Закон о социальном страховании кнр

Современный Китай

Социальное страхование в Китае

Сегодня многие считают, что в Китае государство совершенно не платит пенсий, а забота о пожилых людях полностью ложится на плечи детей и родственников. Отчасти так и есть, но на самом деле в КНР продолжает поступательно развиваться система социального страхования и защиты населения, и пусть она пока не охватывает всю огромную страну целиком, но шаги в этом направлении делаются, принимаются новые постановления и законы, анализируются успехи и ошибки прошлых лет. В этой статье мы постараемся кратко рассказать о системе социального страхования Китая и пенсионной системе в частности.

В последнее время китайское правительство стремится создать новую социальную систему, основанную на индивидуальных трудовых договорах и возложить на работодателей первоочередную ответственность за пенсионные и другие социальные взносы. В дополнение, правительство организовало жилищный фонд, призванный помочь работникам обзавестись собственным жильем.

Основные принципы китайской системы социального обеспечения указаны в Законе о социальном страховании ( 社会保险法 ).

Основная структура пенсионной системы КНР была определена в 1997 году в соответствии с решением Государственного Совета о создании Единой пенсионной системы для работников предприятий ( 国务院关于建立统一的企业职工基本养老保险制度的决定 ). Согласно текущему законодательству, работник и работодатель обязаны делать взносы в пенсионный фонд. Работник отчисляет 8% от оклада, в то время как работодатель вносит проценты от общего объема заработной платы всей своей рабочей силы, как правило, около 20%. Существуют ограничения на взносы как для работодателей, так и для работников, точные ставки варьируются в зависимости от региона.

Работник делает накопительные взносы на личный счет. По выходу на пенсию, баланс счета, включая проценты, делится на 120 частей и выплачивается ежемесячно, в течение десяти лет. В дополнение к этому, пенсионер получает базовую пенсию до конца жизни. Базовая пенсия рассчитывается на основе трудового стажа, средней заработной платы в данной местности и продолжительности жизни. Эти общие пенсионные выплаты теоретически финансируются за счет взносов работодателя, но правительство по закону обязано покрыть любые недоимки.

Работник получает право на выплаты только по достижению пенсионного возраста (см. ниже) и только в том случае, если он как минимум 15 лет платил взносы. Иначе придется отложить выход на пенсию, либо доплатить взносы, либо получить всю сумму, включая проценты, единовременной выплатой. Безработных и крестьян этот закон тоже касается. Как правило, их пенсионные фонды субсидируются государством, но уровень пенсий, особенно в сельской местности, крайне низкий.

Пенсионный возраст в Китае — 60 лет для мужчин, 50 лет для женщин, работающих на предприятиях, 55 лет для женщин-государственных служащих. Возраст установлен в 1950-х годах и в настоящее время четких планов по его повышению нет. Правительство, вероятно, рассмотрит такую возможность, если пенсионная система КНР будет устойчивой в долгосрочной перспективе, и отношение работодателей к пожилым сотрудникам станет более лояльным. Сейчас в Китае около 200 млн. человек в возрасте старше 60 лет, а средняя продолжительность жизни — 75 лет.

В настоящее время доходы пенсионного фонда по-прежнему превышают расходы в большинстве провинций, особенно в прибрежной Гуандун, где годовой профицит почти 80 млрд. юаней (2013 год), однако, в провинциях на северо-востоке Китая, где количество пенсионеров велико уже ощущается напряженность.

Пособия по безработице

В 1999 году было принято положение о страховых выплатах по безработице ( 失业保险条例 ). И работник, и работодатель делают взносы в страховой фонд, как правило, 1% и 2% соответственно. Потеряв работу, гражданин имеет право на льготы, в том числе на медицинскую страховку. Продолжительность выплат зависит от того, сколько лет работник делал взносы — максимум пособие можно получать 24 месяца, если до этого проработал 10 лет и более.

Согласно положению, пособие по безработице должно быть меньше минимального оклада труда, который и без того установлен на низком уровне и не может считаться прожиточным минимумом. В сельской местности данный закон вообще не работает, максимум, что делают там — выдают небольшое единовременное пособие.

Медицинская страховка

Решение Государственного Совета о создании базовой системы медицинского страхования для городских рабочих и служащих ( 国务院关于建立城镇职工基本医疗保险制度的决定 ) от 1998 года определило правила медицинской страховки в КНР. Взносы в страховой фонд разделены точно так же, как в пенсионный, разница лишь в цифрах: работник отчисляет 2% от оклада, работодатель — 6-12% от заработной платы своих сотрудников. По прошествии определенного количества лет работник имеет право на льготное медицинское обслуживание без надобности доплачивать дополнительно.

Медицинская страховка работника обязана покрывать расходы на любое лечение стоимостью до 10% или менее от местной среднегодовой заработной платы. Объединенные страховые фонды покрывают любые расходы выше 10% от средней годовой заработной платы (максимум пять средних годовых зарплат). Если на страховом счете работника не хватает средств, он должен восполнить дефицит из собственного кармана. На накопление необходимой суммы у низкооплачиваемого сотрудника уходит несколько лет.

Закон о социальном страховании подчеркивает, что медицинская страховка должна покрывать расходы работников на медицинские услуги непосредственно. Тем не менее, в большинстве случаев, работники должны платить авансом и требовать возмещения от властей позже.

Страхование производственных травм

Взносы в страховой фонд платит исключительно работодатель, ставка варьируется от 0,5% до 2% фонда заработной платы и зависит от факторов риска для здоровья на конкретных предприятиях и объектах.

Работодатель во время лечения сотрудника по-прежнему обязан выплачивать ему заработную плату и пособие, зависящее от характера травм, в т.ч. по инвалидности, а также возместить расходы на медицинские услуги.

Страхование по материнству

В данный страховой фонд взносы делает лишь работодатель по ставкам, определенным органами местного самоуправления. Например, в Пекине это 0,8% от общего объема заработной платы, в Гуанчжоу — 1%, в Чэнду — 0,6%.

Страховка по материнству покрывает все медицинские расходы, в том числе процедуры контроля за рождаемостью, пренатальные проверки, пособия в течение декретного отпуска.

Согласно особому постановлению о защите женщин-сотрудников ( 女职工劳动保护特别规定 ), которое вступило в силу 28 апреля 2012 года, женщины имеют право на 98 дней отпуска по беременности и пособие в размере, равном по крайней мере, средней заработной плате на текущем месте работы. Кроме того, некоторые местные органы власти требуют от работодателей предоставлять дополнительные льготы для работниц, зарабатывающих больше, чем средняя заработная плата.

Жилищный фонд

Жилищный фонд, также известный как Фонд обеспечения жильём, официально не часть системы социального страхования Китая: он находится в ведении Министерства жилищного строительства и развития городских и сельских районов, а не Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения. Тем не менее, он часто объединяется вместе с пятью официальными программами социального страхования, так как действует в подобной манере, с пользой, финансируемой за счет взносов, уплачиваемых работодателями и их сотрудниками.

Фонд был создан в 1999 году, во времена, когда десятки миллионов рабочих сокращались с государственных предприятий (ГП) по всей территории Китая. ГП больше не могли помочь в получении собственного жилья, для этой цели был создан специальный жилищный фонд. Выплаты жилищного фонда могут употребляться для финансирования льготной ипотеки, покрытия расходов на ремонт и техническое обслуживание жилья и получение жилищных субсидий. В случае невостребованности, фонд можно использовать как вторую пенсию. Кроме того, недавние поправки позволили использовать средства жилищных фондов на неотложные расходы, такие, как серьезное лечение.

В положение о жилищных фондах ( 住房公积金管理条例 ) говорится, что ставка взносов для работника и работодателя должна определяться органами местного самоуправления и не может быть ниже 5% от средней заработной платы на предприятии. В Пекине, например, работодатель должен вносить 12% от средней заработной платы в течение предыдущего года, а сотрудник — 12% от среднемесячной заработной платы за предыдущий год. В Шанхае эта цифра равна 7%. Во всех случаях отчисления производятся ежемесячно и исключаются из подлежащей обложению подоходным налогом суммы.

www.studychinese.ru

Закон о социальном страховании кнр

Статья 70. Государство развивает дело социального страхования, создает систему социального страхования, учреждает фонд социального страхования, гарантирует трудящимся получение помощи и компенсации в престарелом возрасте, в случаях заболевания, производственного травматизма, безработицы, рождения ребенка и т. д.

Статья 71. Уровень социального страхования должен соответствовать уровню социально-экономического развития и возможностям, которые берет на себя общество.

Статья 72. Фонд социального страхования в соответствии с видом страхования определяет источники поступления средств и постепенно осуществляет единое социальное планирование. Наниматели и трудящиеся должны в соответствии с законом принимать участие в социальном страховании, вносить взносы на социальное страхование.

Статья 73. Трудящиеся пользуются по закону социальным страхованием в нижеследующих случаях:

1) при выходе на пенсию;
2) при заболевании, травматизме;
3) в случае производственного травматизма или профессионального заболевания;
4) в случае безработицы;
5) при рождении ребенка.

После смерти трудящегося его родственники, согласно закону, получают пособие на захоронение умершего.

Условия и нормы получения трудящимися выплат по социальному страхованию устанавливаются законами и подзаконными актами.

Средства социального страхования, получаемые трудящимися, должны выплачиваться своевременно и в полном объеме.

Статья 74. Орган управления фондом социального страхования в соответствии с законом устанавливает поступления и выплаты и управляет ими, пускает в оборот средства фонда социального страхования и несет ответственность за сохранение и приумножение средств фонда социального страхования.

Орган ревизии фонда социального страхования в соответствии с установлениями закона осуществляет контроль за поступлениями и выплатами, управленческими делами и механизмом оборота средств Фонда социального страхования.

Создание органа управления фондом социального страхования и органа ревизии фонда социального страхования и их функции регламентируются законом.

Никакие организации или отдельные лица не могут использовать фонд социального страхования не по его прямому назначению.

Статья 75. Государство поощряет нанимателей, исходя из реального положения данной единицы, создавать для трудящихся дополнительное страхование.

Государство поощряет трудящихся проводить индивидуальное страхование, имеющее характер сбережений.

Статья 76. Государство развивает дело социального обеспечения, проводит мероприятия по общественному благосостоянию, создает условия для отдыха трудящихся, реабилитации их здоровья и санитарно-курортного лечения.

Наниматели должны создавать условия, улучшать коллективное благосостояние, повышать уровень благосостояния трудящихся.

Данный сайт поддерживается компаниями CHINA WINDOW Consulting Group и Beijing CW Consulting, являющимися аффилированными структурами, организованными российскими юристами, работающими в Китае. Сайт компании

chinalawinfo.ru

Правила социального страхования иностранных работников в КНР

Впервые опубликовано 13 сентября 2011 г.

В соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» (вступил в силу с 1 июля 2011 г.) обязательное социальное страхование распространено на работников с иностранным гражданством. Подробные правила социального страхования иностранных работников установлены «Временными правилами участия в социальном страховании иностранных граждан, работающих в КНР» (Приказ Министерства трудовых ресурсов и социальной защиты № 16-2011) (далее – Правила).

Сфера применения Правил

К иностранным гражданам Правила относят лиц, не имеющих гражданства КНР, работающих в КНР на законных основаниях и имеющих «Свидетельство о трудоустройстве иностранного гражданина», «Удостоверение иностранного специалиста (эксперта)», «Свидетельство об аккредитации иностранного журналиста» или другой документ, дающий право на трудоустройство или проживание в КНР, включая вид на жительство. Таким образом, обязательное социальное страхование распространено практически на всех иностранцев, находящихся в КНР, не включая временно пребывающих в стране по визам F или L.

Обязанность уплачивать страховые взносы распространяется на лиц, работающих в КНР в предприятиях, учреждениях, общественных организациях, частных учреждениях, фондах, юридических или бухгалтерских фирмах и любых других организациях. Обязательное участие в социальном страховании распространяется также на иностранных работников, заключивших трудовой договор с иностранным работодателем и направленных в КНР для работы в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) иностранной компании.

Виды обязательного социального страхования

Срок оформления документов

Обязанность по регистрации работника в связи с уплатой взносов на социальное страхование возлагается на работодателя. Срок, в течение которого работодатель обязан зарегистрировать работника – 30 дней со дня выдачи работнику Свидетельства о трудоустройстве.

Уплата взносов на социальное страхование

Работодатель и работник должны исполнять обязанность по уплате взносов на обязательное социальное страхование. В соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» взносы на базовое пенсионное и базовое медицинское страхование выплачиваются работником и работодателем; взносы на страхование от производственных травм, страхование безработицы и страхование беременности и родов выплачиваются работодателем.

Номер социального страхования

При регистрации иностранец получает личный номер социального страхования, состоящий из 1) кода страны; 2) резервной цифры; 3) номера удостоверения личности (паспорта).

Код страны – используется «Коды стран для представления названий стран и единиц их административно-территориального деления» (ISO 3166-1-2006 alpha-3). Например, для РФ код страны – RUS.

Резервная цифра – по умолчанию 0.

Номер удостоверения личности – только цифры и буквы латинского алфавита; для присвоения номера социального страхования не используются специальные символы, содержащиеся в номере удостоверения личности.

После присвоения номер социального страхования не изменяется. В случае перевыпуска (замены) иностранцем удостоверения личности (паспорта) необходимо обратиться в орган социального страхования для внесения изменений в данные (при этом ранее присвоенный номер социального страхования останется прежним).

Базовое пенсионное страхование

Участвующие в социальном страховании иностранные граждане вправе пользоваться социальным обеспечением, предусмотренным в рамках данных программ. По общему правилу для получения пенсии в КНР необходимо выплачивать взносы на базовое пенсионное страхование, как минимум, в течение 15 лет. Если иностранец прекращает работу и выезжает из КНР до достижения установленного законом пенсионного возраста, его накопительный пенсионный счет сохраняется.

При возвращении в КНР и повторном трудоустройстве участие иностранца в пенсионном страховании возобновляется. Кроме того, допускается единовременная выдача всех средств на его накопительном пенсионном счете по заявлению иностранного гражданина с прекращением его участия в пенсионном страховании.

В соответствии с правилами остаток на накопительном пенсионном счете иностранного гражданина может быть унаследован после его смерти.

Социальное обеспечение для иностранцев за рубежом

В случае если иностранец, имеющий право на ежемесячное получение социального обеспечения в КНР, проживает за рубежом, то данное лицо, по меньшей мере, один раз в год, обязано предоставлять структуре социального страхование подтверждение факта нахождения в живых, выдаваемое консульским учреждением КНР за рубежом или нотариально заверенное в нотариальной структуре страны проживания и прошедшее легализацию в консульском учреждении КНР в данной стране. Иностранцы могут лично явиться в структуру социального страхования. В таком случае подтверждение факта нахождения в живых не требуется.

Соглашения КНР с другими странами по вопросам социального страхования

При наличии соглашения КНР с другой страной по вопросам социального страхования, для работающих в КНР граждан стороны соглашения действует порядок, предусмотренный соглашением.

В настоящее время КНР имеет соглашения по вопросам социального страхования с Германией и Республикой Корея. Данные соглашения предусматривают взаимное освобождение от выплаты взносов на некоторые виды социального страхования (соглашение с Германией – в отношении пенсионного страхования и страхования безработицы; соглашение с Кореей – пенсионного страхования) определенного соглашением круга лиц, выплачивающих данные взносы в стране гражданской принадлежности, но работающих в другой стране соглашения.

Споры по вопросам социального страхования

Иностранные граждане, участвующие в социальном страховании в КНР, вправе прибегнуть к медиации или арбитражу споров с работодателем по вопросам социального страхования или обратиться для разрешения данных споров в суд. В случае нарушения прав и законных интересов по социальному страхованию работник также вправе обратиться в орган социального страхования или структуру, которая осуществляет сбор взносов социального страхования, для проведения разбирательства.

В случае нарушения правил получения разрешений на трудоустройство, оформления социального страхования, выплаты взносов на социальное страхование работодатель несет ответственность в соответствии с Законом КНР «О социальном страховании», Положением «О контроле за соблюдением трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении», Положениями «Об управлении трудоустройством иностранных граждан в КНР», другими нормативными правовыми актами.

Вступление в силу

«Временные правила участия в социальном страховании иностранных граждан, работающих в КНР» применяются с 15 октября 2011 г.

Похожие записи:

    Вопрос-ответ: трудовое право КНР Ответы на 20 основных вопросов о трудовом праве КНР, которые чаще всего возникают у работодателей и работников. Наша…

Правила применения Закона КНР «О социальном страховании» Впервые опубликовано 8 июля 2011 г. С 1 июля 2011 г. вступил в силу Закон КНР «О социальном…

Проект новых правил оформления виз для иностранцев Update: проект Положения «Об управлении въездом и выездом иностранных граждан» принят и вступает в силу с 1 сентября 2013…

Вид на жительство в Китае для иностранных инвесторов Вид на жительство в Китае (永久居留许可) предоставляет иностранному гражданину право постоянно проживать на территории КНР без ограничения срока…

Ставки взносов на социальное страхование в… Как известно, в Китае есть пять видов обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от…

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Наша компания

CNLegal.ru — единственный блог о законодательстве КНР на русском языке. Сайт поддерживается компанией SBF Group, оказывающей услуги для российского бизнеса в Китае и других странах Азии. Подробная информация о наших услугах.

Законодательство КНР

China Law Center — крупнейшая информационная база, содержащая действующие законы КНР с переводом на русский язык.

Подпишитесь на страницу нашей компании в LinkedIn, на которой мы размещаем все обновления на наших сайтах. Кроме того, Вы можете найти нас в Facebook и VK.

cnlegal.ru

Правила применения Закона КНР «О социальном страховании»

Впервые опубликовано 8 июля 2011 г.

С 1 июля 2011 г. вступил в силу Закон КНР «О социальном страховании», регулирующий выплату страховых взносов на все виды обязательного социального страхования в КНР (базовое пенсионное страхование, базовое медицинское страхование, страхование от производственных травм, страхование от безработицы, страхование на случай беременности и родов).

Перед вступлением закона в силу 29 июня 2011 г. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР выпустило «Некоторые положения о применении Закона КНР «О социальном страховании», разъясняющие некоторые вопросы, связанные с применением закона. Данные Положения вступили в силу с 1 июля 2011 г. одновременно с законом.

Распространение системы социального страхования на иностранцев

«Некоторые положения о применении Закона КНР «О социальном страховании» (далее – Положения) не затрагивают вопросов обязательного социального страхования иностранных граждан, работающих в КНР. Все вопросы, касающиеся социального страхования, вынесены в отдельный документ – «Временные правила участия в социальном страховании иностранных граждан, работающих в КНР».

Обязательное пенсионное страхование

По общему правилу пенсия выплачивается по достижению пенсионного возраста, если срок выплаты взносов в фонд пенсионного страхования работника составляет не менее 15 лет.

В случае если к моменту достижения пенсионного возраста страховой стаж работника составляет менее 15 лет, то допускается 1) продление периода уплаты взносов на социальное страхование до достижения 15-летнего срока; 2) переход работника на систему пенсионного страхования для сельских жителей или для городского населения с предоставлением застрахованному лицу социального обеспечения в соответствии с данными программами; 3) обращение застрахованного лица с заявлением в структуру пенсионного страхование о прекращении участия в пенсионном страховании и получения единовременной выплаты пенсионных накоплений на личный накопительный счет.

В случае выезда за рубеж личный накопительный счет застрахованного лица сохраняется; по достижению пенсионного возраста ему начинает выплачиваться пенсия. Однако в случае выезда за рубеж и утраты гражданства КНР Положения допускают возможность единовременной выплаты пенсионных отчислений с прекращением участия в пенсионном страховании в КНР. Для этого застрахованное лицо обязано подать заявление о прекращении участия в пенсионном страховании.

После смерти остаток средств на пенсионном накопительном счете застрахованного лица может быть передан по наследству.

Обязательное медицинское страхование

Минимальный срок уплаты взносов в фонды медицинского страхования, необходимый для предоставления медицинского обеспечения после выхода на пенсию, должен устанавливаться на провинциальном уровне (государственными органами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Если работник уплачивал взносы в фонд базового медицинского страхования взносы в течение минимального периода или большее время, то после выхода на пенсию он пользуется базовым медицинским обслуживанием и не выплачивает взносы на медицинское страхование. В противном случае уплата взносов на базовое медицинское страхование продолжается и после выхода на пенсию вплоть до достижения минимального срока уплаты взносов.

В соответствии с Положениями фонд медицинского страхования оплачивает расходы на лечение застрахованного лица в учреждении здравоохранения, с которым у данного фонда заключен договор, при условии что оказанные застрахованному лицу медицинские услуги, предоставленные медикаменты и выполненные оздоровительные процедуры охватываются программой базового медицинского страхования.

Перечень медикаментов, охваченных программой базового медицинского страхования, существует в КНР с 2000 г. Перечень медикаментов, включенных в первую категорию перечня, определяется Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР и не может быть изменен на провинциальном уровне. Управления трудовых ресурсов и социального обеспечения провинций (автономных районов, городов центрального подчинения) вправе исключать из перечня или вносить в перечень только медикаменты, включенные к второй категории. Перечень медицинских услуг, охватываемых программой базового медицинского страхования, определяется каждым страховым округом отдельно.

В КНР общегосударственным является только пенсионное страхование. По другим видам социального страхования предусматривается постепенное укрупнение страховых округов и создание единых фондов по каждому виду социального страхования на уровне провинций. До укрупнения отдельные города и округа могут образовывать отдельные страховые округа, в пределах которых проводится сбор взносов на социальное страхование и предоставление соответствующего обеспечения.

Застрахованный также имеет право на базовое медицинское обслуживание при обращении в учреждение здравоохранения, с которым у фонда медицинского страхования отсутствует договор, если обращение в такое учреждение было вызвано необходимостью получения неотложной медицинской помощи. Соответствующие правила регулирования устанавливаются в каждом страховом округе отдельно.

Страхование от производственных травм

В случае работник (включая работников, занятых неполный рабочий день) работает у двух или более работодателей, каждый из работодатель обязан выплачивать взносы на страхование данного работника от производственных травм. При получении травмы ответственность по предоставлению обеспечения несет тот работодатель, у которого работник выполнял работу в момент получения травмы. Данное положение уточняет, что страхование производственных травм одним из работодателей работника не освобождает других работодателей от выплаты взносов на данный вид страхования.

Если тот работодатель, во время работы у которого работник получил производственную травму, не выплачивал взносы на страхование от производственных травм, то в соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» оплата расходов по лечению производственной травм и другие расходы осуществляется не из фонда страхования, а из средств работодателя. Если работодатель отказывается оплатить расходы, то фонд страхования от производственных травм оплачивает расходы и взыскивает их с работодателя.

Другое уточнение, содержащееся в Положениях, касается определения алкогольного опьянения. В соответствии с правилами определение алкогольного опьянения осуществляется в соответствии с правилами медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств, т.е. работник считается находящимся в состоянии опьянении при концентрации алкоголя в крови от 0,8 промилле.

Данное положение важно для определения того, имеет ли работник право на обеспечение по страхованию от производственных травм: если причиной травмы работника являлось состояние алкогольного опьянения, данная травма не считается производственной и, соответственно, фонд страхования от производственных травм или работодатель не обязаны компенсировать расходы, связанные с лечением данной травмы.

В случае если производственная травма повлекла смерть, расчет компенсации осуществляется по среднему распределяемому доходу городского населения.

Кроме того, в период вынужденного отсутствия на работе по причине лечения производственной травмы работодатель продолжает начислять и ежемесячно выплачивать работнику заработную плату. Сумма заработной платы в данный период остается без изменений. Максимальный период лечения производственной травмы, в течение которого работодатель продолжает выплачивать заработную плату работнику, составляет 12 месяцев.

Страхование от безработицы

Пособие по безработицы в соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» предоставляется, если 1) перед потерей работы работник и работодатель выплачивали взносы на страхование от безработицы от 1 года; 2) работник ушел с работы не по собственному желанию; 3) после потери работы работник зарегистрировался в качестве безработного. В соответствии с Положениями уход с работы не собственному желанию включает:

  • Прекращение трудового договора по истечению его срока действия, при банкротстве работодателя, аннулирования у работодателя Свидетельства о праве хозяйственной деятельности, вынесения административными органами предписания о прекращении работодателем деятельности или прекращения деятельности и роспуска организации-работодателя до истечения срока деятельности.
  • Расторжение трудового договора работодателем в соответствии со статьями 39, 40 , 41 Закона КНР «О трудовом договоре» (расторжение трудового договора работодателем по причине нарушения со стороны работника, в отсутствие какого-либо нарушения или при сокращении штата по экономическим причинам).
  • Расторжение трудового договора между работодателем и работником при согласии сторон, если расторжение договора инициировано работодателем.
  • Расторжение трудового договора по инициативе работодателя или при освобождении от должности, отставке, исключению работника работодателем.
  • Расторжение трудового договора работником, если работодатель нарушает условия охраны труда или условия труда, несвоевременно или не в полном размере выплачивает заработную плату, не выплачивает взносы на социальное страхование работников, правила трудового распорядка работодателя противоречат положениям законов и подзаконных актов, а также если трудовой договор был заключен с использованием обмана, угроз, принуждения или использования затруднительного положения работника или в нарушение законодательства и подзаконных актов.

Перед получением пособия по безработице необходимо выплачивать взносы на страхование от безработицы не менее 1 года. После повторного трудоустройства срок выплаты взносов на страхование от безработицы рассчитывается заново, если во время отсутствия работы работник получал пособие по безработицы. Если работник не мог получать пособие по безработицы (например, если срок выплаты взносов на страхование составлял менее 1 года), допускается возобновление срока выплаты взносов после повторного трудоустройства.

Информирование застрахованных лиц и конфиденциальность информации

В соответствии с Положениями структуры социального страхования должны, по меньше мере 1 раз в год, отправлять застрахованным лицам информацию о состоянии их счетов; также допускается извещение посредством электронной почты или СМС.

Кроме того, административные органы в сфере социального страхования, структуры социального страхования и их работники должны сохранять в конфиденциальности полученную ими информацию о работниках и работодателях. Запрещено противоправное раскрытие информации, которая 1) касается коммерческой тайны работодателя и раскрытие которой может нанести ущерб правам и законным интересам работодателя; и 2) касается прав и законных интересов работников.

Ответственность за выплату взносов на социальное страхование несет работодатель, который исчисляет и выплачивает взносы от своего лица, а также удерживает и перечисляет взносы от лица работников. В случае невыплаты взносов структура, осуществляющая сбор взносов на социальное страхование, издает предписание о перечислении взносов в установленный срок, а также о взыскании пени в размере 0,05% за каждый день просрочки.

В случае серьезных затруднений в деятельности по причине обстоятельств непреодолимой силы работодатель может обратиться в орган социального страхования народного правительства провинциального уровня, которое вправе приостановить сбор взносов на социальное страхование с данного работодателя на период до 1 года; пеня за неуплату взносов в данном случае не взыскивается. Приостановление выплаты взносов не оказывает влияния на получение социального обеспечения работниками.

Если работодатель не предоставляет работнику подробную информацию об уплате взносов на социальное страхование, орган социального страхования выносит предписание об исправлении положения; при невыполнении предписания работодатель может быть оштрафован на сумму до 20 000 юаней.

В случае злоупотреблений медицинских учреждений и получения обманным путем средств из фондов социального страхования, орган социального страхования выносит предписание о возврате средств и взыскании штрафа от 2-кратного до 5-кратного размера полученных обманным путем средств. При наличии отягчающих обстоятельств допускается расторжение соглашения между медицинским учреждением и структурой социального страхования о предоставлении медицинских услуг.

В соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» все споры, возникающие между работниками и работодателями в связи с социальным страхованием, могут быть разрешены посредством медиации, арбитража или судебного разбирательства. В случае если работодатель нарушает права и законные интересы работника по социальному страхованию, данный работник вправе обратиться в органы трудовых ресурсов и социальной защиты или организации по сбору взносов на социальное страхование для проведения разбирательства.

Разрешение споров по вопросам, связанным с социальным страхованием, в соответствии с Положениями осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными для медиации и арбитража трудовых споров (Закон КНР «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Похожие записи:

    Вопрос-ответ: трудовое право КНР Ответы на 20 основных вопросов о трудовом праве КНР, которые чаще всего возникают у работодателей и работников. Наша…

Обязательные отчисления на социальное страхование Впервые опубликовано 1 июня 2010 г. В КНР существует система обязательного социального страхования, в соответствии с которой работодатель…

Ставки взносов на социальное страхование в… Как известно, в Китае есть пять видов обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от…

Правила социального страхования иностранных работников в КНР Впервые опубликовано 13 сентября 2011 г. В соответствии с Законом КНР «О социальном страховании» (вступил в силу с…

Опубликовано Постановление ЦК КПК «О некоторых… 15 ноября 2013 г. опубликован полный текст Постановления Центрального комитета Коммунистической Партии Китая «О некоторых важных вопросах всестороннего…

cnlegal.ru

Обязательные отчисления на социальное страхование в КНР

В КНР существует система обязательного социального страхования, в соответствии с которой работодатель и работник должны делать отчисления на пенсионное страхование, базовое медицинское страхование, страхование безработицы, страхование от производственных травм, страхование беременности и родов, а также взносы в фонд накопления на жилье.

Базовое пенсионное страхование

Система базового пенсионного страхования основывается на Решении Государственного совета КНР «О создании единой системы базового пенсионного страхования работников предприятий» (№ 26 [1997]). Государственный совет КНР отмечает, что данная система призвана обеспечить прожиточный минимум для работников после выхода на пенсию. В то же органы социальной защиты должны развивать дополнительное пенсионное страхование для обеспечения более благоприятных условий для выхода на пенсию.

Система базового пенсионного страхования распространяется на работников городских предприятий (включая предприятия с иностранным капиталом), индивидуальные частные хозяйства и работников, вступивших в трудовые отношения с иными субъектами хозяйственной деятельности в городах. Подробные рамки пенсионного страхования устанавливаются в нормативно-правовых актах, принятых на местном уровне.

Доля отчислений предприятия на базовое пенсионное страхование, как правило, составляет 20% от фонда заработной платы, при этом определение конкретного размера отчислений находится в ведении народных правительств провинциального уровня (провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). В случае если провинциям необходимо установить размер отчислений более 20% из-за чрезмерно большой нагрузки на систему пенсионного страхования в связи с довольно большим количеством выходящих на пенсию, по разрешению Министерства труда и социальной защиты КНР и Министерства финансов КНР допускается увеличение размера отчислений. Отчисления работника на базовое пенсионное страхование составляют 8% от заработной платы. Если заработная плата работника менее 60% от средней заработной платы, отчисления производятся с суммы в размере 60% от средней заработной платы; если заработная плата работника более 300% от средней заработной платы, то с превышающей данный процент суммы отчисления не производятся. Отчисления предприятия поступают в фонд пенсионного страхования, а отчисления работника – на личный счет работника.

В Пекине в настоящее время отчисления предприятий на базовое пенсионное страхование составляют 20%, отчисления работников – 8%.

Базовое медицинское страхование

В соответствии с Решением Государственного совета КНР «О создании системы базового медицинского страхования работников в городской местности» (№ 44 [1998]) все работодатели в городах, включая предприятия (государственные предприятия, коллективные предприятия, предприятия с иностранным капиталом, частные предприятия), государственные органы, учреждения, общественные организации, частные предприятия без образования юридического лица и их работники должны участвовать в системе базового медицинского страхования. Решение об участии поселковых и волостных предприятий и их работников, собственников индивидуальных частных хозяйств и занятых в этих хозяйствах работников принимается народными правительствами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

В Пекине в настоящее время отчисления предприятий на базовое медицинское страхование составляют 10%, отчисления работников – 2% + 3 юаня жэньминьби.

Страхование безработицы

Система страхования на случай безработицы создана для обеспечения проживания лиц, потерявших работу, в период поиска нового места для трудоустройства. Страхование применяется в отношении всех работников предприятий и учреждений в городской местности.

В Пекине в настоящее время отчисления предприятий на страхование безработицы составляют 1%, отчисления работников – 0,2%.

Отчисления поступают в фонд страхования безработицы, который выплачивает пособия по безработице, а также медицинские пособия и пособия по профессиональной переподготовке и трудоустройству в период получения пособия по безработице.

Правом на получение пособия по безработице пользуются сотрудники, которые:

  1. были уволены не по собственному желанию,
  2. зарегистрированы в качестве безработных и обратись за трудоустройством, а также
  3. участвовали в страховании безработицы, по меньшей мере, в течение 1 года. Максимальный срок выплаты пособия по безработице составляет от 12 до 24 месяцев в зависимости от стажа работника на предыдущем месте работы.

Страхование от производственных травм

Страхование от производственных травм применяется в целях обеспечения медицинской помощи и выплаты пособий работников, которые получили травмы на производстве или заболевания, связанные с профессиональной деятельностью. Основным документом, регулирующим страхование от производственных травм, являются Нормы и правила «О страховании от производственных травм» от 27.07.2003.

В соответствии с Уведомлением Министерства труда и социальной защиты КНР, Министерства финансов КНР, Министерства здравоохранения КНР и Государственного управления по надзору за безопасностью производства «О вопросе ставки страхования от производственных травм» (№ 29 [2003]) размер отчислений предприятия на страхование от производственных травм зависит от принадлежности отрасли предприятия к одной из трех категорий: отрасли с достаточно низким уровнем опасности (например, банковское и страховое дело, общественное питание, розничная и оптовая торговля, почтовые и телекоммуникационные услуги, здравоохранение, радио- и телевещание, культура и искусство, образование, общественный городской транспорт), отрасли со средним уровнем опасности (например, строительство, сельское и лесное хозяйство, сфера развлечений, производство текстиля и обуви, водный, железнодорожный и авиационный транспорт) и отрасли с достаточно высоким уровнем опасности (например, переработка нефти, добыча полезных ископаемых, металлургия).

Средний уровень отчислений на страхование от производственных травм должен составлять около 1%, при этом для предприятий с достаточно низким уровнем опасности – 0,5%, для предприятий со средним уровнем опасности – 1% и для предприятий с достаточно высоким уровнем опасности – 1,5%. Работники не производят отчислений на страхование от производственных травм.

К производственным травмам относятся:

  1. получение травмы в рабочее время на рабочем месте
  2. получение травмы в процессе подготовительных или завершающих работу действий, связанных с осуществлением работы, на рабочем месте до начала или после окончания рабочего времени
  3. получение травмы в результате насильственных действий или несчастного случая в результате выполнения должностных обязанностей в рабочее время на рабочем месте
  4. профессиональные заболевания
  5. получение травмы по причине выполнения работы или по невыясненным причинам при направлении на работу за пределами рабочего места
  6. получение травмы в результате дорожно-транспортного происшествия по пути с работы или на работу
  7. иные случаи, предусмотренные законодательством

Страхование беременности и родов

Страхование беременности и родов применяется в целях обеспечения медицинской помощи и выплаты материального пособия в период отпуска по беременности и родам. Система страхования распространяется на работников в городской местности.

Как указано в «Пробных мерах страхования беременности и родов работников предприятий» от 14.12.1994, отчисления на страхование беременности и родов производятся предприятием в органы социального страхования в определенной доле от фонда заработной платы предприятия. Размер отчислений на страхование беременности и родов устанавливается местными народными правительствами в соответствии с количеством женщин фертильного возраста, размером пособий по рождению ребенка и медицинским расходам на рождение ребенка, заложенным в плане. Допускается периодическое изменение размера отчислений исходя из фактической ситуации, однако максимальный размер отчислений не должен превышать 1% от фонда заработной платы предприятия. Отчисления на страхование беременности и родов из личной заработной платы работника не производятся.

В Пекине в настоящее время страхование беременности и родов составляет 0,8% и выплачивается предприятием.

Отчисления направляются в фонд страхования беременности и родов и расходуются на медицинское обеспечение, выплату пособий по беременности и родам (т.е. заработной платы в период декретного отпуска), пособий по декретному отпуску для мужчин и др.

Взносы в фонд накопления на жилье

Фонд накопления на жилье собирает взносы, которые направляются на строительство жилья и выдачу ипотечных кредитов для работников.

Взносы в фонд накопления выплачиваются государственными органами, государственными предприятиями, предприятиями коллективной собственности в городской местности, предприятиями с иностранным капиталом, частными предприятиями в городской местности, а также иными предприятиями, учреждениями, организациями в городской местности и их сотрудниками.

Внесенные в фонд накопления на жилье вносы являются собственностью работника. Данные взносы могут быть использованы работником на приобретение, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт жилого помещения. Кроме того, вносы могут быть забраны в случае выхода на пенсию, потери трудоспособности, выезда за рубеж или использованы для выплаты процентов по ипотечному кредиту или оплаты аренды жилья, если она превышает размер заработной платы домохозяйства.

В соответствии с Нормами и правилами «О регулировании взносов в фонд накопления на жилье» (2002-го года) от 24.03.2002 размер отчислений работника и работодателя должен быть не менее 5% от средней месячной заработной платы работника за предыдущий год. При возможности допускается увеличение размера отчислений, конкретные ставки устанавливаются комитетами по регулированию фонда накопления на жилье и утверждаются народными правительствами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

В настоящее время в Пекине взносы в фонд накопления на жилье составляют по 12% с предприятия и работника.

chinawindow.ru

Популярное:

  • Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах 1998 Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах 1998 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ» Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года […]
  • Живописные разводы 8 знаменитых женщин, которым развод пошел на пользу Безусловно, в разводе нет ничего хорошего и многим людям приходится начинать жизнь заново. Особенно болезненно такую ситуацию переносят женщины. Но не для всех развод - это […]
  • Главный военный прокурор рф Главная военная прокуратура Официальные сайты Окружные военные прокуратуры Контактная информация Телефоны оперативного дежурного: Главная Главная военная прокуратура Руководство Главный военный прокурор Главный […]
  • Межотраслевые правила по охране труда в лесной новые Правила по охране труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах Министерством труда, утверждены новые Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах, а также при […]
  • Изменения в законе о чод 2018 Новый закон о частной охранной деятельности будет внесён в Госдуму весной анатолий выборный. Фото: ПГ / Михаил Нилов Новый закон о частной охранной деятельности будет внесён в Госдуму весной, сообщил заместитель председателя […]
  • Приказ минфина 29 июля 1998 Приказ минфина 29 июля 1998 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]
  • Залог доверие Качество – залог доверия. А доверие купить нельзя, надо заработать. Когда фирма "1С" создает новое направление, разрабатывает новую технологию или предлагает новое решение, ГК "Форус" редко остается в стороне от этого события. […]
  • Вопрос-ответ наследство Вопросы по наследству Вопрос. Умер наш дедушка. У него было два сына, которые умерли еще раньше. У одного сына двое детей, а у другого, моего отца, я единственная дочь. Другие наследники мне говорят, что квартиру дедушки делится […]