Земля лесничества в собственность

Что делать, если земельный участок оказался в лес фонде?

Вы сделали геодезическую съёмку земельного участка, и оказалось что земельный участок «сидит» в лесу? Как быть? Как вывести земельный участок из леса?

Процедура вывода земельного участка из земель лесного фонда это довольно проблематичная и долгая процедура. Вывести границу участка из леса можно только в том случае, если у Вас есть документы, что земельный участок, которым вы пользуетесь, действительно находится за границами лесфонда. Очень поможет, если вы хоть раз проводили согласование границы вашего земельного участка (например, в 90-е года), и в ваших документах стоит печать и подпись о согласовании границы с гослесфондом.

В то время, когда гослесфонд ставили на учёт (проводили межевание) действительно было допущено множество ошибок, из-за которых у смежных с лесфондом землепользований возникает не мало проблем.

Для того, чтобы решить вопрос с выводом участка из леса, необходимо обратиться в само лесничество (в Приозеском районе — к директору ЛОГБУ Приозерского участкового лесничества Попкову А.Б.), если лесничество даст добро на корректировку лесного фонда и согласует границу Вашего земельного участка, то Вам необходимо будет ждать пока Лесничество подготовит все необходимые документы по корректировке лесного участка и вывода вашего участка из земель лесфонда.

Если же участковое лесничество откажет в согласовании границы Вашего земельного участка (это должен быть обоснованный отказ в письменной форме), то Вы имеете полное право оспаривать данное решение в судебном порядке. В случае, если Вы сможете доказать, что Ваш участок находится за границами лесного фонда, то Ваш участок выведут из границ леса по решению суда.

Что делать, если земельный участок оказался в лес фонде?

Вы сделали геодезическую съёмку земельного участка, и оказалось что земельный участок «сидит» в лесу? Как быть? Как вывести земельный участок из леса?

Процедура вывода земельного участка из земель лесного фонда это довольно проблематичная и долгая процедура. Вывести границу участка из леса можно только в том случае, если у Вас есть документы, что земельный участок, которым вы пользуетесь, действительно находится за границами лесфонда. Очень поможет, если вы хоть раз проводили согласование границы вашего земельного участка (например, в 90-е года), и в ваших документах стоит печать и подпись о согласовании границы с гослесфондом.

В то время, когда гослесфонд ставили на учёт (проводили межевание) действительно было допущено множество ошибок, из-за которых у смежных с лесфондом землепользований возникает не мало проблем.

Для того, чтобы решить вопрос с выводом участка из леса, необходимо обратиться в само лесничество (в Приозеском районе — к директору ЛОГБУ Приозерского участкового лесничества Попкову А.Б.), если лесничество даст добро на корректировку лесного фонда и согласует границу Вашего земельного участка, то Вам необходимо будет ждать пока Лесничество подготовит все необходимые документы по корректировке лесного участка и вывода вашего участка из земель лесфонда.

Если же участковое лесничество откажет в согласовании границы Вашего земельного участка (это должен быть обоснованный отказ в письменной форме), то Вы имеете полное право оспаривать данное решение в судебном порядке. В случае, если Вы сможете доказать, что Ваш участок находится за границами лесного фонда, то Ваш участок выведут из границ леса по решению суда.

Компания «Реестр» — занимается оформлением земельных участков; геодезической съемкой; составлением договоров купли-продажи, договоров дарения; оформлением в собственность, в аренду; межеванием земельных участков.

reestr-prio.ru

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2013 г. N Ф02-4804/13 по делу N А19-19271/2012 (ключевые темы: земли лесного фонда — земли сельскохозяйственного назначения — схема расположения земельного участка — дачное строительство — предоставление земельных участков)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2013 г. N Ф02-4804/13 по делу N А19-19271/2012

24 октября 2013 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,

судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции — Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее — Управление Росимущества, ОГРН 1103850013772, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Иркутского района Иркутского районного муниципального образования (далее — КУМИ Иркутского района) о признании недействительным распоряжения «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства «Дорожник» N 2259/з от 16.11.2011.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора — Агентства лесного хозяйства Иркутской области, ДНТ «Светлый», СНТ «Дорожник», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года решение суда от 17 апреля 2013 года оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование своих требований управление ссылается на то, что земельный участок относится к землям лесного фонда.

Агентство лесного хозяйства в отзыве поддержало доводы заявителя кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу КУМИ Иркутского района считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 27.01.2011 ДНТ «Светлый» обратилось к мэру Иркутского района с заявлением о выборе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения примерной площадью 9.8 га, находящегося в Иркутском районе на 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства «Дорожник» для дачного строительства и предварительного согласования места для размещения дачного некоммерческого товарищества (далее — ДНТ).

Распоряжением КУМИ Иркутского района N 2259/з от 16.12.2011 утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 810 кв. м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Ушаковского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства «Дорожник» и предназначенного для дачного строительства.

29.02.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 38:06:143519:5060 как земли сельскохозяйственного назначения.

Управление Росимущества, полагая, что КУМИ Иркутского района вышел за пределы предоставленных ему законодательством полномочий, поскольку утвердил схему расположения земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности заявителем, что спорный земельный участок не входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие или недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Из статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 , 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом , Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ).

Статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования, а в статье 20 того же Кодекса — перечень оснований предоставления земельных участков юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 12 , пунктом 1 статьи 13 , пунктами 1 и 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ выбор и предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

Из статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Иркутское лесничество организовано в составе территории бывшего ОГУ «Иркутсклес» и территории технического участка N 2 (АОЗТ «Ангарский») Баклашинского лесничества Шелеховского областного лесхоза — филиала ОГУ «Иркутсклес». Иркутское лесничество расположено в юго-восточной части Иркутской области Иркутского районного муниципального образования. Общая площадь Иркутского лесничества составляла 265369 га. Структура Иркутского лесничества и площади по состоянию на 01.01.2010 приведены в таблице 1, территориальное размещение в пределах границ Иркутского лесничества показано на прилагаемой карте-схеме.

Согласно лесохозяйственному регламенту Иркутского лесничества 2011 года, в структуру Иркутского лесничества входит, в том числе Хомутовское лесничество, Кайское, Технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ «Иркутское») кв. 1-5; 14. Согласно карте-схеме Иркутского лесничества общая площадь составляет 263527 га.

Материалами дела установлено, что площадь Иркутского лесничества изменена с 265369 га. до 263527 га., тогда как в свидетельстве о праве собственности площадь Иркутского лесничества указана как 265174,2983 га.

Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка, спорный участок учтен как земли сельскохозяйственного назначения.

Доказательств, за счет каких участков, кварталов, выделов произошло изменение площади земель лесного фонда и что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028, в материалы дела не представлено.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (ответы Кадастровой палаты от 22.02.2013, 05.04.2013, лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества 2010 года и 2011 года, карту-схему, и свидетельства о праве собственности от 21.07.2011 38АД 548028), из которых в совокупности невозможно установить, за счет каких участков, кварталов и выделов произошло изменение площади земель лесного фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве, посредством определения координат характерных точек таких границ, не определено, а по расположению и описанию местоположения земель лесного фонда не представляется возможным установить, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, указанного в свидетельстве о праве, в связи с чем правомерно, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, в связи с недоказанностью заявителем, что спорный земельный участок не входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028, признали распоряжение «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства «Дорожник» от 16.11.2011 N 2259/з соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274 , 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

www.garant.ru

Земля лесничества в собственность

27 мая 2010 г . г. Самара

Кировский районный суд Самарской области г.Самары в составе:

Председательствующего судьи: Маликовой Т.А.

При секретаре: Мигуновой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к министерству имущественных отношений о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что им, Б., -.-. 2 008 года в Министерство имущественных отношен ий Самарско й об л аст и было подано заявление о предоставлении в собстве н ность беспла тн о д ля ведения садоводства земельного участка площадью 1 336, 4 к в . м , р ас п оло ж ен н ого по адресу: Самарская область , г . Самара , Ки р овски й р а й он , Б.о. , участок б/н , что подтверждается рас п ис к ой М ини стерс т ва имущ е ст в ен ны х отношений. К за я влению о предос т авлени и зем е л ь н ог о уча с тк а был прил о ж е н весь
комплект ‘ документов , предусмотрен н ый земе л ьным зак о н о д а т ельс т вом и
Постановлением Правительства Сама рс ко й о бласти «О п о рядке р а спо р яжения
земельными участ к ами , госуд ар ст венна я с о бств е нность на к от ор ые не
разграничена , в городс к ом ок ру ге Сама ра» . В связ и с те м , что часть испрашиваемого земель н ого участка площадью 1 29 , 82 кв . м расположена в красных линиях проезда , 000 ПСБ «Г. » был а осуществлена к орректировка площади земельного участ к а и изго т овлен новы й план границ земельного участка площадью 899 , 8 кв.м . Н а основании отве т а М ини с т е р с тва пр ир о д н ых ресу рсов и о х раны окружающей среды Самарс к о й обла ст и о том, что указанный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № * Самарского лесничества, М инистерством имущественных отношен ий Сам ар с к о й облас ти ему было отказано в п редост а влении испрашиваемо г о земель н ого учас тк а в соб ств е нн ос т ь бес п л атн о д ля ведения садоводства со ссылкой на ст.27 Земель н ого К одекс а Р Ф , сог л асно которой земельные ! участки , входящие в сос т ав земель лесного фонда огран и чены в обороте и не предоставляются в частную собс т вен н ост ь. Считая о т каз Министерства и муществе нных отно ш ен ий С амарс к ой области в предост а влении ему в собстве нн ос ть бес п л атно испр а шиваем ого земельного участка для ведения садоводства н еза к о нн ы м и н еобос н ова н ным , он обра т ился в порядке главы 25 ГПК РФ федеральный суд Октябрьс к ого р а й она г . Самары. Федеральный суд Октябрьского района г.Самары. Определением от -.-.10г . заявление оставлено без рассмотрения, поскольку суд при ш ел к выводу, что его заявление носит имущественный характер и долж н о рассматриваться в
порядке искового производства по месту нахождения земельного участка.

Считает, что за ним может быть признано право собственности на
испрашиваемый земельный участок , несмотря на от каз Министерства
имущественных отношений Самарской области, поскольку испрашиваемый им в собственность земельный у часток не относится к категории к землям лесного фонда . Данное обстоя т ельс тв о установлено вступившим в законную силу Постановлением одиннад ц атого арбитражного апелляционного суда от -.-.09г . по делу А55.-2008 . Р асположение лесны х участков на землях населенных пунктов исключает их о тнесение к лесны м
участкам в ‘ составе земель лесного фонда . Таким образом , испрашиваемый им земельный участок , расположенны й в границах муниципального образования «городской округ Самара» в соответствии со ст.83 Земельного Кодекса РФ, относится к землям населенны х
пунктов, а не к землям лесного фонда . Тот факт, что испрашиваемый земельный участо к не исключен из государственно г о лесного реестра и расположен в * квартале Самарского лесничества, та к же не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства. До настоящего времени корректировка материалов лесоустройства 1995г . не о существлена , а действия Министерства природных ресурсов и охраны окр у жающей среды Самарской области по изготовлению нового плана лесного уч ас тка, расположенного по адресу : Самарская область , городской округ Самара, Самарское лесничество , Пригородное участковое лесничество , к варталы ***** (площадью 809 , 00га) признаны незаконным и Постановлением
Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от -.-.09 г . по делу А55./2008. Испрашиваемый им в собственность земельный участок, согласно
К а рте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе
Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городско й Думы от -.- .01 г .
61, находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) и его
ис п ользование для ведения садоводства соответствует основным разрешенным
ви дам использования недвижимости в данной зоне Испрашиваемый им земельный участок окружен малоэтажными жилыми домами и дорогой и никак не может являться участком лесного фонда или лесным участком земель населенных пунктов.

В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле», он праве получить однократно в собственность бесплатно земельный участок для ведения садоводства.

В силу изложенного, просит признать право собственности на земельный участок площадью 899, 8 кв.м., расположенный по адресу: Самарская обл., г.Самара, Кировский район, Б.о., участок б/н для ведения садоводства согласно прилагаемому проекту границ земельного участка, изготовленного ООО «ПСП «Г.».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Б.О.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Также дополнила, что право собственности на смежные земельные участки зарегистрировано за В., Ш. и К. Участки расположены в одной зоне. Поэтому испрашиваемый истом земельный участок не может относиться к категории лесных участков населенных пунктов.

В судебном заседании представитель ответчика министерства имущественных отношений Н. исковые требования не признала, представила отзыв, в котором указала, что министерством имущественных отношений было отказано истцу в предоставлении спорного земельного участка в порядке ст.9 Закона Самарской области «О земле» как первичного предоставления земельного участка, поскольку он относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № * Самарского лесничества. Согласно ст.28 Земельного кодекса, не допускается отказ в предоставлении земельных участков в собственность граждан, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Согласно ст.3, 6, 11 Лесного кодекса РФ, ст.3, 85 ЗК РФ, лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Ссылка истца на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от -.-.2009г. по делу № А55./2008, в котором указано, что вышеуказанный земельный участок не является лесным фондом и может быть предоставлен в собственность, не может быть принята во внимание, поскольку судом установлено, что квартал № * Самарского лесничества г.о.Самара является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, указанное постановление суда устанавливает основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве г.о.Самара, не изменяя при этом их имущественно-правовой режим как лесных участков.

Представитель министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области О. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что испрашиваемый участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № * Самарского лесничества. Ссылка истца на постановление Одиннадцатого Арбитражного суда Самарской области от -.-.2008г. является необоснованной, поскольку на момент его вынесения Департамент лесного хозяйства Самарской области не обладал полномочиями в сфере лесного законодательства, в т.ч. по ведению государственного лесного реестра. Министерство к участию в деле не привлекалось. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от -.-.2008г. № 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Самарское лесничество, согласно данному приказу, находится на землях лесного фонда. Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008г. № 149 «Об утверждении лесного плана Самарской области» зафиксировано, что Самарское лесничество находится на землях лесного фонда. Таким образом, в соответствии с государственным лесным реестром и указанными нормативными правовыми актами, территория, занимаемая Самарским лесничеством, относится к землям лесного фонда. Документы градостроительного зонирования должны разрабатываться и вводиться в действе при условии учета норм лесного законодательства, определяющих имущественно-правовой режим лесных участков, и в согласованности с ними. Законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Действующее законодательство не допускает возможности ограничения лесных участков как земель общего пользования от иных земельных участков красными линиями при разработке градостроительной документации. Отнесение судебным актом лесных участков к категории «земли поселений» не является основанием для исключения их из состава земель лесного фонда. Указание в кадастровом плане на категорию земель «земли населенных пунктов» не исключает отнесение участка к одной из специальных категорий, в том числе к землям лесного фонда. В границах муниципальных образований могут быть земли любых категорий. Кроме того, есть основания полагать, что испрашиваемый участок находится в границах особо охраняемой территории регионального значения. В соответствии с п.25, 26 Приложения к решению исполкома областного Совета народных депутатов трудящихся № 566 от -.-.1967 «Об охране природных типичных ландшафтов и памятников природы в области» кварталы № * и * Пригородного лесничества городской части г.Куйбышева площадью 90 и 124 га отнесены к памятникам природы регионального (областного) значения. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность.

Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Б. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что в соответствии с Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от -.-.2001г. № 61, указанный земельный участок находится в зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).

Представитель администрации г.о.Самара С. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от -.-.2009г., спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № * Самарского лесничества.

Представитель УФАКОН по Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности…

Судом установлено, что -.-.2009г. Б. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, Б.о., участок б/н, площадью 899, 80 кв.м., используемого для ведения садоводства.

Из сообщения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара № Д05 следует, что согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от -.-.2001г., испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5). Использование земельного участка для садоводства соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости в данной зоне. Испрашиваемый земельный участок в красных линиях не расположен, к территории общего пользования не относится.

-.-.2009г. Б. отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, поскольку из министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области поступила информация, согласно которой испрашиваемый земельный участок не исключен из государственного лесного реестра, относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № * Самарского лесничества (л.д.23, 24).

Определением Октябрьского районного суда г.Самара от -.-.10г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от -.-.2010г., заявление Б. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства.

Согласно уведомлению УФАКОН по Самарской области № 63 от -.-.2008г., сведения о земельном участке: г.Самара, Кировский район, Б.о., участок б/н площадь 1336, 4 кв.м. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, а смежный с ним земельный участок поставлен на Государственный кадастровый учет с кадастровым номером 63:01.

По состоянию на -.-.2010г., сведения о данном земельном участке, согласно проекту установления границ и каталогу координат характерных точек границ земельного участка, выполненному ООО ПСБ «Г.», в государственном кадастре недвижимости не содержатся.

В базе данных территориального отдела № 1 по состоянию на 1992-1998г.. информация о предоставлении Б. каких-либо земельных участков на территории г.Самара отсутствует.

Истец просит признать за ним право собственности на спорный земельный участок в порядке ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле», ч.2 ст.28 Земельного Кодекса РФ.

В силу ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле», Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1)для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства — в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3) для садоводства; 4) для огородничества; 5) для животноводства; 6) для индивидуального жилищного строительства: а) гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. б) молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области; в) врачам общей практики и медицинским сестрам врачей общей практики, оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению в офисах врачей общей практики. г) специалистам, имеющим высшее или среднее профессиональное (сельскохозяйственное) образование и принятым на работу в сельскохозяйственную организацию или крестьянское (фермерское) хозяйство, расположенные на территории сельского населенного пункта или поселка городского типа, находящихся в муниципальном районе Самарской области; д) гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В силу 2.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле», Расположенный в границах населенного пункта земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный (созданные) до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР» жилой дом, сарай, гараж или баня, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок, если при этом фактическое использование данного земельного участка началось до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР».

Доказательств, что спорный земельный участок выделялся истцу на каких-либо основаниях, предусмотренных ст.9 Закона Самарской области «О земле», наличия на указанном земельном участке принадлежащих истцу на праве собственности строений, а также отнесения истца к какой-либо категории граждан, предусмотренных вышеназванной статьей, суду не представлено.

Таким образом, суду не представлено документов, подтверждающих права заявителя на данный земельный участок, либо право на предоставление ему данного земельного участка государственными органами, органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно ст.6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст.129 ГК РФ земля может отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой ее оборот допускается законом о земле.

Статьями 29,30,31,32 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков гражданам в собственность осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, принятию которого предшествуют проведение комплекса работ по формированию земельных участков для обретения ими статуса недвижимого имущества.

Статьями 11,13,14 «Правил застройки и землепользования в городе Самаре», утвержденных Постановлением Самарской городской Думы № 61 от 26.04.2001 года предусмотрено, что передача земельных участков осуществляется после подготовки комплекса документов, необходимых для возникновения прав на участок у будущего владельца. Обязательным приложением к документам о правах на земельный участок является план земельного участка, который должен содержать чертеж границ земельного участка с указанием адреса расположения земельного участка и так далее. План земельного участка должен быть утвержден Управлением главного архитектора города Департамента строительства и архитектуры Администрации города и удостоверен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Самары. Только после присвоения земельному участку кадастрового номера и постановки его на государственный кадастровый учет, земля в установленных границах становиться объектом земельных отношений – земельный участок, приобретает статус недвижимого имущества, включается в гражданский оборот и может выступать объектом гражданских прав.

В соответствии со ст.16 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 — 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч.2 ст.40 данного Федерального Закона).

В обоснование исковых требований истцом представлен проект установления границ земельного участка, выполненный ООО ПСБ «Г.». Между тем, границы земельного участка не согласованы, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, то есть не сформирован. Также суду не представлено достоверных доказательств отсутствия прав на спорный участок третьих лиц. Так, из акта согласования местоположения границы земельного участка следует, что В.Ю.В., В.И.В., Ш.Ю.Е. отказали истцу в согласовании границ, т.к. между принадлежащими им земельными участками и участком Б. существуют неоформленные участки, смежные с участком Б.

Доводы представителя истца о том, что согласно Постановлению одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от -.-.2009г. по делу № А55./2008г. испрашиваемый земельный участок был незаконно включен в государственный лесной реестр, также не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку данным Постановлением установлено, что квартал № * Самарского лесничества является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено, что спорный земельный участок не исключен из государственного лесного реестра.

Согласно сообщению министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области № 27 от -.-.2010г., указанный участок числится в государственном лесном реестре, относится к землям лесного фонда и находится в квартале № * Самарского лесничества.

При этом следует отметить, что в заявлении заявитель указывает на то, что оспариваемый участок не входит в состав земель лесного фонда, о днако, данный участок занят городскими лесами и находится на территории Самарского лесничества. Городские леса в соответствии со ст.23, 102 Лесного кодекса РФ, п. 11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ, п.9 ст. 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов, используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.

При этом п.3 ст.4 Градостроительного кодекса установлено, что к градостроительным отношениям применяется лесное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

При этом в силу положений земельного кодекса РФ, п.2, 3 ст.3 Лесного кодекса РФ, для имущественных отношений по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

Статьей 6 Лесного кодекса определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В соответствии со статьей 8 кодекса, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 5.1. Закона Самарской области «О земле», полномочия по распоряжению указанными лесными участками отнесены к Правительству Самарской области или уполномоченному им органу исполнительной власти Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009г. № 34 «О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области», осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

Более того, на основании действующего законодательства, городские леса подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд.

Лесной кодекс РФ предусматривает следующие формы предоставления лесных участков: постоянное (бессрочное) пользование; безвозмездное срочное пользование; аренда.

В озможности передачи в собственность гражданину лесного участка в Лесном кодексе не содержится.

Кроме того, в соответствии с Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 26 января 2006 года №3 «О резервировании земельных участков городских лесов городов Самары, Тольятти, Новокуйбышевска» под особо охраняемые природные территории и об ограничении на них хозяйственной деятельности», в целях сохранения городских лесов зарезервированы земельные участки городских лесов под особо охраняемые природные территории регионального значения, находящиеся в пределах административных границ городов Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, в соответствии с материалами лесоустройства.

Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок является участком лесов, расположенных на землях городских поселений, находится в федеральной собственности, в связи с чем оборот земельного участка ограничен. Кроме того, земельные участки городских лесов, находящиеся в пределах административных границ города Самары зарезервированы под особо охраняемые природные территории регионального значения, спорный земельный участок расположен в зоне памятников природы. До настоящего времени испрашиваемый земельный участок не исключен из государственного лесного реестра.

В соответствии со ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участок в из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.3, 6, 11 ЛК РФ, ст.ст.3, 85 ЗК РФ, лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.

Согласно ст.6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ст.10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

На основании ч.1, 2 ст.23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также располагаются на землях поселений, на которых расположены городские леса.

В соответствии со ст. 102 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам, на которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Доводы истца о том, что в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка расположены земельные участки, право собственности на которые оформлено за Ш., В., К., не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку предметом настоящего судебного рассмотрения является конкретный спорный земельный участок, основания предоставления других земельных участков третьим лицам не могут подтверждать права истца на испрашиваемый земельный участок.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

В удовлетворении исковых требований Б. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 899, 8 кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, Б.о., участок б/н для ведения садоводства, согласно прилагаемому проекту границ земельного участка, изготовленного ООО «ПСБ «Г.», отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2010г.

kirovsky.sam.sudrf.ru

Популярное:

  • Из юриста в продавцы Дипломированных юристов берут только в продавцы В понедельник в концертном зале "Россия" начался XIV Международный форум "Карьера" - крупнейшая ежегодная ярмарка вакансий, ориентированная на студентов и молодых специалистов. […]
  • Советский банк оформить кредит Отзывы о Банке Советский Доброго времени суток! Банк Советский самый ужасный банк в нашей стране. Взял кредит в данном банке 600 000 руб. навязали страховку на 90 000 руб., согласился т.к. неоднократно в других банках брал […]
  • Адвокат григоров в иркутске Виктор Григоров: «В 90-е годы справедливости было больше» Один из самых непримиримых и принципиальных правозащитников в Иркутской области Виктор Григоров выступал на стороне потерпевших в нашумевшем деле Анны Шавенковой, […]
  • Проблемы собственности в современной россии Проблемы собственности в современной россии Библиографическая ссылка на статью: Гурьянов П.А. Различные формы собственности в России: проблемы эффективности // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. […]
  • Приказ сбу 415 Человек не терпит насилия! Как рассказывают эксперты рынка транспортно-экспедиторское обслуживания, известная в этой сфере компания «Альфакоста Юкрейн» замешана в незаконной торговле с «ДНР/ЛНР». Имея давние связи по всей […]
  • Приказ на лимит кассы на 2013 год Определение лимита остатка кассы на 2012 год Расчет лимита кассы на 2012 год Кассовый лимит рассчитывается по одной из двух формул. Зависит это от того, есть ли у вашей организации торговая выручка или нет. Если у […]
  • Статья за моральный ущёрб Что такое компенсация морального вреда (ущерба)? В отличие от европейских стран, в России практика взыскания морального ущерба не так распространена. Впервые компенсация морального вреда появилась в 90-е годы. В Гражданском […]
  • Пенсия по-гречески Греческие зарисовки. Часть 1. Рыбный рынок в Салониках Рыба выложена всякая, я даже и названий-то таких не знаю, от самой маленькой, какой-нибудь барабульки, до больших с полприлавка, тунцов. На вид вся свежайшая; кажется, что […]