Законы хаммурапи план

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме:
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

В данной папке содержится конспект урока и рабочие листы для учащихся.

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История древнего мира 5 класс М., «Просвещение», 2005.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.
  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

I. Организационный момент. Мотивация.

Дети распределены на три группы по пять человек.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Учитель: Добрый день, ребята! Очень рада с вами познакомиться! Я учитель истории из Сергиевской школы, зовут меня Елена Михайловна. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Необычный, потому что в классе много гостей, необычный, потому что у доски незнакомый для вас учитель, но я надеюсь на плодотворное сотрудничество с вами. Ребята, посмотрите внимательно на экран и после просмотра видеосюжета ответьте на вопрос: — В каком древнем государстве могло пройти подобное стихийное бедствие?

Учащиеся: в древнем Двуречье.

Учитель: А почему вы так решили?

Учащиеся: Эта страна находится между двумя реками – Тигр и Евфрат. И в сезон дождей и таяния снегов были очень бурные разливы этих рек.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: ребята, мне очень хочется узнать, а что же ещё вы знаете об этом государстве? И предлагаю поработать вам в группах и выполнить следующее задание:

Вам необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) заполнить пропуски. Для того, чтобы выполнить задание вы можете посовещаться в группе.

Из многочисленных городов Древнего Междуречья самыми крупными были ____ и __________. Жители Междуречья почитали Бога Солнца _______________, Бога _________ Син, Бога воды ______. В Древнем Междуречье было особое письмо ______________________. Число _____ они считали священным.
Государство возникло более ________________ тысяч лет тому назад..
В Древнем Вавилоне с _________ по ___________ год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые __________________________.

Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание полностью?

Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?

Учащиеся: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

Учитель: Почему не смогли заполнить?

Учащиеся: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

Учитель: И что нам делать?

Учащиеся: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

Учитель: А как мы это узнаем?

Учащиеся: Может быть, прочитаем в учебнике или в документе.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

Учитель: Совершенно верно, у вас на партах лежат документы, возьмите приложение1 и найдите ответы на интересующие нас вопросы.

Учащиеся знакомятся с приложением 1.

Учитель: теперь мы можем заполнить пропуски в последнем предложении?

Учащиеся: да, не полностью, только годы правления царя Хаммурапи.

Учитель: достаточно ли вам информации для выполнения задания 1 в рабочих листах. (Да). Давайте отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. А что нам необходимо для этого сделать?

(один ученик выполняет задание у доски)

Учитель: Молодцы! Вы, верно, справились с заданиями, но мы с вами ещё так и не узнали, что же создал царь Хаммурапи. Ответ на этот вопрос вы найдёте в приложении 2.(учащиеся читают текст). Теперь мы можем заполнить пропуски в последнем предложении? Ребята, скажите, а как мы можем сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся: Законы Хаммурапи.

Учитель: Запишите тему в рабочих листах.

Царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее. Ребята, существуют ли законы в современной жизни?

Учащиеся: Законы есть во всех странах.

Учитель : давайте вместе подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон?

Учащиеся: Законы – это правила поведения.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении.

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Учитель: Выполняете ли вы какие-либо правила поведения, нормы?

Учащиеся: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны законы, какова их главная цель? (версии учащихся: чтобы был порядок, справедливость, защита…)

Учитель: Вы правы. И вавилонский царь считал свои законы справедливыми. На плите с законами была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов . (I факт – Цель законов – справедливость)

А теперь я предлагаю вам познакомиться с выдержками из законов Хаммурапи. (см. рабочий лист)

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое. (II факт – наказания несправедливые, слишком жестокие)

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? ) (Запись в рабочий лист)

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта. Цель законов – справедливость, на самом деле они суровые. Какие у вас есть предположения для кого они были справедливыми, а для кого нет?

Учащиеся: — Законы слишком жестокие. — Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

Исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы.

1 группа: Подготовьте инсценировку следующей ситуации: перед старейшинами города свидетели дали клятву, что Идин-Иштар похитил одеяние и повязку богини (с её статуи в храме). Повязку он продал за финики, а одежду надел на себя. Дайте оценку системы правосудия Вавилонского царства.

2 группа: Проанализируйте документ и с точки зрения человека XXI века докажите, что законы Хаммурапи были жестокими и несправедливые по отношению к рабам.

3 группа: Решение проблемы. Проанализируйте документ и с точки зрения жителей Вавилонского царства докажите, что законы Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, т.к. поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Учитель: Мы с вами нашли доказательство гипотезы. Давайте сделаем общий вывод.

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи были очень жестокие и несправедливые по отношению к рабам и зависимым людям, но они были необходимыми для спокойно жизни людей.

Учитель: -А вы хотели бы жить по таким законам? А почему? Прав ли был

Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и добро.

Учащиеся: Законы укрепляют государство.

Учитель: Мы так много говорили о законах Хаммурапи, но ведь законы существуют и в современном мире. Всё течёт и изменяется. Что же такое современный закон. (На доску вывешиваю табличку со словом «Закон» и предлагаю учащимся I группы подобрать 2 прилагательных к слову «Закон», II группы – 3 глагола, 3 группы составить фразу о законе.)

Ребята, кто из вас знает, как называется основной закон нашего государства? (Конституция). Так совпало, что сегодня 12 декабря в России отмечают День Конституции, это ещё раз подтверждает, что наш урок необычный и в завершении нашего необычного урока ответьте мне на вопрос: Как вы считаете, наша работа на уроке была успешной? Почему вы так считаете? Скажите, пожалуйста, а существуют ли правила успешной работы на уроке? Я предлагаю вам создать свод законов успешной работы на уроке.

nsportal.ru

Законы хаммурапи план

ТЕМА II. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»
§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»
§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»
Список рекомендуемой литературы

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое. В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш — бог Солнца и Правосудия.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.
Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие важные области внутри- общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам — имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.
Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.
Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.
Прежде всего, ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.
Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог
уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).
Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.
В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики — касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

uristinfo.net

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
Урок в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Разработан в соответствии с ФГОС

Предварительный просмотр:

Урок 15.: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов – их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

Развивать коммуникативные и творческие способности

Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

Карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.

Свод законов для работы в группах.

Карточки для составления таблицы на доске.

Презентация к уроку ноутбук, проектор, проекторная доска.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Тип знаний : факты

Используемая технология – проблемно – диалогового обучения.

Обязательный минимум содержания:

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

II. Решение учебной задачи

Итак друзья, внимания,

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок.

А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(отчёт дежурных)

На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили?

  • Тема
  • Цели
  • Проблема
  • Что узнали нового на уроке?
  • Какое было главное понятие на уроке?

Выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации.

В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Все версии учитель фиксирует на доске.

– Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.

Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (приложение 1)

Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми?
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране?

Проблема: Справедливыми ли были законы царя Хаммурапи?

Выясните основной смысл законов царя Хаммурапи ?

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

Статьи законов для второй группы (правоведы):

Статьи законов для третьей группы учеников (социологи):

Статьи законов для четвертой группы учеников (отношения в семье):

Статьи законов для пятой группы учеников «историки»:

По ходу ответов на доске оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

nsportal.ru

Тема 1. Экономика и общественные отношения в Древнем Вавилоне по законам Хаммурапи План:

Характеристика основного источника.

Объединение Двуречья под властью Вавилона.

Экономика Вавилона: а) сельское хозяйство; б) ремесло;

в) торговля и ростовщичество.

4. Общественный строй Вавилона:

а) земельные отношения;

б) община и её роль в древневавилонском обществе;

в) сословия и прослойки свободного населения;

д) семейные отношения.

Источники и литература:

Практикум по истории древнего мира /Под ред. Н. С. Свенцицкой. М., 1981. Вып.1. С. 8-14.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М.А.Коростовцева. М., 1980. Ч. 1. С. 151-185.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ, 1968, №№ 5, 4.

Законы Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства. / Под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории, 1952, № 3. С. 199-303.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М, 1983. С. 361-391.

История Древнего Востока. Материалы по историографии. / Сост. А. А. Вигасин и др. М., 1991. Раздел П. Социальная структура старовавилонского общества.

Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001.

Ламберт-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М, 1990.

Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.

Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Мн., 1959.

Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний восток. Сб. статей в честь акад. М. А. Коростовцева. М., 1975.

Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1981. № 4.

Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии. // ВДИ, 1981, № 4.

Якобсон В. А. Правовое и имущественное положение воина-редума времени 1 вавилонской династии. // ВДИ, 1963, № 2.

Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи. // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Методические рекомендации:

Характеризуя важнейший источник по истории старовавилонского общества и государства в XVIII в. до н.э. — законы Хаммурапи следует уяснить цель создания кодекса, его сущность, разобраться в особенностях религиозно-политической фразеологии введения и заключения судебника. Затем необходимо проанализировать предпосылки и причины возвышения Вавилона, осветить ход борьбы Хаммурапи за гегемонию в Двуречье и его деятельность в качестве главы государства. Знакомясь с экономикой обратить внимание на развитие сельского хозяйства и его основных отраслей, ремесленного производства, ростовщичества, определить формы торговли, её характер и роль в хозяйственной жизни древневавилонского общества.

Не менее важно разобраться в специфике аграрных отношений, формах земельной собственности и землепользования, их соотношении; выяснить тип общины, ее функции, права и обязанности членов общины, причины устойчивости общинной организации, отношение к ней государства. Разбираясь с сословным делением населения необходимо познакомится с наиболее распространенными в науке точками зрения на проблему происхождения авелум и мушкенум, их социальным и имущественным положением, занятиями и пр. Характеризуя рабство следует определить источники и категории рабов, сферы применения их труда, положение, сделать вывод об уровне развития рабовладельческих отношений в Старовавилонском царстве. При изучении семейных отношений уделить внимание форме семьи, имущественным правам её главы, статусу рядовых членов, правам наследования и т.д.

studfiles.net

План-конспект «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок 15.: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Цель: Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хам­мурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, де­лать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
Задачи:

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов – их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

Развивать коммуникативные и творческие способности

Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций Ход урока

Тип урока : комбинированный

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ .

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах

презентация по теме

Обязательный минимум содержания:

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.

II . Проверка домашнего задания(15мин)
1.
Вопрос-ответ

2. Подготовка устного ответа по карточкам 1-4 (парами ) c лайд 1-6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различ­ного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни:

Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

Как называются эти реки?

Почему говорят, что обе эти реки давали возможность зани­маться земледелием?

Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?

Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иерогли­фами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

У народов Междуречья были распространены такие поговор­ки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинако­во покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он по­падал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)

Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего го­рода Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяи­ном и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

III. Изучение новой темы(15мин)

1.Вавилон — главный город Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

1.Рассказ учителя .(слайд 8-12)

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его ули­цы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячи­ми садами, которые считались одним из семи чудес света; в цен­тре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

2. Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный жи­тель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вслед­ствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произой­дет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хо­зяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета — около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою рабо­ту непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) пла­ту. 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, куз­неца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому при­казано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

3. Беседа по вопросам к документу.

На какие группы делилось население Вавилонского царст­ва? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)

Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)

Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

Если человек не имеет средств к существованию, как он мо­жет выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

Как наказывали рабов? (Наносили увечье — отрезали ухо, но не убивали.)

Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)

С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

Законы Хаммурапи –правила обязательны для всех жителей страны(слайд 13)

Они защищали:

честный и добросовестный труд;

своих подданных от обращения в рабство;

семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

IV .Закрепление изученного материала (3 мин)

Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого госу­дарства.)

Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жи­тели Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им раз­решал поступать закон в той или иной ситуации.)

V .Подведение итогов урока(1 мин)

В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая су­ществует до сих пор.

VI. Выставление оценок (2 мин)

VII . Домашнее задание(2 мин): прочитать § 14 Вигасина; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммура­пи?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 53 (с. 44). Написать сочинение «Хаммурапи как мудрый правитель» Дополнительный материал(слайд 14)

infourok.ru

Популярное:

  • Беженец получение гражданства Гражданство РФ для украинцев: как получить российское гражданство? Гражданство РФ для украинцев 2017-2018. Как получить гражданство РФ беженцу Граждане Украины могут стать гражданами России как в общем, так и в упрощенном […]
  • Лисина не выходите замуж на спор Не выходите замуж на спор Александра Лисина НЕ ВЫХОДИТЕ ЗАМУЖ НА СПОР ПРОЛОГ ГЛАВА 1 ГЛАВА 2 ГЛАВА 3 ГЛАВА 4 ГЛАВА 5 ГЛАВА 6 ГЛАВА 7 ГЛАВА 8 ГЛАВА 9 ГЛАВА 10 ГЛАВА 11 ГЛАВА 12 ГЛАВА 13 ГЛАВА 14 […]
  • Расторжение договора сроки возврата денег Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Умножение на 1 и 0 правило Умножение на 0 и 1. 3-й класс Презентация к уроку Загрузить презентацию (489,5 кБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях […]
  • Правила перелёта детей без родителей Перелет ребенка без родителей Каждая авиакомпания устанавливает свои правила перелета ребенка без родителей или опекунов. Поэтому в первую очередь, что нужно сделать родителям — это связаться с выбранной авиакомпанией и уточнить […]
  • П 8 ст 93 закона 44-фз Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8 На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № […]
  • Приказ на проезд по платным дорогам Транспондер Проезд по платным дорогам / Интероперабельность Проезд с одним транспондером по другим дорогам Все клиенты скоростного участка М-11 от Москвы до Солнечногорска могут оплачивать проезд своим транспондером на платных […]
  • Эстонский паспорт без гражданства Получение гражданства Эстонии У россиян, желающих обрести гражданство Эстонии, есть несколько способов его оформления. Прибалтийская республика лояльна к иностранцам, претендующим на статус гражданина. При наличии достаточных […]