Закон понятие виды признаки структура

Законы: понятие, признаки и классификация

Законы существуют с древнейших времен, ибо без них невозможно ни одно цивилизованное общество, они выступают универсальным регулятором общественных отношений. Но если раньше они носили, в основном, форму религиозных запретов, то теперь это юридическое понятие стало намного шире. Что в современном правовом обществе представляет собой закон?

Что принято понимать под понятием закон?

Законом называют специализированный нормативный акт, который принимает либо высший государственный орган (в России Парламент), либо непосредственно сам народ путем референдума. Закон наделен высшей юридической силой и призван регулировать ключевые, важнейшие общественные отношения. Именно он говорит, каким является государственный строй, какими правами и свободами наделены граждане, что входит в компетенцию каждого звена органов власти.

Отличие законов от всех остальных актов и состоит в том, то они называют самые главные, первичные нормы, а остальные правовые документы лишь конкретизируют и уточняют их. Закон не может быть отменен никем иным, кроме органа, его принявшего.

Какие признаки присущи законам?

1. Законы могут быть приняты только органом законодательной власти либо на референдуме.

2. Законы имею особы законодательно установленный порядок подготовки и принятия.

3. Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы.

4. Закон регулирует базовые и наиболее важные общественные отношения.

Виды (классификация) законов:

Поскольку законов в любом государстве достаточно много, естественно, они нуждаются в группировке по разным признакам. Исходя из этого, разработано несколько классификаций на разных основаниях. Рассмотрим их подробнее:

Классификация по юридической силе. Все законы делятся на 4 группы:

1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база. В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.

2. Федеральные конституционные – раскрывают наиболее важные положения Конституции. К числу конституционных относят законы о военном положении, о референдуме, о государственных символах РФ, о судебной системе и так далее. Все эти законы имеют учредительный характер.

3. Федеральные – дополнительно подразделяются на органические и обыкновенные. Все федеральные законы призваны регламентировать различные стороны человеческой жизни: социально-политические, общественные, духовные. К ним относят, к примеру, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный и так далее.

4. Законы отдельных субъектов Федерации. Их принимают представительные органы на местах, и действуют они только на определенной территории. Например, закон о социальных гарантиях в Саратовской области. Однако местные законы не могут вступать в противоречия ни с Конституцией, ни с федеральными нормативными актами.

Классификация по субъектам законотворчества. Все нормативные акты делят на две группы в зависимости от того, кем они были приняты: Парламентом или народом на референдуме.

Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.

Классификация по степени систематизации. Все законы делят на обыкновенные и кодификационные (органические). В последнюю группу внесены те нормативные акты, которые дополнительно систематизированы в кодексах: Уголовном, Гражданском и т. д. Они призваны полностью регламентировать отношения в определенной сфере жизни.

Значение законов для государства переоценить трудно. Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.

student-pravo.ru

newinspire

Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Ключевые слова: понятие, признаки, виды, закон, подзаконных, актов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы , базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды. . читать далее .

newinspire.ru

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Закон: понятие, признаки, виды

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Виды законов

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;
  • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

www.grandars.ru

Рубрикатор

Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: принимается только органом законодательной власти или референдумом; принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса; регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения (например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.); обладает высшей юридической силой, т.е. все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.

Именно эти признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем также в строго установленном порядке.

1.По юридической силе:

конституция – это основной закон государства (республики в составе федерации). Это основополагающий, учредительный политико-правовой акт. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства;

конституционные законы – конкретизируют и дополняют конституцию (ФКЗ «О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Судебной системе РФ» и др.)

обычные законы (федеральные) – регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов, текущих законов. Обычные законы в свою очередь подразделяются на кодифицированные и текущие:

Кодекс–это нормативно-правовой акт, который содержит общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

Текущий закон – это нормативно-правовой акт, который регулирует отдельные стороны политики, экономики, культуры.

законы субъектов федерации (республиканские) – издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются только на территорию субъекта.

2.По сроку действия: постоянные законы; временные законы.

3.По объему и объекту регулирования: общие законы (кодексы); специальные – регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О милиции», «О залоге» и др.).

Все законы независимо от их вида подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило: неопубликованные законы не могут применяться.

4. по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.

ifreestore.net

38. Закон: понятие, признаки, виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем: а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны. б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн. в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4. По своему значению закон — это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право — юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Различают законы конституционные и текущие (обыкновенные). Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

Обыкнoвeнныe зaкoны представляют собой акты текущего зaкoнoдaтeлъcтвa, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, coциaлънoй жизни общества. Oбыкнoвeнныe зaкoны по своей внутренней структуре делятся на meкyщue и кодифицированные.

Тeкyщими называют федеральные зaкoны, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Oни регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Tипичным примером текущего нормативного акта является закон o бюджете, который действует только в течение определенного года.

В особый вид выделяют также кодифицированные зaкoны — это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. K ним относятся Ocнoвы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

scicenter.online

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]