Законы развития мозга

Как возникла жизнь и законы ее развития (А. Д. Мальцев)

Современные взгляды на возникновение жизни связывают с процессами, подчиняющимися теории вероятности: «Возникновение жизни на Земле соответствует созданию самолета „Боинг“, ураганом пронесшегося над свалкой». Звучит впечатляюще и не учитывает то, что жизнь – это часть круговорота. Следовательно, эволюция круговорота создает жизнь. Круговорот возникает по законам Природы. Следовательно, жизнь возникает закономерно, только нужны условия.

Оглавление

  • Введение
  • Развитие Потребителя
  • Условия возникновения жизни
  • Ход процесса на Земле
  • Эволюция протоклетки
  • Способы размножения
  • Смещенный симбиоз
  • Влияние движения и среды обитания на развитие живого
  • Эволюция молекул высокой стабильности
  • Аналогии круговорота жизни
  • Совершенствование Потребителя
  • Мозг и его свойства
  • Мысль
  • Разум

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как возникла жизнь и законы ее развития (А. Д. Мальцев) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мозг и его свойства

Мозг или его подобие, опирается, потребляет и управляет телом/жизнью живого существа. Потребляет, опирается и управляет, есть симбиоз. По природе симбиоза: потребил и отработанное дал как пищу, для развития тела. Что дает мозг телу? Мозг потребляет и создает информацию о теле и внешнем мире. На основе полученной информации живое реагирует на изменения во Внешнем мире. Информация в памяти это аналог потенциала. Большое количество однотипной информации способно создать вихрь информации в памяти. Если информация значима, то вихрь трансформируется в частицу информации, обладающую формой. Частица информации способна находится в покое, формируя долговременную память. Возникшая частица информации влияет на скорость реакции живого. Частица информации в памяти позволяет реагировать на изменения, простым сравнением, с идущей извне информацией. Сравнение не требует анализа и поэтому ускоряется процесс реакции на внешнюю информацию. Частица информации должна быть всегда готова к сравнению. Это возможно если она находиться во всей памяти. Одновременно во всей памяти существует только информация ДНК. Следовательно, частица информации способна перейти из памяти долговременной в ДНК живого существа. В этом случае, мозг создает информацию, для приспособления живого к будущей жизни. За будущие поколения отвечают гены. Гены это почва, на которой будет развиваться будущая жизнь. Следовательно, мозг отвечает за прием, обобщение и передачу информации в гены. Хранение информации/образов в памяти, позволяет передавать накопленную значимую (сильный сигнал или многократные повторения) информацию по наследству. Самая древняя и значимая информация передается, как инстинкты.

Эволюция мозга повышала его эффективность деятельности. Для накопления потенциала информации необходима концентрация конкретной информации в соответствующем отделе мозга. Для этого мозг развился на функциональные отделы. Быстрая передача управляющего сигнала ускоряет реагирование на информацию. Поэтому органы, находящиеся ближе к голове, имеют развитую функциональность, для удовлетворения требованиям мозга. Хищники, при добыче пищи, действуют передними лапами. Ящерицы используют язык или органы создающие струю жидкости и т. д.

Начальной задачей мозга было управление. Управление это реагирование на изменения. Для готовности к изменениям возникло планирование. Планирование деятельности повышает эффективность. Планирование своей деятельности реализуется следующими вариантами:

растения – покой, при использовании движения энергии. Ноль планирования;

травоядные – движение, для использования растительности. Растительность находится в покое. Линейное планирование деятельности;

хищники – движение для потребления жертв. Жертвы способны двигаться. Две степени планирования действий, жертвы и своих. Передать по наследству 2 степени планирования, при многовариантности условий во внешнем мире, сложно. Поэтому, совершенствование планирования достигается при обучении в игре. Хищники игривы, чтобы быть хищниками;

человек – 3 степени планирования. Третья степень является планированием деятельности в будущих ситуациях. Три степени планирования передать по наследству и играми невозможно. Планирование сложной деятельности требует обучения. Обучение возникло из приспособляемости. Эволюция приспособляемости привела к возникновению самообучения. Потенциал самообучения вышел во внешний мир, создав обучение. Для обучения необходимо встречное понимание. Встречное понимание начинается с самообучения общению. Как возникло самообучение общению? Для обучения нужно иметь знания и опыт. Живое получает комфорт, от повышения эффективности своей деятельности – точнее от снижения затратности, при получении данного результата. Получение комфорта создало интерес живого, к приобретению необходимых знаний и опыта. Интерес и наличие информации в генах, создали стремление к самообучению. Но в младенчестве, живое не может оценить значимость информации. Поэтому, в младенчестве, живое обучается, копируя поведение внешнего мира.

Необходимость повышать эффективность обучения потребовало расширения знаний о существующем мире, что привело к возникновению исследований внешнего мира, т.е. созданию наук. Следовательно, обучение и возникновение наук есть результат естественной эволюции живого.

Планирование деятельности, позволяет приспосабливаться к будущему. Как возникла третья степень планирования, если для ее существования необходимо длительное обучение?

В Природе все закономерно. При наличии потенциала ума, третья степень возникает эволюционно и проявляется как увлечение/интерес. Интерес способствует самообучению Функциональность инстинкта самосохранения, в виде стремления сохранить своих и свое, создало понимание необходимости передачи знаний и навыков. Необходимость передачи знаний и навыков привела к возникновению обучения. Отмечу, что необходимость обучения позволяет использовать методы, вплоть до принуждения. Эволюция обучения привела к возникновению воспитания. Воспитание это создание будущего поведения.

Мозг это управленец. Управление возникло на основе стремления живого к комфорту, как показателю приспособленности к существующим условиям. Здесь возникло противоречие. Комфорт для тела не всегда совпадает с оценкой ситуации мозгом. Для устранения противоречий служат эмоции. Эмоции, или их подобие, позволяют живому расслабляться и мобилизоваться, усиливая способность приспосабливаться к изменениям во внешнем мире. Следовательно, эмоции должны отпускаться, для усиления способности приспосабливаться к ситуации. Если эмоции не выпускать, то возникнет внутреннее противостояние накопленных эмоций. Внутреннее противостояние ослабляет человека психически и физически, снижая уровень использования потенциала ума и тела.

И снова скромное отвлечение.

Дети обучаются, копируя старших, т.е. копирование есть обучение. Копирование создает лидера, за которым следуешь – вот откуда основа иерархии, как всегда все из детства. Следовательно, если человек выбирает себе кумира, то он еще находиться в детстве – нет собственного опыта и сил, для самостоятельной или желаемой жизни. В этом случае, выражение: «Не сотвори себе кумира», надо понимать, как «Стань взрослым, т.е. ответственным за себя». Естественность копирования внешней информации означает, что информация действует всегда. Исходя из этого факта, получаем следующий эффект. Говоря человеку ты: «Плохой – Хороший»», мы создаем в нем самооценку (информация действует всегда). Низкая самооценка создает комплексы, высокая ведет к самоважности. Что бы избежать отклонений, необходимо выдавать конкретизированную оценку. Конкретизированная оценка это оценка деятельности человека. Это явление давно заметили психологи, указывая на то, что надо критиковать дела, а не человека.

Оглавление

  • Введение
  • Развитие Потребителя
  • Условия возникновения жизни
  • Ход процесса на Земле
  • Эволюция протоклетки
  • Способы размножения
  • Смещенный симбиоз
  • Влияние движения и среды обитания на развитие живого
  • Эволюция молекул высокой стабильности
  • Аналогии круговорота жизни
  • Совершенствование Потребителя
  • Мозг и его свойства
  • Мысль
  • Разум

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как возникла жизнь и законы ее развития (А. Д. Мальцев) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

kartaslov.ru

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Экология жизни.хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

А.В. Семенович — нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

econet.ru

Законы развития человека, как разумного существа. Николай Левашов

Человек, как вид живых существ, относится к виду общественных животных, живёт сообществами. Человек СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ. И причина этому простая.

Для того, чтобы нейроны мозга человека получили возможность наработать третьи материальные тела, без которых НЕВОЗМОЖНО ПОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ, необходимый объём информации для этого может быть получен, только в человеческом сообществе. Своего СОБСТВЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, опыта одного человека, НЕ ДОСТАТОЧНО, даже для перехода из эволюционной стадии животного, в стадию разумного животного. КРИТИЧЕСКИЙ ОБЪЁМ ИНФОРМАЦИИ, необходимый для перехода в СТАДИЮ РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО, требует СОВОКУПНОГО опыта, как минимум, НЕСКОЛЬКИХ ЧЕЛОВЕК, что и обеспечивается в большинстве случаев в семье.

Необходимый критический объём информации для перехода из стадии РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО, в стадию СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, требует совокупного опыта, как минимум, НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА. И чем большее число людей участвует в создании этого информационного банка человеческого сообщества, тем быстрее отдельно взятый человек сможет пройти эволюционную фазу разумного животного и приступить к развитию в стадии собственно человека разумного. При этом развитии имеет значение не только объём получаемой от сообщества информации, но и качество этой информации, и её многоплановость. Многоплановость качественной информации, позволяет человеку гармонично развить свой мозг, когда не один, а многие участки коры головного мозга в состоянии наработать полноценные третьи тела нейронов.

Чем больше РАЗЛИЧНЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ АКТИВНЫХ ЗОН КОРЫ головного мозга у человека, тем быстрее и легче этот человек пройдёт стадию эволюционного развития разумного животного.

И чем раньше ребёнок перейдёт от стадии разумного животного к эволюционной стадии собственно человека, тем более качественный фундамент создаётся для возможности развития в стадии высокоразвитого человека. Кроме этого, если ребёнок достигнет стадии СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО до подросткового гормонального взрыва, исчезает опасность ЭВОЛЮЦИОННОГО ЗАМОРАЖИВАНИЯ на стадии РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО.

Развитие в период полового созревания, при бушевании в организме мощных половых гормонов, резко замедляется, а при наличии СЕКСУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ становится практически НЕВОЗМОЖНЫМ . Инстинкты пола, начинают контролировать поведение человека и не позволяют преодолеть эволюционную стадию разумного животного.

Это определяют две основные причины:

1. «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ДВЕРЬ», которая открыта для прохождения через стадию разум-ного животного, закрывается в возрасте 16-18 лет от роду.

2. Вырабатываемый организмом человека ПОТЕНЦИАЛ ОГРАНИЧЕН. И поэтому расход этого потенциала на сексуальную активность НЕ ОСТАВЛЯЕТ ДОСТАТОЧНО ЭНЕРГИИ на правильное развитие мозга в частности, и всего организма в целом.

Это очень важно для понимания принципов действия Тёмных Сил (паразитических) на любой из планет-Земель, включая и нашу Мидгард-Землю. Их «визитной карточкой» является РАЗРУШЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ и ПРОПАГАНДА среди оного СЕКСУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ.

И делается это, не из-за беспокойства о «СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ» молодёжи, как они это стараются преподнести, а для того, чтобы ОСТАНОВИТЬ ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ этой молодёжи на стадии РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО. А нужно это им для того, чтобы было легче УПРАВЛЯТЬ и МАНИПУЛИРОВАТЬ МАССАМИ в своих собственных интересах. В силу того, что именно на этой стадии развития — СТАДИИ РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО — они в состоянии превратить массы людей в биороботов и управлять ими, почти точно так, как это происходит у термитов, муравьёв, пчёл и т.д.

Напомню, что Тёмные Силы проникли на Мидгард-Землю через своих посредников, которые развязали войну за мировое господство, в результате которой 13 тысяч лет назад была разрушена малая Луна — Фатта, осколки которой упали на Мидгард-Землю, что вызвало погружение на морское дно Атлантиды и других участков суши и начало последнего ледникового периода (Великое Похолодание). После этого Мидгард-Земля была изолирована от других планет-Земель, чтобы предотвратить проникновение на них через Врата Междумирья Тёмных Сил на другие планеты-Земли коалиции цивилизации Светлых Сил. И хотя большая часть проводников Тёмных Сил погибла при гибели Атлантиды-Антлани, часть из них сохранилась и начала постепенный захват Мидгард-Земли, используя разные способы достижения своего господства.

Создание из людей биороботов — это один из наиболее действенных способов порабощения народов и наций Тёмными Силами и не только на нашей Мидгард-Земле. Первые две эволюционные стадии развития человека носят, в основном, ПАССИВНЫЙ ХАРАКТЕР со стороны развивающегося. Растущий ребёнок, а позже и подросток, в большей степени, напоминают «губку». «Губку», впитывающую в себя информацию сначала своей семьи, а потом — доступную информацию, накопленную человеческим сообществом за всё время его существования.

От того, КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ впитает в себя развивающийся человек, какого она КАЧЕСТВА и какова МНОГОСТОРОННОСТЬ этой информации, зависит ОСТАНОВИТСЯ ЛИ РАЗВИТИЕ конкретного человека НА СТАДИИ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО или ПРОДОЛЖИТСЯ и В СТАДИИ ВЫСОКОРАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА. Развитие человека на этих двух стадиях, в основном, АКТИВНОЕ, ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ. ДЕЙСТВУЯ, человек ПРОПУСКАЕТ приобретённые знания ЧЕРЕЗ СЕБЯ и, при правильном применении истинных знаний, достигает состояния ОСМЫСЛЕНИЯ этих знаний, когда знания из мёртвого груза превращаются в животворящий поток, который заполняет без остатка действующего, превращая последнего из потребителя В ТВОРЦА.

pandoraopen.ru

Законы развития мозга

Ссылки на начало в комментариях, т.к. еле уложился в максимальную длину поста.

«Анархия — мать порядка»

Прежде, чем говорить о закономерностях развития ретикулярных (распределенных, диссипативных) структур, наведем минимальный порядок в понимании особенностей их функционирования и управления ими.

На старых деревянных парусниках большие проблемы создавали крысы. Для борьбы с этими грызунами капитан океанского торгового судна назначил вознаграждение матросам за каждого убитого переносчика заразы. Для получения вознаграждения следовало сдать начальству отрубленный крысиный хвост. Через некоторое время начальство стало замечать бегающих по палубе бесхвостых крыс. Начальство было не только наблюдательным, но и сообразительным. Теперь оно стало принимать головы убиенных зверюг. Долго не могли понять – почему не удается справиться с проблемой. Пока, однажды, в поисках контрабанды не наткнулись в трюме на искусственный питомник по разведению крысят.

Самоорганизующаяся система, согласно законам синергетики, перестраивается таким образом, чтобы создавать минимальное сопротивление, порождающему ее потоку. Поток рождает структуру, структура стремится поддерживать поток. Денежный поток, проходящий через неорганизованную систему из матросов и крыс, структурировал ее таким образом, чтобы максимизировать поток вознаграждений.

Реакция сложной ретикулярной структуры на внешнее воздействие выглядит совершенно непредсказуемой. Попытки руководить усложнившейся экономикой Советского Союза с помощью централизованного управления приводили к парадоксальным результатам. Пятилетние планы по выпуску станков, выраженные в тоннах, делали главной деталью станка станину. Трудно было бы дожить такой системе до наших дней, даже если бы удалось перегнать Intel по тоннажу выпускаемых микропроцессоров.

Но и сегодня в России пытаются управлять системой «полиция – преступники» с помощью стимулирующих показателей. Это приведет лишь к тому, что мы обгоним всю планету по количеству бегающих по стране бесхвостых маньяков.

Однако это не значит, что распределенные структуры неуправляемы. Они управляются, только не командами, а изменением граничных параметров. Крестьянин издревле имел дело со сложной самоорганизующейся системой – природой. Ему в голову не приходило вытягивать вверх молодые побеги, чтобы те быстрее росли. Он менял граничные условия – вспахивал почву, вносил удобрения, и ждал, пока система сама выдаст результат.

Социально-политическая система – государство регулирует граничные условия для субъектов экономики, которые самоорганизуются по своим экономическим законам. Экономические процессы меняют граничные параметры для технологического развития, проходящего в заданных экономикой границах, по своим законам.

Все это происходит в диапазоне существования структуры. При увеличении потока выше критического происходит перестройка структуры. Старая структура, не способная пропускать увеличившийся поток, разрушается. На ее месте скачком организуется новая, соответствующая более высокому диапазону потока. Самоорганизацию структур описывает синергетика, родившаяся, как раздел физики – неравновесная термодинамика, и распространившая выводы на более широкий диапазон явлений. Критические точки изучают – теория бифуркаций, теория особенностей, теория катастроф – разделы математики. Мы позаимствуем выводы этих теорий и переструктурируем с точки зрения развития систем.

Положение точки бифуркации (лавинообразного процесса изменения состояния системы) зависит от истории системы (рис. 1). При увеличении потока точка перехода из состояния A в состояние B располагается правее (на более высоком значении потока), чем точка перехода из состояния B в состояние A при уменьшении потока. Наблюдается явление гистерезиса. Такая же петля гистерезиса ожидает систему в области перехода из состояния B в состояние C при дальнейшем увеличении потока. Таким образом, диапазон существования системы всегда шире диапазона возникновения на две гистерезисных петли.

A, B, C – состояния системы,

P – величина системообразующего потока,

P1 – точка перехода системы из состояния B в состояние A,

P2 – точка перехода системы из состояния A в состояние B,

P3 – точка перехода системы из состояния C в состояние B,

P4 – точка перехода системы из состояния B в состояние C,

Dв – диапазон возникновения системы,

Dс – диапазон существования системы.

Система, попавшая в диапазон своего существования, стремится стабилизировать поток. Сопротивляется его уменьшению ниже диапазона возникновения и его увеличению выше этого диапазона. Сильное внешнее магнитное поле намагничивает кусок железа, выстраивая векторы намагниченности доменов в одном направлении. Если внешне поле уменьшать, домены стараются его поддерживать. Уменьшим внешнее поле до нуля, домены сами создают магнитное поле с прежним направлением вектора. Изменим вектор внешнего поля на противоположный. Домены все равно, из последних сил, стремятся сохранить магнитное поле с прежним направлением вектора.

То же происходит и на любом другом системном уровне – физическом, биологическом, социальном. Египетская цивилизация утилизировала излишний поток материальных ценностей, погребая нажитые сокровища вместе с очередным фараоном. Стабилизируя таким образом поток, ей удалось просуществовать в неизменном виде тысячелетия. Феодалы устраивали междоусобицы, разграбляя соседских крестьян. Это предотвращало накопление излишков и развитее товарно-денежных отношений, которые, согласно учению Карла Маркса, призваны были размыть феодальные отношения.

Дело тут не в дальнем стратегическом расчете злонамеренных феодалов и не в осмысленном поведении доменов. Система самоорганизуется по такому сценарию, интегрируя большое количество частных действий и сиюминутных интересов.

Еще одна особенность перестройки структур – это процесс двунаправленный. Он может возникать как при увеличении потока, так и при уменьшении. В России в начале двадцатого века под разрушающим действием мировой войны, резко снизился системообразующий материальный поток. Произошла революция с системным скачком назад. Стимулирующие принципы управления сменились помесью принудительных с дефицитными. Социализм получился не чем иным, как переизданием феодализма. В отдельных случаях дело дошло вплоть до наследственной передачи монархической власти, как, например, в Северной Корее или Азербайджане.

Зона гистерезиса (двойственности возможности существования структур) в сложных системах может быть весьма обширной. Но обоюдонаправленность перестройки системы не отменяет предопределенности эволюции самоорганизующихся систем. Двунаправленными могут быть только изменения. Два других механизма – отбор и сохранение делают эволюцию необратимой.

Сложные системы способны не только усиливать поток, но и порождать новый. Для него приходится изобретать новые способы утилизации в целях стабилизации структуры. Биологическая эволюция привела к победе в конкурентной борьбе вида гомо сапиенс. У человека не осталось врагов, способных сдерживать популяцию. Стал нарастать поток численности населения. Но экосистема не могла выдержать увеличение этого потока, и придумала способ его утилизации – войну.

Нарастающий поток численности населения разрушал старую систему. Новая система научилась извлекать пользу из того, что разрушало старую. Рабовладельческий строй вместо того, чтобы убивать лишних людей, стал использовать их в производственных целях. Иерархические системы – рабовладельческий и феодальный строй привели к появлению и нарастанию потока материальных ценностей. Увеличение этого потока разрушало иерархические способы управления. Пришлось придумывать массу способов утилизации материальных потоков для стабилизации системы. Капиталистический строй сумел использовать этот вредный поток для своего развития.

Случайность и необходимость

Катастрофисты (так называют специалистов по теории катастроф) любят обобщать непредсказуемость поведения отдельной частицы в точке бифуркации на непредсказуемость поведения всего окружающего мира. На эту же тему и «эффект бабочки» Эдварда Лоренца. «Бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии».

Это упрощенный, плоский взгляд на мир. Представление о линейной причинности процессов, происходящих во всем мире на одном системном уровне, приводит к выводу об абсолютной непредсказуемости результата. В действительности, как бы ни было трудно предсказать движение молекулы в вашем носу, можно с большой долей вероятности ожидать ее в составе вашего тела завтра утром в офисе. Судьба ее очевидна, но на другом, более высоком системном уровне.

Мы имеем полную свободу передвижения по вагону поезда, идущего по своему расписанию.

Показательны рассуждения о предсказании погоды. Считается, что предсказать погоду можно на 3-5 дней с ограниченной вероятностью. Для этого нужны дорогущие суперкомпьютеры и точные данные со всего земного шара. Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении. Для предсказания всего на 1-2 месяца вперед нужно знать начальные условия с погрешностью 10-5 от погрешности предсказания.

Но уже несколько десятилетий назад алтайский астроном Анатолий Дьяков предсказывал за недели и месяцы вперед ураганы в Карибском бассейне, аномальные заморозки в Европе, засухи и потопы. У него в 70-е годы не было ни суперкомпьютеров, ни просто компьютера, ни подробных данных с точностью до 10-5. Он изучал не суету внутри вагона, а расписание движения поезда.

Через атмосферу Земли проходят тепловые потоки, образуя структуры – циклоны и антициклоны. Солнечные вспышки, потоки заряженных частиц, взаимодействуя с магнитным полем Земли, изменяют граничные условия для возникновения и распространения циклонов. У Дьякова не было точной математической модели этого явления, да и рассчитывать ему в то время было бы не на чем. Но он провел анализ корреляций за длительный период между конфигурациями солнечных пятен и результирующими природными аномалиями на Земле. Результат – точные предсказания на длительный период, но на другом, надсистемном уровне. Погодологи же до сих пор гоняются с дорогущими суперкомпьютерами чуть ли не за каждой молекулой.

Илья Пригожин, пытаясь примирить случайность с необходимостью, отвел место случайности в точке бифуркации, а детерминированной необходимости – между точками бифуркации. Таким образом, получается общая случайность процесса. Это тоже несистемное видение процесса.

Случайность получается из большого числа необходимостей при одноуровневом росте сложности. Динамику одной, двух молекул газа в сосуде можно относительно точно рассчитать по динамическим формулам. Динамика миллиардов молекул принципиально не поддается расчету. Координаты молекулы уже можно выразить только на языке теории вероятности. Но на уровне надсистемы, как мы уже говорили, координаты становятся снова предсказуемыми – заданными надсистемой рамками. Собранная в надсистему случайность снова становится необходимостью.

На надсистемном уровне система снова становится простой и точно прогнозируемой, вне зависимости от подсистемной сложности. С ростом сложности на надсистемном уровне, система снова становится описываемой лишь статистически. Если бы я не боялся показаться философичным, выразился бы следующим образом. Случайность – это мультиплицированная необходимость. Необходимость – это проинтегрированная случайность.

Системность и энтропия

Структуры возникают на потоке. Поток – это производная от энтропии, переток от высокого порядка к низкому. Организующаяся структура – система более высокого уровня, чем дезорганизуемая область высокого порядка. Ячейки Бенара организуются на тепловом потоке. Область с высокими энергиями молекул дезорганизуется. Энтропия возрастает. Но организуются ячейки Бенара – структура более высокого порядка, чем дезорганизуемая область высокой энергии, на потоке от распада которой они образуются.

Что значит – структура более высокого порядка? Организация обратно пропорциональна энтропии. Организованность на одном системном уровне тем выше, чем ниже энтропия. Но уровень организации структуры определяется не количеством энтропии, а способностью к самосохранению, к экспансии, и усложнению. То есть, уровень организации структуры определяется производной от внутренней энтропии. Ячейки Бенара – структура, способная поддерживать собственный порядок, в отличие от распадающейся области высокой энергии.

Молекула более стабильная структура, чем набор аккуратно упакованных атомов. Хотя по формуле подсчета энтропии и молекула и набор упакованных атомов могут иметь одно и то же значение, организация молекулы качественно выше. Производная ее энтропии нулевая. Клетка имеет свойство не только к самосохранению, но и к количественной экспансии. Производная ее энтропии отрицательная. Клетка значительно более организованная структура, чем набор молекул или набор атомов. Хотя энтропия набора атомов (кристалла), будет значительно ниже энтропии клетки, их организованность сравнивать неправомерно. Клетка – структура значительно более высокого порядка. По отношению к атому она является наднадсистемой.

Организм обладает свойством еще и качественного развития, повышения внутреннего порядка. Отрицательной производной по внутренней энтропии. А также в некоторой степени – к повышению порядка внешнего (лиса роет нору, дрозд вьет гнездо). Организм – структура более высокого порядка, чем клетка, и является для нее надсистемой. Общество обладает свойством стабилизировать и накапливать результаты развития своего и организмов (информацию), к повышению внутреннего и внешнего порядка. Общество – структура высшего порядка. Антиэнтропийная структура.

Но все это развитие, увеличение организованности и уровня организации (снижение энтропии и ее производной) не может нарушать второго начала термодинамики. Поэтому оно происходит за счет увеличения внешней энтропии. Суммарная энтропия замкнутой системы на одном нижнем уровне сложности увеличивается.

Развитие структур может происходить в четырех направлениях.

Первое – хищническое, дезинтеграция менее организованной структуры для создания более организованной (на многоэкранной схеме, переход слева направо — об экране мы говорили во 2 главе — http://pikabu.ru/story/yetazhi_silnogo_myishleniya_4118311 ).

Второе – паразитическое, дезинтеграция более организованной структуры для создания менее организованной. Это отрицательное развитие, деградация (переход справа налево).

Третье – распад, дезинтеграция структуры на элементы без образования из них структур прежнего системного уровня, даже менее организованных (переход сверху вниз).

Четвертое – кооперация, переход структур в надсистему с делегированием в нее сложности и потенциала дальнейшего развития (переход снизу вверх).

Развитие (положительное, с уменьшением энтропии и ее производной) может быть экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивное, количественное развитие – увеличение используемого потока, увеличение скорости нарастания внешней энтропии для увеличения внутреннего порядка.

Интенсивное, качественное развитие – увеличение внутреннего порядка при той же или меньшей скорости увеличения внешней энтропии.

Хищническое развитие экстенсивно-интенсивное. Кооперация – интенсивное.

Информация, энтропия и направленность эволюции

Информация сужает поле вероятностей, формирует вектор развития систем. Атом содержит информацию о возможности соединения с другими атомами (валентность). Атомы не могут комбинироваться случайным образом. Диапазон случайности резко сужен. Атом «знает» с кем следует вступать в альянс. Молекула может реагировать с другой молекулой, проигнорировав тысячи не подходящих. Ее поведение еще более избирательное. Клетка содержит информацию не только с кем вступать в контакт при встрече, но и информацию, позволяющую искусственно организовать эту встречу, сделать ее менее случайной. Перемещаться в пространстве в сторону пищи. Кроме того, клетка обладает информацией, позволяющей копировать свою информацию.

Организм не только копирует свою информацию, но и создает новую в виде измененного генома. Организм постепенно сужает случайность этого изменения («Теория полов» Вигена Геодакяна). Сначала только до оплодотворения через изменение гормонального баланса в результате различных стрессовых реакций. С появлением млекопитающих – во время вынашивания потомства. Кроме того, млекопитающие научились передавать информацию, связанную сначала с активизацией программ генома, а затем и с более широкими целями, от мозга к мозгу («Гипотеза эволюционного мозга» Бориса Злотина). От мозга к мозгу родителей во время передачи генома (оргазм) и от мозга матери к мозгу плода (внутриутробные сновидения). Все это еще более сузило диапазон случайности создания и передачи новой информации, увеличило векторность, целепологание эволюции и увеличило ее темп.

Общество сделало возможным распространение информации от особи к особи, и после беременности, и между взрослыми особями. Сначала с помощью речи. Создание письменности позволило при передаче информации преодолевать пространство и время. Радиосигнал и интернет полностью уничтожили для информации пространство и время. Развитие поисковых программ сужает поле выбора информации, делая ее передачу более осмысленной, развитие более целенаправленным.

Переход параметров системы скачком из одного состояния в другое – это упрощенный взгляд, первое приближение к описанию процесса изменений. В сложных системах этот процесс занимает конечное время и имеет свою внутреннюю временную структуру. Описывает переходные процессы теория катастроф. Практическое применение эти описания нашли в авторегулировании, в электротехнике. В простейшем случае при переключении выключателя скачком должны измениться напряжения и токи. Но в системе с реактивностями (емкостями и индуктивностями) этот процесс в разных точках идет либо с опережением, либо с запаздыванием. В результате, в зависимости от параметров системы, получаются три практически значимых варианта переходного процесса.

Первый – асимптотическое приближение параметра к заданному значению (рис. 2).

Второй – затухающие колебания (рис. 3). Параметр, излишне быстро изменяясь, проскакивает заданное значение. Затем вектор изменения разворачивается, и параметр снова устремляется по направлению к заданному значению. На сей раз проскакивает это значение на меньшую величину и вновь разворачивает вектор изменения. И так продолжается до тех пор, пока колебания не затухнут и параметр не примет заданное значение.

Третий – возрастающие колебания (рис. 4). Система принципиально неустойчива при заданном параметре. Амплитуда колебаний нарастает, система идет в разнос. Авария, катаклизм, Саяно-Шушенская ГЭС. Явления флаттера в авиации – разрушение конструкции от возрастающих колебаний на критических скоростях.

Взглянем на мировую финансовую систему последних десятков лет. Рассмотрим перепроизводство стоимости капитала во времени. В 90-х годах потоки излишнего капитала устремились на азиатские рынки под идею их доминирования в XXI веке. Стал надуваться пузырь, лопнувший в 1997 году. Резко снизилась скорость обращения денег. Стоимость капитала пошла вниз.

Но тут же началось надувание нового пузыря «новой экономики». Излишние деньги неквалифицированных инвесторов ринулись в непредназначенную для них нишу венчурных инвестиций. Лопнувший пузырь 2001 года сильнее ударил по мировым, и особенно по американским финансам. Резкое замедление скорости обращения денежных потоков и, вызванный им, обвал стоимости капитала стали лечить не менее резким сокращением ставки рефинансирования.

Накачка денег в систему привела к росту еще большего пузыря в нестандартной ипотеке, затем на биржах сырьевых товаров. Его лопание в 2008 году привело к еще большему экономическому катаклизму – сокращению скорости оборота денег и падению стоимости капитала. Систему стали лечить тем же способом – сокращением ставок до нуля, накачкой денег в финансовую систему. Финансовая система пошла на следующий, еще больший, видимо, последний виток на графике (рис. 4).

Еще один крайне интересный аспект самоорганизации. Пузырь – это временный паразитный поток. Но как поток, он, согласно законам синергетики, обязан порождать структуры. Такие паразитные структуры на временных пузырях, как при затухающих колебаниях, так и при растущих, успевают возникать. Например, хедж фонды, специализирующиеся на надувании пузыря. Подобные процессы можно описать и в экономике, и в финансах, и в политике, и в экологии. Такие структуры заинтересованы (в системном, синергетическом смысле, а не в конспирологическом) в воспроизводстве пузырей, в продлении нестабильности.

Но это большая отдельная песня. Как организовывать переходной процесс, чтобы минимизировать появление таких структур, как их нейтрализовать или трансформировать в полезные. Это тема стоит отдельной книги. Пока научимся разбираться в более грубых процессах.

Термины синергетика, синергетический эффект стали модными в последнее время. Упоминаются часто не по делу. Наведем минимальный порядок в их употреблении. Отцы-основатели синергетики Илья Пригожин и Герман Хакен, придумавший сам термин, сотворили новую науку из неравновесной термодинамики и распространили выводы на все самоорганизующиеся структуры. Сегодня все чаще приходится слышать об ожидаемой синергии от слияния двух контор. Идет подмена понятий «системный эффект» на «синергетический эффект». Объединение двух бухгалтерий – это не самоорганизующийся процесс, а вполне принудительный системный процесс свертывания.

Это не бессмысленная терминологическая возня. Терминологическая путаница ведет к непониманию процессов, к невозможности правильно мыслить этими категориями и к грубым ошибкам в регулировании собственно самоорганизующихся систем.

Мы будем называть эффектами самоорганизации (синергетическими эффектами) с точки зрения развития систем следующие.

— Порождение потоком структуры.

— Порождение структурой потока.

— Минимизация сопротивления потоку.

— Поддержание потока, создающего структуру.

— Утилизация потока, разрушающего структуру.

— Системные переходы (хищнический, паразитический, разложение, кооперация).

— Уменьшение энтропии и ее производной (накапливание информации).

— Гистерезис – диапазон двойственности возможных структур.

— Переходные процессы при перестройке структуры.

— Циклический переток необходимости в случайность и обратно.

— Трансформация в точке бифуркации вреда в пользу новой структуре.

Чтобы увидеть общую картину развития, вернемся к многоэкранной схеме мышления. Мы рассматривали девять экранов – экран с интересующим нас системным уровнем в настоящем и восемь экранов вокруг него. Понятно, что эту картинку можно продлить во всех четырех направлениях, появится множество экранов. Если мы продлим эту картинку до предела, то увидим, что она получилась не прямоугольной, а треугольной. Количество системных уровней при движении в прошлое убывает, при движении в будущее – нарастает (рис. 5).

Элементарные частицы собираются в атомы. Скапливаясь все большим числом, они создают все более сложные атомы. Но вот отдельные атомы объединились в молекулу. Развитие пошло не по горизонтали, а по вертикали. На образовавшемся новом системном уровне молекулы зажили значительно более разнообразной химической жизнью. Молекулы стали расти и усложняться. Но максимальных успехов добились молекулы на шестом элементе, объединившись в надсистему – клетку.

Жизнь клеток на биологическом уровне стала еще сложнее и занимательнее. Клетки усложнялись и росли. Клетка сине-зеленой водоросли достигла гигантских размеров. Но самыми сообразительными оказались те, что не подверглись динозавровой болезни, а вовремя объединились в надсистему – в организм. Органическая жизнь не только сложнее и многообразнее, но иногда бывает и чертовски приятной. Далее наибольших успехов и победы в конкурентной борьбе добились не те организмы, что неуклонно наращивали свои размеры и индивидуальную сложность, а те, что объединились в социум.

Системы, развиваясь, становятся сложней, накапливают информацию, уменьшают внутреннюю энтропию. Перейдя на более высокий системный уровень, они уменьшают внутреннюю энтропию, расплачиваясь меньшим производством общей энтропии. Стрела времени Артура Эддингтона на многоэкранной схеме указывает по диагонали – слева направо и снизу вверх по направлению к идеальной системе. Идеальная система – система увеличивающая внутренний порядок (уменьшающая внутреннюю энтропию) без увеличения внешней энтропии. Развитие – это уменьшение собственной энтропии системы при уменьшении производства общей энтропии. В процессе развития наряду с увеличением свободы воли (уменьшением зависимости от внешней среды) парадоксальным образом уменьшается случайность процесса изменения (увеличивается направленность, предопределенность эволюции).

В такой картине мира становится видна некорректность физического взгляда на будущее, согласно которому, точное предсказание требует точного знания начальных условий, а за это знание нужно платить. Поэтому точное предсказание не возможно. Мы видим, что для предсказания нужны вовсе не точное знание начальных условий, а знание законов развития. Точность такого предсказания определяется не знанием координат каждой частицы. Точность достигается на другом, надсистемном уровне. Корректнее в таком смысле говорить не о количественной точности, а о качественной достоверности прогноза.

m.pikabu.ru

Популярное:

  • Генер прокурор Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная […]
  • Налог на собственность для военнослужащих Налогообложение военнослужащих При покупке и продаже недвижимости по военной ипотеке Нет, не взимается. Рассмотрим подробнее этот случай, а также случай последующей продажи приобретенного жилья: 1Имущественный налог В […]
  • Реестр банкротов предприятий Список предприятий банкротов: функции, ведение, публикация сведений Банкротство предполагает процедуру, актуальную в том случае, если компания больше не в состоянии оплатить обязательства перед кредиторами, не оплачивает […]
  • Закон 2300-1 ст 19 Закон 2300-1 ст 19 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Ольга викторовна адвокат Петрова Ольга Викторовна Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события Скрываются уведомления об ответах на комментарии и прочие частые уведомления Только важные Показываются только […]
  • Адвокат чумакова череповец Чумакова Татьяна Александровна Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события Скрываются уведомления об ответах на комментарии и прочие частые уведомления Только важные Показываются […]
  • Как начисляется налог на транспорт Как начисляется транспортный налог на машину в 2018 году Ежегодно тысячи людей приобретают автомобиль. Покупая машину, практически все смотрят на мощность двигателя в связи с тем, что это первоочередной фактор, влияющий на […]
  • Какие деньги получит мать одиночка Сколько получает денег мать-одиночка? Сколько получает мать-одиночка – это вопрос интересует тех, кто без отца занимается воспитанием несовершеннолетних. Что касается денежных довольствий, выплаты для данной категории граждан […]