Закон о водительских правах от 5 ноября 2014

Закон о водительских правах от 5 ноября 2014

Новые правила получения водительских прав вступили в действие в России с 5 ноября 2014 года. С 05.11.2014 порядок получения водительского удостоверения в РФ кардинально меняется.

Новые правила получения водительских прав вступили в силу с 5 ноября 2014 года – соответствующее распоряжение было подписано Правительством РФ. Одно из главных новшеств при получении водительского удостоверения — с 05.11.2014 года допуск к экзаменам в ГИБДД возможен только после обучения в специализированной автошколе. То есть при самостоятельной подготовке получение водительского удостоверения исключено.

Новые правила получения водительских прав с 05.11.2014 подразумевают также следующие изменения: получить российское или международное водительское удостоверение, а также сдать экзамены на права можно теперь не только по месту регистрации, но и в любом подразделении ГИБДД.

Порядок получения водительского удостоверения в РФ меняется с 5 ноября и включает в себя право сдавать экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач. При получении водительского удостоверения после успешной сдачи такого экзамена в документе будет стоять специальная отметка. Таким водителям с 5 ноября 2014 года будет запрещено садиться за руль автомобиля с механической коробкой передач. «Тем же, кто сдал экзамен на автомобиле с механической коробкой переключения передач, по-прежнему будет предоставлено право управлять автомобилями с любым видом трансмиссии», – добавили в пресс-службе ГИБДД.

С 5 ноября 2014 года увеличились и сроки пересдачи экзаменов для получения водительского удостоверения. Те водители, кто не смог сдать на права с третьего и более раза, смогут попытаться еще раз не ранее, чем через 30 дней. Положительная оценка за теоретический экзамен будет действительна 6 месяцев.

www.fontanka.ru

Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения

На днях вступила в силу новая редакция Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон). Большинство поправок, внесенных в мае 2013 года 1 , начали действовать уже с 5 ноября текущего года, но введение в действие некоторых новых норм было несколько отсрочено. Изменения и нововведения коснулись тех, кто желает получить водительское удостоверение, а также иностранцев в части допуска к управлению автомобилем на российских дорогах.

Рассмотрим основные поправки к Закону и порядок их применения.

Были введены новые категории и подкатегории транспортных средств. Напомним, раньше существовало пять категорий транспортных средств, обучение вождению которых проводилось по отдельным образовательным программам: «А» (мотоциклы, мотороллеры и другие автотранспортные средства), «В» (легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.), «С» (автомобили, масса которых превышает 3,5 т.), «D» (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не менее восьми сидячих мест, не считая места водителя) и «Е» (составы транспортных средств). В отдельную категорию были также выделены трамваи и троллейбусы.

В результате поправок ст. 25 Закона претерпела изменения, в результате которых перечень типов транспортных средств был значительно расширен – всего было закреплено 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств. Такое деление предлагает Конвенция о дорожном движении 1968 года, которая была ратифицирована нашей страной в 1974 году (Указ Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII «О ратификации Конвенции о дорожном движении»). В 2004 году Конвенция претерпела поправки, касающиеся как раз новых категорий и подкатегорий транспортных средств (для нашей страны новая редакция Конвенции вступила в силу с 28 марта 2006 года). А поскольку Россия обязана привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами ратифицированного международного соглашения, эти нововведения были внесены и в Закон.

Авторы поправок подчеркивают, что их необходимость была обусловлена расширением парка различных типов и модификаций транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.

Так, помимо классических категорий «А», «В» и «С», появились новые: «ВЕ«, «СЕ» и ««. К ним будут относиться транспортные средства соответствующих категорий, имеющие прицеп весом свыше 750 кг.

Свои буквенные обозначения получили трамваи (Tm) и троллейбусы (Tb), причем теперь каждый из этих видов признается самостоятельной категорией транспортных средств, и следовательно, для каждого из них должны быть составлены отдельные образовательные программы.

Одной из самых обсуждаемых впервые введенных категорий стала категория «М» – мопеды и легкие квадрициклы. До этого наше законодательство никак не регулировало допуск к участию в дорожном движении этих транспортных средств, а также не закрепляло обязанности получить соответствующее водительское удостоверение. Учитывая, что мопеды очень популярны среди молодых людей, нередко предпочитающих быструю и агрессивную езду и в то же время оказывающихся наиболее уязвимыми участниками ДТП, подобные поправки были крайне необходимы.

Помимо основных категорий транспортных средств, в Законе появились входящие в них подкатегории. Целесообразность их введения оценивалась в зависимости от обособленности транспортных средств по техническим характеристикам, сравнительного количества и динамики их распространения, количества ДТП с их участием, популярности среди водителей и т.д.

Основными подкатегориями являются:

  • «А1» – легкие мотоциклы (с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3 , и максимальной мощностью не более 11 кВт);
  • «В1» – трициклы и квадрициклы (трехколесные и четырехколесные транспортные средства);
  • «С1» – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и до 7,5 т;
  • «Д1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест помимо сиденья водителя;
  • «С1E» – автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • «D1E» – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т.

Подкатегории позволяют дифференцировать условия получения права на управление транспортным средством в зависимости от его потенциальной опасности, обусловленной техническими и эксплуатационными характеристиками.

Для кандидатов в водители введение подкатегорий облегчает получение водительского удостоверения и позволяет сконцентрироваться в процессе обучения на конкретных особенностях того или иного типа транспортных средств. Так, отмечают авторы инициативы, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов. Аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.

В настоящее время ведется подготовка типовых образовательных программ для автошкол с учетом появившихся новых категорий и подкатегорий транспортных средств. Эти документы должны быть разработаны в течение ближайших двух месяцев.

Цитата

Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России:

«Нам видится, что такая [типовая. – Ред.] программа должна быть модульной, включающей как программу для базовой подготовки, так и дополнительные модули, выводящие на категории и подкатегории. Мы проработаем вопрос о возможности перезачета уже имеющихся сданных модулей для того, чтобы повышать в последующем свою категорию.
Мы проработаем вопросы как информирования, так и обучения представителей автошкол, каким образом на основе примерных образовательных программ разработать собственные образовательные программы, которые будут действовать уже в автошколах. Мы будем сейчас прорабатывать вопрос о том, чтобы был переходный период с одного типа программ на другой тип программ»

Разрешено сдавать экзамен на право вождения на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач (абз. 3 ч. 2 ст. 25 Закона). Если будущий водитель решит воспользоваться этой возможностью, то после выдачи удостоверения он получит право управления автомобилями исключительно с автоматической коробкой передач. А кандидаты в водители, обучавшиеся и сдавшие экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, как и сегодня, сохраняют возможность управлять транспортными средствами с обоими типами коробки передач. Соответствующие отметки, скорее всего, будут нанесены на водительское удостоверение.

Надо отметить, что это нововведение обсуждалось уже давно и в целом одобрительно воспринято как профессиональным сообществом, так и желающими управлять только автомобилями только с автоматической коробкой передач.

Такая практика продолжительное время существует в западных странах, причем не обходится без курьезов. Хрестоматийный случай произошел в сентябре 2012 года в американском штате Теннеси, когда двое подростков 15 и 18 лет попытались угнать автомобиль, но не справились с механической коробкой передач и были задержаны подоспевшими полицейскими. Правда, такие машины не пользуются в Америке популярностью – по данным исследования автомобильного портала Edmunds.com, за первый квартал минувшего года в США было продано только 6% автомобилей с механической трансмиссией от общего количества продаж. А из 2360 предлагаемых на тот момент к продаже моделей автомобилей только 19% были оборудованы ручной коробкой передач.

До внесения поправок возможность сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой передач никак не была урегулирована ни Законом, ни Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»). Упоминание о возможности сдать экзамен на машине с автоматической трансмиссией упоминалось только во внутреннем документе Госавтоинспекции – Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Единственная оговорка, которая была сделана в этом документе, касается упражнения «остановка и трогание на подъеме» (то, что обычно называют упражнением «горка»). Это упражнение, а также все упражнения, выполняемые для получения права на управления мотоциклом можно было сдавать только на машине с механической трансмиссией.

Запрещена подготовка к сдаче экзаменом на право управления транспортным средством экстернатом. С 5 ноября 2013 года утратила силу ч. 2 ст. 26 Закона, позволявшая кандидатам в водители самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов в ГИБДД. Она вызывала множество нареканий – как из-за неоднозначности самой возможности подготовки к сдаче экзамена без помощи инструктора, так и вследствие коррупциогенного фактора.

Более того, такое правило входило в противоречие с действующим законодательством. Так, пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, предусматривает обязательное лицензирование деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. Аналогичное правило содержалось и в ранее действовавшем законе об образовании, утратившем силу с 1 сентября 2013 года. Законодатель, таким образом, придает обучению водителей особое значение, поскольку последствия некачественной подготовки выпускников автошкол могут быть очень серьезными.

Подзаконные акты тоже должны быть приведены в соответствие с этим правилом. С 2000 года действует Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается 2 . Однако в сфере обучения на право управления автотранспортными средствами толковать его положения можно неоднозначно. Профессия «водитель автомобиля» упомянута в п. 30.20 Перечня, но включена туда в качестве подраздела категории «Автомеханик«. Неясно, таким образом, какую именно категорию лиц подразумевал законодатель – автомехаников, обладающих навыками вождения автомобиля, или всех водителей вообще.

Множество нареканий вызывают и распространенные предложения недобросовестных предпринимателей о дистанционной подготовке к сдаче экзаменов. В частности, этим недовольны представители автошкол ввиду демпинговых цен подобных программ. Однако, как отмечает директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталия Золотарева, в министерстве сейчас находится на выходе документ, утверждающий перечень специальностей и профессий, получение которых в форме электронного обучения запрещено, и профессия водителя входит в этот перечень.

Изменились требования к возрасту водителей транспортных средств и кандидатов в водители. В новой редакции была изложена статья «Условия получения права на управление транспортными средствами» (ст. 26 Закона). Сравним ранее действовавшие и актуальные условия допуска к экзаменам и предоставления права управления транспортными средствами той или иной категории.

Таблица. Сравнительный анализ условий получения права на управление транспортными средствами (по старой и новой редакциям Закона)

www.garant.ru

Замена водительских прав при смене фамилии с 5 ноября 2014 года

С 5 ноября 2014 года в законодательство вводятся некоторые изменения, касающиеся выдачи и замены водительских прав. В нашей сегодняшней статье автоинструкторы расскажут нам о новых правилах обязательной замены ВУ при изменении персональных данных водителя.

Сменили фамилию? Меняйте права!

Думаем, эта информация заинтересует, в частности, представительниц прекрасного пола, ведь именно они чаще всего меняют фамилию при замужестве. Инструкторы по вождению обращают внимание, что по новым правилам водительское удостоверение будет считаться недействительным, если у автолюбителя изменились какие-либо персональные данные: фамилия, имя или отчество.

Стало

35. Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:

  • если истек срок действия водительского удостоверения;
  • если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
  • если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;
  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;
  • если поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;
  • если выдано новое водительское удостоверение;
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Напомним, что раньше срок действия прав составлял 10 лет, причем при смене фамилии менять ВУ было не нужно. Таким образом, если женщина вышла замуж и взяла фамилию мужа, то можно было продолжать ездить со старыми правами.

Но с 5 ноября 2014 года с момента изменения имени или фамилии водительское удостоверение подлежит обязательной замене.

В противном случае автомобилисту грозит серьезное наказание — штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Более того, автомобиль задерживается и отправляется на штрафстоянку. Получить свою машину обратно можно будет лишь после предъявления нового водительского удостоверения с измененными персональными данными.

Срок действия ВУ после смены фамилии

Еще одно довольно важное новшество связано со сроком действия водительских прав, которые выдаются водителю после смены его персональных данных.

Стало

29. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:

  • при истечении срока действия водительского удостоверения;
  • при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца;
  • если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;
  • при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения;
  • при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

32. В случае выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами «б» — «д» пункта 29 настоящих Правил, ранее установленный срок действия водительского удостоверения не меняется.

Получается, что после 5 ноября при смене персональных данных срок действия прав будет равен сроку действия предыдущего удостоверения.

Приведем пример. Ваши права действительны до января 2015 года. Вы сменили фамилию, поэтому получить новое ВУ нужно обязательно. Таким образом, в январе вам придется прийти в ГИБДД еще раз.

Тем, кто успел поменять водительские права до 5 ноября 2014 года, срок их действия остался прежним (дата окончания срока вписана такая же, как и в «старых» правах).

Что нужно для замены прав?

Для начала напомним, какие документы вам понадобятся для получения ВУ после смены, например, фамилии:

  • квитанция об оплате госпошлины (до 1 января 2015 года она составляет 800 рублей, после 1 января — 2 000 рублей);
  • российский паспорт;
  • ваше действующее ВУ;
  • свидетельство о заключении брака или о смене имени, а также его ксерокопия;
  • соответствующее заявление (бланк выдается в ГИБДД).

Фотографию приносить не нужно, она делается непосредственно в ГИБДД.

После получения нового водительского удостоверения не забывайте про полис ОСАГО.

В него также нужно внести все изменения. В страховую компанию вам следует предоставить:

  • новое водительское удостоверение,
  • свидетельство о заключении брака или о смене имени,
  • действующий страховой полис ОСАГО.

Ваши новые данные будут внесены в полис, в частности в графу «Особые отметки», и в единую информационную систему.

spokoino.ru

Водительские права с девичьей фамилией стали в России вне закона

С 5 ноября 2014 года в России вступило в силу постановление правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Документ ставит вне закона использование водительских прав с так называемой девичьей фамилией.

Так, начиная с этого дня при изменении персональных данных россиянину или россиянке необходимо заменить в ГИБДД водительское удостоверение соответствующей категории. В случае, если гражданин этого не сделает и впоследствии будет остановлен Госавтоинспектором для проверки документов, ему грозит крупный штраф.

Как пишет Drom.ru, такой водитель получит штраф за отсутствие водительских прав в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Автомобиль же будет задержан и отправлен на штрафстоянку. Забрать его будет возможно только после смены водительских прав.

Как следует из пункта 32 постановления, при этом новые права будут иметь старый срок действия, то есть если гражданину было необходимо заменить права в январе 2016 года (по истечении 10 лет), то ему придется заменить их два раза — сейчас и в январе.

Отметим, что старый срок действия водительских прав сохраняется и в случаях замены ВУ при утрате (хищении) и критических повреждениях документа, когда сведения, указанные в нем (либо в его части), невозможно определить визуально.

Как рассказали VL.ru в пресс-службе УГИБДД УМВД России по Приморскому краю, Госавтоинспектор может проверить легитимность использования водительского удостоверения автолюбителем, сравнив, например, персональные данные, приведенные в документе, с данными, указанными в страховке. Однако как это будет происходить на деле, пока не ясно, ведь постановление только вступило в силу. Требовать же паспорт инспектор не имеет права.

Всю информацию, касающуюся замены ВУ в Приморье, граждане могут получить, посетив соответствующий раздел на официальном сайте УГИБДД УМВД России по Приморскому краю.

www.newsvl.ru

Автомобили

Закон и право

Водители-мигранты с «автоматом»

В России с 5 ноября меняются правила выдачи водительских прав

С 5 ноября в России вступают в силу поправки, которые серьезно меняют правила выдачи водительских прав. Количество категорий водителей увеличится до 10, впервые вводится разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», а сдавать экзамены экстерном будет запрещено. Меняются правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обяжут получать российские права. Как выяснила «Газета.Ru», подготовиться к нововведениям в правительстве не успели.

Поправки, вносящие кардинальные изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», были приняты в мае этого года. Он резко меняет процедуру обучения будущих водителей и саму классификацию транспортных средств в России. Почти все поправки формально вступают в силу 5 ноября, однако на практике большинство изменений реально заработают только с 2014 года.

Новые категории прав

Именно появление новых категорий транспортных средств и, как следствие, водительских прав стало главным нововведением. Число категорий увеличится до десяти, кроме того, появятся еще шесть подкатегорий.

Госдума утвердила введение новых категорий прав, в том числе на мопеды и скутеры

Так, появится категория «М», обладатели которой уже с 16 лет смогут управлять мопедами и легкими квадрициклами. Ранее этими транспортными средствами можно было управлять вообще без прав. В категории «А» появится подкатегория «А1», куда попадут все мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см и максимальной мощностью до 11 кВт. Под категорию «B1» подпадут водители квадрициклов и трициклов. Отдельные категории прав появятся даже для водителей трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»). Остальные категории и подкатегории позволили сделать более детальное разделение транспортных средств в зависимости от их массы или наличия прицепа.

При этом срочно менять действующие права водителям не придется, это можно будет сделать по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.

Кроме того, законом впервые вводится разделение для автомобилей с автоматической и механической коробкой передач.

Если будущий водитель проходил обучение на «автомате», то в правах у него будет специальная пометка «АТ». В этом случае управлять автомобилем с «механикой» ему будет запрещено. Впрочем, пока нет ни разработанных программ обучения для каждой категории, ни какого-либо наказания за езду на «механике» тем, у кого есть ограничения.

Среди других важнейших новшеств — отмена сдачи экзамена после самостоятельной подготовки, то есть экстерном.

Со вторника получить водительские права можно будет, только пройдя курс обучения в автошколе.

Ведомственный приказ, определяющий внешний вид новых водительских прав, подготовить успели, однако, несмотря на это, пока процедура выдачи прав останется прежней. Дело в том, что правительство не успело подготовить программы обучения водителей по новым категориям и подкатегориям, а значит, и готовить водителей по ним пока нельзя.

Задержка произошла из-за долгого спора между Минобрнауки и Минтрансом о том, кто из них должен этим заниматься. В итоге разработку программ обучения поручили Минобрнауки, но этот процесс сейчас в самом разгаре. Отсутствует пока и методика приема новых экзаменов, которую должна подготовить ГИБДД. В итоге на практике процесс обучения водителей по новым правилам и приема у них экзаменов заработает только со следующего года.

«Я считаю, что это катастрофа. К 5 ноября нет ни одной разработанной программы обучения, поэтому на практике у нас что-то изменится не раньше Нового года, — заявил «Газете.Ru» президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования Владимир Чуков. — Сама идея дробления на категории и подкатегории правильная. Это мировой опыт и в Европе, он многие годы дает положительные результаты. То, что отменили экстерн, — это абсолютно правильное решение.

С 1995 года, по моим подсчетам, около 4 млн водителей вообще не проходили никакой подготовки, и сегодняшняя агрессия на дорогах во многом идет от этого».

Автошколы заберут у ГИБДД часть полномочий

В соответствии с сентябрьским законом «Об образовании» автошкола получила статус обычного учебного заведения, которому для осуществления деятельности необходимо получать лицензию. Это существенно ужесточило требования к ним. Помимо медицинского кабинета и места для питания у автошколы должна быть четкая программа обучения и соответствующая ей материальная база. Выдавать лицензию будет ГИБДД после личного посещения организации инспектором.

Недавно МВД подготовило проект постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». В числе прочего оно определяет порядок экзаменовки будущих водителей. Сам документ пока не утвержден, но, скорее всего, правительство остановится именно на этом варианте: он и так уже был несколько раз переработан, а с его введением власти и так опоздали.

Предполагается, что по итогам обучения в автошколе учащийся получит свидетельство о профессии водителя, без которого в ГИБДД у него не будут принимать экзамены.

Сам порядок экзаменов вопреки первоначальным предложениям не изменится. От идеи разбить по времени сдачу теоретического экзамена и «площадки», от практической езды в городских условиях в итоге отказались.

При этом впервые предусматривается, что часть полномочий по приему экзаменов передадут самим автошколам. Речь пока идет всего о 30 учебных заведениях на всю Россию, оборудованных компьютеризированным автодромом. Ученики таких школ будут сдавать теоретический экзамен и «площадку» не в ГИБДД, а в своем учебном заведении. Таким образом, в Госавтоинспеции у выпускника примут только практический экзамен по езде в городских условиях.

Требования по качеству обучения в таких школах должны возрасти. Если выяснится, что процент тех, кто не сдал с первого раза внутренние экзамены, слишком высок (30% для теории и 20% для «площадки»), выпускникам этих автошкол придется сдавать экзамены в ГИБДД наравне со всеми.

«На мой взгляд, ГИБДД вообще не должна иметь отношение к теоретическому экзамену и «площадке», — считает Владимир Чуков. — Их задача — проверять уже подготовленных водителей в условиях реального движения. Надеюсь, передача полномочий автошколам с компьютеризированными автодромами — это только первый шаг в этом направлении. Хотя вряд ли таких школ будет много, ведь стоит это оборудование очень дорого».

Эксперт отметил, что отказ МВД от «разноса» по времени первых двух экзаменов и «города» был очень правильным решением. «Для автошкол это была бы катастрофа, время обучения бы заметно выросло, цена — тоже», — отметил Чуков.

Мигрантам дали отсрочку

С 5 ноября все водители-иностранцы, занимающиеся на территории России профессиональной деятельностью, должны были выходить на работу с российскими правами. В противном случае организацию, выпустившую в рейс такого водителя с национальными правами, планировалось штрафовать на 50 тыс. руб. Авторы этой идеи отмечали высокое количество ДТП, совершаемых профессиональными водителями-мигрантами, и зачастую их слабую водительскую подготовку. Например, многие сейчас вспоминают водителя-нелегала из Армении Грачью Арутюняна, который 16 июля этого года за рулем «КамАЗа» устроил в Подмосковье ДТП, в котором погибли 18 человек. После этого депутаты Госдумы заговорили о необходимости еще большего ужесточения закона для мигрантов.

Несмотря на это, сама Госдума в последний момент дала задний ход, и водителям-иностранцам дали отсрочку на полгода, до 14 мая. Именно с этого времени запрет для них и начнет действовать. Причина столь неожиданной поблажки для мигрантов стала техническая ошибка в тексте закона.

Дело в том, что сам запрет, требующий определенной законодательной подготовки, изначально и должен был заработать только с 14 мая 2014 года. Из-за того что в целом закон «О безопасности дорожного движения» вступает в силу с 5 ноября, в нем на этот счет прописана оговорка для соответствующего абзаца в тексте. Однако в ходе редакции закона поправка о водителях-мигрантах оказалась в другом абзаце и, таким образом, попала в основной текст, который и вступает в силу во вторник.

Ошибку заметили совсем недавно. Чтобы успеть исправить ее до часа икс, законодатели проявили завидную оперативность: быстро внесенные в Госдуму поправки были приняты и прошли все инстанции буквально за несколько дней в конце октября — начале ноября.

Если бы сделать это не успели, после 5 ноября система общественного транспорта во многих регионах России могла бы быть фактически парализована: по всей стране водителями автобусов и маршруток работают десятки тысяч мигрантов, которые не успели ничего поменять и продолжают ездить по своим национальным правам. Так, в одном только Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 13 тыс. профессиональных водителей-мигрантов. Получить российские права к 30 октября успели всего 25 человек.

Напуганные предстоящим запретом, даже в условиях полной неопределенности с процедурой замены прав, некоторые транспортные кампании начали самостоятельную переподготовку своих водителей. При этом, как показали проведенные в ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области первые экзамены приезжих водителей, подавляющее большинство из них не смогли сдать теоретический экзамен с первого раза.

Кроме того, учитывая, что вводить новые правила изначально планировалось только через год, правительство не спешило готовить постановление, которое бы прописывало для водителей-мигрантов всю процедуру замены национальных прав на российские. Неудивительно, что к 5 ноября этот документ также оказался не готов: в правительстве сейчас продолжают над ним работать.

«Да, я хочу еще раз всех успокоить, что в части замены водительских удостоверений на документы российского образца срок исполнения с даты принятия составляет один год, поэтому у людей еще есть полгода, чтобы пройти соответствующие экзамены, —

рассказал «Газете.Ru» зампред комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак. — Сроки обучения, методика сдачи экзаменов и весь процесс исполнения этого закона должен быть прописан в постановлении правительства. Его пока нет, но, думаю, документ появится скоро, и у водителей будет достаточно времени, чтобы с ним ознакомиться и к маю пройти все процедуры».

Почти восемь тысяч человек за первые шесть месяцев 2013 года осудили за тяжкие ДТП в России

Брячак подтвердил, что сама инициатива была принята из-за большого количества ДТП с участием водителей-мигрантов. «Идеология этого запрета основана на имеющейся печальной статистике. Большинство водителей-мигрантов приезжают к нам из стран с совсем другими условиями эксплуатации транспорта, например климатическими, — отметил депутат. — Там нет гололеда, снежных заносов, интенсивности трафика, и при их подготовке они с этими факторами там не сталкиваются. Попадая в Россию, к этим и ряду других особенностей вождения они оказываются просто не готовы и не могут адекватно реагировать. Так что такие меры необходимы в первую очередь для их собственной безопасности».

Впрочем, по данным источника «Газеты.Ru» в экспертном сообществе, которое помогает депутатам с законами в транспортной сфере, никакой отдельной статистики по водителям-мигрантам в ГИБДД нет.

Между тем ранее «Газета.Ru» приводила данные Верховного суда, согласно которым за первое полугодие 2013 года за совершение тяжких ДТП в России по ст. 264 УК РФ было осуждено в общей сложности около 8 тыс. человек. Иностранцев среди них оказалось всего 166 человек, то есть порядка 2%. Среди них 133 человека оказались из стран СНГ.

Также подчеркнем, что получать водительские права российского образца придется только тем, кто профессионально работает водителем. Обычным автомобилистам из других стран по-прежнему можно будет пользоваться своими национальными правами.

www.gazeta.ru

Популярное:

  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Статья про опеку Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 […]
  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Приказ минюста 1815 Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" Приказ Министерства […]
  • Приказом мвд рф 288 от 12041999 Приказом мвд рф 288 от 12041999 Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" С изменениями и дополнениями от: 27 июня, 24 декабря 2003 […]
  • Встречный иск защита прав потребителей Встречный иск о защите прав потребителей Являюсь представителем частного медицинского центра, пол года назад в клинику обратилась пациентка на лечение зуба, снимок делать отказалась, в ходе лечения оказался дентикль, врач ей […]
  • Полномочия граждан в охране общественного порядка Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ"Об участии граждан в охране общественного порядка" С […]
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г N 184-фз Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 […]