Земельный закон 1998 года

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ
«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля 2011 г., 28 декабря 2013 г., 5 апреля 2016 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Президент Российской Федерации

Законом разграничены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Установлены права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Также введена обязательная сертификация почв и лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию. Определено, что основными направлениями агрохимического обслуживания являются: проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и экологотоксикологических обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения; проведение мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе консервации сильно эродированных земель; обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями; предоставление собственникам, владельцам, пользователям, в том числе арендаторам, земельных участков техники для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Государственной поддержкой деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения,в частности, является утверждение государственных заказчиков, которые размещают заказы на производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции; добычу торфа и производство продуктов его переработки; производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г., N 29, ст. 3399

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Порядок регистрации права собственности на земельный участок

«Убедительная просьба четко и подробно рассказать о порядке регистрации права собственности на земельный участок.» — спрашивает читатель.

Убедительная просьба четко и подробно рассказать о порядке регистрации права собственности на земельный участок.

Г. Селехов, Наро-Фоминск

Выполняем вашу просьбу, исходя из практики работы Московской областной регистрационной палаты (и, в частности, Управления МОРП в Наро-Фоминском районе Московской области).

31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.97 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этим законом изменен действовавший ранее порядок регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Раньше такую регистрацию проводил районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству, теперь же (с 31 января 1998 года) функции по государственной регистрации возложены на специально созданные при Министерстве юстиции РФ и управлениях юстиции субъектов РФ учреждения (регистрационные палаты, регистрационные центры, комитеты по регистрации и т. д.).

Объекты регистрации

Государственной регистрации подлежат возникновение, переход и прекращение права собственности на объекты недвижимости, а также залог, сервитуты и иные ограничения права собственности.

Если право собственности возникло до 31.01.98 г., то в соответствии с указанным выше Федеральным законом перерегистрации не требуется, хотя по желанию собственника и в этом случае государственная регистрация может быть произведена. Кроме того, закон устанавливает правило, в соответствии с которым в случае совершения сделки с недвижимостью после 31 января 1998 года (купля-продажа, мена, дарение, аренда, рента и т. д.) требуется государственная регистрация ранее возникшего права правоотчуждателя (продавца, дарителя и т. д.), даже если это право возникло до 31.01.98 г.

Порядок государственной регистрации — заявительный. Собственник подает соответствующее заявление в регистрационную палату, вместе с заявлением представляются все необходимые для регистрации документы (правоустанавливающий документ; документы, содержащие описание объекта недвижимости и его оценочную стоимость; свидетельство о праве собственности на землю; документ, подтверждающий оплату государственной регистрации, и др.). Кроме того, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, заграничный паспорт, удостоверение личности, удостоверение беженца, военный билет, справка из органов МВД с фотографией и реквизитами утерянного паспорта, свидетельство о рождении). Если документы на регистрацию сдает не сам собственник, а доверенное лицо, то при себе необходимо иметь доверенность, удостоверенную нотариусом, органом местного самоуправления либо должностным лицом регистрационной палаты.

За лиц до 14-летнего возраста заявление подает законный представитель (один из родителей, опекун). Лица от 14 до 18 лет подают заявления сами, но с согласия законного представителя.

Список документов

К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, к которым (в отношении земельных участков) относятся: решения (постановления) органов государственной власти и местного самоуправления о выделении земельного участка; решения суда, вступившие в законную силу; мировые соглашения, утвержденные определением суда; свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию; свидетельства о праве собственности на долю в имуществе умершего супруга; сделки (договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, пожизненного содержания с иждивением и др.).

Правоустанавливающие документы (кроме решений (постановлений) органов государственной власти и местного самоуправления) представляются заявителем в двух экземплярах (подлинник и надлежащим образом заверенная копия). Копию можно заверить у нотариуса; в организации, выдавшей этот документ.

Постановление о выделении земельного участка (выписка из него) выдается в архиве органа местного самоуправления (администрации района или местной (сельской, поселковой) администрации).

К документам, описывающим земельный участок (также представляемым в учреждение юстиции), относятся: кадастровый план земельного участка с кадастровым номером, заверенный районным комитетом по землеустройству и земельным ресурсам; справка об оценочной стоимости земельного участка (выдается в районном комитете по землеустройству и земельным ресурсам). Справка о стоимости участка ограничена по сроку действия и, как правило, действительна в течение 1 месяца.

Площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе, должна полностью соответствовать площади, указанной в документах, описывающих земельный участок. В случае наличия расхождения в площади участка (в большую или меньшую сторону) местный комитет по землеустройству и земельным ресурсам сравнивает это расхождение с предельно допустимым (которое для каждого участка свое и вычисляется по соответствующим формулам, указанным в инструкции по межеванию земель).

Если расхождение площадей менее допустимого, то комитет по землеустройству и земельным ресурсам указывает на кадастровом плане и в справке об оценочной стоимости участка площадь ту же, что и в правоустанавливающем документе (то есть не соответствующую фактически измеренной площади из-за погрешности в измерениях).

Если же расхождение площадей превышает допустимое значение, то материалы межевого дела служат основанием для внесения изменений в правоустанавливающий документ либо для издания нового правоустанавливающего документа на земельный участок.

Требования к бумагам

Закон о государственной регистрации устанавливает требования к документам, предъявляемым на регистрацию: их тексты должны быть написаны разборчиво; фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью; не должно быть в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; не подлежат приему на регистрацию документы, исполненные карандашом; документы должны соответствовать и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Что касается платы за регистрацию, то слухи об огромных ее размерах сильно преувеличены. Для физических лиц (граждан) плата за регистрацию в течение 1 месяца права собственности составляет 100 руб., а за регистрацию сделки (договора) — 50 руб. При наличии возможности может быть осуществлена и срочная регистрация по повышенным тарифам (за 15 дней — соответственно: 200 руб. 38 коп. и 100 руб. 19 коп.; за 7 дней — 300 руб. и 200 руб.).

Кроме того, законодательством установлены важные нормы:

1) для физического лица (гражданина) плата за регистрацию одного объекта не может превышать 3 минимальных размеров оплаты труда в РФ, установленных Федеральным законом на день сдачи документов на регистрацию (с учетом НДС это составляет 300 руб. 56 коп.);

2) от платы за регистрацию в Московской области освобождены следующие категории физических лиц:

— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении;

— участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

— граждане из подразделений особого риска;

3) если правоустанавливающий документ (постановление о выделении земельного участка, свидетельство о праве на наследство и т. д.) оформлен до 31 января 1998 года и зарегистрирован в установленном на то время порядке, то размер платы с физического лица в Московской области снижается на 50%.

Одним из важных принципов государственной регистрации является открытость сведений о государственной регистрации прав. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости (описание объекта, зарегистрированные права на него, ограничения или обременения прав на него) предоставляются любому лицу, предъявившему удостоверение личности и соответствующее заявление в письменной форме, в пятидневный срок со дня подачи заявления. Сведения же о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, о переходе прав на объект недвижимости предоставляются только самим правообладателям, их доверенным лицам, лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону, и некоторым государственным органам и должностным лицам в целях осуществления ими государственных полномочий.

Каково юридическое значение свидетельства на право собственности на землю?

Данное свидетельство является правоудостоверяющим документом. Его представление в регистрационную палату необходимо для подтверждения действительности постановления о закреплении за гражданином земельного участка в собственность, так как с 31 октября 1993 года указанные постановления без регистрации их в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству являются недействительными.

Кроме того, наличие такого свидетельства позволяет гражданину не перерегистрировать свое право на участок, если он не совершает с ним сделку и если не произошло изменений в площади участка, его целевом назначении, местоположении (адресной привязке). В этом случае никто не может принудить гражданина получить свидетельство о государственной регистрации в учреждении юстиции без его на то воли.

www.aif.ru

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

Ввести в действие Земельный кодекс Российской Федерации со дня его официального опубликования.

1. При продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога.

3. При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3.

1. Права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателей зданий, строений, сооружений.

3. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

4. Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-I «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. До установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

6. Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

7. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

8. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

9. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

10. До разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

11. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

12. Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

13. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Примечание. Для целей настоящей статьи переоформление права на земельный участок включает в себя:

подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;

принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

1. Признать утратившими силу:

Земельный кодекс РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 768);

постановление Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103/1-I «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 769);

Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-I «О земельной реформе» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 327);

постановление Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 года N 375-I «О введении в действие Закона РСФСР «О земельной реформе» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 328);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 460-I «Об изменениях Закона РСФСР «О земельной реформе» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 4);

статью 8 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1992 года N 3936-I «О внесении изменений в статью 7 Закона РСФСР «О земельной реформе» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 50, ст. 2962);

Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-I «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 26);

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4197-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 27);

статьи 3 и 5 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748).

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты и заключенные с субъектами Российской Федерации договоры в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.

Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.

Изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

К земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

До введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующих положений:

при переходе права на земельный участок от одного собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка к другому категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению;

иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды;

приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Впредь до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения субъекты Российской Федерации, оборот земель в которых до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулировался соответствующими законами указанных субъектов Российской Федерации, оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжают осуществлять в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

rg.ru

Изменения Земельного кодекса РФ, внесенные Федеральным законом 23 июня 2014 года № 171-ФЗ

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ (далее — «Закон») были внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации. Ниже мы приводим обзор важнейших, с нашей точки зрения, изменений, основная часть которых вступает в силу 1 марта 2015 года, за исключением отдельных и переходных положений, вступивших в силу 24 июня 2014 года.

Изменения, вступающие в силу 1 марта 2015 года

Закон вводит новое, более детализированное определение земельного участка, предусматривающее обязательное наличие у земельных участков идентифицирующих признаков. Теперь земельным участком как объектом права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее — «ЗК РФ») прав на землю является недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Закон устанавливает специальные положения земельного законодательства в отношении порядка образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — «государственные земли»). В частности, образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

• проект межевания территории (далее — «ПМТ»), утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — «ГрК РФ»);

• проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

• утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — «схема расположения земельного участка»).

Закон предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным ПМТ. К таким случаям, в частности, относится образование земельных участков:

• из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

• в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

• для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

При отсутствии утвержденного ПМТ образование земельных участков из государственных земель допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Закон вводит новые положения о схеме расположения земельного участка, которой в новой редакции ЗК РФ отводится одно из центральных мест в порядке образования земельных участков из государственных земель.

Так, схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории и содержит площадь каждого образуемого земельного участка и условные номера в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков. В зависимости от целей образования земельного участка подготовка схемы расположения земельного участка может обеспечиваться либо исполнительным органом государственной власти, либо органом местного самоуправления, либо гражданином, либо юридическим лицом. Форма схемы расположения земельного участка, требования к формату и подготовке должны быть установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при этом до их утверждения подготовка схемы расположения земельных участков осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет 2 (два) года. Такое решение является основанием для государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок.

Закон предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, таких, в частности, как несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному ПМТ, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка в границах территории, для которой утвержден ПМТ.

При этом образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения даже в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с ПМТ, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении.

Закон кардинально изменил порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, более не различается порядок предоставления таких земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового. Также не выделяются особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Закон устанавливает, что продажа государственных или муниципальных земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается. Предоставление таких земельных участков под застройку должно осуществляться преимущественно посредством их передачи в аренду будущим застройщикам. Исключение составляет закрытый перечень случаев, прямо предусмотренных ЗК РФ (в частности, предоставление земельного участка гражданину под ИЖС).

Продажа государственных и муниципальных земельных участков осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов (конкурс исключён). Возможность продажи земельных участков без проведения торгов предусмотрена в отдельных случаях, также прямо перечисленных в ЗК РФ (в основном, если участок предоставляется для личных, некоммерческих и (или) сельскохозяйственных целей).

Передача государственных и муниципальных земельных участков в аренду также должна осуществляться исключительно по результатам аукциона. Исключения из данного правила установлены в закрытом перечне и касаются, в основном, земельных участков, предоставляемых для государственных и общественно полезных целей (например, для выполнения международных обязательств РФ). Особо стоит отметить два исключения из вышеупомянутого правила, которые могут быть актуальны для бизнеса, когда предоставление земельного участка возможно без проведения аукциона:

• предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них;

• предоставление земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, собственникам таких объектов — допускается однократно и только для завершения их строительства.

Особо выделены случаи заключения арендаторами государственных и муниципальных земельных участков новых договоров аренды таких участков. Закон подчёркивает, что такие арендаторы не имеют преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды арендуемого ими земельного участка без проведения торгов. Предусмотрены исключения из данного запрета (они практически идентичны самим основаниям, когда земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов), а также совокупность условий, когда они могут быть реализованы арендатором.

Закон детально устанавливает порядок подготовки, организации, проведения и определения результатов аукционов по продаже государственных и муниципальных земельных участков и прав заключения договоров аренды таких участков. При этом данный порядок един как для случаев предоставления земельных участков для целей строительства, так и для случаев, не связанных с ним.

Установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных лиц (гражданина или юридического лица). В этом случае, в качестве первого этапа образования земельного участка и подготовки аукциона является подготовка заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать и не утвержден ПМТ), в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Однако в отношении земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов, установлен запрет на подготовку заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка. В данных случаях схема расположения земельного участка подготавливается соответствующим уполномоченным органом.

Закон вводит новый правовой институт — использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Такое использование допускается в отношении земель и участков, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и может осуществляться в следующих случаях:

• проведение инженерных изысканий;

• капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

• строительство временных или вспомогательных сооружений (ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

• осуществление геологического изучения недр;

• осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (исключение — земли и участки в границах земель лесного фонда).

Основанием для использования государственных и муниципальных земель и участков являются соответствующие разрешения уполномоченных органов власти, которые выдаются в установленном Правительством РФ порядке и действуют до дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Закон упоминает и особо выделяет ещё один случай использования государственных и муниципальных земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута — для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ. Размещение, установка и эксплуатация нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций при этом должны регулироваться соответствующими профильными федеральными законами, а иных объектов, определенных Правительством РФ, — нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Закон устанавливает, что предоставление права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для завершения строительства расположенного на нем объекта незавершенного строительства (далее — «ОНС») допустимо без проведения торгов, но только однократно. Правом на предоставление им участка в таком порядке обладают исключительно следующие лица:

1) собственник ОНС, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка; или

2) собственник ОНС в случае, если:

• уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов; либо

• судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в данном случае допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Во всех остальных случаях реализация земельного участка (прав на него) должна осуществляться на торгах.

По общему правилу, земельные участки для завершения строительства ОНС будут предоставляться на срок до трех лет.

Закон устанавливает специальное правило: в случае если право собственности на ОНС зарегистрировано до 1 марта 2015 года или соответствующий земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду до 1 марта 2015 года, собственник такого ОНС имеет право приобрести соответствующий земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения строительства ОНС без проведения торгов. Данное правило не применяется, если указанный земельный участок ранее был предоставлен в аренду любому из предыдущих собственников ОНС в соответствии с вышеописанным порядком.

Закон дополнил предусмотренные ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ») основания для прекращения права собственности новым основанием, в соответствии с которым допускается принудительное отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В случае прекращения действия договора аренды государственного земельного участка, предоставленного по результатам аукциона, ОНС, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Порядок проведения таких публичных торгов должен быть установлен Правительством РФ.

Требование в суд о продаже ОНС с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком. Требование о продаже ОНС не будет подлежать удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Начальная цена продажи ОНС определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

В случае прекращения действия договора аренды земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен ОНС, собственник недвижимости не приобретает права требовать передачи земельного участка (его части) в пользование, установленные ст. 272 ГК РФ.

Закон также исключает действие описанных выше норм в случае принудительного отчуждения ОНС в отношении объекта долевого строительства, строительство (создание) которого на находящемся в государственной или муниципальной собственности земельном участке на день прекращения действия договора аренды земельного участка не завершено.

Закон дополнил ЗК РФ новой главой, предусматривающей возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. Такой обмен допустим в двух случаях:

• когда частный земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд;

• когда в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и ПМТ частный земельный участок предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение такого объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.

Рассматриваемый обмен земельных участков подлежит оформлению посредством заключения их собственниками договора мены и должен быть произведён при соблюдении следующих условий:

• Здания и сооружения, расположенные на обмениваемых земельных участках, также должны быть предметом этого договора мены.

• Если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.

• Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

• Обмениваемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (за исключением объектов, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

• Цена обмениваемых участков должна быть равнозначной, за исключением случаев изъятия частного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, — собственнику такого участка может быть передан в собственность государственный или муниципальный участок, цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка, при условии, что:

a) собственник изымаемого участка дал своё согласие на такой обмен, и

b) ему возмещается разница между выкупной ценой изымаемого и передаваемого участков не позднее чем через 3 месяца со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

Закон вносит изменения в положения ЗК РФ о перераспределении земельных участков и вводит в ЗК РФ новую главу, регулирующую такое перераспределение. Устанавливается, что возможно не только перераспределение нескольких смежных земельных участков, но также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (т.е. части земной поверхности, не оформленной и не зарегистрированной в качестве объекта права — земельного участка). Вместе с тем, по смыслу рассматриваемого нововведения, земли могут быть вовлечены в перераспределение, только если в нём участвует хотя бы один оформленный земельный участок.

Новой главой ЗК РФ предусматриваются случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. Такое перераспределение допускается, если все перераспределяемые участки:

• не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута. В этом случае перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами власти; либо

• предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу (органу власти). В этом случае перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется на основании решения соответствующего органа власти.

Закон перечисляет требования к заключению и содержанию указанных выше соглашений и решений, а также устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих рассматриваемому перераспределению государственных и муниципальных земель и (или) земельных участков. В основном, данные препятствия связаны либо с защитой прав правообладателей перераспределяемых участков (например, отсутствие согласия собственника всех перераспределяемых участков), либо с необходимостью соблюдения требований градостроительства и кадастрового учета (в частности, если границы участвующего в перераспределении участка нуждаются в уточнении).

Закон расширил перечень случаев, когда разрешено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Теперь такое перераспределение допустимо, если оно осуществляется:

• в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным ПМТ;

• в целях образования участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ («Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд»), в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

• в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным ПМТ для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

• в отношении земель и (или) земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС.

В последних двух случаях площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть увеличена в результате перераспределения, но не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. При этом такое увеличение площади земельных участков за счет государственных и муниципальных земель и (или) земельных участков осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления (в зависимости от принадлежности соответствующих земель и земельных участков).

Перераспределение государственных и муниципальных земель и (или) земельных участков и частных земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, которое должно соответствовать утвержденному ПМТ либо (при отсутствии такового) — утвержденной схеме расположения земельного участка.

Закон устанавливает специальные правила установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В частности, Закон предусматривает возможность заключения соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в случае:

• размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

• проведения изыскательских работ;

• ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Указанный перечень не является исчерпывающим, что дает основания делать выводы о том, что возможно установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и в иных целях.

Рассматриваемые изменения в ЗК РФ закрепляют принцип платности такого сервитута, при этом плата по соглашению об установлении сервитута определяется в порядке, установленном либо Правительством РФ, либо органом государственной власти субъекта РФ, либо органом местного самоуправления в зависимости от собственности на земельный участок.

Существенным нововведением является возможность заключения соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3 (трех) лет по соглашению сторон без проведения кадастровых работ в отношении соответствующей части земельного участка, без осуществления государственного кадастрового учёта указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникшего в связи с установлением данного сервитута.

Закон дополняет ЗК РФ главой, определяющей случаи и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ. Так, указанная глава содержит закрытый перечень земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ. Кроме того, дополнительно урегулирован порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности.

С 2010 года в земельное законодательство введено понятие классификатора видов разрешенного использования земельных участков, но соответствующие нормы в настоящее время не являются рабочими, поскольку такой классификатор не утвержден. Ранее Минэконоразвития РФ предпринимало попытку разработать классификатор видов разрешенного использования, в результате чего был издан Приказ Минэкономразвития РФ № 630 от 29 октября 2013 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», но он был возвращен Минюстом РФ без регистрации.

Тем не менее, Закон устанавливает новое положение о том, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков (далее — «Классификатор») признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору. При этом до 1 января 2020 года органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки без проведения публичных слушаний по проекту соответствующих изменений в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с Классификатором.

Согласно поправкам, внесенным Законом, в случае, если право на недвижимое имущество возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании:

• заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо

• заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.

Внесены изменения, расширяющие полномочия Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, а также предусматривающие вовлечение земель, государственная собственность на которые не была разграничена.

Право гражданина приобрести земельный участок в собственность бесплатно.

Согласно изменениям, внесенным Законом, гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.

Ранее возможности для приобретения прав на землю были более ограниченными и не охватывали, в частности, случаи приобретения прав на строения в порядке наследования.

Приобретение земельного участка сельскохозяйственной категории/назначения, на котором отсутствуют здания/сооружения.

В случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15% его кадастровой стоимости. Данное правило не распространяется на территории субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным выше правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

Закон вносит изменения в более чем 30 нормативных актов, среди которых:

• Земельный кодекс, Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

• Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

• Часть I Гражданского кодекса Российской Федерации

• Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

• Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

• Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

• Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

• Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

• Закон «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ)

• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

• Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»

• Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

• Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

• Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

• Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

• Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

• Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства»

• Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»

• Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»»

• Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

• Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

sroroo.ru

Популярное:

  • Закон о музейном фонде рф 1996 Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ"О Музейном фонде Российской Федерации […]
  • Федеральный закон 261-фз от 08112007 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г N 184-фз Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 […]
  • 101 приказ о банке данных Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и […]
  • Приказ от 15082007 161-дсп Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД […]
  • 574 правила Положение Банка России от 28 декабря 2016 г. N 574-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" Положение Банка России […]
  • Закон номер 21 Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (с изменениями и […]
  • Закон санкт-петербурга 461-83 Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года) (с изменениями и дополнениями) Закон Санкт-Петербургаот 17 июля 2013 г. […]