Закон о водоохранных зонах

Закон о водоохранных зонах

«КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(под ред. С.А. Боголюбова)(Юридический Дом Юстицинформ, 1997)

Комментарий к статье 111

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.

Статья 65 ВК относит к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территорий. 23 ноября 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, действующее на всей территории РФ (Российская газета. 1996. 11 декабря).

Согласно Положению водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико — географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно — эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

для морей — от максимального уровня прилива;

для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности, для истоков рек — радиусом не менее 50 м.

Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Те же принципы применяются для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водотоков.

Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий и крутизны склонов территорий, прилегающих к водному объекту, и колеблется от 15 до 100 м.

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом изложенных общих требований.

В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно — методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, — водопользователи.

Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

В установленном порядке проекты водоохранных зон проходят согласование и экологическую экспертизу. Общие требования проведения экологической экспертизы проектных материалов определены ст. ст. 35 — 38 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Границы прибрежных полос на местности закрепляются специальными знаками. Для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, это делают водопользователи, в остальных случаях — бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда.

До утверждения проектов минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть нанесены на генеральные планы застройки городов, других поселений, планы землепользования, а также иные планово — картографические материалы.

Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

— проведение авиационно — химических работ;

— применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

— использование навозных стоков для удобрения почв;

— размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

— складирование навоза и мусора;

— заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

— размещение дачных и садово — огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

— размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово — огородных участков;

— проведение рубок главного пользования;

— проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово — огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

— складирование отвалов размываемых грунтов;

— выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

— установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово — огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

— движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно — кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Установление водоохранных зон не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками за исключением случаев, предусмотренных законом.

На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовывается с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Принятое Положение не изменяет норм действующего законодательства о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов.

При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяется санитарными правилами и нормами.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Комментарий к статье 112

Как упоминалось выше (комментарий к ст. 6 ВК), приватизация сельскохозяйственных и некоторых других земель осуществлялась земельными органами нередко в узковедомственном ключе. Поскольку землеустроительная служба недостаточно связана с органами по охране памятников истории и культуры, такие памятники попадали в руки новых собственников без надлежащего предупреждения о мерах по их охране и даже без уведомления об их наличии на отводимой земле. Иногда это касалось также памятников природы. Новые собственники обязаны сохранять проходящие по их землям дороги общего пользования, но что касается тропиночной сети и права прохода по ним посторонних (а также даров природы в местах традиционного их сбора) — на этот счет никаких ограничений на собственника обычно не налагалось. Неопределенным во многих местах оказалось и право прохода по фермерским землям рыбаков и охотников к водным и болотным угодьям.

Что касается водоохранных зон, то в тех регионах, где раньше проводилась работа по их выделению, новые собственники были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности обычно не выполнялась (этому способствует и тот недостаток, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Статья 112 ВК нацелена на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль органов Роскомвода. Содержание статьи касается не только сельскохозяйственных земель и не только земель, передаваемых в частную собственность. Она «покрывает» любые отводы земель, если в их составе имеются водоохранные зоны (см. примечание к предисловию).

Слово «предоставляется» означает реальное выделение земель. Оно не относится к земельно — планировочным прогнозам, когда отвод земель, содержащих в себе водоохранные зоны, только намечается. Между тем, контроль водных органов за планами использования прибрежных земель (до их фактического отвода) был бы также вполне уместен.

Комментируемая статья умалчивает о том, как быть с теми отведенными землями, прилежащими к водным объектам, на которых вовремя не были «наведены» водоохранные зоны. Косвенно ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ВК, которая опускает появление новых прав и обязанностей (у водопользователя) уже после того, как первоначальный комплекс прав и обязанностей был определен предыдущим законодательством. Тем не менее, в развитие этого правила полезным является прямое указание закона, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 63 и 89 и другие настоящего Кодекса; ст. 1 ГК РФ).

Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов

Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с лесным и водным законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

Комментарий к статье 113

В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек, озер и водохранилищ в ВК РФ включена статья об использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов.

Эти леса имеют большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов (см. комментарий к ст. 111 ВК).

В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы.

Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ во второй и третьей частях этой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В этих лесах запрещены рубки главного пользования, которые осуществляются только в спелых и перестройных насаждениях. Они проводятся главным образом для заготовки древесины.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Рубки промежуточного пользования, в отличие от рубок главного пользования, проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 88 ВК об общем водопользовании).

Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

Комментарий к статье 114

Эта статья в общем виде устанавливает обязанности недропользователей по охране водных объектов; указанные обязанности должны быть детализированы в законодательстве об охране природы и других отраслях права.

Охране подлежат как наземные, так и подземные водные объекты. При этом подземные водные объекты должны быть изолированы вдвойне: от попадания в них загрязнений с поверхности земли (например, через пробуренные скважины) и от перетоков загрязненной воды с верхних горизонтов в нижние. Одним из оправдавших себя методов служит тампонирование устий недействующих и заброшенных скважин. Вокруг действующих скважин должна быть организована зона санитарной охраны.

Разведчики недр должны быть готовы к тому, что пробуренная ими скважина наткнется на напорные воды, которые начнут самоизливаться на поверхность. В этом случае они должны принять меры к тому, чтобы сохранить в недрах имеющиеся там запасы воды.

Статья 114 не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный порядок для этих работ. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), их добыча допускается без специального разрешения.

Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает вопрос, кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ. Для некоторых случаев такого рода было бы целесообразно установить солидарную ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно использовать типовые договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них и за что несет ответственность.

Бурение производится не только на суше, но и в море. В этом случае охранять от загрязнения надо морские воды. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, это направление правовой охраны морской среды достаточно сложно и требует специальной разработки.

Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия. Но здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы изменяют формы речного русла и берегов; они могут вызвать оползни и размывы. Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления (как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства, рыбного хозяйства, рекреации на воде. Поэтому все такие работы должны производиться только с разрешения водных органов. По своим технологическим характеристикам и экологическим последствиям они близки к землечерпанию — работе, которая нередко выполняется на судовых ходах ради обеспечения необходимых глубин (ст. 108 ВК).

Законодательство о недрах не упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (которое может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов. Проведение этих работ требует согласования не только с водными, но и другими надзорными органами.

Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ подлежат обязательному согласованию с водными органами.

Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов.

Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г., которое продолжает действовать до издания соответствующего российского правового акта (Сборник нормативных актов по охране природы. — М.: Юриздат, 1977. С.276).

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускается только с особого разрешения органов санитарного надзора.

Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Местная администрация обязана оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Законом РФ от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны (Российская газета. 1995. 1 марта).

Округ санитарной (горно — санитарной) охраны — особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно — санитарной охраны, в остальных случаях округа санитарной охраны.

В составе округа выделяется до трех зон.

В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне — юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно — санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации — для регионального и местного значения.

Постановлениями Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно — санитарной охраны лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а N 1426 — Положение о признании территорий лечебно — оздоровительными местностями и курортами федерального значения (СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. ст. 5798, 5799).

ecoclub.nsu.ru

Закон о водоохранных зонах

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Ответственность за нарушение режима водоохранной зоны водного объекта, в том числе за парковку автотранспортных средств

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Правовой режим водоохранных зон регулируется нормами Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

Реки Вычегда и Сысола, протекающие в районе г. Сыктывкара, имеют ширину водоохранной зоны в размере двухсот метров.

Границы водоохранных зон могут быть обозначены специальными информационными знаками.

Отсутствие таких знаков не является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. В данном случае ответственность наступает не в случае нарушения требований знаков, а именно за нарушение ограничений, установленных ч. 15 ст. 65 ВК РФ.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

За нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Санкция указанной статьи за нарушение режима водоохранной зоны предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

www.prockomi.ru

Водный кодекс. Рыбалка в водоохранных зонах.

Принятие Водного кодекса в целом является позитивным шагом законотворческой деятельности. Основной задачей Водного кодекса была и есть охрана водоемов от загрязнения, в первую очередь создаваемых промышленными предприятиями, хозяйственной деятельностью различных организаций и частных лиц. Вроде бы тут все хорошо и этому надо только радоваться. Но оказывается на все так просто. Некоторые статьи закона прямо или косвенно отразились на любительском рыболовстве. Как? Давайте попробуем разобраться в этом.

Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов», статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:

«В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.»

Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте. И вот тут возникает масса вопросов.

Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии, ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки. Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить, если не видят рядом с собой свою машину. Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.

Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса, то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:

«Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.»

Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога, в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.

Вот еще одна статья Водного кодекса, касающаяся любительского рыболовства. Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:

«Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.»

В ней тоже упоминаются механические транспортные средства, т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.

ТЕРМИНЫ

Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия, что такое береговая полоса, что такое водоохранная зона и что такое прибрежная защитная полоса.

Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:

1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.

Водоохранная зона — это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны, на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

ШИРИНА

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: — до 10 км – 50 м; — от 10 до 50 км – 100 м; — от 50 км и более – 200 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Для проточных и сточных озер, расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Если с понятиями «береговая линия» и «береговая полоса» все понятно — они по определению простираются на протяжении всего водоема, то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема, или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, т.е. расстояние от берега. А какова их протяженность?

Протяженность водоохранной зоны, как и береговой линии, равна протяженности водоема. А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов. Как узнать границы прибрежной защитной полосы?

ГРАНИЦЫ

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.

Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы? Не иначе, как по наличию специальных информационных знаков.

Немало дискуссий вызвала часть 18 статьи 65 Водного кодекса, в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков. В статье указано, что, установление специальных информационных знаков осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков.

Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков, к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.

В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков, но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ

Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса?

За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.

ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

Кстати, нередко можно увидеть заграждения, установленные теми или иными лицами самовольно.

Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса.

Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

За это нарушение, предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?

Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе?

Нет, не запрещена. Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса.

Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена. Ограничен лишь въезд на автотранспорте.

ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных.

Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса, часть 17 которого гласит:

«В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.»

МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?

Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонах запрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

shooka.ru

Популярное:

  • Приказ no 355 мчс Утеряно приложение к диплому. Как правильно восстановить. Если утерян диплом, то в газету подается объявление "Утерянный диплом - регистрационный номер ****, ОКА №*****, от ** **** 20** года, выданный "Институтом ****" на имя […]
  • Северский юрист Адвокат в Северской — Богданов С.И. Вам нужен надежный адвокат в Северской? Значит, Вы сделали правильный выбор! Богданов Сергей Иванович – это именно тот адвокат, которого вы искали! Адвокат Богданов Сергей Иванович имеет […]
  • Полномочия и правовые акты правительства рф Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации Информация об изменениях: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ в статью 23 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения Статья […]
  • Закон о музейном фонде рф 1996 Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ"О Музейном фонде Российской Федерации […]
  • Пбу бухгалтерская отчетность организации утверждено приказом минфина рф Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об […]
  • Чеченский закон ачхала Самые красивые девушки-аварки (10 фото) Аварцы - крупнейший дагестанский народ. В Дагестане насчитывается 850 тыс. аварцев (29,4 % населения республики), еще 62 тысячи живут в других регионах России, 50 тыс. - в Азербайджане, […]
  • Заявление на проведение пикета Методические рекомендации "В помощь организаторам массовых акций" Организация публичных мероприятий для выражения партийной позиции по тем или иным аспектам общественно-политической жизни города и страны является важнейшей […]
  • Жизнь мужчины на пенсии Подсчитан срок жизни на пенсии после повышения пенсионного возраста Эксперты «Высшей школы экономики» (ВШЭ) оценили продолжительность жизни на пенсии в России после повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 […]