Законы о выборах и референдумах

Законы о выборах и референдумах

Постановление Конституционного cуда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы в связи с жалобой гражданина К.С.Янкаускаса » >>>

Постановление Конституционного cуда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 федерального закона «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова» >>>

Постановление Конституционного cуда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 28-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго путкта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного собрания Красноярского края» в связи с жалобой гражданина В.А.Худоренко» >>>

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П >>>

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2008 года № 4-П >>>

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года № 33-П >>>

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 11-П >>>

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» >>>

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» >>>

Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» >>>

Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» >>>

Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” >>>
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” >>>

Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» >>>

Закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 “О средствах массовой информации” >>>

Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» >>>

Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 238-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» >>>

Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, предоставляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а так же политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего испольнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2013) >>>

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ >>>

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ >>>

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) >>>

ОБЛАСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Областной закон от от 15 июля 2010 года № 41-оз «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном собрании Ленинградской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом» >>>

Областной закон от 29 июня 2012 года № 54-оз «О выборах Губернатора Ленинградской области» (в ред. от 04.04.2017) >>>

Областной закон от 26 декабря 2012 года № 103-оз «О порядке отзыва Губернатора Ленинградской области» (в ред. от 9.04.2014) >>>

Областной закон от 1 августа 2006 года № 77-оз «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» (в ред. от 06.05.2016) >>>

Областной закон от 15 марта 2012 года № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» (в ред. от 06.06.2016) >>>

Областной закон от 8 мая 2009 года № 44-оз «О референдуме Ленинградской области» (в ред. от 11.04.2017) >>>

Областной закон от 9 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области» (в ред. от 13.03.2017) >>>

Областной закон от 15 мая 2013 года № 26-оз « О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области» (в ред. от 02.06.2016) >>>

www.leningrad-reg.izbirkom.ru

Тема 5. Законодательство РФ о выборах

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур). Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5% голосов избирателей (по новой редакции закона — менее 7% с 2007 г.), из распределения мандатов по федеральному округу исключаются.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления: o Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; o Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; o Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»; o Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»; o другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

1. Федеральные законы о выборах и референдумах, иные федеральные законы, определяющие компетенцию ЦИК России.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы

1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 10. Право на предвыборную агитацию

Статья 11. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы

Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей

Статья 13. Образование избирательных участков

Статья 14. Порядок доведения до избирателей сведений об образовании избирательных участков

Статья 15. Составление списков избирателей

Статья 16. Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации

Статья 17. Ознакомление избирателей со списками избирателей

Глава 3. Избирательные комиссии

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Статья 20. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Статья 22. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий. Содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий

Статья 24. Статус членов избирательных комиссий

Статья 25. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 26. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Глава 4. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации

Статья 30. Наблюдатели

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

Статья 32. Представители средств массовой информации

Глава 5. Политические партии

Статья 33. Участие политических партий в выборах депутатов Государственной Думы

Статья 34. Наименование и эмблема политической партии

Статья 35. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений

Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов

Статья 36. Выдвижение федерального списка кандидатов

Статья 37. Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий

Статья 38. Представление федеральных списков кандидатов и иных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Статья 39. Формы поддержки (обеспечения) выдвижения федерального списка кандидатов

Статья 40. Подписной лист

Статья 41. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

Статья 42. Представление избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов

Статья 43. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении федеральных списков кандидатов

Статья 44. Регистрация федерального списка кандидатов

Глава 7. Статус кандидатов

Статья 45. Равенство кандидатов

Статья 46. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

Статья 47. Гарантии деятельности кандидатов

Статья 48. Доверенные лица политических партий

Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов

Глава 8. Информирование избирателей и предвыборная агитация

Статья 50. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы

Статья 51. Информирование избирателей

Статья 52. Участие избирательных комиссий в информационном обеспечении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 53. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения

Статья 54. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 55. Предвыборная агитация

Статья 56. Агитационный период

Статья 57. Общие условия доступа политических партий к средствам массовой информации

Статья 58. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 59. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

Статья 60. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

Статья 61. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов

Статья 62. Ограничения при проведении предвыборной агитации

Глава 9. Финансовое обеспечение выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные фонды

Статья 63. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 64. Избирательные фонды

Статья 65. Специальные избирательные счета

Статья 66. Избирательный залог

Статья 67. Добровольные пожертвования в избирательный фонд

Статья 68. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий

Статья 69. Возврат средств политическими партиями, их региональными отделениями

Статья 70. Финансовое обеспечение избирательных комиссий

Статья 71. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях

Глава 10. Голосование

Статья 72. Помещение для голосования

Статья 73. Избирательный бюллетень

Статья 74. Открепительное удостоверение

Статья 75. Порядок голосования

Статья 76. Досрочное голосование

Статья 77. Порядок голосования вне помещения для голосования

Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 78. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования

Статья 79. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией

Статья 80. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией

Статья 81. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации

Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

Статья 84. Повторные выборы депутатов Государственной Думы

Статья 85. Регистрация депутатов Государственной Думы

Статья 86. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 87. Порядок использования ГАС «Выборы»

Статья 88. Хранение избирательных документов

Глава 12. Замещение вакантных депутатских мандатов

Статья 89. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов

Глава 13. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Осуществление избирательными комиссиями контроля за соблюдением избирательных прав граждан

Статья 91. Основания аннулирования регистрации списка кандидатов, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации списка кандидатов, об отказе в регистрации списка кандидатов, исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации списка кандидатов

Статья 92. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы

Статья 93. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы

Глава 14. Заключительные и переходные положения

Статья 94. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 95. Переходные положения

humanitar.ru

Закон о выборах в РФ

Проведение выборов в стране является важной процедурой. Чтобы урегулировать все возникающие вопросы в процессе их проведения было принято несколько Федеральных законов. А знаете ли вы кто принимает Федеральные законы в РФ?

В их положениях описаны:

  • условия для выдвижения кандидатов;
  • порядок проведения выборов;
  • политика проведения предвыборной агитации и другие важные аспекты.

Какими законами регулируются выборы в РФ?

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

Подробнее ознакомиться с ФЗ-67 можно, скачав его по ссылке.

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

Подробнее изучить положения ФЗ-175 можно по ссылке.

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-29, скачайте его по ссылке.

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

Россиянин имеет право на голос, не зависимо от:

  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

Подробнее ознакомится с положениями ФКЗ-5 можно, скачав его по ссылке.

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его тут.

Муниципальные выборы — описание

Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье Федерального закона №131. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов:

  • избрание депутата;
  • выбор органа местного самоуправления;
  • избрание должностных лиц в местное самоуправление.

Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.

Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:

  • гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
  • результаты проведения голосования;
  • порядок назначения кандидатов;
  • проведение голосования;
  • виды избирательных систем;
  • определение необходимой избирательной системы;
  • порядок распределения мандатов для депутатов;
  • условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.

Итоги проведения голосования должны быть публично озвучены и опубликованы.

Изменения в ст 23 ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления»

При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.

Изменения в ФЗ 67 о выборах

Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.

Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.

Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.

Скачать последнюю редакцию ФЗ-67 можно по ссылке.

210fz.ru

Правовые основы общественного наблюдения на выборах и референдумах

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 п. 2 Конституции РФ).

Подготовка и проведение выборов и референдумов регламентируется Конституцией Российской Федерации (К), федеральными конституционными и другими федеральными законами о выборах и референдумах, иными нормативными актами Российской Федерации, республик, краев и областей, входящих в состав России.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации по отношению к региональным нормативным актам (ст. 4 п. 2 К).

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации« (ОГ) определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления (ст. 1 п. 1 ОГ).

Этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 1 п. 2 ОГ).

Этот закон — рамочный, что означает: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить указанному Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации , нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат указанному Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона «Об основных гарантиях. » * (ст. 1 п. 7 ОГ).

Вопросы назначения, подготовки и проведения референдума Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Нормы Федерального закона «Об основных гарантиях . », регулирующие эти вопросы, действуют в части, не противоречащей указанному Федеральному конституционному закону (ст. 1. п. 4 ОГ).

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях . », Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ГД), другие федеральные законы (ст. 1 п. 2 ГД).

Аналогично законодательство о выборах Президента РФ, Глав субъектов Российской Федерации , Глав администраций местного самоуправления, представительных (законодательных) органов субъектов России и органов местного самоуправления состоит из Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях . », Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (П), соответствующих конституций и уставов субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о соответствующих выборах и других нормативных актов (ст.2 П и соответствующие региональные законы).

Проведение и подготовка референдумов на территории субъектов Российской Федерации и их административно-территориальных единиц регламентируются, помимо вышеназванных федеральных законов, законами субъектов Российской Федерации. Последние, уточняя федеральные законы с учетом местной специфики, не могут им противоречить и тем более ограничивать избирательные права граждан, предоставленные им российскими законодателями.

Существуют еще и подзаконные нормативные акты, например инструкции и иные нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам применения федеральных законов о выборах и референдуме.

Вопросы обжалования нарушенных избирательных прав граждан регламентируются указанными выше законами и другими нормативными актами, Уголовным кодексом Российской Федерации (УК), Кодексом РСФСР об административных нарушениях КоАП), федеральными законами «О прокуратуре», «О милиции» (ОМ). Гражданские споры о выборах, исчисление сроков, наступление определенных в документах дат и другие вопросы регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК). Порядок и процедуры обжалования — соответствующими процессуальными сводами законов: Гражданским процессуальным кодексом и Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Все эти юридические нормативные акты общественному наблюдателю в части, касающейся выборов, необходимо если не досконально знать, то в случае необходимости иметь под рукой и легко в них ориентироваться.

Законодательство о выборах и референдумах является юридической основой деятельности общественного наблюдателя.

Общественное наблюдение по своей сути — общественный контроль за соблюдением и правильным применением указанных законов и других нормативных актов. Соблюдение законодательства о выборах и референдумах, гражданских прав и прав человека и есть предмет общественного наблюдения на выборах.

Кроме того, указанные юридические документы очерчивают права и обязанности общественных наблюдателей, обусловливают методы их работы, устанавливают границы их деятельности. Законодательство о выборах и референдумах определяет содержание деятельности общественного наблюдателя.

Обращаясь к законодательству, к соответствующим статьям и пунктам закона, наблюдатель в состоянии доказать факт нарушения закона, а зачастую и найти способы устранить нарушение. В этой ипостаси законодательство является инструментом в деятельности общественного наблюдателя.

Естественно, что эта книга основана на положениях законов о выборах и референдуме с учетом изменений и поправок, внесенных в эти законы на момент редактирования книги — июль 2001 г.

Необходимо заметить, случается, что отдельные положения подзаконных актов: инструкций и иных документов Центральной избирательной комиссии и, в особенности, нижестоящих избирательных комиссий не всегда соответствуют закону (как правило, направлены в сторону ужесточения ограничений). Поэтому их правовая общественная экспертиза всегда желательна.

www.democracy.ru

Популярное:

  • Закон санкт-петербурга о праздниках и памятных датах в санкт-петербурге Закон санкт-петербурга о праздниках и памятных датах в санкт-петербурге О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге* (с изменениями на 19 марта 2018 года) […]
  • Приказ на списание федерального имущества Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 января 2015 г. № 4 “Об утверждении перечней документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за […]
  • Закон рф о архивном фонде Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ"Об архивном деле в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Максимально возможный доход на патенте Девять типичных ситуаций Разделы: Деятельность большинства ИП связана с розничной торговлей. Именно в этой сфере возникает множество типичных ситуаций и связанных с ними вопросов со стороны ИП. Рассмотрим основные. Ситуация 1. […]
  • Приказ 167 мчс гарант Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167"Об утверждении Порядка […]
  • Приказ минфина 104н от 15 октября 2009 г Приказ Минфина РФ от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минфина РФ от 15 октября […]
  • Льготы по налогу на прибыль физических лиц Какие льготы предусмотрены по НДФЛ? Законодательством предусмотрено два вида льгот по НДФЛ: освобождение доходов от налогообложения и применение налоговых вычетов, позволяющих уменьшить налогооблагаемый доход физического […]
  • Реестр пооп дошкольного образования Реестр пооп дошкольного образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Реестр примерных […]