лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях в рамках принудительного лечения лиц, подвергшихся репрессиям, на которых распространяется действие проекта федерального закона;

75 (рублей) – размер денежной компенсации за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях;

1,0165 – коэффициент расходов на доставку средств денежной компенсации получателям.

В статье 16.1 Закона РФ регулируется порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации. Здесь же предусмотрено, что в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома.

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

Для реализации законопроекта в части выплаты вышеназванной денежной компенсации потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета в сумме 12 миллионов рублей.

Указанная сумма расходов федерального бюджета определена по следующей формуле: 1 700 (человек) * 7 000 (рублей) * 1,0165 = 12 миллионов рублей, где:

1 700 (человек) – примерное количество лиц, подвергшихся репрессиям, у которых было конфисковано, изъято и вышло иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, на которых распространяется действие проекта федерального закона;

7 000 (рублей) – средний размер денежной компенсации за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из владения лиц, подвергшихся репрессиям, имущество;

1,0165 – коэффициент расходов на доставку средств денежной компенсации получателям.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 №635 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество» расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счет межбюджетных трансфертов, утвержденных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации по подразделу «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов.

Рассматриваемый законопроект повлечет выпадающие доходы из федерального бюджета в 2013 году, за счет предоставления новой категории граждан льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, в сумме 450 тыс. рублей.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

Указанная сумма расходов федерального бюджета определена по следующей формуле: 450 (человек) * 1 000 (рублей) = 450 тыс. рублей, где:

450 (человек) – примерное количество лиц, подвергшихся репрессиям, которые могут воспользоваться льготой при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, на которых распространяется действие проекта федерального закона;

1 000 (рублей) – общая сумма всех разновидностей государственной пошлины, от уплаты которой могут быть освобождены лица, на которых распространяется действие проекта федерального закона.

К разновидностям вышеназванной государственной пошлины в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ относятся:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц — 200 рублей;

2) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

3) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, — 200 рублей;

4) при подаче заявления по делам особого производства — 200 рублей;

5) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

6) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок для физических лиц — 200 рублей.

ldpr.ru

Популярное:

  • Новые штрафы за нарушения пдд с 2018 Все штрафы ГИБДД 2018 Самые распространённые штрафы Превышение скорости ч.1. Превышение на 10-20 км/ч - статья исключена; ч.2. Превышение на 20-40 км/ч - штраф 500 руб.; ч.3. Превышение на 40-60 км/ч - штраф от 1 000 до 1 […]
  • Характеристика элементов налога на имущество физических лиц Рубрикатор Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом […]
  • 5 пассажиров штраф Штраф за лишнего пассажира в 2018 году Согласно Правилам дорожного движения, перевозка в салоне большего количества пассажиров, чем это позволяют габариты транспортного средства, недопустима. Так, количество людей в одном […]
  • Оспорить штраф за ремень безопасности Штраф за непристегнутого ребенка Согласно ст.12.6 действующей редакции «Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП РФ), за не пристегнутый пассажиром ремень безопасности в автомобиле штраф […]
  • Оплата госпошлины на загранпаспорт через сбербанк Оплата госпошлины за загранпаспорт нового и старого образца Чтобы получить загранпаспорт, гражданин обязан заплатить госпошлину. Ее размер фиксируется в действующих нормативно-правовых актах. Для удобства лиц, осуществляющих […]
  • Электросталь сиделка с проживанием Сиделки в Электростали 286 специалистов Цены: от 500 до 5000 / усл. Цены: от 500 до 1200 / усл. Сиделки — широкая база специалистов 257 отзывов о специалистах на PROFI.RU Сиделки в Электростали от 500 рублей/усл. C чего […]
  • Загранпаспорт оформить уфмс Как оформить загранпаспорт в Перми: инструкция, документы, адреса В этой статье вы узнаете, как оформить загранпаспорт в Перми: какие виды паспортов бывают, какой пакет документов нужно собрать, стоимость данной услуги, сколько […]
  • В воронеже госпошлина Госпошлина на регистрацию автомобиля Все регистрационные действия с автомобилем сопровождаются обязательной уплатой государственной пошлины. Госпошлина ГИБДД на регистрацию авто Любой автомобиль должен быть самостоятельно […]