Законы закономерности и принципы управления

Законы, закономерности и принципы управления

Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Особенности понятий «законы» и «закономерности управления». Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. Виды принципов: организационные, роботы с персоналом, принципы роботы с информацией. Система принципов социального управления В.Граждан.

контрольная работа [42,1 K], добавлен 13.12.2008

Сущность и характеристика законов и закономерностей менеджмента как науки и сферы деятельности человека. Понятие и эволюция принципов менеджмента. Принципы управления Г. Эмерсона, их специфика. Состав и содержание основополагающих принципов управления.

реферат [339,0 K], добавлен 09.10.2011

Основные и специфические законы организации. Ключевые принципы закона развития. Виды адаптации организации. Стратегии поддержания на высоком уровне или увеличения положительного ресурса организации. Определение закона информированности-упорядоченности.

презентация [3,5 M], добавлен 26.11.2017

Определение значения и зависимости организации от действия законов и характеристика законов организации. Подчинение информационной среды закону информированности-упорядоченности. Формулировка и варианты действия закона информированности-упорядоченности.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 23.03.2011

Характеристика основных этапов развития организации: возникновения, стабилизации, совершенствования и упадка. Исследование особенностей законов синергии, самосохранения, развития, информированности, единства и композиции, их использования в менеджменте.

контрольная работа [28,2 K], добавлен 27.08.2012

Определение понятия «закономерности управления» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Принципы управления: виды, систематизация, эволюция. Концепции управления А. Файоля. Условия формировании системы принципов управления современной организацией.

статья [16,9 K], добавлен 05.12.2010

Законы управления: общие (объективные), частные (субъективные) и специальные. Ключевые закономерности управленческого процесса, их сущность и характеристика. Принципы и функции менеджмента, их краткое содержание. Выделение основных моделей управления.

презентация [1,2 M], добавлен 20.04.2013

Анализ закона информированности – упорядоченности, следствием которого является информированность работника, что после достижения им критического уровня переходит в его компетентность. Закон единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности.

реферат [99,6 K], добавлен 11.06.2010

Классификация законов организации. Принципы статического и динамического состояния предприятия. Рассмотрение функционального предназначения отделов компании и обязанностей должностных лиц. Особенности применения законов синергии и информированности.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 20.12.2010

Понятие об организациях, их виды. Основные законы, влияющие на функционирование организации. Проявление современной тенденции закона информированности-упорядоченности в функционировании организации. Взаимодействие внутренней и внешней среды организации.

контрольная работа [32,1 K], добавлен 06.01.2012

knowledge.allbest.ru

Законы, закономерности и принципы управления производством в АПК.

Под закономерностью понимают повторяющуюся существен­ную связь явлений общественной жизни или хозяйственных про­цессов. На практике, особенно в естественных процессах, не все­гда удается разграничить закономерности и законы (постоянно ус­тойчивые связи). В сельском хозяйстве выявлены закономерности развития отрасли и организации производства, многие из которых носят, по существу, постоянный характер, действуют как общие правила.

Посредством выявления закономерностей раскрываются зако­ны. В свою очередь, познание законов позволяет установить мно­гообразие закономерностей, определяемых условиями, при кото­рых происходят исследуемый процесс, явление. Существует ряд законов, которые могут быть отнесены непос­редственно к организации сельскохозяйственного производства. Назовем некоторые из них.

Закон относительных наименьших.В соответствии с ним при из­менении величины внешних воздействий или структурного состо­яния системы и установлении относительного сопротивления ниже единицы происходит «разрушительный процесс». С дей­ствием этого закона связана так называемая проблема «слабого звена» или «узкого места» в организационных системах.Закон совокупногодействия факторов роста. Согласно этому за­кону на величину урожая влияет не один какой-либо фактор, нахо­дящийся в минимуме, а их совокупность. При изменении каждый фактор роста влияет на урожай независимо от того, находится он в минимуме или нет.

Закон динамического (подвижного) равновесия. Суть закона сво­дится к тому, что при воздействии на систему, изменяющем какое-либо из условий равновесия, в ней возникают процессы, направ­ленные на противодействие этому изменению.

Закон возрастающего производства. С возрастанием материаль­ных и трудовых вложений затраты на единицу продукции снижа­ются, однако по достижении оптимальной пропорции дальнейшее увеличение затрат приводит к повышению себестоимости продук­ции.

Это лишь несколько законов. Ссылка на них сделана с целью показать многообразие причинно-следственных связей в органи­зационной системе, необходимость их учета на практике.

Закономерности сельскохозяйственного производства можно объединить в следующие группы.

Естественно-исторические закономерности. Одна из главных особенностей сельского хозяйства — зависимость от природных факторов, зоны расположения предприятия, условий организации производства. Можно принять правильные организационные ре­шения, но непредвиденное стечение обстоятельств (град, засуха, эпидемии, болезни растений и животных) не позволит провести их в жизнь.

Технические и технологические закономерности. Достаточная техническая оснащенность, механизация производственных про­цессов снижают трудоемкость работ, ведут к сокращению ручного труда. При этом реальный эффект означает сокращение совокуп­ного (живого и овеществленного) труда на единицу продукции.

Без обоснованного механизма эквивалентного межотраслево­го ценообразования (при опережающих темпах роста монополь­ных цен на промышленные изделия) такой эффект не может быть обеспечен.

Росту эффективности производства способствует использова­ние не единичных средств механизации для выполнения опреде­ленных видов работ, а наличие системы машин по производству основных видов продукции. Система машин обеспечивает комп­лексную механизацию и автоматизацию производственных про­цессов, снижение затрат на единицу работ и продукции трудоем­кости производства.

Эффект комплексной механизации выше при соответствии технической оснащенности специализации и масштабам пред­приятия, производстве продукции по прогрессивным техноло­гиям.

Технические средства используются рационально при доста­точной численности механизаторских кадров, позволяющей по­высить сменность использования машин, наличии ремонтной базы, обеспечивающей их высокую техническую готовность. Вме­сте с тем высокая техническая вооруженность труда позволяет ис­пользовать его более производительно.

Организационные закономерности. Организующие начала в про­изводстве исходят от руководителя. Успех при прочих равных ус­ловиях сопутствует коллективам, возглавляемым лидером высо­кой квалификации, профессионалом.

Совершенная организационная структура и структура управ­ления, оптимальный состав функциональных служб предприя­тия позволяют разграничить полномочия администрации и под­разделений, улучшить управляемость. Конкретность функций, целей и задач повышает ответственность первичных трудовых коллективов.

Самостоятельность коллективов подразделений, самоуправле­ние дают возможность разрабатывать производственную програм­му и экономически заинтересованно ее выполнять, организовать самоконтроль. Подразделения как первичные звенья предприятия определяют общий хозяйственный результат, правильная органи­зация их взаимодействия на договорных условиях между собой и органами управления предприятием повышает эффективность производства.

Стабильность производственного подразделения способствует созданию устойчивого трудового коллектива, повышению мастер­ства работников, углублению их знаний в технике, технологии и организации выполнения работ по производству продукции.

Ресурсный потенциал предприятия и его подразделений ис­пользуется наиболее полно и эффективно при рациональном со­отношении основных факторов — земли, других средств произ­водства, трудовых ресурсов. В связи с этим первоочередные капи­тальные вложения направляются на прирост и повышение каче­ства ресурса, находящегося в минимуме.

Перспективны действия предприятия по совершенствованию производственной инфраструктуры — развитию промышленной деятельности по переработке сельскохозяйственной продукции, созданию кормоцехов, хранилищ, улучшению дорожной сети, из­готовлению строительных материалов, кооперации в этих направ­лениях с другими предприятиями и организациями.

Производство не может быть эффективно без использования достижений науки и техники. Высокий уровень экономики обес­печивается на предприятиях, имеющих устойчивые связи с науч­но-исследовательскими учреждениями, опытными станциями, учебными заведениями и осуществляющих производственные эк­сперименты.

Состояние организации производства зависит от квалифика­ции работников. Постоянное повышение уровня их знаний явля­ется важным условием эффективности системы ведения хозяй­ства.

Экономические и социальные закономерности. Основная законо­мерность на разных уровнях и в любой сфере экономики состоит во взаимообусловленности и взаимодействии характера производ­ственных отношений и развития производительных сил. Рост про­изводительных сил предъявляет требования к совершенствованию производственных отношений, новые формы производственных отношений могут не получить развития при прежнем уровне про­изводительных сил.

Закономерна взаимозависимость уровня организации произ­водства и социальных факторов. При развитой инфраструктуре (наличии благоустроенного жилого фонда, объектов дошкольного воспитания, образования, культуры, различных сфер услуг, обслу­живания и отдыха) шире возможности лучше организовать труд и производство.

Существенная доля доходов работников поступает от их лично­го хозяйства. Всестороннее содействие предприятия его развитию, сочетание труда работников в коллективном и личном хозяйствах можно рассматривать как одну из закономерностей организации производства.

Выражением эффективности и последующего совершенство­вания организации производства являются рост производительно­сти труда, экономия времени на единицу продукции. Это — синте­зирующие показатели, обобщенно характеризующие степень ис­пользования как экономических, так и социальных факторов. Од­новременно это экономическая закономерность при высоком уровне организации производства.

Экологические закономерности. Сельскохозяйственное произ­водство осуществляется в открытом пространстве, оказывая влияние на окружающую среду. Это влияние проявляется по-разному.

Загрязнение почвы может быть следствием несоблюдения тех­нологии (сроков, способов, доз) и техники внесения удобрений, использования компонентов регулирования почвенной реакции, защиты растений, низкого качества применяемых средств, нару­шения системы обработки почвы, вызывающего ухудшение ее структуры, отрицательно влияющего на микрофлору.

Для сохранения качества почв требуется разработка зональных комплексов взаимодополняющих агротехнических, лесомелиора­тивных, гидротехнических, организационно-хозяйственных ме­роприятий.

Загрязнение водных источников, грунтовых вод происходит в результате вымывания из почвы (особенно при нарушении ее структуры) удобрений и ядохимикатов, кислотно-щелочных ком­понентов. Загрязнение может быть и результатом беспорядочного хранения навоза, скопления его на территории животноводческих ферм. Вымываются дождем и талыми водами также минеральные удобрения при отсутствии складских помещений для их хранения. Сбросы отходов промышленных предприятий приводят к загряз­нению не только водных источников, грунтовых вод, но и почвы, нередко всей окружающей среды.

Причиной загрязнения атмосферы могут быть отклонения от требований охраны природы, норм и правил хозяйствования. Кро­ме того, атмосфера загрязняется в результате использования неис­правной силовой техники, автомобилей, заправки их некачествен­ным топливом. Отсутствие или несовершенство санитарно-гигие­нических средств и оборудования на животноводческих фермах приводит к концентрации в воздухе метана. Пагубно влияют на ат­мосферу выбросы промышленных предприятий. Внимание долж­но быть обращено и на утилизацию бытовых отходов.

Отрицательная экологическая обстановка отражается на каче­стве продукции продовольственных культур, кормов, через кор­ма — на качестве продукции животноводства и в завершение це­почки — на качестве продуктов питания. Таким образом, пробле­ма экологии превращается в проблему безопасности жизнедея­тельности человека.

Закономерности рыночных отношений. Рынок — сфера товарно­го обращения, совокупность социально-экономических отноше­ний, возникающих в процессе обмена. Рыночный механизм опре­деляют как способ координации спроса и предложения.

Наука и практика выявили следующие основные принципы организации сельскохозяйственного производства.

Обеспечение экономической эффективности производства. Эф­фективность характеризуется отношением результатов деятельно­сти (валовой продукции, валового дохода, прибыли) к производ­ственным затратам (совокупным издержкам производства, себес­тоимости продукции и работ) и объемам использованных ресурсов (земельной площади, основных фондов и оборотных средств, ра­бочей силы, затрат труда).

В условиях становления рыночных отношений особо важной становится социальная направленность конечных результатов де­ятельности предприятий — использование массы продукции и ус­луг для удовлетворения материальных и социальных потребностей людей и дальнейшего развития производства.

Децентрализация управления. Этот принцип предусматривает отказ от директивной системы управления, предоставление пред­приятиям самостоятельности в организации производства. Одна­ко он не означает отход от главных направлений аграрной полити­ки и задач, определяемых центральными и местными органами управления в интересах государства, отдельных регионов и пред­приятий.

Все большее значение приобретают такие функции и задачи го­сударственных и местных органов, как регулирование расходов и уровня жизни населения, структуры производства и межотрасле­вых пропорций, формирование социальной инфраструктуры, поддержание в определенном режиме денежно-финансовой системы, развитие науки и образования, их связей с производством, разработка организационно-экономических мер по охране окру­жающей среды и др.

Учет и соблюдение права собственности. Одним из важнейших условий перехода к рыночной экономике является преобразова­ние отношений собственности. Расширение форм собственности и соблюдение прав и интересов собственника — предпосылки сво­боды предпринимательства, конкуренции на рынке.

Собственник формирует имущество, необходимое для органи­зации производства. Оно включает землю, природные ресурсы, здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценнос­ти, денежные средства и пополняется за счет прибыли от хозяй­ственной деятельности, дополнительных вкладов партнеров, дру­гих источников.

Материальная заинтересованность и ответственность работни­ков. Материальный стимул — один из основных мотивов, побуж­дающих работника производительно трудиться. Если труженик уверен в заработке, он стремится лучше работать. Внимание долж­но быть обращено прежде всего на человека. Нужны соответству­ющие стимулы, тогда эффективность труда обеспечена. При дей­ствии материальных стимулов за конечные результаты труда рас­тет ответственность работников.

Реальное придание коллективу работников, предпринимате­лю статуса собственника и товаропроизводителя повышает мате­риальную заинтересованность и ответственность за результаты труда.

Плановость организации производства. Этот принцип предус­матривает деятельность предприятия на основе разработанной стратегии и тактики, что находит отражение в перспективных, годовых и оперативных планах. Перспективные планы определя­ют стратегические цели и направления деятельности, в годовых и оперативных планах соответствующими расчетами и обоснова­ниями они конкретизируются на ближайший период, текущий момент.

В рыночных условиях сохраняются прогнозирование и плани­рование на макроуровне, меняются только функции и методы, планирование носит индикативный (рекомендательный) харак­тер. В долгосрочных и краткосрочных прогнозах и планах опреде­ляются количественные значения экономических (стоимостных) параметров: регулируемых цен, дотаций, квот, ставок налоговых платежей, нормативных отчислений в бюджет и др. Ориентируясь на них, предприятия разрабатывают свои планы.

Сбалансированность факторов производства. Принцип предпо­лагает рациональное соотношение основных факторов сельскохо­зяйственного производства — земли, других средств производ­ства, рабочей силы. Без сочетания их в соответствующих пропор­циях недостаточно эффективно используется как каждый эле­мент, так и весь ресурсный потенциал предприятия. Этот принцип означает также необходимость соблюдения пропорций между от­раслями, подразделениями основного, вспомогательных и обслу­живающих производств.

Комплексность и интеграция. Комплексность заключается в необходимости оценки и учета при организации производства почвенно-климатических, технико-технологических, социально-экономических, экологических факторов в их взаимосвязи и взаи­мообусловленности. Комплексный учет должен находить отраже­ние в системе ведения хозяйства на предприятии.

Интеграция предусматривает осуществление мероприятий, способствующих упорядочению внутрихозяйственных связей, и подчинение элементов системы хозяйствования главной цели производства— повышению эффективности работы предприя­тия.

Динамичность. Данный принцип предполагает этапность, не­прерывность и ускорение темпов осуществления перспективной цели и задач организации производства, последовательность и со­гласованность поэтапных решений и действий.

Ограничение разнообразования. В сельскохозяйственном произ­водстве приходится учитывать специфику живой природы. Любой закон природы выступает ограничением разнообразия. В связи с этим организационные мероприятия, выходящие за пределы дей­ствия биологических и других естественных законов, требуя до­полнительных затрат, бывают безрезультатными.

На практике реализация названных принципов зависит от со­ответствующих условий. Одни из них — внешние, другие — внут­ренние. Они взаимодействуют: внешние условия обеспечивают возможность лучшего использования внутренних, хорошо орга­низованные внутренние условия снижают остроту воздействия на производство ряда внешних условий.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Законы, закономерности и принципы теории управления

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует практике управления. Закон– внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, т.е. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении. Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие упр-ния и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информирован­ности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, пре­вышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превраще­ния энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является воз­можность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на мак­роуровне — в целенаправленном регулировании социально-эконо­мического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обще­стве уровень развития государства определяется не только экономи­ческими и природными ресурсами, но и состоянием информацион­ного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материаль­ных ценностях и средствах производства. В тоже время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и поли­тической культуры, морали и т.п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управ­ления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие органи­зации должно осуществляться целенаправленно. Цель — это идеаль­ный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматри­вается обычно как желаемое состояние системы управления. Правиль­ное определение целей развития — залог успешного развития органи­зации. После определения цели осуществляется обычно выбор страте­гии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации от­носится и закон композиции, который отражает стремление организа­ции к объединению. Закон композиции особенно актуален для пред­приятий в условиях экономической нестабильности и резких колеба­ний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное про­движение к общей цели. Разумеется, для всех участников объедине­ния должна существовать единая цель, в рамках достижения которой они разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Законы функционирования социальных систем управления реа­лизуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений.

К общим закономерностям управления можно отнести: законо­мерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимуще­ственной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономер­ность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа ступеней управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

По классификации Э.М.Короткова можно представить следующие основные закономерности управления:

1. Закономерность интеграции. Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления. Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации. Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления. Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений. Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации. Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления. Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления. Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления. Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Т.о., мы рассмотрели основные закономерности упр-я. Взаимодействие закономерностей упр-я отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Принципы управления – основные правила, формируемые на основе объективных закономерностей и характеризующие деятельность менеджера. Итак, принципы – это основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений.

Принципы формируются на основе обобщения объективно действующих законов и закономерностей. Их формирование происходит в соответствии с доминирующей в обществе системой взглядов на управление. Это не застывшие догмы, в течение определенного времени они развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Эволюция принципов связана с кардинальными изменениями в последнее десятилетие концепции управления.

Начиная с Ф.Тейлора и А.Файоля многие ученые занимались описанием принципов управления, дополняя друг друга. Существовали принципы управления и социалистическим производством в России.

Так же как и закономерности, принципы управления подразде­ляются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства. К ним можно отнести целенаправ­ленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимули­рование, иерархичность.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью про­граммно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой, определенной и предельно конкретной, что придает работе здравый смысл и мобили­зует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, не­обходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов ор­ганизации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что при­водит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и не­компетентному управлению, а все это в конечном счете нередко ста­новится причиной краха организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подго­товки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся слу­чаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и

осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Принцип дисциплины является неотъемлемым для управления, по­скольку дисциплина должна присутствовать в любой системе управ­ления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное вы­полнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инст­рукций, приказов и других директивных документов. Уровень дис­циплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особен­но велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования к уровню не только исполнительской, но и финансовой дисциплины в коммерческой деятельности и к самодисциплине все­го персонала — от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и мо­ральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результа­тах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут вы­ступать различные духовные потребности работников: в принадлеж­ности, причастности, успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделе­ние управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при по­строении аппарата управления, при расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Например, невозможно добиться четкого функциониро­вания системы управления, игнорируя отдельные принципы управ­ления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стиму­лирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправ­ленную деятельность организации без планомерности, компетентно­сти, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими существуют, как уже отмечалось выше, част­ные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны Управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.

Управленческое решение. Содержание и классификация решений

Решение — это выбор альтернативы. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Принятие решений — это часть каждодневной работы управляющего. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.

Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа:

· какими должны быть цели организации;

· как улучшить продукцию;

· как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;

· как усилить мотивацию подчиненных.

В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов.

Практически во всех случаях для руководителя трудно принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного решения.

Подходы к принятию решений

Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных.

Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием “за” и “против” по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Рациональные решения. Главное различие между решениями — рациональным и основанным на суждении — заключается в том, что первое зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть клас­сифицированы по различным признакам.

По уровню управления различают решения, принимаемые на разных уровнях, начальника цеха (начальника отдела); заместителя директора; директора; министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).

Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий.

Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопро­сов работы производственной системы, например выявления и уст­ранения причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование работника; организационное — создание второй смены на предприятии.

По характеру принято различать следующие решения.

Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне сек­ции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне ди­ректора предприятия или министра. Они охватывают различные сто­роны деятельности предприятия или отрасли.

Нормативные решения принимают центральные органы управле­ния (Президент РФ, Правительство РФ).

По форме подготовки и принятия различают единоличные, кол­легиальные и коллективные решения.

Единоличные решения принимает руководитель предприятия, под­разделения.

Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стан­дартные и творческие решения.

Стандартные решения, принимают в повторяющихся ситуациях, Когда изменяются лишь количественные параметры (например, ре­шение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандарт­ах решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а сле­довательно, механизирована и автоматизирована.

Творческие решения возникают в неординарных ситуациях и тре­буют творческого подхода (например, решение о расширении ассор­тимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творче­ских решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материа­лов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.

Детерминированные решения принимают при наличии полной и дос­товерной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в условиях недос­таточной и неполной информации. Их часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом ус­ловный характер. Однако набор требований, предъявляемых к каче­ству управленческих решений, обычно постоянен.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Популярное:

  • Фз о трудовых пенсиях 2001 года О трудовых пенсиях в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N […]
  • Новая редакция закона об ооо 2014 Новый закон об обществах с ограниченной ответственностью Закон об обществах с ограниченной ответственностью изменяется с 01.01.2017 в связи с вступлением в силу его новой редакции. Изменения затрагивают в основном содержание ст. […]
  • Ст 315 ук рф верховный суд Ст 315 ук рф верховный суд Разъясняет помощник прокурора города Челябинска Николай Игоревич Плетнев В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от31.12.1996г. №1 «О судебной системе Российской Федерации», ст.13 […]
  • Федерально-конституционные законы примеры органами местного самоуправления Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим (представительным) органом законодательной власти и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Виды: […]
  • Когда отдают долг коллекторам Финансовый гений Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами Банк продал долг коллекторам: что делать? Сегодня поговорим о том, что делать, если банк продал долг коллекторам. Такая ситуация может […]
  • Закон об ооо новый устав Приведение устава в соответствие с 99-ФЗ 2014 и 312-ФЗ 2008 В этом материале вы узнаете, как и для чего происходит приведение устава в соотстветствие с №99-ФЗ 2014 г. и №312-ФЗ 2008г. Согласно вступившему 01.07.2009 г. […]
  • Статья трудового кодекса увольнение по инициативе работодателя Правильное увольнение (памятка работодателю) Памятка адресована всем работодателям. Возможно, она поможет Вам сэкономить деньги, время, а самое главное — нервы. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ содержит 18 оснований для […]
  • Приказ на контрактную службу образец Приказ о создании контрактной службы - образец: Образец приказа о контрактной службе 13 фев 2014 . У меня вопрос: где скачать Образец Приказа о создании контрактной службы и Положения о контрактной службе по 44-ФЗ. Образец […]