Закон об избирательной системе в рф

Комментарии к Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятому Государственной Думой и направленному в Совет Федерации

Проект — не для распространения

Общий обзор

Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан был принят Государственной Думой осенью 1994 года и служил основой для разработки других законов о выборах в российской федерации. Законы, принятые для выборов в Думу в 1995 году и выборов президента РФ в 1996 году строились на законе об основных гарантиях избирательных прав граждан и часто ссылались на сам текст закона.

Как основа избирательной системы, закон об основных гарантиях избирательных прав граждан стоит между Конституцией, устанавливающей права избирателей и другими избирательными законами. Целью закона об основных гарантиях избирательных прав граждан должно было обозначить три основных элемента избирательной системы:

· Основные права избирателей;
· Основные составные части структуры для проведения выборов;
· Самые главные (зачастую минимальные) стандарты избирательных процедур, особенно касающихся прозрачности и безопасности процесса выборов.

Предлагаемые поправки к закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, включая законопроект, прошедший первое чтение в Государственной Думе, более не напоминают документ, являющийся «основой», и скорее похожи на всеобщий закон о федеральных выборах, устанавливающий единообразную процедуру для любых выборов на территории РФ. Такой подход поддерживается некоторыми экспертами и политическими группами как возможность укрепления и расширения некоторых норм, методов и процессов, разработанных и опробованных на выборах в России за четыре последних года. Некоторые чиновники из субъектов федерации РФ могут приветствовать четкие инструкции, идущие из федерального центра.

Тем не менее, такой всеобъемлющий подход, являющийся в настоящее время преобладающим, имеет серьезные недостатки. Предлагаемые поправки обозначат очень широкий спектр избирательных стандартов, как «основных гарантий». Такое единообразное и специфическое регулирование приведет к тому, что субъекты федерации и местные органы власти будут лишены гибкости нововведений на выборах и не оставит места экспериментированию с иными методами голосования, процедурами назначения кандидатов и иными компонентами избирательного процесса. Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан должен устанавливать стандарты и служить рамкой, внутри которой есть место нововведениям, а не становиться обязательным «модельным» законом.

Более того, несмотря на то, что большинство добавлений, содержащихся в предлагаемых поправках, отражают консенсус, основанный на опыте текущем опыте и могут считаться улучшением, многие из этих позиций не заслуживают постоянного или повышенного статуса, а некоторые имеют сомнительную ценность (см. комментарии ниже). Предлагаемые поправки также неравномерно подходят к детализации разных вопросов. Одни вопросы рассматриваются, как «основные» права, другие описываются очень детально, прямо как в инструкциях.

И последнее. Новый законопроект включает закон о референдуме в закон, в основном посвященный выборам кандидатов. Результат получается зачастую неуклюжим. К тому же, несмотря на то, что право избирателей на внесение изменений в свою жизнь посредством референдума может считаться основным, и такое голосование имеет отношение к голосованию за политических лидеров,, эти процессы имеют разное значение и осуществляются по разному.

Политические дебаты вокруг предлагаемых изменений в закон об Основных гарантиях избирательных прав граждан представляют значительный шаг в развитии демократии в Российской Федерации. Как минимум некоторые из предлагаемых процедурных изменений заслуживают дальнейшего изучения. Но более важно то, что нуждается в пересмотре сама посылка в необходимости таких изменений. Большая часть содержания законопроекта могла бы быть лучше нацелена на изменения в федеральных законах о выборах президента РФ и выборах депутатов Государственной Думы, и, может быть, на новые законы о референдуме и политических партиях. Такие законы, в свою очередь, могли бы уже послужить как «модель» для законов субъектов федерации и местных органов самоуправления, не превращая применение текущих методов и процедур, построенных на основе текущего политического опыта в нечто жесткое и застывшее.

Положения законопроекта

Предъявление требования к избирательным объединениям быть зарегистрированными за год до дня голосования является чрезмерно трудновыполнимым и не гибким требованием, распространенным на все выборы, особенно если принять во внимание отсутствие закона о политических партиях, предоставляющего им постоянный законный статус и отсутствие стимула для формирования избирательных объединений, а также возможностей, предоставляемых по законопроекту (и существующим законам) группам избирателей, в отличие от избирательных объединений и блоков выдвигать и поддерживать своих кандидатов на относительно равных основаниях.

Несмотря на соответствие федеральному конституционному закону о референдуме запрещение проводить выборы одновременно с всероссийским референдумом может послужить препятствием в проведении референдума (когда предъявляется требование о минимальном пороге участия избирателей) и ведет к удорожанию проведения выборов.

Запрещение ограничений избирательного права, связанных с постоянным проживанием гражданина в течение определенного времени на определенной территории, особенно в том, что касается права быть избранным, кажется слишком узким толкованием. Введение запрета при регулировании пассивного избирательного права на выборах регионального уровня является сложно выполнимым требованием.

Необходимо предъявление к составлению списка избирателей требования расположить избирателей по адресу (улице) либо иному физическому ориентиру, позволяющему легко найти избирателей, ошибочно внесенных по какому-либо адресу.

Статья 15. Часть 13-18 (14)?

Несмотря на то, что текст статьи соответствует другим законам о выборах, предоставление избирателям права лично проверять список избирателей для поиска ошибок или пропусков приводит к мысли, что проверка списков другими лицами, например, представителями кандидатов или избирательных объединений никак не предусмотрена и не поощряется. Сюда дополнить тем, что Постников предложил.

Для избежания случаев, когда жалоба рассматривается одновременно в суде и в избирательной комиссии, видимо, необходимо следовать в русле мировой практики, когда жалоба не принимается к рассмотрению судом либо вышестоящей комиссией, если она сначала не была рассмотрена самой избирательной комиссией (юридическая доктрина «исчерпания административных мер»). Комиссии обладают соответствующими полномочиями для принятия компетентного решения, которое может быть оспорено в суде в порядке, оговоренном законом.

Ясно, что причина попыток ограничения количества сдаваемых подписей лежит в опасении того, что придется проверять огромные объемы в краткие сроки, но этот Вопрос может быть решен иначе — путем инструкций для проверки подписей

www.democracy.ru

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ

20 лет избирательной системе Российской Федерации

20 лет избирательной системе Российской Федерации

2013 год станет юбилейным для Российской избирательной системы. Именно 20 лет назад, в декабре 1993 года, была принята Конституция, заложившая основные подходы в определении и развитии избирательной системы. На протяжении этих лет избирательное законодательство постоянно менялось, и на сегодняшний день продолжается его совершенствование.

Развитие институтов избирательного права и законодательства о выборах

1. Дореволюционный период развития
Избирательное право имеет в нашей стране достаточно длительную историю. Несмотря на распространённое убеждение, что демократические институты России не присущи, в действительности они наблюдаются практически во все периоды развития.
Здесь можно упомянуть и так называемую «военную демократию», и вечевой строй в древнерусских городах, казачье и земское самоуправление и т. д. С другой стороны, большую часть монархического периода о широком распространении избирательного права в современном смысле говорить, конечно, нельзя.
Важно отметить факт издания Николаем II Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». 6 августа 1905 г. были опубликованы Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Думу. При этом из выборов исключались многие слои населения – женщины, молодёжь, военнослужащие, деревенская беднота, рабочие и др. Манифест 17 октября объявлял: не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в Думе «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», Новый избирательный закон был подписан 11 декабря 1905 г., предусмотревший четыре избирательные курии – земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую, однако сохранял разные нормы представительства, более сложную многостепенную систему избрания депутатов рабочими и крестьянами, неучастие в выборах женщин, молодёжи, военнослужащих и народностей, ведущих кочевой образ жизни10.
Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание. Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Права участия в выборах лишались лица, осуждённые за ряд уголовных преступлений, дезертиры, а также члены царствовавшего дома11.
Однако данная традиция развития избирательного права была прервана Октябрьской революцией 1917 г. Тем не менее, дореволюционный период также имел большое значение в отношении становления избирательных институтов, несмотря на присущее ему значительное число ограничений в отношении реализации поданными Российской империи избирательных прав.

2. Советский период развития

Советский период развития избирательного права с самого начала обладал серьёзными особенностями. На первоначальном этапе использовался откровенно классовой подход, в дальнейшем происходила некоторая демократизация, но со своей спецификой.
В частности, в Конституции РСФСР 1918 г. содержался Раздел четвертый «Активное и пассивное избирательное право».
В ст. 64 закреплялось, что правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

  1. все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
  2. солдаты Советской армии и флота;
  3. граждане, входящие в предыдущие категории, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Не избирали и не могли быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

  1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
  2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
  3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
  4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
  5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
  6. лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
  7. лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором12.

В дальнейшем классовые ограничения были сняты. Однако выборы проводились на безальтернативной основе, единственный кандидат обычно отбирался партийными органами, и затем избирался подавляющим большинством голосовавших. Правда, в результате исповедовавшегося тогда подхода обеспечивалось представительство в выборных органах самых разных социальных групп.
Под занавес существования Советского Союза произошла существенная демократизация избирательной системы. В частности, в результате реформ 1988 – 1989 г.
Как пишет С. А. Авакьян, впервые выборы становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. Ранее, при допускавшейся законодательством такой возможности, фактически выдвигался один кандидат в депутаты по округу. Теперь же в ст. 100 Конституции специально было сказано, что число кандидатов в депутаты не ограничивается, в избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. При разработке Закона о выборах народных депутатов СССР были даже предложения об обязательности выдвижения нескольких кандидатов, а также о том, что, если по округу выдвинут один кандидат, в бюллетене обязательно должны стоять слова «за» и «против» — чтобы избирателя все равно заставить сделать выбор. Но к такому радикализму представители руководства страны еще не были готовы. Правда, на состоявшихся весной 1989 г. союзных выборах состязательность все-таки получилась — на 1500 мест по территориальным и национально-территориальным избирательным округам был выдвинут 7531 кандидат, т. е. в среднем 5 на один мандат. И хотя в 384 округах было по одному кандидату, общей тенденции это не изменило13.
Но эта демократизация не послужила препятствием для ликвидации Советского Союза. Тем не менее, к позитиву советского опыта следует отнести достаточно подробную регламентацию выборов в союзных и республиканских конституциях.

3. Современный период развития.
И фактически, и юридически современный период развития избирательного права начался 12 декабря 1993 г. в результате принятия на референдуме новой Конституции РФ, установившей, в том числе основные начала избирательного права, а также избрания по новым правилам палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации. Поскольку в результате разгона Верховного Совета Президентом необходимая законодательная база для проведения референдума и выборов отсутствовала, то они проводились на основе положений, утверждённых указами Президента РФ.
Вскоре после принятия Конституции был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ. Этот закон стал первой попыткой систематизировать избирательное законодательство в истории новой России.
На «смену» ему был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ. Этот закон впервые объединил нормы, устанавливающие основы регламентации выборов и референдума.
12 июня 2002 г. был принят действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ. В последний также неоднократно вносились изменения и дополнения.
В числе причин столь частого и радикального обновления избирательного законодательства были нестабильность политической системы России того периода, попытка бороться с «чёрными» избирательными технологиями путём подробной законодательной регламентации избирательных процедур и др.
Эволюция наблюдалась и в регулировании отдельных видов выборов. В 90-е гг. были приняты два федеральных закона с названиями «О выборах Президента Российской Федерации» — в 1995 и 1999 г. Действующий Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» был принят в 2003 г.
Что касается выборов в Государственную Думу РФ, то законы с соответствующими названиями принимались в 1995, 1999 и 2002 г. (то есть чуть ли не к каждой новой избирательной компании). Действующий Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят в 2005 г.
В настоящее время Президентом РФ Владимиром Путиным внесен проект закона, возвращающего смешанную систему на выборах в Госдуму.
Судя по тексту проекта, депутатов Государственной Думы будут выбирать так же, как выбирали до 2003 года. 225 мандатов разыграют между собой партии, выдвинувшие списки кандидатов. Партия, набравшая 5% и более, получит право создать фракцию в Госдуме. Остальные депутаты будут избраны в 225 избирательных округах, на которые еще предстоит поделить территорию страны. Одномандатником может быть как член партии, так и беспартийный россиянин.
В целом избирательное законодательство в Российской Федерации постепенно совершенствовалось, но одновременно и усложнялось, что находится в рамках общемировых тенденций.

ntagil.org

Избирательная система в РФ

Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти. Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).

В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровня власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные системы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного большинства, если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

Президент России избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с 1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному закону от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы глав регионов РФ. 2 апреля 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формировании Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы.

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия», Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный орган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003 гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным округам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной системе: одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с 5 % барьером. На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие в парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов.

Единый день голосования

Особенность избирательной системы в конкретной стране касается также дня голосования. Как правило, применяются два основных подхода при назначении дня голосования – либо выборы назначаются на любой день (обычно, выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельная процедура, установленная конституцией и законами страны), либо единый день голосования.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кроме Верховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветской России выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в стране сложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье в каком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми введен единый день голосования на выборах регионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта. При этом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второе воскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а в исключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России, начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начиная с 1993 г. – в декабре. При этом они не были жестко привязаны к единому дню голосования. Эти сроки могли смещаться в случае досрочного прекращения полномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы проводятся во второе воскресенье сентября. 14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ. 13 сентября 2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10 очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ. Однако такая практика (голосование в воскресенье в начале сентября) показывает, что в это время года многие избиратели физически не доходят до избирательных участков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимость корректировки единого дня голосования. В настоящий момент этот вопрос активно обсуждается в законодательных и исполнительных органах власти РФ.

xn—-ptblgjed.xn--p1ai

Новое тысячелетие и будущее избирательной системы России

Современная российская избирательная система — результат десятилетней эволюции и многостороннего политического диалога. Стадии становления нашей системы выборов в значительной мере отражали процесс развития российской демократии, наполнения этого понятия реальным смыслом.

Свое начало она берет от первых указов Президента России 1993 года, которыми вводились в действие временные положения о выборах депутатов Государственной Думы и депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Уже в 1994 году, в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года, была развернута законотворческая деятельность не только на федеральном, но и на региональном уровне, что в итоге привело к принятию законодательных актов, регулирующих выборы депутатов и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В частности, в Свердловской области шла подготовка к принятию областных законов о выборах Губернатора области, о выборах депутатов Законодательного Собрания, о выборах глав муниципальных образований, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Серьезное ускорение эта работа получила в конце 1994 года с вступлением в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». И сегодня можно утверждать, что именно этот закон послужил достаточной правовой базой как для становления и развития избирательного законодательства субъектов Федерации, так и для проведения прошедших за эти годы выборов. С 1993 года избирательные процедуры в Российской Федерации неоднократно уточнялись и усложнялись. Мы шли по пути детализации регулирования избирательного процесса и считаем, что это было неизбежным в условиях переходного периода.

Традиции электорального поведения российских граждан еще только складывались в условиях кристаллизации политических сил. Граждане и общественные объединения из года в год накапливали опыт участия в свободном соревновании за депутатские мандаты, мандаты выборных должностных лиц. Избирательные комиссии, со своей стороны, получали богатую правоприменительную практику, выявляли пробелы и противоречия в законодательстве.

Однако сами основы избирательного права, заложенные в 1993—1995 годах, серьезным изменениям не подвергались. Первыми важными шагами на пути регулирования реализации избирательных прав граждан Российской Федерации в Свердловской области стали областные законы о выборах Губернатора области, о выборах депутатов Законодательного Собрания, о выборах в органы местного самоуправления.

Для избрания депутатов областного парламента была выбрана смешанная мажоритарно-пропорциональная система. В рамках этой системы депутаты Областной Думы (нижней палаты) избирались по партийным спискам по общеобластному округу, а депутаты Палаты Представителей — по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Опыт нашей области был изучен и учтен при закреплении пропорциональной системы как обязательной для формирования органов законодательной власти субъектов Федерации с 2002 года.

Еще в 1995 году для выборов губернатора области была закреплена мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, по этой системе были проведены выборы Губернатора области также в 1999 и 2003 годах. Нельзя не отметить, что Свердловская область одной из первых в России применила эту систему, которая с 2002 года была закреплена как обязательная для всех субъектов Федерации.

В формировании органов местного самоуправления в полной мере было учтено конституционное положение о праве населения самостоятельно решать вопрос выбора той или иной избирательной системы. Областным законом было предусмотрено использование любой из них по выбору самого муниципального образования.

На практике все муниципальные образования для выборов депутатов избрали мажоритарную систему относительного большинства с использованием одно- или многомандатных округов. Выборы глав муниципальных образований повсеместно осуществлялись применением мажоритарной системы абсолютного большинства.

Практика избирательных кампаний требовала учитывать реальные трудности и проблемы, возникавшие в ходе выборов, и своевременно вносить в законодательство соответствующие коррективы.

Значительным шагом вперед с точки зрения воплощения идей выборной демократии, политических прав и свобод граждан в конкретные правовые институты и процедуры, предусматривающие юридические гарантии и механизмы гражданского контроля за деятельностью властных структур, стало принятие в 1997 году Избирательного кодекса Свердловской области. Затем, в 1999 году, в него были внесены некоторые изменения и дополнения. Этот закон решил следующие задачи в области обеспечения права граждан на участие в выборах:

  1. Был закреплен принцип периодичности выборов, обязательности их проведения в сроки, установленные законом при избрании представительного органа или должностного лица.
  2. В обеспечение повышения уровня информированности избирателей о кандидатах, способствования осознанному выбору в закон были включены нормы, требующие доведения до избирателей сведений о наличии у кандидатов неснятой и непогашенной судимости, о гражданстве иностранного государства, а также нормы, допускающие истребование у кандидатов деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности.
  3. В определенной мере конкретизировались требования, призванные обеспечить равные условия кандидатов в ходе предвыборной агитации.
  4. Были установлены основные требования к финансированию избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, блоков, определены основные параметры контроля за этим финансированием со стороны избирательных комиссий.
  5. Получил закрепление институт избирательного залога, служащий сегодня в качестве условия регистрации кандидатов вполне естественной альтернативой сбору подписей избирателей.
  6. Процедура подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования была унифицирована и обеспечила прозрачность этих важнейших избирательных действий.

На основе этих положений в 2000—2002 годах были проведены успешные кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания области, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.

В связи с этим, а также с рекомендациями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации дальнейшее развитие и совершенствование областного избирательного законодательства было определено как важнейшая задача в деятельности областной избирательной комиссии.

Комиссией была осуществлена подготовка проекта новой редакции Избирательного кодекса Свердловской области, который вступил в силу 11 мая 2003 года.

Этот нормативный правовой акт основан на Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в полной мере учитывает положения законодательного регулирования деятельности политических партий. Усиление роли партий в избирательном процессе, законодательные гарантии демократичности внутрипартийной жизни, увеличение объема информации о партиях, их программах, источниках финансирования и расходах должны способствовать усилению доверия граждан к партиям, к выдвигаемым кандидатам.

Кроме того, Кодекс учитывает и положения Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Этот закон определил статус системы, установил правовой режим использования ее имущественного комплекса, собрав воедино нормы, содержащиеся в многочисленных федеральных законах и нормативных актах, а также решил вопросы юридического значения документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы», урегулировал проблему использования конфиденциальной информации, хранящейся в ГАС «Выборы».

Едва ли не каждая очередная избирательная кампания высвечивает новые проблемы. Так, выборы Губернатора области со всей остротой поставили вопрос эффективности контроля за объективностью информации для избирателей.

Так, в Кодексе максимально разграничены понятия «информирование» избирателей и «предвыборная агитация». Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах должно осуществляться с соблюдением принципов объективности, достоверности и равенства в отношении всех кандидатов. Выборы показали, что узким местом является обеспечение ответственности за соблюдение данных принципов, в том числе с использованием судебного порядка.

Законом установлено, что «предвыборная агитация» — это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него либо против всех кандидатов, а также деятельность, осуществляемая в указанный период и имеющая целью побудить к голосованию за гражданина Российской Федерации или против него, в случае если он будет зарегистрирован кандидатом.

Акцент законодателя на понятии «кандидат» на практике породил новые технологии проведения в рамках выборов разного рода акции, связанных с созданием и организацией деятельности благотворительных фондов, ведением рекламной деятельности отдельных лиц, не называя их кандидатом или будущим кандидатом, что уже в судебном порядке оценено как законная деятельность.

Очевидно, что необходимо дополнительное регулирование, которое препятствовало бы всякого рода спекуляциям на недостатках законодательного регулирования и стало бы барьером злоупотреблениям права на предвыборную агитацию.

Изменения, касающиеся системы избирательных комиссий, реально обеспечили усиление влияния вышестоящих комиссий на процесс формирования нижестоящих комиссий, а также на более четкое определение их статуса, что способствует повышению их роли и влияния на ход избирательных кампаний. В частности, в Свердловской области областная комиссия и 78 территориальных комиссий работают на постоянной основе, при этом половина территориальных комиссий имеют статус юридического лица. На эти же комиссии возложена ответственность за проведение муниципальных выборов и референдумов.

Между тем, выборы Губернатора области показали необходимость дополнительного регулирования полномочий избирательных комиссий в части контроля за ходом агитации и финансирования избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений и блоков. Например, ряд вопросов были бы сняты в связи с правом комиссий требовать представления финансовых документов о тех или иных платежах кандидатов при совершении ими определенных избирательных действий. Возможен возврат к праву комиссий выносить кандидатам, избирательным объединениям предупреждений в связи с допущенными нарушениями законодательства о выборах.

Кодексом впервые в России предусматривается возможность голосования по почте. Такое нововведение применялось на выборах Губернатора области. При этом правом воспользовались 56 избирателей в 16 муниципальных образованиях. С учетом незначительного участия избирателей трудно сделать однозначный вывод в отношении жизненности данного института.

Зарубежная практика свидетельствует о достаточной его эффективности. Кроме того, очевидна необходимость регулирования всех процедур такого голосования федеральным законом, как и необходимо совершенствовать деятельность подразделений почтовой связи и механизм их взаимодействия с избирательными комиссиями. В целом можно сказать, что есть будущее у этого голосования, оно позволит отказаться от института досрочного голосования, проведение которого, как известно, порождает значительное число жалоб в ходе выборов.

Все эти годы неуклонно расширялась гласность и открытость всех стадий избирательного процесса, в том числе и завершающей стадии. Так, предусмотрена возможность получения информации об итогах голосования с использованием ГАС «Выборы» и сети Интернета. Еще в 2002 году непосредственно после установления итогов голосования на выборах депутатов Областной Думы на сайте областной избирательной комиссии была размещена информация об итогах голосования в разрезе каждого избирательного участка. Аналогичная практика имела место и на выборах Губернатора области в 2003 году.

Выборы Губернатора области и совмещенные с ними выборы в органы местного самоуправления показали правильность исключения ряда негативных явлений, дестабилизирующих избирательный процесс, связанных, в основном, с отменой регистрации кандидатов непосредственно перед днем голосования. Таких попыток практически не было.

Унификация норм избирательного права в масштабах Федерации, наличие в системе законодательных актов, регулирующих проведение выборов, уникального по своей природе Федерального закона — «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», практика ряда субъектов Федерации по принятию региональных избирательных кодексов — делает возможным в обозримом будущем работать над Избирательным кодексом Российской Федерации.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что процесс развития и совершенствования избирательной системы, как и законодательства о выборах далеко не закончен. Мы находимся на таком этапе их развития, когда надо, используя накопленный опыт, прогнозировать как будут применяться те или иные предлагаемые нами изменения.

Организаторы выборов должны хорошо знать законы и уметь работать в соответствии с ними. Этому должна способствовать, в том числе, программа повышения профессиональной подготовки организаторов выборов.

Однако главное — это их стремление к росту профессионализма в деле проведения выборов, служение закону в соответствии с его смыслом и содержанием.

ikso.org

Популярное:

  • Федеральному закону 5-фз о ветеранах статью 7 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.95 N 5-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2013) "О […]
  • Запрет коммунистической символики закон Запрет коммунистической символики закон Еще несколько десятилетий тому назад мировое коммунистическое движение представляло собой мощную силу, с которой приходилось считаться ведущим государствам мира, включая Соединенные […]
  • Реестр оао газпрома ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА АКЦИОНЕРОВ ОАО "ГАЗПРОМ" Для ОАО "Газпром" и многих акционерных обществ газовой промышленности таким специализированным регистратором является закрытое акционерное общество "Специализированный регистратор - […]
  • Адвокат зубков Зубков Сергей Борисович Зубков Сергей Борисович, адвокат. Председатель Московской межрайонной коллегии адвокатов. Образование высшее юридическое, в 1999г. окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). Кроме […]
  • Закон о прокуратуре рф гарант Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ […]
  • Уголовный кодекс банда Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 209 1. В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная […]
  • Преступление в сфере информационной технологии Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере; Уголовная ответственность относится к одной из видов юридической ответственности и является по своему содержа­нию наиболее строгим из них. Уголовная […]
  • О банках и банковской деятельности федеральный закон от 02121990 г 395-1 Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ"О […]