Закон сервитута

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права
  • Правоспособность и дееспособность граждан
  • Представительство в гражданском праве

Сервитут — понятие и сущность

Сервитут — признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Виды сервитутов

Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитута граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитута каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

www.grandars.ru

Глава 16. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА.

Статья 98. Содержание права земельного сервитута.
1. Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).
2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.
3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.
4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, в отношении которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута.
Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов:
а) право прохода и проезда на велосипеде;
б) право проезда на транспортном средстве по имеющемуся пути;
в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций;
г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок;
г1) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок;
д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;
е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему;
е) право прогона скота по имеющемуся пути;
ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений;
з) иные земельные сервитуты.

Статья 100. Порядок установления земельных сервитутов.
1. Сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут).
2. Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, требующим его установления, и собственником (владельцем) земельного участка.
Договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
(В ред. Закона № 997-У от 27 апреля 2007 г.)

Статья 101. Действие земельного сервитута.
1. Действие земельного сервитута сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, в отношении которого установлен земельный сервитут, к другому лицу.
2. Земельный сервитут не может быть предметом купли-продажи, залога и не может передаваться любым способом лицом, в интересах которого этот сервитут установлен, другим физическим и юридическим лицам.
3. Собственник, землепользователь земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, имеет право требовать от лиц, в интересах которых установлен земельный сервитут, плату за его установление, если иное не предусмотрено законом.
4. Собственник земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, имеет право на возмещение убытков, причиненных установлением земельного сервитута.

Статья 102. Прекращение действия земельного сервитута.
1. Действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях:
а) совмещения в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;
б) отказа лица, в интересах которого установлен земельный сервитут;
в) решения суда об отмене земельного сервитута;
г) истечения срока, на который был установлен земельный сервитут;
г1) неиспользования земельного сервитута в течение трех лет;
д) нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом.
2. По требованию собственника земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, действие этого сервитута может быть прекращено в судебном порядке в случаях:
а) прекращения оснований его установления;
б) когда установление земельного сервитута делает невозможным использование земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.

pravoved.in.ua

Публикации

Что делать, если вы не можете пройти на свой земельный участок из-за того, что он со всех сторон окружен участками других собственников? С чем идти в суд, если договориться полюбовно не удалось? И каким может быть решение суда? Рассказывает адвокат Владислав Кочерин, партнер Московской коллегии адвокатов «Легис Групп».

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Из этого положения следует, что где бы ни находилось ваше имущество, вы как собственник обладаете указанными правами в силу закона и никто не может вас ограничить в реализации своих гражданских прав иначе как по основаниям, предусмотренным законом, что прямо закреплено в ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем если возникает ситуация, при которой вы не можете получить доступ к своей собственности, так как доступ к ней ограничен, фактически нарушаются ваши права собственника, которые прямо закреплены в законе. Такая ситуация может иметь место, например, когда ваш дом или земельный участок находятся внутри территории чужой собственности и со всех сторон окружены объектами владения других собственников, которые по каким-то причинам против того, чтобы вы использовали их территорию для осуществления доступа к своему имуществу.

Очевидно, что не каждому владельцу земельного участка понравится, когда по его огороженной территории ходят посторонние лица, однако как быть с вашими правами, если для вас такой проход – единственный способ получить доступ к своей собственности, а соответственно и пользоваться этой собственностью?

Ответ на этот, как кажется на первый взгляд, сложный вопрос дает действующий Гражданский кодекс РФ, который устанавливает весьма эффективный механизм защиты прав такого собственника за счет частичного ограничения прав собственников соседних земельных участков, не связанных с лишением права владения. Так, в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка, предоставления права ограниченного пользования таким участком, так называемого сервитута.

При этом такое ограничение может быть установлено как для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, так и для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Реализация такого права ограниченного пользования при этом на практике, как правило, выглядит в установлении конкретных границ части чужого земельного участка, которым может пользоваться собственник для обеспечения прохода, проезда или прокладки коммуникаций к своему объекту недвижимого имущества.

Сервитут может устанавливаться как добровольно по соглашению между собственниками земельных участков, так и в принудительном порядке — через суд, если собственникам не удалось достигнуть добровольного соглашения об установлении сервитута.

Для рассмотрения дела в суде заинтересованному лицу следует подать исковое заявление в суд по месту нахождения недвижимости с требованием об установлении права ограниченного пользоваться чужим земельным участком, при этом истцу следует указать, какой именно частью земельного участка он хотел бы пользоваться и каким образом. В качестве ответчиков указываются лица, являющиеся собственниками земельных участков, которые планируется использовать после установления сервитута.

Как правило, в процессе судебного разбирательства по таким делам назначается судебная землеустроительная экспертиза, в ходе которой судебный эксперт определяет наиболее приемлемую схему ограниченного пользования земельным участком (или другой недвижимости) с учетом соблюдения баланса прав и законных интересов всех участников судебного разбирательства. Если такая экспертиза по собственной инициативе судом не назначена, стоит заявить самостоятельное ходатайство о ее назначении.

По результатам проведенной экспертизы будет определена наиболее благоприятная схема ограниченного пользования земельным участком. При этом не стоит забывать, что в соответствии со ст. 35 Гражданско-процессуального кодекса РФ и аналогичным положениям ст. 41 Арбитражно-процессуального кодекса РФ в ходе судебного разбирательства его участники могут давать объяснения, приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, включая ходатайства о вызове свидетелей или о назначении экспертизы, в том числе повторной и дополнительной экспертизы.

Если по каким-то причинам схема ограниченного пользования, предложенная экспертом, вас не устраивает, следует воспользоваться вышеуказанными правами участника судебного разбирательства и доказать свою позицию, добиваясь установления благоприятных для вас условий сервитута.

Поскольку права собственника подлежат безусловной защите и фактическое установление сервитута по итогам рассмотрения дела предсказуемо, большинство сложностей при рассмотрении таких дел возникает при рассмотрении вопросов о конкретных условиях ограниченного пользования земельным участком, а не о самой необходимости сервитута, поскольку такая необходимость, как правило, очевидна и легко доказывается путем представления документов.

Участники судебного разбирательства вправе предлагать свои варианты ограниченного пользования. Однако суд примет лишь тот вариант, который максимально соблюдает баланс интересов всех участников спорных правоотношений, поэтому не лишним будет занимать активную позицию в судебном разбирательстве и доказывать, что именно ваш вариант является наиболее сбалансированным и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов всех собственников. Кроме того, ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ как и ст. 65 Арбитражно-процессуального кодекса РФ прямо обязывают каждую сторону судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые сторона ссылается как на основания своих требований и возражений.

В случае установления сервитута такое ограничение подлежит государственной регистрации, следовательно, принятие решения об установлении сервитута является основанием для внесения записи о наличии сервитута в Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, стоит также упомянуть о том, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может предъявить встречное требование и потребовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком, это прямо закреплено в п. 5 ст. 274 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, обеспечивается соблюдение прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом, который также обладает соответствующими правами, вытекающими из права собственности, а в соответствии с п. 4 ст. 212 Гражданского кодекса РФ прав всех собственников защищаются равным образом.

rapsinews.ru

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Различают сервитут и публичный сервитут (ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).

Земельный сервитут, порядок его установления

Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Важно учитывать, что установление сервитута — это крайняя мера, которая применяется, только если нужды собственника земельного участка или другой недвижимости нельзя обеспечить другим способом.

Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.

Публичный земельный сервитут, порядок его установления

Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных. Также земельный участок может быть обременен сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ, для охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе. Кроме того, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Различия между сервитутом и публичным сервитутом

Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом — способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.

Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

Срочный и постоянный сервитуты

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Плата за сервитут

Плата за сервитут и публичный сервитут различна.

Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто? >>>

zakonius.ru

Госдума приняла закон о публичном сервитуте для размещения линейных объектов

Документ направлен на снижение стоимости и сроков оформления таких объектов

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который предусматривает размещение линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута. Документ был инициирован правительством РФ по поручению президента РФ.

Закон направлен на снижение стоимости и сроков оформления линейных объектов.

Сейчас сроки оформления земельных участков для строительства линейных объектов составляют до трех лет, и значительная их часть строится с нарушением действующего порядка, отмечала глава Росреестра Виктория Абрамченко.

Закон закрепляет принцип сервитута (права третьих лиц на ограниченное пользование чужим земельным участком) для специфических объектов: линий коммунальной инфраструктуры, сопутствующих временных объектов строительства, «совмещенных» объектов типа пересечений автомобильной и железной дороги, объектов геологоразведки для дальнейшего недропользования и так далее.

Документ вводит в Земельный кодекс новую главу «Публичные сервитуты», которая будет регулировать установление, порядок использования и прекращения публичных сервитутов для размещения линейных объектов. Изменения вносятся в Градостроительный, Лесной кодексы РФ, а также в закон «О государственной регистрации недвижимости».

Особенности института

Для решения существующих на практике проблем закон предусматривает размещение линейных объектов на условиях публичного сервитута, то есть административного решения органа государственной власти или местного самоуправления, отмечается в пояснительной записке к документу.

Особенностями предусмотренного законом института публичного сервитута являются невозможность прекращения сервитута исключительно по желанию собственника обремененного земельного участка, возможность ограниченного оборота таких сервитутов в связи с оборотом размещенных на нем линейных объектов; оформление сервитута в упрощенном порядке (путем внесения сведений о нем в реестр границ) вне зависимости от точных границ земельных участков и наличия зарегистрированных прав на них.

Плата за публичный сервитут

Законом вводится обязательная плата за публичный сервитут, она рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от срока установления сервитута. Плата вносится до начала установления сервитута, она может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении сервитута. В законе оговариваются случаи, когда публичный сервитут может быть безвозмездным.

Собственник земельного участка имеет возможность судебного оспаривания как введения самого сервитута, так и условий его введения и компенсации. Сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, за исключением случаев необходимости установления сервитута для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на таких земельных участках.

Поправки ко второму чтению

Согласно принятым ко второму чтению документа поправкам, юрлица — собственники сооружений, которые могут размещаться на земельном участке на основании публичного сервитута, смогут переоформить право постоянного пользования земельным участком или право аренды земельного участка на публичный сервитут при условии, что право собственности на эти сооружения возникло до 1 сентября 2018 года. Если же у юрлиц — собственников сооружений нет прав на земельный участок, на котором они расположены, вправе оформить публичный или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года. Речь идет о ситуации, когда право собственности на сооружения возникли до 1 сентября 2018 года. Аналогичные нормы будут действовать и для юрлиц, которые владеют сооружениями на праве оперативного управления.

tass.ru

Популярное:

  • Размер пособия на рождение в 2013 Детские пособия при рождении третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2013 года, в рамках государственной программы, жители 50 регионов Российской Федерации получают пособие за рождение третьего и последующих детей. Помимо этого, […]
  • Как сдать декларацию по косвенным налогам Новая декларация по косвенным налогам с 2018 года Календарь бухгалтера 2018: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице СЗВ-М за июль 2018: сроки […]
  • Калькулятор осаго после 12 апреля Калькулятор ОСАГО в Красноярске +7 (391) 288-08-55 Страховое бюро 124osago.ru неизменный лидер среди агентов и страховых брокеров на красноярском рынке автострахования, в нашем "портфеле" собраны только лучшие страховые продукты […]
  • Заявление об утверждении согласовании режима работы торгового объекта Формы заявлений для внесения сведений в Торговый реестр ВНИМАНИЮ СУБЪЕКТОВ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЙ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ И РЫНКОВ! Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 […]
  • Оформить визу в гродно Шенгенская виза (шенген): сроки оформления в Польшу, Литву, необходимые документы и справки Программы автобусных экскурсионных туров из Гродно. Внимание! С 01 марта 2016 года работать визовые центры Республики Польша. […]
  • Образец заполнения заявления на патент по розничной торговле Патент для ИП. Пошаговая инструкция Статьи по теме Многие индивидуальные предприниматели выбирают патентную систему налогообложения (ПСН) из-за ее простоты и понятности. При ее использовании не нужно составлять декларации, […]
  • Надбавка к пенсии за иждивенца ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 16 сентября 2016 Пенсионеры, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей – […]
  • Федеральный закон 403 о следственном комитете рф Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ […]