Законы германии о суде

Законы германии о суде

Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер

Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на номер , получат доступ к Java-книге.

Абоненты CDMA-оператора ( Dalacom, City, PaThword ) отправив SMS на номер , получат ссылку для скачивания обоев.

Стоимость услуги — тенге с учетом НДС.

1. Перед отправкой SMS-сообщения Абонент обязан ознакомиться с Условиями предоставления услуг.
2. Отправка SMS-сообщения на короткие номера 7107, 7208, 7109 означает полное согласие и принятие условий предоставления услуг Абонентом.
3. Услуги доступны для всех казахстанских сотовых операторов..
4. Коды услуг необходимо набирать только латинскими буквами.
5. Отправка SMS на короткий номер отличный от номера 7107, 7208, 7109, а также отправка в теле SMS неправильного текста, приводит к невозможности получения абонентом услуги. Абонент согласен , что Поставщик не несет ответственности за указанные действия Абонента, и оплата за SMS сообщение не подлежит возврату Абоненту, а услуга для Абонента считается осуществленной.
6. Стоимость услуги при отправке SMS-сообщения на короткий номер 7107 — 130 тенге, 7208 — 260 тенге, 7109 — 390 тенге.
7. По вопросам технической поддержки SMS-сервиса звоните в абонентскую службу компании «RGL Service» по телефону +7 727 356-54-16 в рабочее время (пн, ср, пт: с 8:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; вт, чт: с 8:30 до 12:30, с 14:30 до 17:30).
8. Абонент соглашается, что предоставление услуги может происходить с задержками, вызванными техническими сбоями, перегрузками в сетях Интернет и в сетях мобильной связи.
9. Абонент несет полную ответственность за все результаты использования услуг.
10. Использование услуг без ознакомления с настоящими Условиями предоставления услуг означает автоматическое принятие Абонентом всех их положений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон об административном суде Германии

Verwaltungsgerichtsordnung (VwGO), Stand: 1995

Copyright: Deutsche Stiftung für internationale und rechtliche Zusammenarbeit e. V. (IRZ), Bonn 1995

Часть I. Судоустройство

§ 1. Независимость административных судов

Административное судопроизводство осуществляется независимыми, отделенными от административных органов судами».

§ 2. Суды и инстанции в системе административного судопроизводства

В рамках общего административного судопроизводства должны быть созданы: в землях -административные и Верховные административные суды, на уровне Федерации — Федеральный административный суд с местонахождением в Берлине.

(1) Настоящим законом регулируется
1. создание и ликвидация какого-либо административного суда или Верховного административного суда,
2. перенесение местонахождения суда,
3. изменения границ судебных округов,
4. передача отдельных отраслей административного права из нескольких административных судов в компетенцию одного суда,
5. создание отдельных палат административного суда либо отдельных сенатов Верховного административного суда в других местах,
6. передача текущего производства по делу в компетенцию другого суда в случае принятия мер, указанных в пп. 1,3 и 4, если компетенция судов должна определяться не на основании существующих предписаний.
(2) Несколько земель вправе договориться о создании совместного суда, либо иного совместного органа суда, либо о вынесении границ судебных округов за пределы отдельной земли, причем данное положение может касаться отдельных отраслей административного права.

§ 4. Президиум и распределение дел в суде

На административные суды соответственно распространяются предписания главы второй Закона о судоустройстве.

§ 5. Состав и структура административного суда

(1) В состав административного суда входят президент суда, председательствующие судьи, а также судьи в необходимом количестве.
(2) Административный суд состоит из палат.
(3) Палаты административного суда рассматривают дела в составе из трех судей и двух общественных судей, поскольку рассмотрение данного дела не входит в компетенцию единоличного судьи. В принятии решения вне устного разбирательства либо в принятии судом постановления без проведения устного слушания (§ 84) общественные судьи участия не принимают.

§ 6. Передача дела на рассмотрение единоличному судье

(1) Палата обязана передать правовой спор на рассмотрение единоличному судье для принятия соответствующего решения, как правило, в том случае, если

online.zakon.kz

Судебные органы Германии, Франции, Англии и Уэльса, США

Учебные задачи:

– формирование общих теоретических знаний о судебных органах зарубежных государств;

– усвоение основных понятий, раскрывающих правовые основы деятельности судебных органов зарубежных государств;

– усвоение правового статуса, структуры деятельности судебных органов зарубежных государств;

– усвоение направлений деятельности судебных органов зарубежных государств.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

– правовой статус судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США, а также судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

– основные понятия, определяющие полномочия и основные направления деятельности судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

– полномочия и деятельность судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

– систему и структуру судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

уметь

– анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус и деятельность судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

– анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью судебных органов и судей Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

владеть

– навыками работы с правовыми актами, регламентирующими порядок и деятельность судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США;

– навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью судебных органов Германии, Франции, Англии и Уэльса, США.

Ключевые слова: судебные органы Германии, Франции, Англии и Уэльса, США; мировой суд; земли; штаты; магистры; адвокатура; права и свободы человека и гражданина; аппарат; сотрудники аппарата; шеффены; малая палата по уголовным делам; административные суды; доклад; полицейские суды; исправительные суды; суды ассизов; суды малой инстанции; суды большой инстанции; трибуналы; суды графств.

Судебные органы Германии

Построение судебных органов в Германии определяется Основным законом данного государства, и обусловлено федеральным устройством страны.

Высшим судебным органом Германии является Федеральный конституционный суд [1] в состав которого входят восемь федеральных судей и восемь иных членов этого Суда. Они избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом и не могут входить состав этих палат парламента ФРГ, а также в состав Федерального правительства и соответствующих органов земель. Федеральный конституционный суд Германии рассматривает следующие вопросы:

– споры о правах и обязанностях высших федеральных органов ФРГ;

– споры о соотношении прав и обязанностей федерации и земель;

– вопросы о соответствии федерального права и права земель Основному закону ФРГ, а также права земель – федеральному праву;

– жалобы на нарушения конституционных прав и свобод;

– о признании неконституционными политических партий;

– о лишении основных прав;

– обвинения в нарушении Основного закона ФРГ Федерального президента или судей, выдвинутые Бундестагом или Бундесратом;

– контроль за деятельностью выборов и выдачей депутатского мандата.

Основное звено судебной системы Германии составляют суды общей юрисдикции, в компетенцию которых входит рассмотрение уголовных и гражданских дел. Подсудность гражданских дел определяется суммой иска (Streitwert). Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев.

Первое (низовое) звено – участковые суды. Они выступают в качестве судов первой инстанции, рассматривают уголовные дела о малозначительных преступлениях, а также гражданские дела. Все гражданские дела, которые подсудны участковым судам, рассматриваются единолично судьей, за исключением сельскохозяйственного суда, который рассматривает данную категорию дел в составе судьи и двух непрофессиональных членов суда [2] . Судопроизводство по уголовным делам в участковых судах осуществляется единолично судьей и судом шеффенов (Schoffenqericht) в составе профессионального судьи и двух непрофессиональных членов суда. Судам шеффенов подсудны уголовные дела о преступлениях, наказание за которые предусмотрено в виде лишение свободы на срок до четырех лет, а также уголовные дела по которым прокуратура не обратилась в вышестоящий суд, в связи с тем, что, по мнению прокуратуры, данные категории уголовных дел не являются особо значимыми [3] . Кроме того, участковым судам будут подсудны гражданские дела, сумма исков которых, не должна превышать 5гыс. евро.

Второе звеноземельные суды (суд земли). Они выступают в качестве судов первой инстанции по уголовным и гражданским делам, а также в качестве суда апелляционной инстанции на судебные решения, вынесенные в качестве суда первой инстанции участковыми судами по уголовным и гражданским делам. Подсудность уголовных дел земельным судам по первой инстанции, связана с категориями преступлений. Так, земельные суды, выступая в качестве судов первой инстанции, рассматривают уголовные дела о тяжких преступлениях. По своему составу земельные суды состоят из торговой палаты, палаты по уголовным делам и большой палаты по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе трех профессиональных судей во главе с председателем земельного суда (суда земли) или председателем палаты. Помимо судопроизводства по гражданским делам они рассматривают также апелляционные жалобы на решения и определения участковых судов, кроме некоторых категорий дел, жалобы на решения по которым приносятся в высшие суды земель. Уголовные палаты судов земель рассматривают по первой инстанции все преступления, за которые возможно назначение наказания в виде лишения свободы на срок более трех лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Кроме того, в земельном суде действует суд присяжных в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов [4] . Этот же земельный суд рассматривает от имени земли Германии апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные судом шеффенов в участковом суде. Для рассмотрения апелляционных жалоб на приговоры, вынесенные участковыми судьями единолично, в составе суда земли образуется малая палата по уголовным делам, которая состоит из председательствующего – члена суда земли – и двух шеффенов.

Третье звеновысший суд земли, который выступает в качестве суда первой инстанции но уголовным делам об особо тяжких преступлениях против государственной безопасности [5] . Кроме того, высший суд земли является:

– судом апелляционной инстанции и рассматривает апелляционные жалобы на судебные решения, вынесенные земельными судами в качестве суда первой инстанции;

– кассационной инстанцией, рассматривающей жалобы на судебные решения участковых судов.

В составе каждого высшего суда земли образуются сенаты по уголовным и гражданским делам. Как суд первой инстанции уголовный сенат в составе пяти профессиональных судей рассматривает дела о государственной измене, шпионаже, террористических актах и другие либо дела о преступлениях, подсудных судам земель, но представляющих особую важность либо сложность.

В качестве кассационной инстанции сенат по гражданским делам заседает в составе трех членов высшего суда земли и рассматривает апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов. Уголовные сенаты в таком же составе рассматривают кассационные жалобы на приговоры участковых судей, не подлежащие апелляционному обжалованию, на приговоры, вынесенные судами земли при апелляционном обжаловании, а также при определенных условиях – на приговоры, вынесенные судами присяжных или большими палатами суда земли.

Четвертое звено – высшее звено судебной системы судов общей юрисдикции – Верховный федеральный суд. Из всех общих судов только Верховный федеральный суд является общефедеральным судебным органом. Все другие суды, входящие в систему общих судов, являются судами соответствующей земли.

Верховный федеральный суд рассматривает в кассационном (ревизионном) порядке уголовные и гражданские дела, которые подсудны судам общей юрисдикции. В состав Высшего федерального суда входят 11 сенатов – по гражданским делам, пять сенатов – по уголовным делам и семь сенатов – для рассмотрения специальных вопросов. К компетенции Высшего федерального суда отнесено рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, внесенные ими при разбирательстве дел по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель, а также рассмотрение кассационных жалоб на решения высших судов земель по гражданским датам. Кассационные жалобы рассматриваются сенатами Верховного федерального суда в составе пяти его членов.

Подготовкой к слушанию некоторых категорий дел, приговоры по которым обжалованы в этот суд, в Верховном федеральном суде занимаются судебные следователи.

В качестве самостоятельных в систему общих судов включены суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд сочтет, что их поведение носит «подростковый характер». В этих же судах могут рассматриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым несовершеннолетних требуется допросить в качестве свидетелей. К числу такого же рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты но делам несовершеннолетних и в участковых судах – суд шеффенов по делам несовершеннолетних и судья по делам несовершеннолетних.

В систему судов общей юрисдикции входит также Федеральный патентный суд (Bimdespatentgericht), который в качестве суда первой инстанции рассматривает жалобы на решения, которые были приняты Федеральным патентным бюро. Высшей судебной инстанцией по таким категориям дел является Верховный федеральный суд [6] .

Основное звено административной юстиции Германии состоит из системы общих административных судов. Компетенция названных судов связана с рассмотрением споров в области публичного права, не имеющих конституционного характера и не отнесенных федеральным законодательством к иной юрисдикции.

Правовой основой деятельности общих административных судов ФРГ служит Закон об административных судах [7] .

Система общих административных судов включает три звена.

Первое звено представлено 52 административными судами земель (Verwaltungsgericht) [8] . Эти суды рассматривают дела по первой инстанции в составе трех профессиональных судей и двух непрофессиональных членов суда.

Второе – 16 высшими административными судами земель (Oberverwaltungsgericht) [9] , которые рассматривают все дела, подведомственные общим административным судам, выступая при этом как суды первой инстанции, а также в качестве судов апелляционной инстанции относительно судебных решений, вынесенных административными судами. В качестве суда первой инстанции высшие административные суды выступают по незначительным категориям дел, подведомственным общим административным судам. Как суд апелляционной инстанции высший административный суд рассматривает апелляционные жалобы на судебные решения, которые были вынесены административными судами, выступающими в качестве судов первой инстанции.

По своему составу высший административный суд состоит из сенатов, которые заседают в составе трех профессиональных судей. В порядке исключения, законами земель численный состав сената может быть доведен до пяти человек, но в таком случае в состав сената входят два непрофессиональных судьи.

Третьевысшее звено системы общих административных судов представлено Федеральным административным судом Германии, который является в системе административных судов общефедеральным судебным органом и кассационной (ревизионной) инстанцией по рассмотрению жалоб на судебные решения, вынесенные высшими административными судами земель.

Федеральный административный суд Германии может являться судом апелляционной инстанции и рассматривать жалобы на судебные решения, вынесенные в качестве суда первой инстанции Федеральным дисциплинарным судом и военными судами. Кроме того, Федеральный административный суд Германии может рассматривать споры, выступая при этом в качестве суда первой инстанции, рассматривающего жалобы на решения федерального министра внутренних дел о запрете деятельности общественных объединений, жалобы против Федерации, основанные на фактах деятельности Федеральной разведывательной службы, споры между Федерацией и федеральными землями и другие категории дел.

Состав Федерального административного суда представлен сенатами, которые действуют в составе пяти профессиональных судей либо в составе трех судей, но при условии, что не проводятся публичные слушания по данному делу [10] .

Как отмечалось выше, в систему общих административных судов входят и военные суды. Правовую основу деятельности военных судов Германии составляет ч. 2 ст. 96 Конституции Германии [11] , которая содержит норму о том, что Германия может учредить для Вооруженных сил страны военно-уголовные суды в качестве федеральных судов.

Современные военно-судебные органы Германии входят в систему общих административных судов и состоят из военных судов двух округов (один – для северного региона, другой – для южного) и Федерального административного суда, в составе которого образованы две военные палаты, именуемые высшими военными судами. В компетенцию военных судов входит рассмотрение жалоб военнослужащих относительно законности отданных им распоряжений, перемещений по службе, командировок и т.д. [12]

Другим элементом системы административных судов Германии являются специализированные суды. Ими являются финансовые суды, которые образуют собственную систему судебных органов. Так, система финансовых судов Германии состоит из 19 финансовых судов (Finanzgerichte) и Федерального финансового суда (Bundesfmanzhof), который находиться в г. Мюнхине [10] . Компетенция рассмотрения Финансовые суды компетентны рассматривать дела по фискальным, налоговым, таможенным спорам и др.

Суды по социальным вопросам, входящие в систему специализированных судов, образуют собственную судебную систему. В систему судов по социальным вопросам входят 69 судов по социальным вопросам (Sozialgerichte), 16 высших (земельных) судов но социальным вопросам (Landessozialgerichte) и Федеральный суд по социальным вопросам (Bundessozialgericht), находящийся в г. Кассель [10] .

Суды по социальным вопросам компетентны рассматривать споры, связанные с социальным страхованием – страхованием по болезни, пенсионным страхованием и страхованием от несчастных случаев рабочих и служащих, страхованием безработных, с выплатой пособий безработным и «вернувшимся на родину», с оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи, а также споры о пособиях детям, между врачами и больничными кассами, о возмещении ущерба лицам, пострадавшим от насильственных действий, о пенсиях жертвам войны и лицам, пострадавшим во время службы в Бундестаге, или родственникам погибших, споры о пособиях учащимся в сфере профессионального образования и т.п. [15]

Суды по трудовым делам также входят в систему специализированных судов и образуют собственную систему. Система названных судов состоит из 124 судов по трудовым делам (Arbaitgerichte), 19 высших судов земли по трудовым делам и Федерального суда по трудовым делам, который находиться в г. Кассель [10] .

Компетенция судов по трудовым делам определяется категорией споров, подлежащих рассмотрению данными судами. В первую очередь, она обусловлена предметом спора. В зависимости от предмета спора суды по трудовым спорам вправе рассматривать дела, связанные [17] :

– с выплатой установленной либо ориентировочно определенной суммы вознаграждения за изобретение;

– с работой, осуществляемой работниками совместно, с деликтами и квазиделиктами, возникающими в этой области;

– с трудовым договором, его условиями и порядком заключения такого договора, последствиями, о деликтах или квазиделиктах, возникающих в связи этим договором;

– со спорами по поводу коллективного трудового договора;

– с действиями, предпринятыми в связи с забастовкой либо по вопросам свободы объединения в профсоюзы.

Компетенция судов по трудовым спорам зависит от категории субъекта данного спора. Данные суды рассматривают дела, сторонами спора в которых являются: стороны коллективного трудового договора; стороны коллективного договора и третья сторона; работодатель и наемный работник; работники [18] .

Кроме того, суды но трудовым спорам рассматривают споры о праве профсоюза заключать коллективный трудовой договор, а также споры, возникающие по поводу статуса предприятий.

В систему судов по трудовым делам в качестве судов первого звена входят суды земель по трудовым делам (Arbaitgerichte). Они рассматривают дела указанной категории, выступая при этом в качестве суда первой инстанции. Заседают эти суды в составе профессионального судьи и двух заседателей, которые должны представлять, соответственно, – работника и работодателя.

Второе звено системы судов по трудовым спорам представлено высшими судами по трудовым делам, которые также являются судами земли. При этом высшие суды по трудовым спорам выступают в качестве судов апелляционной инстанции на судебные решения, принятые судами по трудовым спорам в качестве суда первой инстанции. Высшие суды по трудовым спорам состоят из нескольких палат. В апелляционном производстве дела в высших судах по трудовым спорам рассматриваются в составе профессионального судьи и двух заседателей, представляющих соответственно, работника и работодателя.

Высшее звено системы судов по трудовым спорам представляет Федеральный суд по трудовым делам Германии. Указанный Суд является судом ревизионной (кассационной) инстанции, рассматривающим жалобы на судебные решения, вынесенные в апелляционном порядке высшими судами по трудовым делам, а в определенных случаях и на судебные решения, вынесенные судами по трудовым делам, выступающие в качестве суда первой инстанции.

Федеральный суд по трудовым делам состоит из сенатов в составе председателя, который является профессиональным судьей, двух профессиональных судей и двух непрофессиональных судей, представляющих, соответственно, – работников и работодателей.

Для обеспечения единства судебной практики образуется совместный Общий сенат высших судов Федерации. Его заседания созываются в случае, когда высший федеральный суд намерен иначе решить вопрос права, чем он решается одним из сенатов. В состав Общего сената высших судов входят председатели высших федеральных судов, председатели сенатов соответствующих федеральных судов и по одному судье из каждого из этих сенатов.

Таким образом, система германских судов имеет двойную структуру – вертикальную (суды земель и федеральный суд на высшем уровне) и горизонтальную (суды различной специальной юрисдикции).

Надо подчеркнуть, что судебная власть в Германии осуществляется судьями, что соответствует ст. 93 Основного закона ФРГ: судебная власть вверяется судьям [19] . Законодательство Германии приравнивает судей к «чиновникам особого статуса». Судьи федеральных судов назначаются на должность судьи президентом Германии, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд – министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам – министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр Германии (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных Бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, на нескольких кандидатур. Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других – министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией – выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов.

В большинстве земель назначение на судейскую должность требует также согласования со всеми министрами – членами кабинета.

Все судьи назначаются на свои должности пожизненно (ст. 97 Основного закона ФРГ) [20] . Непосредственно федеральным парла-

Рис. 37.1. Судебная система Германии

ментом Германии на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда.

Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции Германии или министром юстиции соответствующей земли.

Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда – 68 лет). Оплата за работу судьям начисляется в соответствии с тарифной сеткой, низшим разрядом по которой является разряд R-1, а высшим разрядом с максимальной заработной платой соответственно R-10.

Судебная система Германии представлена на рис. 37.1.

  • [1] Федеральный конституционный суд Германии предусмотрен Конституцией ФРГ 1949 г. и сформирован в 1951 г. Этот Суд стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Все основные полномочия Федерального конституционного суда Германии определены в ст. 93 Основного закона ФРГ. Правовую основу Федерального конституционного суда составляет Федеральный закон «О Федеральном конституционном суде». С 2002 г. председателем Федерального конституционного суда Германии являлся Ханс-Юрген Папир, с марта 2010 г. – Андреас Фоскуле. Федеральный конституционный суд расположен в г. Карлсруэ.
  • [2] См.: Судебные системы европейских стран: справочник. Пер. с фр. Д. И. Васильева и англ. О. Ю. Кобякова. М.: Междунар. отношения, 2002. С. 77.
  • [3] См.: Там же. С. 78.
  • [4] См.: Судебные системы европейских стран: справочник. Пер. с франц. Д. И. Васильева и англ. О. Ю. Кобякова. М.: Междунар. отношения, 2002. С. 79.
  • [5] Речь в данном случае идет о таких составах преступлений, предусмотренных разд. 1 (гл. гл. 1, 2, 3), разд. 2, 3, 4, 5, Особенной части УК Германии.
  • [6] См.: Судебные системы европейских стран. С 79.
  • [7] См.: BGB1. I960. Bd. I. S. 17.
  • [8] См.: Судебные системы европейских стран. С. 84.
  • [9] См.: Судебные системы европейских стран. С. 85.
  • [10] См.: Судебные системы европейских стран. С. 86.
  • [11] См.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 89.
  • [12] См.: Петухов Н. А., Шулепов Н. А. Военные суды в современном мире (сравнительно- правовой анализ). М., 2002. С. 58.
  • [13] См.: Судебные системы европейских стран. С. 86.
  • [14] См.: Судебные системы европейских стран. С. 86.
  • [15] См.: BGB1. 1953. I. S. 1239. Систематический комментарий Закона о социальных судах см.: Meyer-LadewigJ. Sozialgerichtsgesetz. Aufl. Miinchen, 1991; Birk U.A., Briihl A., Conradis W. Bundessozialhilfegesetz. Lehr- und Praxiskommentar. Aufl. Baden-Baden, 1991.
  • [16] См.: Судебные системы европейских стран. С. 86.
  • [17] См.: Судебные системы западных государств: учеб, пособие / иод ред. В. А. Тумановой. М., 1991. С. 104; Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты. М., 1991. С. 3; Судебные системы европейских стран. С. 87.
  • [18] См.: Судебные системы европейских стран. С. 87.
  • [19] См.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.
  • [20] См.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. С. 90.

studme.org

Законы германии о суде

Специализированная система конституционного контроля Германии, пожалуй, с наибольшей глубиной учитывает все основные характеристики правового, демократического и социального государства, а также особенности федеральной системы государственного управления.

Основной закон страны, которым было предусмотрено создание Конституционного суда, был разработан в 1948-1949 гг. и введен в действие 23 мая 1949 г.

IX глава Конституции называется «Правосудие» и ст. 92, 93, 94 этой главы относятся к Федеральному Конституционному суду.

Конституционное правосудие Германии отличается тем, что Суд не занимается спорами всех типов и вопросами конституционности всех типов нормативных актов. Его главное предназначение — заставить уважать Конституцию и охранять ее.

В Германии Конституционный суд был сформирован в 1951 г. Особенность этой страны заключается в том, что здесь действует целая система конституционных судов, состоящая из Федерального Конституционного суда и конституционных судов земель.

За 1951-1986 гг. Федеральный Конституционный суд Германии признал утратившими силу (частично или полностью) 179 законов, что составляет 5 процентов от принятых за этот промежуток времени. За это время принято к рассмотрению 88 дел в порядке абстрактного контроля и 2237 дел в порядке конкретного контроля.

Суд имеет право толкования Конституции.

Право обращения в Конституционный суд имеют и другие суды.

Гражданин обращается только после исчерпания всех других возможностей, установленных законом.

Согласно ст. 92 Конституции, Конституционный суд — орган судебной власти.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется посредством Федерального Конституционного суда, Федеральных судов и судов Земель в порядке, предусмотренном Конституцией (ст. 92).

Ст. 93 Конституции предусматривает, что Федеральный Конституционный суд рассматривает:

1) Дела о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей какого-либо высшего федерального органа или иных сторон спора, которые согласно Основному закону или регламенту высшего федерального органа наделены собственными правами.

2) При расхождении в мнениях или сомнениях относительно соответствия федерального права или права земли по форме или по содержанию Основному закону, либо относительно соответствия права Земли другим нормам федерального права по запросу Федерального правительства, правительства Земли или 1/3 членов Бундестага.

2 а\. При расхождениях во мнениях о соответствии закона требованиям ст. 72 (абзац 2) по запросу Бундесрата, правительства земли или народного представительства Земли.

3. Когда мнения не совпадают в вопросе прав и обязанностей Федерации и Земель, в частности, при применении федерального права Землями и осуществлении федерального надзора.

4. При появлении споров публично-правового характера между Федерацией и Землями, между отдельными Землями или в пределах одной из них, если не предусмотрен иной правовой порядок их рассмотрения.

а) (включено 29.01.1969 г.) по тем конституционным жалобам, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что власть нарушила его какое-либо основное право или какое-либо право, изложенное в ст. ст. 20 (ч. 4), 33, 38, 101, 103 и 104;

б) (включено 29.01.1969 г.) о конституционных жалобах общин или их объединений, если каким либо законом нарушено право на самоуправление, предусмотренное ст. 28 Конституции, а в связи с законами Земель — лишь постольку, поскольку жалоба не может быть подана в Конституционный суд Земли.

5. В других случаях, предусмотренных Конституцией.

Федеральный Конституционный суд в других случаях действует в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что Конституционный суд Германии осуществляет серьезную функцию опосредованного контроля всей судебной системы. Ему дано право слушания дел, связанных с импичментом федеральных судей и судей Земель.

Ст. 94 Конституции регулирует вопросы формирования и деятельности Конституционного суда. Здесь, в частности, говорится:

1. Федеральный Конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов суда. Члены федерального Конституционного суда избираются поровну Бундестагом и Бундесратом. Они не могут быть членами ни Бундестага, ни Бундесрата, ни федерального правительства, ни соответствующих органов Земель.

В настоящее время Суд состоит из 16 членов. Судья должен быть достигшим 40-летнего возраста, обладать правом быть избранным в Бундестаг, обладать квалификацией для занятия судейской должности . Кроме того, каждая из 2 палат суда должна иметь по 3 члена, которые в прошлом работали в высших судах Федерации.

Судья не может выполнять другую работу, кроме преподавания права в немецких ВУЗ-ах.

В Германии никто не в праве снять с должности судью Конституционного суда. Он может только подать в отставку или быть освобожден по решению Конституционного суда, вследствие невозможности исполнения своих обязанностей.

2. Федеральный закон регулирует формирование Федерального Конституционного суда, порядок рассмотрения дел, а также решает, в каком случае его решения имеют силу закона. Закон устанавливает, что для представления конституционной жалобы нужно, чтобы возможности судов общей юрисдикции были исчерпаны, хотя допускаются исключения. Определяется также специальный порядок представления подобных жалоб. (Дополнение вторым и третьим предложениями произведено 29.01.1969 г.).

Ст. 18 Конституции, которая дана в редакции от 18.06.1993 г. , определяет, что каждый, кто использует свободу выражения мнения, в особенности свободу печати (ст. 5, ч. 1), свободу преподавания (ст. 5, ч. 3), свободу собраний (ст. 8), свободу объединений (ст. 9), тайны переписки, почтовой и телефонной связи (ст. 10), собственности (ст. 14) или право убежища (ст. 16-А) для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Вопрос лишения указанных прав (их объем) решает Федеральный Конституционный суд.

Ч. 2 ст. 21 Конституции предусматривает:

Партии, которые своей программой или поведением своих сторонников стремятся нанести вред основам свободных демократических порядков или упразднить их, или же подвергнуть опасности существование Федеративной Республики Германии неконституционны. Вопрос неконституционности решает Федеральный Конституционный суд.

Ст. 61 Конституции предусматривает:

(1) Бундестаг или Бундесрат могут в Федеральном Конституционном суде возбудить дело против Президента Федерации, если он преднамеренно нарушил Основной закон или другие федеральные законы. Обвинение могут предъявить члены Бундестага или Бундесрата не менее 1/4 голосов. Для решения о возбуждении обвинения требуется более двух третей голосов Бундестага или Бундесрата. Обвинение поддерживается представителем возбудившего обвинение органа.

(2) В случае, если Федеральный Конституционный суд находит, что Президент виновен в преднамеренном нарушении Основного закона или федеральных законов, то он может его сместить. После предъявления обвинения Федеральный Конституционный суд правомочен временным распоряжением решить, что Федеральный Президент не может исполнять свои должностные обязанности.

Ст. 98 Конституции устанавливает:

Если федеральный судья на месте службы или вне ее нарушает принципы Основного закона или конституционные порядки каких либо Земель, то Федеральный Конституционный суд может по предложению Бундестага и не менее 2/3 голосов своих членов сделать распоряжение о переводе этого судьи на другую работу или об увольнении его в отставку.

В ст. 100 предусматривается, что если при рассмотрении дела возникает сомнение, является ли какая-либо норма международного права частью федерального права, договора, то суд должен обратиться в Конституционный суд.

24 июня 1968 г. Федеральная Конституция дополнилась целым разделом, в ст. 115 которого предусмотрено, что не допускается посягательство на конституционный статус и исполнение конституционных функций Федерального Конституционного суда и его судей.

Закон о Федеральном Конституционном суде может быть изменен только законом, принятым Объединенным комитетом и лишь постольку, поскольку это, по мнению Федерального Конституционного суда, необходимо для обеспечения его результативной деятельности. До опубликования подобного закона Конституционный суд может предпринять меры для поддержания работоспособности суда. Конституционным судом, в соответствии со вторым и третьим предложениями, решения принимаются большинством голосов присутствующих.

Ст. 126 предусмотрено, что при расхождении во мнениях относительно того, продолжает ли правовая норма действовать в качестве федерального права, дело разрешает Федеральный Конституционный суд.

Переходными положениями предусмотрено также, что до формирования Конституционного суда его функции исполняет германский Высший суд (ст. 137, ч. 3).

Конституционный суд действует на основании Конституции, Закона о Конституционном суде, принятого в 1951 г. (с последующими изменениями, в частности, 1969, 1993 гг) и своего регламента (принятого в 1986 г. и пересмотренного в 1989 г.). Суд действует непрерывно. Работой одной из палат руководит председатель суда, другой — заместитель. Решения обычно принимаются большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то рассмотрение дела прекращается.

Важно подчеркнуть, что в основном рассмотрение дел осуществляется письменно. Суд имеет право организовать и устное слушание, если стороны не возражают. Обращения по индивидуальным жалобам не могут требовать устных слушаний, рассмотрение таких дел организуется письменно. Кстати, индивидуальные жалобы могут представляться в течение 1 месяца после принятия судебного решения или оспариваемого акта. При обжаловании закона срок составляет 1 год. Законом определено, что в Конституционный суд индивидуальная жалоба может представляться только в том случае, когда исчерпаны все другие возможности решения вопроса в судебном порядке. Закон также требует, чтобы в Суде стороны были представлены адвокатами.

Интерес представляет и характер решений, принимаемых Судом. Конституционный суд может посчитать правовую норму утратившей силу, но это же решение может иметь и обратную силу. Одновременно Суд может найти, что правовая норма не соответствует Конституции, и в этом случае данная норма продолжает действовать до ее пересмотра законодателем. Причем Конституционный суд может определить срок для пересмотра (параграфы 31 и 79 Закона о Конституционном суде). Конституционный суд может также объявить недействительным решение суда общей юрисдикции и направить дело в другой Суд (как правило, Конституционный суд не выносит решений по делам обычных судов).

Принимая во внимание вышеупомянутые права и порядок деятельности Конституционного суда Германии, его можно считать одним из классических примеров. Примечательно и то обстоятельство, что с течением времени существенно расширилась компетенция Суда, как и круг субъектов, обращающихся в Суд, что ощутимо повысило эффективность деятельности Суда и он стал важнейшим залогом стабильного и динамичного развития общества. В Германии общее мнение таково: сформировалась действенная система конституционного правосудия, она обеспечивает стабильность власти и конституционность в стране. Споры, возникающие в системе государственной власти, получают четкие механизмы правового разрешения, благодаря чему не возникает тупиковых ситуаций. Учитывая все это, новых реформ системы не предвидится.

Трудно не согласиться с этими доводами. Однако хотелось бы добавить, что по нашему мнению, в этой системе полноценно не используются преимущества предварительного контроля, а также отодвинуты на второй план устная форма рассмотрения и гласность судебных заседаний. Спорным является и характер решений Суда, когда положение нормативного акта признается неконституционным, при этом оставаясь в действии еще какое-то время. Правда, в данном случае в системе Конституционного контроля активную роль играет парламент, однако независимо ни от чего неконституционная норма, в процессе применения в действительности неизбежно приводит к иррациональным процессам.

Тем не менее в Германии сложилась целостная и надежная система конституционного контроля.

www.concourt.am

Популярное:

  • Приказы параграф Приказы параграф Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на […]
  • Семейский городской суд Семейский городской суд Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS […]
  • Акушерство законы Акушерство законы Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на […]
  • Постановление верховного суда рк по государственным закупкам Постановление верховного суда рк по государственным закупкам Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, […]
  • Приказ о выдаче больничных листов в рк Приказ о выдаче больничных листов в рк Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Процесс ведения суда «ПРАВОСУДИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ» Представленный порядок проведения судебного разбирательства позволяет достоверно отслеживать, анализировать или прогнозировать ход событий, которые происходили, происходят, или будут происходить в […]
  • Газосварочных работ правила Газосварочных работ правила 30. Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не […]