Закон рф о ижс

Закон рф о ижс

О праве граждан Российской Федерации на получение
в частную собственность и на продажу земельных участков
для ведения личного подсобного и дачного хозяйств,
садоводства и индивидуального жилищного строительства

Статья 1. Передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.

Предоставить право гражданам, получившим земельные участки в частную собственность для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, продавать их другим гражданам Российской Федерации независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков.

Использование собственником приобретенного земельного участка не по целевому назначению, если иное не установлено законом, не допускается.

Граждане, имеющие на момент вступления в силу настоящего Закона земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. При этом предоставить право гражданам приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене у местного Совета народных депутатов.

Статья 2. Продажа земельного участка для целей, указанных в статье 1 настоящего Закона, производится его собственником самостоятельно путем договора с покупателем либо с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.

Договор купли-продажи (купчая) земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Форма типового договора купли-продажи (купчей) земельного участка утверждается Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Текст документа опубликован

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации
«О праве граждан Российской Федерации на получение в
частную собственность и на продажу земельных участков
для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства и индивидуального жилищного строительства»

Повторно рассмотрев Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», возвращенный Президентом Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Принять Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» в новой редакции с учетом поправок Президента Российской Федерации.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке введения в действие Закона Российской
Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в
частную собственность и на продажу земельных участков для ведения
личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и
индивидуального жилищного строительства»

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» с момента его опубликования.

2. Установить, что впредь до приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» законодательство Российской Федерации применяется только постольку, поскольку оно не противоречит указанному Закону.

3. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации до 1 февраля 1993 года:

разработать порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков для указанных целей;

предоставить в установленном порядке в Верховный Совет Российской Федерации предложения о проведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с указанным Законом;

привести решения Правительства Российской Федерации в соответствие с указанным Законом.

4. Обратить внимание Президента Российской Федерации на недопустимо медленное проведение Правительством Российской Федерации земельной реформы в Российской Федерации.

www.fadr.msu.ru

Индивидуальное жилищное строительство: анализ понятия и судебная практика

Автор: Анна Пикалова

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – прежде всего, это вид разрешенного использования земельного участка, который определяет статус земли с юридической и правовой точки зрения.

Также индивидуальное жилищное строительство – это форма обеспечения граждан жильем путем строительства домов при непосредственном участии граждан или за их счет. Как правило, земельные участки для этих целей предоставляются в городах и поселках. Во многих случаях размер участка, предоставленного для целей ИЖС, позволяет не только поместить дом, но и использовать землю для производства сельскохозяйственной продукции.

Пункт 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ (Архитектурно-строительное проектирование) определяет объект индивидуального жилищного строительства, а именно: осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В данной статье хотелось бы остановиться как на плюсах данного вида разрешенного использования, так и отразить проблемы, которые возникают у граждан при применении данного разрешенного вида использования земельного участка. Особенно это актуально на сегодняшний день, когда активно принимаются генеральные планы развития территорий и категория земель населенных пунктов позволяет выбрать собственнику такой вид разрешенного вида использования, как индивидуальное жилищное строительство.

Как уже было сказано выше, данный вид разрешенного использования оптимально сочетается с землями населенных пунктов.

Среди основных преимуществ ИЖС:

  • такие земли можно подвести под участие в самых различных государственных программах поддержки малоэтажного строительства;
  • у владельца такой земли нет зависимости от других членов товарищества;
  • соответственно, собственники, в чьих владениях находятся такие земельные участки, не нагружаются сборами на охрану, дороги и т. п. тратами;
  • хозяин участка всегда имеет право на постоянную прописку на его территории;
  • вполне можно пользоваться услугами местных государственных учреждений (например, школой или же поликлиникой);
  • данная категория участка уже предназначена для строительства на нем жилья.

Таким образом, ИЖС оптимально для ведения самостоятельного, не зависящего от соседей, ведения хозяйства.
Теперь же рассмотрим те проблемные ситуации, с которыми сталкиваются граждане при индивидуальном жилищном строительстве, для чего проанализируем судебную практику по этому вопросу.

Так, Апелляционное определение Смоленского областного суда от 03.07.2012 по делу № 33-2048 резюмировало следующее. Отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка. Как указал суд, согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (Правила землепользования и застройки) в градостроительных регламентах устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной жилой зоне застройки жилыми домами смешанной этажности. В данной зоне могут быть размещены жилые дома только одного типа. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований применения к спорной территории градостроительного регламента жилой зоны, предусмотренной для застройки индивидуальными жилыми домами, ввиду отсутствия преобладания на близлежащей территории данного типа застройки. Таким образом, испрашиваемый земельный участок должен находиться в той категории, которая позволит применить разрешенный вид использования – индивидуальное жилищное строительство.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В. Б., судей Медведевой А. М., Попова В. В. рассмотрела в судебном заседании заявление Администрации города Владивостока о пересмотре в порядке надзора постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2011 по делу № А51-1215/2011 Арбитражного суда Приморского края и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.2012 по тому же делу по иску Администрации города Владивостока (далее – Администрация), Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока, Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, г. Владивосток к ответчику – индивидуальному предпринимателю Большакову Ю. М., г. Владивосток (далее – Большаков Ю. М.; предприниматель) о признании самовольной постройкой магазина примерной площадью 20 кв. м, имеющего признаки капитального строения, расположенного в районе д. 20 в п. Канал острова Русский в г. Владивостоке, и обязать ответчика снести посредством демонтажа указанную самовольную постройку.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Федеральное государственное учреждение «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации» (ныне – Федеральное казенное учреждение «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации»; далее – ФКУ «Дальневосточная дирекция»).
Суд установил: решением Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2011 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.2012, решение суда от 08.08.2011 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, Администрация (истец) считает, что эти судебные акты являются необоснованными и незаконными, принятыми при неполном исследовании материалов дела, в результате неправильного толкования норм материального права. Заявитель не согласен с выводами названных судов, указывает, что созданная предпринимателем самовольная постройка препятствует строительству на этом земельном участке улично-дорожной сети объекта капитального строительства – «Дальневосточный Федеральный Университет» (объекта Саммита АТЭС 2012), заказчиком строительства которого является ФКУ «Дальневосточная дирекция». Администрация приводит доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права и нарушающие права и законные интересы муниципального образования, неопределенного круга лиц, публичные интересы.

Изучив оспариваемые судебные акты и доводы, изложенные в поданном заявлении, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 (Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

При рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что по обращению ФКУ «Дальневосточная дирекция» на основании распоряжения начальника Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 08.11.2010 № 3245 «О проведении проверки земельного законодательства» была проведена соответствующая проверка и составлен акт проверки от 16.11.2010 № 611, согласно которому на земельном участке с северной стороны жилого дома № 20 в п. Канал острова Русский в г. Владивостоке располагается объект, имеющий признаки капитального строения, используемый предпринимателем под магазин.

Истцы, в связи с отсутствием у них сведений о предоставлении земельного участка под строительство упомянутого магазина и отсутствием разрешительной документации на строительство такого объекта, заявили в суд указанные исковые требования на основании статьи 222 (Самовольная постройка) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В процессе рассмотрения возникшего спора апелляционный суд также установил, что земельный участок, на котором находится спорный объект, был предоставлен Большакову Ю. М. для индивидуального жилищного строительства на основании решения Исполнительного комитета Русского поселкового Совета народных депутатов от 05.11.1982 № 522, и на этот земельный участок был оформлен кадастровый паспорт.

Право собственности Большакова Ю. М. на жилой дом по указанному адресу было зарегистрировано 07.06.2011 в установленном законом порядке при наличии разрешения на строительство жилого дома, акта приемки его в эксплуатацию, кадастрового паспорта и технического паспорта на жилой дом. При этом в техническом паспорте на жилой дом были перечислены относящиеся к нему вспомогательные строения и сооружения, в числе которых указывалось спорное строение.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 (Разрешение на строительство) Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 16.09.2011 был признан незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Большакова Ю. М. на объект недвижимости – хозяйственную постройку, расположенную по адресу: г. Владивосток, о. Русский, п. Канал, 20.

На основании этого решения суда за Большаковым Ю. М. на спорный объект 31.10.2011 было зарегистрировано право собственности, что подтверждается регистрационной записью № 25-25-01/113/2011-096, произведенной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и выданным Большакову Ю. М. свидетельством 25-АБ № 671942 о регистрации права.

Апелляционным судом также установлено, что спорная постройка, являющаяся вспомогательным строением, расположена в пределах того земельного участка, который был предоставлен Большакову Ю. М. в 1982 году.

Как указал суд кассационной инстанции, на день рассмотрения дела в порядке кассационного производства за Большаковым Ю. М. было зарегистрировано право собственности на предоставленный ему в 1982 году земельный участок, на котором находятся принадлежащие ему строения.

Бесспорных доказательств, подтверждающих доводы заявителя о частичном наложении принадлежащего Большакову Ю. М. земельного участка на другой земельный участок, на котором должны проводиться указанные истцами работы, в процессе рассмотрения дела ими не представлено.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, норм законодательства, судами апелляционной и кассационной инстанций была дана правовая оценка доводам истцов и установлена законность действий собственника и правильное толкование и применение им ИЖС.

А вот наглядный пример нарушений при индивидуальном жилищном строительстве:

Определением Московского областного суда от 31 января 2012 г. дело № 33-472/12 было установлено следующее:

Истец обратился в суд с иском к П. о сносе самовольно возведенного строения. В обоснование иска указал, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1255 кв. м, расположенный по адресу: (….). Ответчиком возведен трехэтажный монолитный железобетонный жилой дом общей площадью 1308,0 кв. м. Администрация Ленинского муниципального района Московской области полагает, что указанное строение является самовольной постройкой и подлежит сносу, поскольку не соответствует целевому назначению земельного участка, санитарным и противопожарным нормам.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Ответчик и его представитель в судебное заседание не явились.

Третье лицо Администрация городского поселения Видное Ленинского района Московской области, в судебное заседание не явились.

Третье лица К., А., Ж. О., Ж. И., в судебном заседании требования поддержали.

Представитель отдела главного архитектора Ленинского муниципального района Московской области в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что постройка имеет признаки многоквартирности, каждое помещение можно использовать в качестве квартир, в помещениях имеется разводка для кухни.

Решением Видновского городского суда Московской области от 31 октября 2011 года исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе П. просит отменить решение суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 (Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции) ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что П. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1255 кв. м, адрес объекта: (….), о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 июля 2010 года сделана запись регистрации.

На основании распоряжения главы Ленинского муниципального района Московской области от 01.11.2010 года № 4240 «О создании межведомственной комиссии по своевременному выявлению и прекращению незаконного возведения объектов капитального строительства на территории Ленинского муниципального района» по вышеуказанному адресу была проведена проверка, в результате чего установлено: на указанном земельном участке ведутся строительные работы без получения необходимой разрешительной документации на стадии возведения монолитного фундамента, усиленного арматурой, размерами около 26 на 19 метров.

23 ноября 2010 года Администрацией Ленинского муниципального района Московской области в адрес П. выслано требование об остановке строительных работ осуществляемых без получения в установленном порядке разрешения на строительство. Для правильного разрешения вопроса судом назначалась строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта следует, что имеются признаки, указывающие на возможность использования исследуемого объекта в качестве многоквартирного дома: объемно-планировочное решение жилого дома организовано таким образом, что все помещения, которые возможно использовать в качестве жилых комнат, являются структурно-обособленными помещениями с единственными выходами только в общее помещение (коридор) и далее через лестницу наружу. Между собой эти помещения связи не имеют.

Материалами дела подтверждается, что спорная постройка 4-х этажная, огорожена металлическим забором вокруг. Строительство здания не окончено.

В силу ст. 51 (Разрешение на строительство) Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Суд исследовал заключения экспертиз, оценил их в совокупности с другими доказательствами по делу, в соответствии с нормами градостроительного, земельного и гражданского законодательства постановил законное решение, которым удовлетворил заявленные требования, поскольку П. разрешений на строительство не выдавалось, а спорное строение возведено на земельном участке, не предназначенном для строительства многоквартирного дома.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. ст. 56 (Обязанность доказывания), 67 (Оценка доказательств), 86 (Заключение эксперта) ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Довод кассационной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и его представителя судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в суд первой инстанции не было представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки.

Иные доводы кассационной жалобы о допущенных судом, по мнению кассатора, процессуальных нарушениях были предметом изучения судебной коллегии и не содержат в себе обстоятельств, влекущих отмену решения суда.

Руководствуясь ст. 361 (права суда кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалоб и представлений) ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Видновского городского суда Московской области от 31 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Таким образом, собственнику жилого дома необходимо было четко соблюдать все законодательные нормы и правила, установленные для такого разрешенного вида использования как индивидуальное жилищное строительство.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2012 № 33-793/2012 было установлено следующее:

Доводы ответчика о необходимости предъявления истцом разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 (Разрешение на строительство) Градостроительного кодекса РФ, и о невозможности регистрации права собственности на созданный в результате реконструкции объект в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г., правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными. Суд пришел к выводу о том, что по смыслу п. 4 ст. 25.3 указанного Федерального закона упрощенный порядок временно включает условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (в случае, если ранее зарегистрировано в установленном порядке право заявителя на земельный участок, на котором создан объект).

Таким образом, суд удовлетворил заявление о признании незаконным и отмене отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности истца на индивидуальный жилой дом и обязал ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.

Таким образом, налицо еще один плюс данного вида разрешенного использования – упрощенный порядок регистрации права собственности на объект недвижимости.

Постановлением ФАС Уральского округа от 15.06.2012 № Ф09-3689/12 по делу № А07-16470/2011 установлено следующее:

Суд удовлетворил заявление о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, согласившись с нижестоящим судом, указавшим, что по смыслу статьи 30.1 (Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) Земельного Кодекса РФ арендатором земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, может выступать только физическое лицо, а организация не относится к указанной категории лиц, следовательно, отсутствуют основания для выдачи ей разрешения на строительство сроком на 10 лет, предусмотренным для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное необходимо уяснить следующее:

При регистрации объектов ИЖС, расположенных на земельном участке, предназначенном для ИЖС и находящемся в границах населенного пункта, существуют свои особенности.

Основаниями для государственной регистрации права собственности на объект ИЖС в данном случае являются: документы, подтверждающие факт создания объекта ИЖС и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект ИЖС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. документами, подтверждающими факт создания объекта ИЖС, являются кадастровый паспорт такого объекта и разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию.

Иными словами, для того чтобы зарегистрировать за собой право собственности на объект ИЖС, в регистрирующий орган необходимо предоставить лишь кадастровый паспорт на сам объект, разрешение на ввод в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок. Разрешение на строительство предоставлять не требуется, за исключением случаев регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.

www.top-personal.ru

Каким законом регламентируется деятельности НП СЗУ на землях ИЖС

Мы купили участок на землях населенных пунктов под ижс. На территории ЖК организовано Некоммерческое партнерство собственников земельных участков (НП СЗУ).

Никто из Правления не может точно ответить, каким законом регламентируется деятельность нашего НП СЗУ, 66-ФЗ или 72-ФЗ.

Помогите, пожалуйста, разобраться, какой закон должен регламентировать деятельность нашего НП СЗУ и почему. Т.к. по указанным в законах объектам мы не подходим ни под один вариант, мы (члены НП СЗУ) владеем участками, а не домом (строением) с участком и не участком на землях под дачное строительство.

22 Сентября 2016, 23:04 Анна, г. Москва

Ответы юристов (1)

Деятельность Вашего некоммерческого партнерства регулируется федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ:

Статья 2. Некоммерческая организация
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Статья 8. Некоммерческие партнерства

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

pravoved.ru

Строительство на участках ИЖС и ЛПХ

фотографии

пример планировки участка

расстояния между постройками на участке и постройками на соседствующем участке

правильно расположить дом

пример плана участка

правильно разместить септик

определиться с забором

выбрать проект дома

получить разрешение на строительство

приступить к строительству дома

ваше «место под Солнцем» готово :-)))

документы

Разделы статьи:

Общие представления

Земельные участки для ИЖС (для индивидуального жилищного строительства) — это земли, предназначенные и используемые для застройки и отделенные от земель других категорий границами городских и сельских населенных пунктов.

ИЖС — это вид разрешённого использования земельного участка, его целевое назначение. Ещё раз подчеркнём, что категория земель таких участков называется “земли населённых пунктов”.

На участках ИЖС, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, возможно строительство малоэтажного дома, хозяйственных построек (гараж, баня, сараи, теплицы, иное) и разведение возле дома сада и огорода.

ЛПХ (личное подсобное хозяство) — это тоже вид разрешённого использования земельных участков, одни из них находятся в черте населённого пункта и на них можно вести строительство дома, другие же относятся к землям сельскохозяйственного назначения, считаются полевыми и на них можно заниматься только выращиванием сельскохозяственных культур (см. подробнее ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”). Последние, как становится понятным, имеют категорию земель”для сельскогохозяйственного назначения”, и речь сейчас идёт не о них.

Земельный участок ЛПХ можно точно так же использовать для строительства собственного дома. На нём не обязательно выращивать кур, коз и свиней или расставлять ульи, но иметь ещё и такую возможность весьма выгодно.

В построенном доме можно зарегистрироваться и, при желании, продать его с участком без проблем.

Ранее существовавшие различия в возможностях строительства между участками под ИЖС и ЛПХ, садовыми и дачными участками на территории населённых пунктов стали не существенными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 14 апреля 2008 года N 7-П.

Дома, простроенные на этих участках и пригодные для постоянного проживания, признаются жилыми, в них можно получить постоянную регистрацию.

На рынке загородной недвижимости и у горожан, планирующих проживание за городом, и у самих жителей посёлков и деревень участки ИЖС и ЛПХ пользуются большим спросом, ведь для них не требуется проводить так называемые “переводы земель”, позволяющие вести строительство жилого дома капитальной постройки и решать пока не простые вопросы по регистрации (прописке) в этом доме.

К тому же, на землях, отведенных под ИЖС, согласно законодательству, местные муниципалитеты должны организовать действенную инженерную и социальную инфраструктуру.

Приобретая земельный участок ИЖС, можно рассчитывать не только на обеспеченность территорий для ИЖС необходимыми инжереными коммуникациями, но и на наличие качественных дорог, систематического транспортного сообщения, учреждений здравоохранения, образования, магазинов и других социально значимых объектов.

В зимний период дороги должны расчищаться от снега и наледи. Выполнение этих мероприятий входит в компетенцию муниципалитета, и владельцы участков ИЖС, по закону, также могут на это рассчитывать.

Что нужно учесть при выборе участков

При выборе участков для строительства жилого дома (ИЖС) рекомендуется учесть следующие факторы:

  • Если участок выбирается с целью возведения капитального дома для постоянного проживания или длительного пребывания в нём, то лучше остановить свой выбор на тех вариантах, где подведение необходимых инженерных коммуникаций (водопровода и канализации, газа, электричества) не будет представлять серьёзных проблем, да и близость магазинов, больницы, детских образовательных учреждений станет весьма существенной необходимостью.
  • Немаловажным обстоятельством для людей, ежедневно уезжающих в город на работу на собственном автомобиле, станут близость участка к трассе, удобный подъезд к дому, хорошие дороги.
  • Участки ИЖС и ЛПХ находятся в самих посёлках и деревнях, или в коттеджных посёлках, где многие вопросы по подводу инженерных коммуникаций, как правило, решены при их создании.
  • Стоимость участков ИЖС и ЛПХ заметно выше, например, в сравнении с участками в садоводствах, и может включать в себя не только цену земли, но и стоимость подведённых коммуникаций, или оплату, произведённую собственниками за получение технических условий (ТУ) по подводу этих коммуникаций.
  • Перед покупкой земельного участка нужно выяснить, в какую сумму может обойтись подведение к дому водопровода, электричества, газа, канализации, если на участке их нет, чтобы рассчитать общий объем предстоящих денежных затрат в строительство и обустройство дома.
  • Если же земельный участок выбирается для строительства загородного дома только для отдыха, то есть смысл поискать участок земли рядом с водоемом, недалеко от леса, подальше от шумящих автомобильных трасс.

Нормы строительства дома на участке ИЖС

Понятие «индивидуальный жилой дом» распространяется на все индивидуальные жилые дома независимо от разрешённого использования земельных участков, на которых такие дома расположены, и вида территориальной зоны.

Индивидуальным жилым домом считается одноквартирный, т.е. отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем 3 (три), предназначенный для проживания одной семьи (п. 2, п.п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Допустим также четвертый, мансардный этаж.

В Градостроительном кодексе РФ также указано, что площадь этого дома должна быть не более 1,5 тыс. м 2 и что на участке ИЖС разрешается возводить жилой дом капитальной постройки, при этом дом должен быть не выше 3-х этажей.

На земельном участке площадью, не превышающей 1200 м 2 , можно строить только 1 жилой дом — об этом говорит формулировка закона о возведении отдельно стоящего строения. Кроме этого, разрешено строительство бани, гаража, летней кухни, теплиц и других хозяйственных построек.

Чтобы правильно правильно расположить на участке все будущие строения, нужно подготовить схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) на основе радостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Последний документ нужно заказать в отделе по архитектуре местного муниципалитета.

Далее, после получения ГПЗУ и утверждения СПОЗУ, в которых обозначено место размещения объекта индивидуального жилищного строительства потребуется получить разрешение на строительство. Для этого весь комплект подготовленных документов необходимо подать в отдел по архитектуре местного муниципалитета или в службу государственного строительного надзора и экспертизы.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство:

  • подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а в отсутствии градостроительного плана — разрешенному использованию участка;
  • дает право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов недвижимости, а также капитальный ремонт.

Если предыдущий владелец участка уже получал разрешение на строительство, и десятилетний срок его действия еще не истек, то новому собственнику заново получать разрешение не надо — оно не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом, за исключением отдельных случае.

Даже если участок придётся продать участок, срок действия разрешения на строительство которого ещё не истёк, это разрешение сохраняется для будущего владельца.

О «красных линиях»

Строительство дома и всех надворных построек на участке требуется вести строго в соответствии с выданным ГПЗУ, не забывая про отступление от “красной линии” на расстояние 5 м, если участок выходит на на дорогу, и не менее 3 м, если это не дорога , а проезд.

Красная линия отделяет ваш собственный участок от улицы. На своем участке вы располагаете свои постройки, на улице ничего строить нельзя. По этой линии принято ставить передний забор.

Если коротко, то это линия, которая четко определяет границы участка и отделяет вашу частную собственность от улицы или прилегающей территории.

В соответствии с градостроительными требованиями производить постройку объектов на своем участке нужно так, чтобы ни один из них ни в коей мере не выступал за линию застройки.

Мало того, объект не просто не может выступать за линию, он должен быть удален от линии застройки на расстояние от двух до шести метров, в зависимости от региона.

Нарушение этого требования чревато судебными разбирательствами: через суд, вас могут заставить снести объект, который выступает за красную линию застройки.

Как гласит одна легенда-страшилка, виновникам такого строительного брака дали по несколько десятков лет, — по одному году за каждый «выскочивший за линию» сантиметр. Вот что такое «красная линия».

Итак, ни один элемент дома не должен выходить за краную линию.

Это нужно не только для того, чтобы соблюсти закон, но и чтобы защить дом от пыли, шума и газов, уменьшения просматриваемости помещений с улицы.

Красные линии отделяют общественные (публичные) территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами. Названы по цвету обозначения на картах проектов планировки территории участков.

О противопожарных требованиях

Конечно же, соблюдая требование ГПЗУ по обеспечению противопожарной безопасности, нужно выдержать противопожарный разрыв (СП 53.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» (утверждён Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849):

  • между каменными — 6 м,
  • между каменным и деревянным — 10 м,
  • между двумя деревянными — 15 м,
  • расстояния в 1 м внутрь от границ собственного участка при строительстве гаража и других надворных построек.
  • при взаимной договоренности с соседями разрешена блокировка соседних хозяйственных построек на соседних участках .
  • расстояния между различными постройками в пределах участка не нормируются.

Тем не менее, если какие-то хозяйственные постройки будут примыкать к дому, то расстояние до участка соседа необходимо измерять от каждого объекта.

Так, если к дому примыкает гараж, то:

  1. от дома до границы участка со стороны соседа должно быть не менее 3 м,
  2. от гаража до границы участка — не менее 1 м внутрь,
  3. если к дому примыкает постройка для птицы и скота, то расчет ведется такой:
  • от дома до границ участка с соседом — от 1 до 3 м,
  • от хозяйственной постройки для птицы и скота — 4 м и больше.

Также должно соблюдаться и противопожарное расстояние между домами, находящимися на противоположных сторонах дороги (проезда).

Видимые границы участка

Перед строительством на участке необходимо установить забор.

Следует знать, что для строительства заборов тоже есть определенные правила. Их необходимо выполнять, чтобы не нарушить права соседей или технические нормы для ограждений.

  • Расстояние между домом и забором соседнего участка, должно быть не менее 3 м. Это расстояние измеряется от цоколя до межи (границы участка).
  • Если же элементы дома ( навес, крыша, крыльцо), выдаются более, чем на 0.5 м, то расстояние измеряется от них.
  • Расстояние от построек до забора — 1 м. В этом случае, скат крыши техпостроек выполняется в сторону своего участка.
  • Расстояние от межи до построек для выгула и содержания домашней птицы и скота — не менее 4 м.
  • Расстояние от соседского забора до кустарника -1 м,
  • до высоких деревьев — 4 м, и до деревьев средней высоты — 2 м.
  • Расстояние между соседским домом и вашей уборной (если таковая имеется) и постройкой для выгула и содержания домашней птицы — должно быть не менее 12 м.
  • От сауны, бани, душа — не менее 8 м. Эти санитарные нормы должны соблюдаться и на вашем участке.

Документы до начала и по завершении строительства дома

С составом документов, необходимых для строительства индивидуального жилого дома, вводом его в эксплуатацию и порядком присвоения почтового адреса можно ознакомиться здесь.

Завершающий этап — оформление права собственности на дом, то есть регистрация на него права собственности.

Для этого в регистрирующий орган (отделение РОСРЕЕСТРа, через МФЦ) необходимо сдать следующие документы:

  1. документ, удостоверяющий личность заявителя (для представителя — доверенность и ее копия);
  2. технический план жилого дома;
  3. разрешение на ввод в эксплуатацию дома;
  4. правоустанавливающий документ на земельный участок, если он не стоит на кадастром учёте,
  5. выписку из ЕГРН на земельный участок;
  6. заявление о кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности;
  7. квитанцию об оплате государственной пошлины (подлинник и копия).

В течение 20 дней производится регистрация права собственности и выдается свидетельство о праве собственности.

Видео-советы по планировке участка

Полезно ознакомиться и с этим

  1. ФЗ» О ведении гражданами садоводства и огородничества. «. с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  2. Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь .
  3. С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, в частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов.Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  4. В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.
  5. Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок.
  6. С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  7. С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.
  8. С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.
  9. Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь.Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь.

www.zemvopros.ru

Популярное:

  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Расторжение договора сроки возврата денег Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Налог на наследование и дарение это Налог на наследование и дарение это Местные налоги и сборы (1) земельный налог (2) налог на имущество физических лиц (3) налог на рекламу (4) налог на наследование или дарение (5) местные лицензионные сборы. [c.113] В Налоговом […]
  • Какое разрешение на 4 Вопрос про соотношение сторон и разрешение экрана. reflasher #1 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:37 V_hobbit #2 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:41 Делай настройки как раньше и будет тебе счастье. karls0n8 #3 Отправлено 18 Мар 2015 - […]
  • Акушерское пособие при тазовом предлежании Акушерское пособие при тазовом предлежании Акушерские пособия — ручные манипуляции, выполняемые во время родов без помощи инструментов с целью защиты промежности, ускорения родов и бережного выведения плода из родовых путей. К […]
  • Амнистия будет ли судимость Амнистия в зале суда считается судимостью? Осудили на 2 года условно и тут же амнистировали, это судимость или нет? Я имею ввиду, это снятая судимость или вообще не судимость? Не стоит приводить статью, что лицо освоб.от […]
  • План ликвидации аварий угольных шахт План ликвидации аварий угольных шахт должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий ПЛА, и их обязанности; исполнителей мероприятий ПЛА. ПЛА разрабатывается техническим руководителем (главным инженером) шахты и […]