Закон запоминания информации

Сайт о здоровье, здоровом образе жизни, физкультуре, правильном питании и обо всем, что с этим связано

Запоминание информации

Несколько советов для повышения Вашей способности изучать и запоминать.

Учеными установлено, что способность к запоминанию информации различна в течение дня. Лучше всего память работает с утра до обеда (примерно с 8 до 12 часов), затем эффективность запоминания снижается и только вечером – вновь возрастает. Конечно, это средние данные. Неплохо выяснить для себя часы наиболее эффективной работы Вашей памяти и использовать для занятий именно это время.

Рекомендации для студентов и школьников.

Обратным процессу запоминания является процесс забывания. Наиболее интенсивно процесс забывания идет в течение 48 часов после получения информации (а особенно быстро – в первые 24 часа). Многие не учитывают этот факт при подготовке к занятиям. Предположим, занятие по какому-то предмету проходит раз в неделю по средам. Домашнее задание нужно делать в ту же среду вечером, или в четверг, а не во вторник, накануне следующего занятия. Во вторник можно только повторить, то что уже сделано. Так материал запоминается значительно лучше и на подготовку тратится меньше времени.

Используйте несколько видов памяти.

Чем больше видов памяти Вы подключаете, тем лучше и прочнее запоминается информация. Стараясь запомнить, читайте не только глазами, но и вслух. Если вы можете прочитать текст ритмично – это еще лучше. Скооперируйтесь с однокурсником, пусть он читает, а Вы старайтесь запомнить на слух.

Понимать, а не зубрить.

При изучении сложного материала ориентируйтесь на основные идеи, а не на запоминание изолированных деталей. Практикуйте объяснение главных мыслей изучаемого материала, расскажите их кому-нибудь своими словами. Смысловое запоминание значительно эффективнее механического, но они дополняют друг друга, потому что некоторые вещи нужно запоминать дословно.

Чередуйте виды занятий.

Делайте перерывы, во время которых займитесь чем-нибудь другим. А после перерыва попробуйте вспомнить и пересказать изучаемый Вами материал. Вообще, чередование разных видов занятий чрезвычайно полезно.

Соотносите информацию с тем, что Вы уже знаете. Не важно, будет это новый материал, который опирается на предыдущие знания, или просто Вам нужно запомнить адрес нового знакомого, который живет на той же улице, что и Ваш старый друг.

Одним из самых распространенных способов запоминания информации является использование мнемонических техник.

Википедия так раскрывает содержание слова «мнемоника»: «В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определенных в данной конкретной мнемонике».

Основной прием мнемотехники заключается в том, что информация, которую мы хотим запомнить, связывается со зрительным образом, фразой или словом.

Зрительные образы.

Связать визуальный образ со словом или именем. Позитивные, яркие, красочные, трехмерные образы запомнить значительно легче. Особенно эффективен этот метод для запоминания фамилий и иностранных слов. Например, Вас познакомили с человеком, которого зовут Михаил Соколов. Представьте себе большого бурого мишку, где-нибудь в лесу, на которого нападает сокол. Чем ярче будет эта картинка, тем лучше Вы запомните имя и фамилию нового знакомого.

Акростих (или предложение).

Составить предложение, в котором первая буква каждого слова является частью или представляет собой первую букву тех слов, которые вы хотите запомнить.
Предложение: “Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь» – это цвета спектра Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Вот, еще – знакомое всем со школьных времен: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Предложение: «Мы Все Знаем, Мама Юли Утром Села На Пилюли» – это планеты солнечной системы в последовательности от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон.
Аббревиатура-это слово, которое состоит из первых букв сочетания разных слов. Например, ВВС — военно-воздушные силы и т. п. Абревиатуру можно создать самому, для того, чтобы запомнить некий перечень слов или понятий.

Рифмы и аллитерации.

Рифмы и аллитерации (повторяющийся звук или слог), и даже шутки — это тоже эффективный способ запомнить обыденные факты и цифры. Вот, например, как можно запомнить значение числа Пи:

«Чтобы Пи запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»

Метод отрывов.

Разбивка длинного ряда цифр или других видов информации на меньшие, легче запоминаемые части. Яркий пример – номер телефона. Разбиваем его на четыре части: 961-162 -54-32 (в отличие от 9611625432).

Метод локусов.

Размещаем элементы, которые мы хотим запомнить вдоль хорошо известного маршрута или в конкретных местах своей квартиры.

Вот, например, список покупок: бананы, молоко, батон, яйца, помидоры, огурцы, греча, соль, сыр, сосиски – всего 10 позиций. Представьте себе маршрут по своей квартире: прихожая, ванная, кухня, диван в большой комнате, окно, книжный шкаф, кресло, спальня. Мысленно разложите все покупки по этому маршруту. Бананы висят на вешалке в прихожей, в ванной налито молоко, а не вода, яйца жарятся на кухне вместе с помидорами, огурцы рядком лежат на диване, греча рассыпана за окном для воробьев, книги в шкафу посыпаны солью, на кресле разложены бутерброды с сыром, а в спальне на спинке кровати висят сосиски. Постарайтесь представить себе эти картинки как можно ярче. Поверьте – Вы ничего не забудете. Проверено на себе.

Существует еще много других техник для запоминания различной информации.

В Википедии есть очень подробная статья о мнемонике с многочисленными ссылками на литературу по этой теме.

budzdorov100let.ru

Закон запоминания информации

С того момента, как хомосапиэнс спустился с дерева, взял палку и начал обустраивать ареал своего обитания, перед ним возникла потребность в накоплении опыта и передаче его подрастающему поколению.

До появления письменности, информация передавалась в устной форме от отца к сыну. В связи с этим возникала необходимость в использовании техник, которые помогали бы запоминать большие объемы информации.

За это время, человечество придумало огромное количество техник запоминания, начиная от рифмования новой информации, заканчивая продвинутыми мнемоническими приемами и методами.

В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах некоторых из них. А также порассуждаем о том, какой должна быть эффективная система запоминания.

ВАЖНО: Суть любой техники запоминания сводиться к созданию связей между запоминаемой информацией.
Почему так? Читаем статью «Как устроена наша память?».

Техника запоминания №1. Рифмование

Исходя из названия я думаю вам понятно о чем идет речь. Суть метода сводится к составлению стихов из запоминаемой информации. В данном методе есть несколько существенных недостатков.

Во-первых, у вас должен быть талант А.С. Пушкина для того чтобы зарифмовать, например, последовательность из нескольких десятков цифр. Во-вторых, данный метод не предназначен для скоростного запоминания большого объема информации.

Из плюсов. . Пожалуй, только развитие поэтических навыков.

Пример:
а) Нужно запомнить последовательность цифр 8,9,3,4,6,7,2,4,5.
Для этого составляем рифму.
Восемь, девять, три, четыре
Я один в своей квартире
Шесть, семь, два, четыре, пять
Я иду тебя искать

Техника запоминания №2. Составление истории или рассказа

Данный метод прост в применении и не требует специальных навыков. Суть его сводиться к составлению рассказа в котором в качестве действующих лиц будут зрительные образы, связанные с запоминаемой информацией.

Например, вам нужно запомнить тот же самый список покупок — молоко, сыр, батон, яблоки, мыло. Для этого мы составляем рассказ в котором главными героями будут продукты из нашего списка.

Пример:
Представьте.
Вы открываете дверь в магазин и … тут, вас подхватывает волна молочной реки, которая вытекает из открытых дверей. Вам чудом удается ухватиться за кусок сыра, проплывающий мимо. Держась за спасительный сыр, вы доплываете до необычного острова, на котором, вместо листьев на деревьях, растут батоны. Вы чувствуете что голодны, подбираете с земли камень, чтобы попробовать сбить батон, и тут, камень превращается сочное красное яблоко. Вы удивлены. Подносите яблоко ко рту и хотите попробовать его на вкус. Кусаете и понимаете, что у вас во рту кусок мыла. Морщитесь. Отбрасываете его в сторону.

Вот такая история у нас получилась. Немного бредовая, но свою задачу она выполняет. Список покупок мы запомнили.

У этого метода есть особенность — чем необычнее будет история, тем лучше вы ее запомните. Теперь о достоинствах и недостатках этого метода.

Плюсы:
— прост в применении;
— не требует специальной подготовки;
— достаточно универсален.

Минусы:
— большие временные затраты;
— ограничение в объеме запоминаемых данных (например, список из 20 или 30 элементов будет сложно запомнить).

Техника запоминания № 3. Составление фраз по первым буквам

С этой техникой запоминания информации вы знакомы со школьной скамьи. Для запоминания цветов радуги вам предлагали выучить такую фразу: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По сути, в этой фразе закодирована последовательность цветов — Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Данная техника имеет ограниченное применение. В основном она применяется для запоминания последовательности абстрактных понятий, которые невозможно представить в виде зрительных образов. Например, список состоящий из слов: любовь, счастье, мир, благодарность, уважение, лучше запоминать при помощи данной техники. Так как, эти слова не имеют зрительных образов. Во всех остальных случаях, целесообразно использовать другие техники.

Техника запоминания № 4. Метод Цицерона

Данная техника имеет много названий «Метод Цицерона», «Метод мест», «Дорога Цицерона», «Метод локации» и т. д. Этот метод имеет давнюю историю и является одной из самых древних техник запоминания информации.

Суть данной техники сводится к следующему. Вы выбираете хорошо знакомое помещение. Выделяете предметы, которые находятся в помещении. Причем в определенной последовательности по часовой или против часовой стрелки. Например, в помещении по часовой стрелке находится стол, книжный шкаф, кровать, телевизор, тумбочка.

В последствии, при запоминании списка, мы мысленно накладываем образы запоминаемых вещей на выделенные предметы интерьера.

Молоко мы размещаем на столе. На полке книжного шкафа у нас будет лежать сыр. На кровати укрытый одеялом:) лежит батон. Из экрана телевизора свисает ветвь с яблоком, а на тумбочке лежит кусок мыла.

Соединяя образ с предметом интерьера, мы мысленно фиксируем связь на 5 секунд. После этого переходим к следующему образу.

В последствии, для того чтобы вспомнить список продуктов, мы мысленно перемещаемся по комнате по заранее определенному маршруту от одного предмета к другому.

В отличии от предыдущих техник, данный метод имеет много достоинств и эффективно используется во многих современных системах запоминания информации.

Во-первых, это высокая скорость запоминания информации. При условии, что вы заранее сформировали систему вспомогательных образов на которые в последствии будет фиксироваться новая информация.

Во-вторых, объем запоминаемой информации ограничен только количеством предметов интерьера — вспомогательных образов. А их количество безгранично, т. к. вы можете постоянно расширять объем вашей пространственной памяти.

Итак, в данной статье представлены некоторые из техник запоминания информации. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, универсальная система запоминания информации включает в себя лучшее из каждой техники.

Поэтому, если вы хотите освоить универсальную ЭФФЕКТИВНУЮ систему запоминания информации рекомендую обратить внимание на раздел «Система запоминания «SAVE»».

brainoff.ru

Законы памяти;

ПАМЯТЬ

М. Сеченов говорил, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Память в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Распад памяти – это распад личности.

Память– процесс организации, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

В основе памяти лежат ассоциации, связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Таким образом, запомнить что-то – это значит связать то, что требуется запомнить с тем, что уже известно, т.е. образовать ассоциацию.

Различают несколько видов ассоциаций. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или пространстве. Она наблюдается, например, при заучивании алфавита. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Ассоциация по смыслу связывает два явления, которые и в действительности связаны: причина и следствие, род и вид.

Память характеризуется по:

— способу запоминания – смысловая, механическая, произвольная, непроизвольная;

— по типу анализаторов – зрительная, слуховая, кинестетическая.

В зависимости от содержания психической активности различают образную, эмоциональную, двигательную (моторную), словесно-логическую память. Словестно-логическая память – специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Ранее других в возрасте около 6 месяцев начинает проявлять себя аффективная память, но еще до нее согласно П.П. Блонскому работает двигательная или моторная память. Возможно, что они действуют одновременно. Начало образной памяти связано со вторым годом жизни ребенка и своей наивысшей точки она достигает к юношескому возрасту. Позднее других начинает работать логическая память. В 3-4 –летнем возрасте это – память-рассказ. Нормального уровня развития она достигает в подростковом и юношеском возрасте.

Структурными компонентами этих видов памяти являются процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения информации. Выделяют следующие формы воспроизведения:

узнавание – возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание – осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

припоминание – активная форма воспроизведения, не достигнутая достаточной ясности;

реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

эйдетизм – зрительный образ, долго сохраняющий все детали воспринятого.

Извлечение усвоенного материала с целью использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией.

В зависимости от установки на время сохранения информации память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Некоторые исследователи выделяют также иконическую память (мгновенную). Она имеет большую емкость, но существует зрительно очень короткое время и сознательно не контролируется. Иконическая память обеспечивает перевод информации в память кратковременную.

1.Кратковременная – начальная стадия переработки информации, воспринятой человеком. Она характеризуется немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но кратким ее сохранением. Ее объем ограничен 5-7 объектами.

2.Оперативная память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения личных целей деятельности.

3. Долговременная память – характеризуется длительным сохранением информации. И оперативная и долговременная память, формируясь, проходят стадию кратковременной памяти.

Характеризуя качество памятивыделяют скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем запоминания и длительность сохранения.

Мнемотехнические приемы запоминания

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления:чем глубже осмысление запомина­емого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслитель­ные операции, как анализ, синтез, систематизация, обоб­щение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащи­еся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда необходимо вспомнить содержание текста. Полезно использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таб­лицы.

Закон установки. Запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой задачу хорошо и надолго запомнить. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение опреде­ленного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

Закон связи с целью деятельности.Помнится лучше то, что в структуре деятельности занимает место ее цели, чем то, что составляет средства осуществления деятельности. Поэтому, для того чтобы повысить продуктивность запо­минания материала, надо связать его с основной целью деятельности.

Закон усиления первоначального впечатления:чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении информацию следует направить по нескольким каналам: нарисовать, пропеть, записать, проговорить и т.п. При эмоциональном усилении запоминать информацию следует на фоне интенсивных положительных эмоций.

Закон контекста:информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновре­менными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная инфор­мация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить нужную информацию.

Закон объема знаний:чем больше знаний по определен­ной теме, тем лучше запоминается новое. Перед запомина­нием полезно вспомнить все, что уже известно по изучае­мой проблеме.

Закон края:в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации лучше запомина­ется то, что появилось в начале и в конце ряда, т.е. как бы с его края, и хуже запоминается то, что оказалось в середине ряда.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации пре­вышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одно­временно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон торможения:всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Назовем еще один закон памяти, который называется «реминисценцией»: улучшение со временем воспроизведения заученного мате­риала без дополнительных его повторений.

Закон повторения:повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы инфор­мация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необхо­димо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй — через 20-30 минут, третий — через день, четвертый — через две-три недели. Повторение должно быть активным.

Существует много приемов улучшения памяти чело­века. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом струк­турируется. Рассмотрим некоторые из них.

Метод ритмизации. Он заключается в переводе инфор­мации в стихи, песенки, в строки, связанные определен­ным ритмом или рифмой.

Метод эмоционального ассоциирования основан на связи запоминаемого материала с эмоциональными пере­живаниями человека. Установлено, что материал, вызыва­ющий у человека сильные чувства и переживания, запоми­нается легко. Для того чтобы сделать некоторый материал хорошо и без особого труда запоминаемым, необходимо, чтобы он стал как можно более интересным для запомина­ющего его человека.

Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рас­сказ.

Метод мест.Он основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить и объединить его образ с образом места, кото­рое легко «извлекается» из памяти. Этот метод основан на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

В качестве постоянного маршрута может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдель­ных «мест» внутри комнаты (диван, шкаф, кресло и т.д.). Места нумеруют в определенной последовательности и по выбранному «маршруту» размещают предметы, кото­рые нужно запомнить, фиксируя в памяти их зрительные образы. Так запоминают необходимый материал в опре­деленной последовательности. Знание законов памяти, использование мнемотехники позволяют человеку сделать процесс запоминания более эффективным и легким

studopedia.su

3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго «.

Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и «выхватит» наше внимание.

Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения). При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше, чем «впечатления ума». Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.

Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, «приподнять» знания, полистать справочники.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.

Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение — мать учения». Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.

Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй — через 20—30 мин, третий — через день, четвертый — через две-три недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).

Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Так, год французской революции — 1789-й — легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование также способствует запоминанию. Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.

Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до. или спустя столько-то лет после. При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.

Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных «мест» внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15—20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам «маршруту» вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно «разбить» по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала.

bibliotekar.ru

Закон запоминания информации

14 Основные правила и приемы запоминания материала

Для того, чтобы знания стали достоянием личности, нужно не только принять, осмыслить соответствующую информацию, но и заучить и запомнить некоторые понятия. Необходимость специальной работы по заучиванию ния и запоминания воспринятой и осмысленной информации объясняется тем, что вновь нервные связи в коре головного мозга имеют, как правило, неглубокий и неустановившихся характер. Если не проводит ся специальная работа по их поддержания и закрепления, они очень быстро тормозятся и исчезают. Заучивание — совокупность действий обучающегося, направленных на усвоение им учебного или любой яко го материала. Не следует отождествлять заучивания с зубрежкой, поскольку последнее является свидетельством беспомощности студента, который не умеет организовывать продуктивное заучивания. Необходимое условие заучивания состоит в том, что информация, которую необходимо узнать и усвоить, должна быть выделена личностью среди другой, воспринимается извне и поступает из внутреннего мира человека (воспоминания, размышления, опасения т.п.). Некоторые предметы, события или свойства могут вызвать активность сознания, проявляется в виду, поскольку они связаны с внутренними источниками ее деятельности: потребностью в информации, жизненно ими интересами, общественной заинтересованностью тощю тощо.

Проявление личностных качеств человека в процессе отбора, обработки и использования информации выражается в ее установке, то есть готовности к определенному событию. Именно установка определяет сроки, прочность и хара актер запоминанияя.

Итак, внимание и установка на учение — это внешние проявления психической и практической направленности студента на результаты, цели или процесс учения

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к информации), но и объективными — свойствами информации, заучивается:

1) содержанием самой информации от типа информации, материала (фактические сведения, понятия и т.д.) зависят характер и методы ее освоения;

2) формой, которая может быть предметной, образной, речевой, символической;

3) сложностью материала, что влияет на эффективность, скорость и правильность заучивания;

4) значимости. Определенные сведения или. ДЕЙСТВИЯ могут быть важными сами по себе или для усвоения дальнейшей информации;

5) осмысленность, которая зависит от того, есть ли в информационный багаж студента понятия и действия, необходимые для понимания элементов материала заучивается, и установление связей между ними;

6) структурой. Это свойство тесно связана с предыдущей, поскольку осмысленность определяется связями нового с уже известным, а структура материала показывает как устанавливаются в нем эти связи;

7) объемом, т.е. количеством отдельных элементов, входящих в него в материале, заучивается, отбрасывается все второстепенное, видкремлюються содержанию опорные точки, определенное количество информации обобщает ется;

8) эмоциональной особенностью, способностью вызывать определенные чувства и переживания

Запоминание — один из основных процессов памяти, благодаря которому происходит закрепление нового путем объединения его с приобретенным ранее

Запоминание, как и другие психические процессы, бывает непроизвольным и произвольным

. Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На него влияют яркость, эмоциональная окрашенность объекта. Это такая форма запоминания, которая является продуктом определенной деятельности (познавательной, двигательной и др.), но осуществляется автоматически, без мнемонической метети.

непроизвольного запоминания способствует наличие интереса. Все интересное запоминается легче и дольше удерживается в сознании

Произвольное запоминание отличается степенью волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные средства и приемы запоминающимся ння.

зависимости от степени понимания материала, что надо запомнить, произвольное запоминание может быть механическим и смысловым

Механическое — это запоминание, которое осуществляется без понимания сущности информации. Оно приводит к ее формального усвоения и в этом аспекте близкий к зубрежке

Смысловое (логическое) опирается на понимание материала в процессе обработки, поскольку организация и упорядочение материала, выделение его сути способствуют запоминанию

Есть определенные факторы, влияющие на результативность запоминания. Во-первых, они в чем-то совпадают с факторами эффективного заучивания, а во-вторых — подчиняются общим законам памяти

Закон осмысления: чем глубже мы осмысливаем, понимаем то, что запоминается, тем лучше оно сохраняется в памяти. При этом очень важно знать приемы смысловой обработки информации определения логики материала, разделение его на отдельные части, выделение главного и второстепенного тощо.

Закон интереса: интересное легко запоминается, поскольку для этого мы не прилагаем определенные усилия

Закон установки: а) установка на запоминание по времени: запоминание становится продуктивным, если человек ставит цель запомнить материал на длительное время б) установка на восприятие материала в по содержанию: в материале мы прежде воспринимаем то, что надеемся в нем найти.

Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от того, что следует запомнить, тем крепче будет запоминания. Первое впечатление можно усилить рационально и эмоционально при рациональном м усилении следует направлять информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, спеть, обсудить информацию, особенно с теми, кто по ней другое видение. При эмоциональном под множество следует вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацииься.

Закон контекста: информация лучше запоминается и воспроизводится, если соотнести ее с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит какое-то событие (содержится информация) иногда лучше е запоминается, чем само событие, а так похожая информация сохраняется в памяти рядом, то ассоциации, которые возникают в контексте, помогут вспомнить необходимостейе.

Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое

Закон оптимальной длины ряда, запоминающееся: чем большую длину имеет ряд запоминаемой информации, по сравнению с объемом кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Итак, для к лучшего запоминания необходимо, чтобы количество стимулов, стоящих перед личностью (в информации, которая сочетается), равна или немногим превышала средний объем кратковременной памя е: 7 ± 2 (закон. Миллера).

Закон торможения: любое дальнейшее запоминания тормозит предыдущее. Исходя из этого, не следует пытаться запомнить материал подобный, близок к тому, который недавно завчався. Например, доке ильно запоминать материал по физике после математики, по литературе после истории. Для того, чтобы любая информация лучше запомнилась, она должна»отстоятьсятоятися».

Закон края: лучше запоминается то, что стоит (написано) па начале или конце информационного ряда, хуже — то, что внутри ряда

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Г. Эббингауз установил, что большая часть того, что запоминается,»теряется»сразу после запоминания, а с течением времени забывается значительно меньшее количество информацииь інформації.

Для того, чтобы лучше и надолго что-то запомнить, необходимо использовать не менее пяти повторений: первое повторение необходимо сделать сразу же после запоминания, второе — через 20-ЗО минут, третье есть — через 8-9 часов, четвертое — через сутки (24 часа), пятое — через 2-3 нед.

Запоминание также зависит от значимости информации для того, кто с ней работает. Значимость может быть практической, познавательной, нравственной, эмоциональной и т.д., но она улучшает запоминание только с при условии осознания этой значимости учащимсяя.

Наиболее действенным путем улучшения запоминания является овладение приемами продуктивного запоминания. Эти приемы PM. Грановская делит на две группы: те, которые строятся на привнесении извне искусственных л логических связей в материал, который запоминается (мнемонические приемы), и строящиеся на выявлении логических связей в информации, которая запоминаетсяься.

. Мнемонические приемы (от греч mnemonikon — искусство запоминания) построены на образовании ассоциативных связей между элементами ряда, запоминающийся и опорного ряда качестве опорного ряд можно использовать хорошо знакомые объекты (расположение комнат в квартире, домов на улице) и зрительные образы; слова, которые упорядочены в определенную фраззу.

Логические приемы содержат целый ряд логических операций: разделение материала на части (выделение в нем смысловых единиц — групп), предоставление названия каждой выделенной части (выделение смысловых опорных х пунктов), составление план.

Мнемонические приемы включают методы, которые делают запоминания эффективным

. Метод ассоциативного запоминания — запоминаемый материал, можно ассоциировать с событиями, которые хорошо сохраняются в памяти. Чем больше разнообразных ассоциаций используется, тем прочнее они закрепляются в памяти. И. Иррациональные, нелогичные ассоциации также способствуют лучшему запоминанию. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрастутом.

Ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании иностранных слов, при запоминании расположения предметов, последовательности приемов и действий. Ассоциация по сходству имеет место при сравнении и, например, различных типов самолетов, зданий и т.п.. Ассоциация по контрасту — при противопоставлении малого большом, белого — черном, чистого — грязном тощщо.

Метод ключевых слов — это мнемонический прием, который заключается в том, что перечень слов, изученных заранее, или определенные рифмы служат как своеобразные»крючки для виуджування»информации, которую необходимо по памяти папы. Например, ключевые слова могут быть представлены в виде коротенького стихотворения, легко заучиваетсязаучується:

Один — это мельница,. Шесть — это кость

Два — это дрова,. Семь — борода

Три — это бугре,. Восемь — весна

Четыре — это гири,. Девять — это морковь, а

Пять — это рать. Десять — ветви

Теперь приведем перечень слов, которые надо запомнить. Для этого необходимо связать их со словами представленного выше стихотворения. Например, первое слово — хлеб. Представьте себе хлеб, который испекли из муки, смолотого на м мельнице, поскольку мельница упоминается в первой строке стихотворения. Теперь прочитайте не спеша все слова, приведенные ниже, так, чтобы у вас было достаточно времени для создания образаазу:

2. Дым 7. Анекдот

3. Река 8. Письмо

5 картин 10. Дерево

Теперь закройте эти слова и вспомните, какое слово стоит под номером восемь. Под каким номером слово»стол»?

Метод мест основывается на зрительных ассоциациях, которые составляют определенную последовательность предметов или мест. Надо четко представлять предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, л легко»добывается»из памяти. Прежде всего необходимо выбрать постоянный»маршрут», например, путь к месту работы, расположение предметов (стол, стул, шкаф и др.) в комнате и т.д.. Далее по выбранному маршр том разместить предметы, которые необходимо запомнить, и зафиксировать в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминания необходимой информации в определенной последовательностиії у певній послідовності.

Метод связей — все опорные слова текста объединяются в единую целостную структуру, единое повествование

Метод первых букв — мнемонический прием, согласно которому из первых букв слов

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Популярное:

  • Ftc правила 2018 Игра сезона 2017-2018: Игра сезона 2017-2018 г: Игра FIRST RELIC RECOVERY℠, предлагаемая Qualcomm® Incorporated, проходит на квадратном поле размером 3.7 м × 3.7 м (12 футов. × 12 футов) с бортиками высотой примерно 0,3 м (1 […]
  • Закон n 253-фз Федеральный закон от 29.07.2017 N 253-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 333.33 И 333.34 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 21 июля […]
  • Приём ведет юрист Помощь юристов Прием обращений граждан осуществляется каждую неделю по четвергам с 17:00 до 20:00 по адресу: г. Москва, улица Гончарная, дом 24 по предварительной записи. Предварительная запись осуществляется по телефону: 8(985) […]
  • Нотариусы в москве с 8 утра НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА, НОТАРИУСЫ МОСКВЫ адреса в Москве: Ул. Пришвина, д.12, к. 2 тел.: 405-25-05, 405-23-10 Там же: Переводы, тел.: 505-03-32, 405-25-05 Там же: Юристы, тел.: 405-25-05, 405-23-10 Б. Златоустинский пер., […]
  • Следственный комитет с 2017 Приказ СК России от 12 января 2017 г. № 12 Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2017 г. № 45521 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 января 2017 г. № 12 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИЕМА ГРАЖДАН […]
  • Правила обеспечения безопасности труда на судах Правила безопасности труда на судах речного флота Документ отменен в связи с выходом Правил по охране труда на судах морского и речного флота.Правила определяют безопасные условия и безопасную организацию работ, выполняемых […]
  • Статистика разводов по татарстану «ЗАГС — это не развлекательный клуб, куда можно сходить ради красивой фотографии» В Татарстане растет число разводов, на селе все больше матерей-одиночек, а треть мужчин не доживают до пенсии Начальник Управления ЗАГС кабмина […]
  • Федеральный закон от 210798 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Постановление […]