Закон рк о государственной независимости рк

Закон рк о государственной независимости рк

Принятие Закона о независимости. Историческое значение обретения независимости Казахстана. Создание Содружества Неза­висимых Государств.

Провозглашение государственной независимости Казахстана. К концу 1991 г. в Казахстане сложилась благоприятная политическая обстановка. Политические события в мире и на территории бывшего СССР — августовский путч 1991 г., распад СССР, создание Содружества Независимых Государств, становление быв­ших союзных республик как самостоятельных госу­дарств — ускорили принятие Закона о независимости Казахстана.

Необходимо отметить, что решающую роль в этом процессе сыграло провозглашение независимости всеми республиками, в том числе и Россией. Продолжавшаяся в течение четырех месяцев после августовского путча острая политическая борьба окончилась великим историческим событием. 16 декабря 1991 г. был принят Конституционный закон Республики Казахстан «О госу­дарственной независимости Республики Казахстан”. Была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан.

Историческое значение провозглашения государствен­ной независимости Казахстана. К независимости казах­ский народ пришел через два с половиной столетия борьбы. За этот период казахский народ около 400 раз поднимался на борьбу против царских колонизаторов и командно-административной системы тоталитарного ре­жима. Борясь за независимость, казахский народ страдал от голода, томился в концентрационных лагерях, изгонялся за пределы своей страны, терял лучших своих представителей.

Большой вклад в достижение государственной незави­симости Казахстана внесли представители других народов, живущих в нашей стране, — русского, «украинского, немецкого, узбекского, уйгурского и др. Подавляющее большинство из них, являясь гражданами этого госу­дарства, приветствовало независимость родной республики.

Провозглашение государственной независимости Республики Казахстан стало величайшим событием в жизни казахского народа. Казахстан стал равноправным членом мирового сообщества. Казахский народ избавился от опасности исчезновения как нации. Созданы были условия для возрождения и развития культуры, традиций, языка, для формирования и развития национальной интеллигенции. Казахи, вынужденно покинувшие страну в годы правления большевиков, получили возможность вернуться на историческую родину.

Республика, которая до сих пор была как сырьевой придаток и источник дешевой рабочей силы, вступила на путь экономического развития, внедряя в экономику рыночные отношения, основанные на многообразии форм собственности. Многократно возросли горизонтальные экономические связи республики с другими государствами мира.

Независимый Казахстан был основан как демократи­ческое и правовое государство. По мере становления Казахстана как суверенного государства естественным явлением общественного развития стали многопартийность и создание общественных объединений. Средства массовой информации были освобождены от идеологического контроля, цензуры.

Международное значение обретения Казахстаном государственной независимости. Независимость Казахста­на, как и других республик бывшего Союза, имела также большое международное значение. На стыке Восточной Европы и Западной Азии появилось новое демократическое государство. На внешнюю политику Республики Казахстан, имевшей ядерное вооружение, большое внимание обращали государства мира. Правительство Казахстана присоединилось к международным договорам, где были отрегулированы вопросы по ядерному вооружению.

Вскоре Казахстан в качестве независимого государства признали многие ведущие страны мира. С марта 1992 г. Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. Республика взяла на себя обязательства по неукоснительному выполнению Устава Организации.

Создание Содружества Независимых Государств. После провозглашения независимости главы бывших республик СССР — Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана и Украины — 21 декабря 1991 г. подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В результате алма-атинской встречи возникло новое образование — Содружество Независимых Государств (СНГ). В договоре во избежание напоминания о Союзе ССР не использовалось слово «союз», а было использовано слово «содружество». С момента подписания этого дого­вора СССР окончательно прекратил свое существование, а вместо него «Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Российская Федерация (РФ), Республика Таджикистан, Республика Туркменистан и Украина на принципах равенства прав. провозглашают о создании Содружества Независимых Государств». В протоколе поставили свои подписи, соответственно, Л.Тер-Петросян, А.Муталибов, С.Шушкевич, Н. Назарбаев, А.Акаев, М.Снегур, И.Каримов, Б.Ельцин, Р.Набиев, С.Ниязов и Л.Кравчук. Одним из значительных достижений алма-атинской встречи была договоренность о совместных действиях в отношении ядерного оружия. Договор подписали страны, имевшие на своей территории ядерное оружие, — Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Украина. Согласно этому договору страны-участницы должны сформировать общую политику в отношении ядерного оружия и обеспечить безопасность стран — участниц СНГ. 16 декабря 1991 г. — провозглашение государственной независимости Республики Казахстан. День независимости. 21 декабря 1991 г. — Алма-Атинское соглашение. Завершение процесса образования Содружества Независимых Государств.

Что называют политической и экономической независимостью?

|‘УУ| 1. Почему решение о роспуске СССР приняли/не все 15 республик, входивших в его состав, а только три государства?

2. Как вы относитесь к факту раслада СССР? Была ли альтер­натива этому процессу?

3. В каких условиях Казахстан добился государственной незави­симости?

4. В чем заключается историческое значение обретения Казах­станом независимости?

tak-to-ent.net

Закон рк о государственной независимости рк

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О государственной независимости Республики Казахстан

О введении в действие настоящего Закона см. Постановление ВС РК от 16 декабря 1991 года № 1008-XII

Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН — НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 1. Республика Казахстан — независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действуют Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями. Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 7. Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Республика Казахстан регулирует миграционные процессы. Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Право выступать от имени народа республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

Судебная власть принадлежит Верховному суду и высшему Арбитражному суду Республики Казахстан.

Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный суд Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством республики.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН — ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Статья 13. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы — герб, флаг, гимн.

Столица Республики Казахстан — город Алма-Ата.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

online.zakon.kz

Конституционный закон РК «О государственной независимости РК» от 16 декабря 1991 г.

После известных событий в Москве в августе 1991 года в республике произошел бурный рост национального самосознания, который отразил стремление Казахстана к обретению государственной независимости. В этот период в республике произошли важные общественно-политические события, которые повлекли за собой изменение государственного строя Казахстана: 1 декабря 1991 года всенародным голосованием Президентом страны был избран И.А. Назарбаев; 10 декабря 1991 года Верховным Советом республики был принят Закон “Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики”; 16 декабря 1991 года на вечернем заседании VII сессии Верховного Совета Республики Казахстан был принят Конституционный Закон Республики Казахстан “О государственной независимости Республики Казахстан”.

Закон стал определенным показателем уровня политической зрелости общества, закономерным результатом произошедших в республике событий. Развивая положения Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” в полной мере отразил те новые кардинальные изменения, которые произошли в общественно-политической жизни государства с момента провозглашения его государственного суверенитета.

Гарантированность прав и свобод личности — один из важнейших принципов, заложенных в основу Конституционного Закона. Положение закона о том, что государство признает приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и иных общепризнанных нормах международного права, имеет принципиальное значение для демократического развития суверенного Казахстана. Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” имеет огромное значение в общественно-политической жизни государства. Закон явился одним из первых больших шагов в построении конституционного строя в Казахстане.

Формирование внутренней и внешней политики РК в первые годы независимости.

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.
Казахстан расположен в самом центре Евро-Азиатского континента. Страна занимает 9-е место в мире по территории, имеет сухопутную границу протяженностью 15 тыс. км, 8 тыс. из которых проходят по границе с Россией, 5 тыс. км с Китаем. Протяженность морских границ Казахстана -1,5 тыс. км. Общая протяженность границ – 16,5 тыс. км.

Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых. Основную часть экспорта страны составляет сырье (металлы, нефть, хлеб, шерсть). Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Стратегические задачи внешней политики — это руководство принципиальными положениями о незыблемости, принципов независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

studopedia.ru

Главный закон независимости

В этом году исполнилось 25 лет со дня принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», отмечая огромную важность принятия которого Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что «16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан. В этот день мы начали свой Казахстанский Путь. Мы реализовали великую миссию – стали первопроходцами независимости».

Историческую роль принятия Конституционного закона невозможно переоценить, на законодательном этапе становления суверенитета Казахстана де-юре явился законодательным актом, символизировавшим зарождение новой государственности, новой республики и единственным документальным свидетельством реализации права многонационального казахстанского народа на самоопределение.

Являясь выразителем воли народа Казахстана, 16 декабря 1991 года Верховный Совет посредством принятия Конституционного закона торжественно провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Она основывалась на признании приоритета прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, на осуществлении миролюбивой внешней политики, а также на решимости создать гражданское общество и правовое государство.

Говоря о значимости Конституционного закона, следует подчеркнуть, какие эпохальные для народа Казахстана задачи он выполнил. Во-первых, Конституционный закон «О государственной независимости» установил, что Республика Казахстан обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, что на всей территории Республики Казахстан действуют Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права, территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Во-вторых, определяя сущность и природу государственной власти Республики Казахстан, Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» нацеливал все слои казахстанского общества на построение правового и демократического государства, в котором будет господствовать приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права. В-третьих, Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» заложил основы социального мира, спокойствия и общенационального согласия в Казахстане, устанавливая в своих положениях нормы о том, что граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, а граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями. В-четвертых, в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» были обозначены контуры деятельности единой государственной власти, которая должна функционировать на основе ее разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

И наконец, в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» были заложены экономические основы независимости Республики Казахстан. Так, в статье 11 указано, что в исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Таким образом, основные положения Конституционного закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», определяющие признаки и принципы суверенного государства, а также политические, социальные, экономические и международно-правовые основы его функционирования, в последующем были отражены в тексте первой Конституции Казахстана 1993 года, а также нашли свое логическое продолжение в последующем конституционном развитии нашей страны.

Правовая служба АО НК «ҚТЖ»

railnews.kz

Закон рк о государственной независимости рк

Конституционный Закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан» и Закон «О дипломатической службе Республики Казахстан» как политико-правовая основа построения государственности

16 декабря 1991 года — Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Конституционный Закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан». В нем нашли отражение базовые идеи и принципы, определяющие перспективы развития казахстанского государства и общества в сложных условиях неопределенности его международно-правового статуса в первые годы постсоветского периода.

Принятие названного Конституционного закона имеет непреходящее историческое значение, поскольку на тот момент государственно-правового развития он явился провозвестником и по существу главным и единственным документальным свидетельством реализации права многонационального казахстанского народа на самоопределение. Являясь выразителем его воли, 16 декабря 1991 года Верховный Совет посредством принятия Конституционного закона торжественно провозгласил государственную Независимость Республики Казахстан. Она основывалась на признании приоритета прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, в иных общепризнанных нормах международного права, на осуществлении миролюбивой внешней политики, а также на решимости создать гражданское общество и правовое государство [1, с.1].

Говоря о значимости закона, следует подчеркнуть, что он воплотил в себе главные ценностные социальные и политико-правовые ориентиры, содержавшиеся в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года, но в отличие от последнего был наделен силой законодательного акта приоритетного юридического и политического значения.

Основные положения документа, определяющие признаки и принципы суверенного государства, а также политические, социальные, экономические и международно-правовые основы его функционирования не только отражены в тексте первой Конституции Казахстана 1993 года, но и нашли свое логическое продолжение в последующем конституционном развитии нашей страны.

Конституционный закон определяет, что Республика Казахстан, являясь независимым, демократическим и правовым государством, обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, строит взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права. Территория Казахстана в существующих границах провозглашена Конституционным законом целостной, неделимой и неприкосновенной. Развивая указанные положения, наша Конституция утверждает Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством. Его высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы, а основополагающими принципами деятельности — общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость территории обеспечивается государством, а приверженность к построению внешней политики на общепризнанных принципах международного права отразилась не только во внешнеполитическом курсе Казахстана, инициативах его лидера, но и в провозглашении на конституционном уровне примата международно-правовых норм над внутригосударственным законодательством. Так, пунктом 3 статьи 4 Конституции установлено: международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Международно-правовые реалии Казахстана таковы, что он является не только полноправным и активным субъектом международных отношений, обмениваясь дипломатическими и консульскими представительствами, участвуя в международных организациях и системах коллективной безопасности, но и занимает лидирующие позиции в их организационно-правовых структурах. Ярким подтверждением этому является председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 г. и председательство в Организации «Исламская конференция» в 2011 г.

Об уровне решаемых задач международного политического характера свидетельствует успешное проведение в столице республики Саммита ОБСЕ, а также актуальность внешнеполитических проблем стран — участниц этой влиятельной международной организации и значимость мер по их разрешению, определенные в итоговом документе форума — Астанинской декларации [2, с.15].

Особое значение в Конституционном законе придано экономическим основам государственной независимости страны. В нем отмечено, что Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Кроме того, указано на такие обязательные признаки суверенности экономики, как наличие государственной финансово-кредитной, денежной, налоговой и таможенной систем, золотого запаса, алмазного и валютного фондов. Эти идеи нашли развитие в современных конституционных нормах о признании и равной защите государственной и частной собственности. В Конституции уточняется, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

С первых дней Независимости Казахстан придерживается позиции, согласно которой демократия должна быть подкреплена стабильным и эффективным ростом экономики, основанной на многообразии форм собственности и на соответствующей ее потребностям развернутой законодательной базе. Указанный принцип прошел проверку временем. Как известно, страны, делавшие упор на политических реформах без учета существующих экономических основ, к сожалению, перенесли социальные потрясения и конфликты, отдалившие их от процесса демократизации общественной и государственной жизни.

Особое значение в Конституционном законе придается вопросам охраны государственной Независимости Казахстана, который принимает меры по защите своей независимости и укреплению национальной государственности, любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее независимость. Иначе говоря, только совместными и целевыми действиями, подкрепленными соответствующими законодательными мерами, можно добиться торжества законности, обеспечить надежную правовую охрану достояний суверенного Казахстана. К этому нас обязывает стратегия Лидера нации, направленная на ускоренное развитие Казахстана как современного конкурентоспособного государства с высокими стандартами жизни, а также достигнутый международно-правовой статус нашей страны в мировом сообществе.

Закон «О дипломатической службе Республики Казахстан» был подписан Президентом Республики Казахстан 7 марта 2002 года. Он регламентирует правовую основу и порядок организации деятельности казахстанской дипломатической службы.

Как закреплено в статье 2 Закона, законодательство о дипломатической службе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона «О дипломатической службе», законодательства о государственной службе в части, не урегулированной настоящим Законом, иных нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан.

Структура Закона представлена следующими главами:

1. Общие положения;

2. Персонал дипломатической службы, назначение на дипломатические должности;

3. Дипломатические ранги;

4. Прохождение дипломатической службы;

5. Права, обязанности и ответственность персонала дипломатической службы;

6. Обеспечение дипломатической службы, гарантии и компенсации, материальное и социальное обеспечение персонала дипломатической службы;

7. Заключительные положения [3, с.4].

Первая глава содержит общие положения, раскрывающие используемые в тексте Закона понятия, которые определяют содержание законодательства Республики Казахстан о дипломатической службе, систему дипломатической службы, статус, задачи и функции ее органов.

Так, в статье 1 даются определения понятиям «дипломатическая служба Республики Казахстан» и «консульская служба Республики Казахстан». Подобное разграничение службы на дипломатическую и консульскую не подразумевает их разрозненного существования, поскольку в пункте 2 рассматриваемой статьи определено, что консульская служба — это часть дипломатической службы, т.е. служба, которой осуществляется часть задач, возложенных на дипломатическую службу.

Также в данной статье даются определения понятиям «сотрудники», «работники», которые объединены в общее понятие «персонал дипломатической службы». Указанное разграничение категорий служащих органов дипломатической службы предусмотрено в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 1961 года, которая определяет разделение персонала на дипломатический и административно-технический ввиду осуществления ими различного круга прав и функциональных обязанностей.

Весьма важным является определение Законом понятия «ротация», которое предусматривает возможность перемещения персонала дипломатической службы из Министерства иностранных дел в загранучреждения и обратно, а также перемещения персонала между структурными подразделениями Министерства.

Также данной статьей определяется закрепление находящихся за рубежом органов дипломатической службы (т.е. посольств, дипломатических миссий, консульских учреждений Республики Казахстан, а также представительств Республики Казахстан при международных организациях) в общеродовое понятие «загранучреждения».

В статье 3 Закона определен статус органов дипломатической службы — Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждений — как государственных органов, осуществляющих внешнеполитическую деятельность Республики Казахстан.

В статье 4 раскрывается содержание системы дипломатической службы, в которую, кроме МИД и загранучреждений, входят ведомства, подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности Министерства, а также учебные заведения, находящиеся в ведении МИД. При этом подведомственные организации и учебные заведения не относятся к разряду органов дипломатической службы, поскольку не осуществляют внешнеполитические функции государственных органов [4, с.48].

В первой главе Закона регламентированы основные задачи, функции органов дипломатической службы, которые определяют круг вопросов, отнесенных к компетенции дипломатической службы Республики Казахстан.

Так, в соответствии с положениями статьи 5 Закона перед органами дипломатической службы поставлены следующие задачи:

разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству Республики Казахстан;

разработка для Президента Республики Казахстан предложений по внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Республики Казахстан и реализации международных инициатив Президента;

реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики и укреплению международного авторитета Республики Казахстан;

обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с другими государствами и на международной арене;

защита прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом;

реализация дипломатическими средствами и методами усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности;

осуществление дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с иностранными государствами, международными организациями;

координация международной деятельности других центральных исполнительных органов в целях обеспечения проведения единого внешнеполитического, внешнеэкономического курса и инвестиционной политики Республики Казахстан в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

анализ политического и социально-экономического положения в мире, внешней и внутренней политики иностранных государств, деятельности международных организаций и обеспечение центральных государственных органов необходимой информацией [5, с.15-16].

В целях реализации указанных задач статьей 6 Закона на органы дипломатической службы возложены следующие функции:

представительство Республики Казахстан в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

реализация стратегии международной политики Республики Казахстан;

организация проведения переговоров и заключения международных договоров Республики Казахстан;

подготовка предложений о заключении, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров, внесение их в установленном порядке на рассмотрение Президента или Правительства Республики Казахстан;

представление в установленном порядке Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан предложений и рекомендаций по вопросам отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

обеспечение участия Республики Казахстан в деятельности международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействие повышению роли Республики Казахстан как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных проблем;

участие в обеспечении интересов Республики Казахстан в области международной охраны и рационального использования водных ресурсов и окружающей среды, освоения ресурсов Мирового океана, изучения космического пространства;

участие в разработке мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан Республики Казахстан, ее обороны и национальной безопасности, охраны правопорядка, развитию и расширению торгово-экономических, финансовых, научных и научно-технических, культурных, а также иных связей Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

осуществление общего наблюдения и контроля за выполнением международных договоров, участником которых является Республика Казахстан;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области международных отношений, приведению его в соответствие с международно-правовыми обязательствами Республики Казахстан;

протокольно-организационное обеспечение внутригосударственных и международных мероприятий Республики Казахстан;

осуществление контроля за соблюдением Государственного протокола государственными органами Республики Казахстан при проведении внутригосударственных и международных мероприятий на территории Республики Казахстан;

осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;

содействие осуществлению межпарламентских связей Республики Казахстан с другими странами;

осуществление на территории Республики Казахстан и за рубежом консульских функций, регламентированных международно-правовыми нормами и законодательством Республики Казахстан;

содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;

обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации, учета и хранения международных договоров Республики Казахстан;

содействие функционированию иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств и консульских учреждений на территории Республики Казахстан, осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их организаций;

участие в пределах своей компетенции в международных акциях по борьбе с голодом и отсталостью, международным терроризмом, религиозным и политическим экстремизмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и оружия, а также по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Республики Казахстан, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

осуществление функций депозитария международных договоров, заключенных Республикой Казахстан;

содействие в пределах своей компетенции эффективному использованию транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан и участие в выработке и проведении единой государственной политики по сотрудничеству Республики Казахстан с мировым сообществом в энергетической и нефтегазовой отраслях;

взаимодействие по вопросам своей компетенции с государственными органами Республики Казахстан и иными организациями;

информирование государственных органов Республики Казахстан, средств массовой информации о международном положении и внешней политике Республики Казахстан;

содействие улучшению инвестиционного климата и формирование положительного имиджа Республики Казахстан на международных рынках;

участие в привлечении прямых финансовых ресурсов для реализации государственных программ, приоритетных проектов, в том числе за счет займов и грантов, предоставляемых международными экономическими и финансовыми организациями;

содействие продвижению казахстанских товаров и услуг на международный рынок;

осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан [6, с.10].

В главе третьей Закона приведен перечень дипломатических рангов, порядок их присвоения, сроки пребывания в дипломатических рангах.

В соответствии со статьей 10 сотрудникам дипломатической службы, с учетом занимаемой должности и квалификации, присваиваются следующие дипломатические ранги:

второй секретарь II класса;

второй секретарь I класса;

первый секретарь II класса;

первый секретарь I класса;

советник II класса;

советник I класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Высшие дипломатические ранги, а именно — Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник I и II классов присваиваются Президентом Республики Казахстан по представлению Министра иностранных дел Республики Казахстан.

Другие ранги присваиваются Министром иностранных дел.

Дипломатический ранг сотрудника должен соответствовать занимаемой должности дипломатической службы или быть на одну ступень выше или ниже ее. Присвоение дипломатических рангов подтверждается выдачей свидетельства и записью в послужном списке либо трудовой книжке. Законом устанавливается, что дипломатический ранг присваивается и сохраняется пожизненно, за исключением случаев, предусмотренных в статье 13 Закона.

В случае же совершения сотрудниками дипломатической службы, а также лицами, уволившимися из Министерства иностранных дел, деяний, влекущих ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан и государства пребывания, они могут быть понижены в дипломатическом ранге или лишены его.

При увольнении из системы органов дипломатической службы за нарушение государственной и трудовой дисциплины сотрудник дипломатической службы одновременно лишается и дипломатического ранга.

Лишение сотрудника дипломатической службы дипломатического ранга или понижение его в ранге производится в таком же порядке, как и его присвоение. Восстановление сотрудника дипломатической службы в прежнем дипломатическом ранге производится после прохождения служебной аттестации.

Увольнение персонала дипломатической службы производится соответствующим должностным лицом, наделенным правом назначения на должность.

В случае ухода из органов дипломатической службы по собственному желанию сотрудник либо работник зачисляется в резерв Министерства иностранных дел. Положение о резерве утверждается Министром иностранных дел Республики Казахстан [7, с.18].

Главой пятой Закона определяются права, обязанности, ограничения, связанные с пребыванием на службе в органах дипломатической службы, а также поощрения и ответственность персонала дипломатической службы.

В соответствии со статьей 19 персонал дипломатической службы имеет следующие права:

вносить предложения по улучшению деятельности органов дипломатической службы;

пользоваться в период пребывания за границей привилегиями и иммунитетами, установленными в соответствии с нормами международного права;

пользоваться иными правами и свободами, которые гарантируются гражданам Республики Казахстан Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан.

Кроме вышеперечисленных прав сотрудников дипломатической службы, Законом предусмотрено право внесения ими предложений по вопросам внешней политики государства, по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области международных отношений, приведению его в соответствие с международно-правовыми обязательствами Республики Казахстан.

Подобное дополнение связано с различием в функциональных обязанностях таких категорий служащих, как сотрудники (дипсостав) и работники (административно-технический состав), которые, как ранее указывалось, объединены в общеродовое понятие «персонал».

Законом предусмотрены следующие обязанности персонала дипломатической службы:

добросовестное выполнение обязанностей, связанных с несением дипломатической службы;

уважение законодательства, традиций и обычаев государства пребывания;

неразглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и после прекращения дипломатической службы;

повышение своего профессионального уровня, квалификации, общеполитической подготовки, совершенствование знания государственного и иностранных языков.

Как ранее указывалось, составляющие персонал дипломатической службы сотрудники и работники являются государственными служащими. В связи с этим статьей 20 Закона для персонала дипломатической службы установлены ограничения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о борьбе с коррупцией и о государственной службе [8, с.84].

В случае совершения грубых нарушений служебных обязанностей, а также деяний, влекущих ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан или государства пребывания во время работы в загранучреждении, кроме применения мер дисциплинарного воздействия, персонал дипломатической службы, может быть досрочно отозван в Республику Казахстан.

Таким образом, Конституционный Закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан» и Закон «О дипломатической службе Республики Казахстан» заложили конституционно-правовой фундамент независимого государства.

studbooks.net

Популярное:

  • Налог на имущество в республике коми Налог на имущество физических лиц в Сыктывкаре должен быть пересмотрен - Александра Афонина Налог на имущество физических лиц в Сыктывкаре должен быть пересмотрен. Об этом заявила куратор проекта "Коми ЖКХ" Александра […]
  • Приказом минэнерго россии 325 от 30122008 Региональный центр по энергосбережению Приказ Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (ред. от 10.08.2012) "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, […]
  • Накопительная часть пенсии для пенсионеров мвд Пенсии для пенсионеров МВД России в 2018 году: размер и последние изменения В настоящее время, согласно ФЗ №156, принятому 22 июня 2008 года, регламентирующему вопросы пенсионного обеспечения, пенсионеры МВД России, вышедшие на […]
  • Очередность платежа для налогов в 2014 Очередность платежа в платежном поручении 2018 ндфл Очередность платежа в платежном поручении УИН в платежном поручении с 2018 года Образцы заполнения платежных поручений 2018 У Сбербанка обработка платежного поручения стоит […]
  • Коллектор ливневой канализации это Экология СПРАВОЧНИК Информация ливневый коллектор В конце коллекторов ливневой сети расположены разделительные камеры. Они обеспечивают разделение расхода на две части: 1) расход, сбрасываемый в водоем, и 2) расход, […]
  • Периоды включаемые в пенсионный стаж Прокуратура Московской области С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее-Федеральный закон), за исключением отдельных положений. Согласно Федеральному закону в страховой […]
  • Стаж 40 лет а пенсию начислят Надбавка к пенсии за 40 лет трудового стажа с 2018 года Надбавки к пенсии за 40 лет трудового стажа в 2018 году не изменялись, однако определенные изменения были произведены годом ранее. Это касается не только денежных средств, […]
  • Трудовая пенсия матери ребенка инвалида Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА Нужна помощь Андрей учится в пятом классе, 20 ноября ему исполнилось 11 лет. Он так мечтал встретить его с семьей и друзьями дома. [Подробнее] ИТОГИ конкурса «Детский взгляд на «Десятилетие […]